Кравкль Е. ЛИСТВЯНКА — ВОРОТА БАЙКАЛА. – Иркутск, 1998, 48 с.
ИСТОРИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ
ОЧЕРК И ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО
ПОСЕЛКУ И ЕГО ОКРЕСТНОСТЯМ
Эта книжка — первый
сборник-путеводитель посвященный Листвянке и составленный специально для Вас,
уважаемые гости Байкала. Впрочем все мы наверное гости на этом сказочном,
фантастически древнем берегу...
Итак, здесь Вы найдете
обстоятельный очерк истории и географии Листвянки, написанный в популярной,
познавательной форме. Материалом для очерка послужили редкие архивные документы
и публикации. Вы познакомитесь с историей Листвянки на протяжении более чем
трех веков ее существования. Сборник включает в себя также сведения касающиеся
местных достопримечательностей, сферы досуга и развлечений, расписания работы
различный заведений, время отправления общественного транспорта, цены на
местные товары и услуги, рекомендации туристам и другую полезную информацию.
Как говорится, присядем на дорожку и в добрый путь!
Евгений Кравкль, автор
сборника и житель Листвянки.
ЛИСТВЯНКА — ВОРОТА БАЙКАЛА
ТОЧКА НА КАРТЕ
На географических картах, на
глобусе Земли есть точки, которые отыскиваешь без труда, что называется с
первого взгляда. Это устья великих рек, оконечные мысы материков, океанские
архипелаги — неизменные ориентиры земной поверхности. Но среди таких
ориентиров есть особо приметные.
Довелось мне однажды
взглянуть на космический снимок большого района Восточной Сибири. Естественная
кривизна Земли, неразличимость государственных границ, неприметность городов и
дорог делает местность почти неузнаваемой. Только наткнувшись растерянным
взглядом на серебряный серпик Байкала и тоненькую, словно прочерченную алмазным
резцом ленточку Ангары, вздыхаешь с облегчением: тут уж не заблудишься!..
Повезло нашей Листвянке.
Легко и просто можно объяснить даже иностранцу её местонахождение у истока
Ангары, единственной байкальской беглянки. Впрочем, в серьёзных документах и
научной литературе принято именовать эту административную единицу Иркутского
района — поселком Лиственничное, но в обычных разговорах, а также на дорожном
щите при выезде значится ласково-уменьшительное — Листвянка.
Внимательного
путешественника неизменно поражает простота и точность топонимов —
географических названий, которые придумывались первопроходцами Сибири. Всем известна
лиственница — древнее, почти реликтовое, удивительно красивое дерево. Способное
неприхотливо обживать скалистые, продуваемые студеными ветрами склоны, каждый
год обновляет она свою хвойную крону, медленно формируя необыкновенно плотную,
тяжелую древесину ствола. Ценное дерево. Что может быть надежнее деревенского
сруба или свай байкальской пристани из лиственницы, которая от времени и воды
лишь прочнеет! Тянутся к небу на окрестных горах лиственницы, давшие название
месту, рассказывать о котором тем сложнее, чем обширнее и разнообразнее собранные
о нем исторические материалы. Очень многое связано с этим старинным поселением
русских людей на Байкале. С какой бы стороны не обращался взгляд исследователя
к Славному морю, будь то подвиги первопроходцев, история научных изысканий или
развитие великих торговых путей Сибири, он непременно встретится с упоминанием
Листвянки.
НА ДИКОМ БРЕГЕ
За свою историю Листвянка
знала времена расцвета и упадка, годы бурных всплесков и десятилетия затишья.
Ее появление непосредственно не связано с правительственными указами. Здесь в
полной мере проявился гордый, самостоятельный нрав сибиряков, их смекалка,
хозяйственность и основательность.
Чтобы понять логику первых
засельников взглянем на эти берега глазами русских, появившихся на Байкале в
1645 году Это были казаки сотника Ивана Галкина. К тому времени сюда приходили
иногда кочевые бурятские племена, влекомые к заповедным священным местам.
Неиссякаемая масса байкальской воды, завораживающее "течение Ангары, таинственный
Шаман-камень, чернеющий посреди её потока, сотни лет пробуждали в людях
мистический трепет. Звуки шаманских бубнов, всполохи ритуальных костров и
множество фантастических легенд создавали здесь невыразимую метафизическую
атмосферу.
Дойдя на своих стругах и
дощаниках по Ангаре до её истока, Иван Галкин «со товарищи» пристал к берегу в
том месте, где сейчас стоит деревня Никола, примерно в полутора километрах от
Шаман-камня вниз по Ангаре. Отсюда были совершены первые вылазки к берегам
Байкала. Местность нынешней Листвянки выглядела узкой прибрежной каменистой
террасой, к которой выходили несколько падей, покрытых сплошной тайгой.
(Падями в Сибири называют межгорные долины по дну которых чаще всего бежит
(«падает») ручей или речка). Ближайший к истоку Ангары мыс украшен был по преимуществу
лиственницами, а посему и назван был на план-картах Лиственничным мысом.
Через три года после
Галкина, здесь появился со своим отрядом основатель Иркутского острога Иван
Похабов, который переправившись через Байкал открыл путь через Селенгу в
Монголию, пробив таким образом «окно на Восток».
Первопроходцам было
совершенно очевидно, что место у истока Ангары не может быть использовано под
хлебопашество и огородничество, а потому и было оставлено оно без внимания на ближайшие
30-40 лет. Однако освоение Сибири шло своим чередом. Следом за служивыми людьми
шли искавшие вольной жизни на новых землях простые мужики. К этому
подталкивало их и то обстоятельство, что в Сибири никогда не было
крепостничества.
В 1701 году в Николе была
поставлена часовня, а вокруг расселились люди,; занявшиеся извозом по торговому
пути и рыбной ловлей. Здесь одному из жителей, а именно Роману Кислицыну
пришла в голову мысль поставить зимовье в одной из падей за Лиственничным
мысом, где можно было с успехом заняться соболиным промыслом. (Зимовье —
низкая, маленькая, с односкатной крышей избушка без окон, рубленая из бревен в
глухой тайге промысловыми людьми). Не теряя времени он осуществил свое предприятие,
отправившись однажды поутру с заткнутым за кушак топором. В течении следующих
25-30 лет его примеру последовали Шишелов, Елизов, Шипунов, Игнатьев, Толмачев,
Кашкарев и Челканов.
Благодаря материалам из
архива И.И. Веселова нам известны таким образом имена первых засельников
Листвянки. Представители некоторых из этих фамилий до сих пор живут и
здравствуют в Листвянке. Это позволяет современникам особенно остро ощутить
корневое родство с предками. Сегодня, в конце XX века нас разделяет всего несколько
поколений...
Но вернемся к ним, первым засельникам
дикого брега. Решение ими принятое было удачным и к тому же, на редкость
прозорливым. Долина Ангары в районе Николы в любое время года довольно
холодное, насквозь продуваемое место, а главное, близилось время начала
байкальского судоходства и судостроения, ведь главными транспортными артериями
Российской империи являлись многочисленные реки и моря. Лиственничный запив,
особенно устье речки Крестовки были самым удобным в округе местом для закладки
пристани и судоверфи. В отличии от местных жителей, исходивших вдоль и поперек
здешние берега и окрестную тайгу, такие климатические и практические тонкости
решившие дело, не очень заметны случайному наблюдателю. Известен и поучителен в
этом смысле отрывок из путевых заметок одного такого постороннего наблюдателя.
Им оказался Антон Павлович Чехов, проезжавший здесь 13 июня 1890 года по дороге
на Сахалин. «Ехали мы к Байкалу по берегу Ангары, которая берет начало из
Байкале и впадает в Енисей. Зрите карту. Берега живописные. Горы и горы, на
горах всплошную леса. Погода была чудная, тихая, солнечная, теплая, я ехал и
чувствовал почему-то, что я необыкновенно здоров, мне было так хорошо, что и
описать нельзя. Это вероятно после сидения в Иркутске и оттого, что берег
Ангары на Швейцарию похож. Что-то новое и оригинальное. Ехали по берегу,
доехали до устья и повернули влево, тут уж берег Байкала, который в Сибири
называется морем. Берега высокие, крутые, каменистые, лесистые, направо и
налево видны мысы, которые выдаются в море вроде Аю-Дага или феодосийского
Тохтебеля. Похоже на Крым. Станция Лиственничная расположена у самой воды и
поразительно похожа на Ялту, будь дома белые, совсем была бы Ялта. Только на
горах нет построек, так как горы слишком отвесны и строиться на них нельзя».
Может быть невольно вызовет
улыбку сравнение наших мест с Крымом, Ялтой, Швейцарией, но таковы уж
особенности первого, восторженного взгляда, когда в поисках точного
определения появляются самые неожиданные образы...
ОТ ДОЩАНИКА ДО ГАЛИОТА
Постепенно интересы жителей
байкальского берега переносятся от охотничьего и рыбного промысла на
обеспечение судоходства. В то время по Ангаре и Байкалу ходили на «дощаниках».
Этим словом на протяжении 250 лет байкальского судоходства определялись разные
виды судов, общим было только, что суда эти строились из досок в отличие от
ладей, долбленых челнов и стругов. В годы многочисленных военных, посольских и
торговых экспедиций численность таких судов в караванах достигала 20 и более.
Одинаково тихоходные под парусом и на веслах, плохо управляемые дощаники
обладали все же ценным качеством — большой грузоподъемностью, что позволяло
перебрасывать через Байкал значительные партии грузов и людей. Однако перевозки
носили нерегулярный характер в то время, как интересы государства настойчиво
требовали создания постоянной, казенной переправы. Документы, относящиеся к
этому периоду большей частью были уничтожены иркутским пожаром 1879 года. По
материалам морского офицера штаба генерал-губернатора Н.Н. Муравьева-Амурского
капитана-лейтенанта А. Сгибнева, собранным в архиве еще до пожара, мы знаем,
что первая регулярная переправа через Байкал была устроена в 1726 году. Как нам
известно, к тому времени берег Листвянки мало-помалу обживали несколько семей.
Переправа соединила Лиственничное на западном берегу и Посольский монастырь на
восточном. С каждой стороны постоянно находилось два судна — бот и морская
лодка. Переправой этой успешно воспользовалось русское посольство в Китае.
Возглавлявший его Савва Владиславович Рагузинский отправился через Байкал со
своей свитой числом 120 человек. Итак, регулярное казенное судоходство
началось на Байкале именно с Листвянки. Согласимся — местному патриоту уже
есть чем гордиться.
Параллельно с казенным
зарождалось и частное, купеческое судоходство. Здесь мы опять встречаем имена,
уже известные нам. Тихон Шипунов и Александр Шишелов — первые листвянские
засельники, выходцы из Николы и Большой Речки положили начало байкальскому
частному парусному судоходству. Боты и дощаники тогда делались в Иркутске, а к
Байкалу вверх по течению Ангары их поднимали бечевой.
Более суровых для плавания
условий, чем на Байкале, трудно представить. Здесь нередки как неожиданные,
яростные штормы, так и длительные безветрия. Высокобортные, неуклюжие дощаники
под тяжелыми, прямыми парусами могли «перебегать» Байкал только при ровном
попутном ветре. Большую же часть времени, плавания длились в вынужденных
отстоях по немногочисленным бухтам, где можно было укрыться от крутой волны, а
то прямо посреди моря, если вдруг наступало безветрие. Никто не пускался в
плавание не имея двухнедельного запаса провизии. И все же, несмотря на
неторопливость и осторожность суда и люди нередко гибли.
Но никакие опасности на
могли остановить «хождения» по Байкалу. Снова и снова, помолившись Святому
Николаю, мореходы-самоучки везли в Забайкалье хлеб, припасы, из
Верхне-Ангарска и Селенгинска рыбу, из Кяхты — выменянные у китайцев товары.
Более-менее надежные и
безопасные рейсы начались с 1789 года, когда в Иркутске стали строить галиоты —
парусные суда морского типа. Известны их гордые имена — «Посольство»,
Александр», «Николай», «Ермак», «Иртыш». Следующие полвека галиоты исправно
возили казенную почту, военные грузы, ссыльно-каторжан и солдат. Это были
легендарные, полные приключений и трагедий времена Кого только не видел Байкал.
Авантюристы и золотоискатели, члены экспедиции Витуса Беринга, дипломаты и
ссыльные декабристы... Неслись к пустынным берегам протяжные русские песни.
Пелась и самая знаменитая из них — «Славное море — Священный Байкал», сочиненная
Дмитрием Давыдовым (родственником поэта-гусара Дениса Давыдова) и ставшая
народной. Нет смысла приводить общеизвестный текст, заметим только, что по
утверждению знатоков местной истории, сюжетом песни о плавании в бочке по
Байкалу послужила одна из подлинных историй. Подобные были и легенды составили
своеобразный байкальский и каторжанский фольклор. В самом деле, омулевая бочка
внушительных размеров, загруженная для остойчивости камнями, снабженная
«дыроватым кафтаном» на шесте вместо паруса, вполне могла потихоньку пересечь
Байкал, подгоняемая одним из северовосточных байкальских ветров, а именно —
«баргузином». (Все основные направления байкальских ветров имеют собственные
названия). Так неким отчаянным смельчаком была реализована идея самой экзотической
байкальской переправы: на каторгу — в трюме галиота, а на волю — в омулевой
бочке.
Почти постоянно галиоты
можно было видеть на рейде Листвянки, где шла тем временем своя жизнь: рубились
новые избы, пристани, основывались династии байкальских купцов, которые на
свой страх и риск затевали промыслы и торговлю. Любопытен рассказ старожила
села Николая Дмитриевича Стрекаловского, записанный в начале века И.И.
Веселовым: «...Наш прадед Павел Леонтьевич держал лодки — рыбу возить из Ангарска,
назывались они «струговые». На них грузили рыбу, бочек 15-20. Так вот малы ему
стали, надо больше. Нарубил лесу и выстроил себе карбаз, пудов на тыщу, на полторы
закатил. Нагрузил его спиртом и пошел в Ангарск за рыбой. Перебежал к Селенге и
там его прихватила погода, осенью здесь лютые ветра бывают, бросил он якорь и
встал на отстой. Ходили тогда на парусах, а о машинах и понятьев не имели.
Вдруг откуда ни возьмись — поднялась «горная» (порывистый северо-западный
ветер). В море свету не видать.
— Павла Леонтьич! — кричат
ему с берега, — крепись, погода идет! Горная!
— Ну, че мне ваша горна — у
меня против ее якорь, да спирту двести ведер!..»
Ничего не скажешь, редкого
самообладания были люди, если и через сто лет бережно передавались изустно
рассказы об их делах и купеческом ухарстве...
С ИМЕНЕМ СВЯТОГО НИКОЛАЯ
Итак, в первой половине
Т9-го века по Байкалу ходила целая флотилия парусных и гребных,
правительственных и частных судов, обслуживались селения и остроги, вывозился
ангарский омуль и баргузинский соболь.
Деревня Лиственничное
оказалась главной байкальской пристанью, узловым пунктом сообщения с
заграницей. Созданная и обжитая простым сибирским людом она стала важной
административной точкой на карте великой Российской империи.
И все-таки, хоть Лиственничное
и приобрело первенствующее положение среди ближайших деревень с населением 200
человек, оно все-таки по общепринятым меркам считалось деревней. Статус села,
помимо прочего. Листвянке могла дать своя приходская церковь. И вот, в 1843
году из села Николы в Лиственничное переносится новая церковь, а в Николе
оставляется старая, простоявшая к тому времени более ста лет.
Новая Свято-Никольская
церковь по преданию была выстроена на средства одного купца, чудесным образом
спасшегося на Ангаре. По рассказу этого купца, прежде не отличавшемуся
особенным благочестием, не утонул он только благодаря молитве, обращенной к
Святому Николаю, очень почитаемому среди мореходов и рыбаков. В последний
момент гибнущего купца словно взял кто-то за шиворот и поставил на сухую землю.
Спасшийся и потрясенный чудом купец, не сходя с места дал обет выстроить во имя
Святого Николая православный храм. Свое обещание перед Богом он сдержал — церковь
вскоре была заложена. Но до завершения строительства купец не дожил — ее достроила
его вдова...
Лиственничное обзавелось
храмом и стало селом. Более ста лет церковь простояла у самого берега Байкала.
Здесь крестились и отпевались поколения наших земляков, освящал батюшка новые
постройки и благословлял мореходов... Но на этом ее удивительная история не
окончилась. Предстоял еще один перенос. Это произошло в конце 50-х годов нашего
века. Строилась Иркутская ГЭС и несколько поднимался уровень воды,
прокладывалось вдоль берега широкое асфальтовое шоссе. Самоотверженными усилиями
местной православной общины Свято-Никольская церковь вновь была разобрана и
перенесена на новое место — вглубь Крестовой пади. Там и стоит она сейчас на
берегу речки Крестовки, заставляя нас благодарно вспоминать своих спасителей и
подвижников. Пожалуй, это одна из самых любимых церквей в Прибайкалье,
настолько радует душу ее изысканная простота, патриархальное деревенское
очарование и покой. Не случайно именно здесь в свое время снимались сцены
популярного художественного фильма о декабристах «Звезда пленительного
счастья». Церковь действующая. Сюда идут прихожане, летом бывает много
туристов. Не забыты и старые традиции. Однажды, в начале января 1996 года
автор этих строк присутствовал при освящении кораблей и благословении команды,
отправлявшихся в зимнюю экспедицию по бурению и изучению байкальского дна.
Подошел черед затронуть
важную сторону жизни Листвянки. Это история научных изысканий на Байкале
ВО СЛАВУ НАУКИ
Первое, что можно видеть
въезжая в Листвянку это метеостанция «Исток Ангары» и чуть дальше за поворотом
шоссе — филиал Лимнологического института Российской Академии Наук. Здесь же
размещается знаменитый Байкальский музей, который ежегодно посещают десятки
тысяч туристов из многих стран мира. Живописную падь речки Каменушки, в которой
построено здание музея, давно облюбовали для своих стоянок участники научных
экспедиций. Недалеко, прямо над истоком Ангары возвышается вершина «Камень
Черского», названная именем знаменитого исследователя Байкала, геолога Ивана
Дементьевича Черского. Сюда ведет серпантин асфальтированного терренкура, а на
самой вершине устроена беседка с обзорной площадкой. Отсюда как на ладони
открывается взору почти вся южная котловина Байкала: на горизонте высятся белые
вершины хребта Хамар-Дабан; почти под ногами исток Ангары с Шаман-камнем, за
ним — порт-Байкал с причальными стенками, доком и подъездными путями; направо
— Ангара вплоть до Иркутского водохранилища, налево — за гостиницей «Интурист»
виднеется листвянская пристань, судоверфь, а над ними белеет телескоп
Байкальской обсерватории. Редкая по красоте и содержательности панорама места,
откуда по берегам и водам Байкала отправлялась не одна научная экспедиция.
А начиналось все, вероятно с
простых и совершенно безуспешных попыток здешних рыбаков измерить глубину
озера. Можно себе представить, как озадаченно чесали они затылки, подвязывая к
уходящей с борта лодки веревке все новые концы, а использовав веревочный запас
определяли глубину одним словом — бездна! «А глубина его великая, потому что
многажды мерили сажень по сту и больше, а дно не сыщут» так записал со слов
ангарчан русский посол в Монголию и Китай Николай Спафарий, проезжавший здесь в
1675 году. К тому времени землепроходец Курбат Иванов уже составил свой «Чертеж
Байкала и в Байкал падучим рекам», собрал сведения о рыбах и зверях, а протопоп
Аввакум в своем «Житии...» дал подробное описание байкальской природы. Аввакум
переплыл озеро в конце июля 1662 года, возвращаясь из ссылки в Даурии (Забайкалье).
Отрывок из «Жития...» относящийся к Байкалу довольно часто цитируется, но его
можно привести в этой главке нашего очерка потому что, как кажется, здесь в
своеобразной, зачаточной форме дается направление всей лимнологии — науки об
озерах. Тут вам и геоморфология, и гидрометеорология , и биология, и природные
ресурсы. Судите сами: «...Лодку починя паруса скропав, через море пошли.
Погода окинула на море и мы гребмя перегреблись: не больно в том месте широко,
— или со сто, или семьдесят верст. Егда к берегу пристали, восстала буря
ветреная, и на берегу насилу место обрели от волн. Около ево горы высокие,
утесы каменные и зело высоки, — двадцать тысящ верст и больше волочился, а не
видел таких нигде. Наверхе их полатки и повалуши, врата и столпы, ограда
каменная и дворы, — все богоделанно. Лук на них растет и чеснок, — больше
романовского луковицы и слаток зело. Там же растут и конопли богорасленныя, а
во дворах травы красныя и цветныи благовонны гораздо. Птиц зело много, гусей и
лебедей, — по морю, яко снег, плавают Рыбы в нем — осетры и таймени, стерледи
и омули и сиги и прочих родов много. Вода пресная, а нерпы и зайцы велики в
нем: во океане-море большом, живучи на Мезени, таких не видел. А рыбы зело
густо в нем...»
После создания Петром I
Российской Академии Наук на Байкале стали появляться настоящие научные экспедиции.
В их подробных отчетах неизменно указывалось, что добравшись на подводах и
рекой до Лиственничного, ученые часто обращались за содействием к местному
населению и такую помощь обязательно находили, как от простых людей, так и от
купцов. В этой связи справедливо было бы заметить, что природная отзывчивость
и любознательность наших земляков внесли свою лепту в развитие науки о Байкале.
Вот уже более ста лет исследования в Лиственничном не прерываются ни на один
год. Зимой и летом десятки ученых собирают научные данные об озере. В последние
годы все чаще появляются здесь и зарубежные экспедиции, такие как команда знаменитого
Кусто. Обработкой полученных материалов заняты несколько
научно-исследовательских организаций. Да Байкал и сам по себе — гигантская
естественная лаборатория живой природы, один из центров видообразования на
Земле. Из более чем 2630 видов животных и растений, найденных в озере к
настоящему времени, почти 2/3 эндемичны, то есть возникли в нем и нигде больше
в мире не встречаются. Вообще путь научного познания Байкала — более чем обширная
тема, ее содержание может составить сотни томов специальной литературы, а
потому вернемся к истории нашего поселка, а это прежде всего — история
пароходства и судостроения.
НА ПОЛНЫХ ПАРАХ
В середине прошлого века
наступила эра пароходства. 2-6 июня 1844 года в восемь часов вечера Иркутск
громом пушек и духовым оркестром встречал первый пароход «Николай I »,
построенный в деревне Грудинино под Иркутском на средства купца 1 гильдии
Мясникова. Через три праздничных дня в городе этот «трижды первый» пароход при
помощи своей паровой машины, отчаянно шлепая колесами, ушел вверх по Ангаре на
Байкал. Вторым пароходом был «Александр Невский» построенный на следующий год
и получивший свое название в честь победы над Байкалом, подобно победе Александра
Невского над шведами. Этот пароход главным образом являлся пароходом пассажирским
и имел хорошую, сильную машину Михаил Иванович Сиротин, родившийся в 1850 году
помнил его будучи ребенком 10-12 лет. В день праздника святого Александра
Невского пароход близко подходил к берегу вблизи его дома. Кают пассажирских на
палубе не было, были кожухи для колес и спардек, а при спардеке каюты
командиров. Пассажирские каюты были расположены в корпусе. Фальшборт был сделан
из медной решетки, от которой на известном расстоянии поднимались медные
стойки, подпирая тонкие пирерсы, на которые был натянут тент из голубого шелка.
Под тентом в хорошую погоду сидели пассажиры, на палубе были расставлены
столики и публика, любуясь природой, могла одновременно здесь же получать
завтраки, обеды и чай.
Командиром «Александра
Невского» был Михаил Прокопьевич Серебренников, житель Лиственничного.
Один за другим появлялись на
Байкале деревянные колесные пароходы, оглашая окрестности басовитыми гудками.
Для Лиственничного настала в полном смысле слова золотая пора. Поселок быстро
рос. Здесь составлялись богатые пароходные компании поднявшие торговые и
рыбные операции на сотни тысяч рублей. Особенно прибыльными стали торговые
связи с Кяхтой. Заметим, что через Лиственничное проходил основной в то время
путь торговли всей России с Востоком. Во время расцвета Компании Кяхтинского
пароходства из-за Байкала главным образом вывозились чаи самых разнообразных
сортов. К концу навигации в декабре месяце в Лиственничном чаями были завалены
все улицы, начиная от нынешней территории верфи до Крестовской пристани в Устье
Крестовки. А это около двух километров! Словом, на улицах чаи стояли как
штабеля дров и затрудняли проезд на лошадях. Чаи сплавляли за пароходами на
баржах в Иркутск, сплавляли на непаровых судах и зимою везли гужем по тракту.
Чаи частью поступали в магазины иркутских купцов, а остальные отправлялись по
всей Сибири и России.
И все же деревянные пароходы
были недостаточно надежны, особенно для пассажирских перевозок. К примеру
«Николай I» спустя восемь лет после постройки сгорел в бухте
Посольской от случайной искры. 12 октября 1869 года в два часа ночи в Лиственничном
в 70 саженях от берега сгорел деревянный пароход Компании Байкальского пароходства
«Генерал Корсаков» выстроенный и спущенный на воду в 1868 году. Пароход имел
машину в 60 сил и стоил 37 тысяч рублей. Кроме того пароход был загружен и
вскоре предполагался его отход в Нижне-Ангарск. Пожары возникали и на других
судах. Кроме того слабым местом были гребные колеса, особенно при большой
волне. Так, в том же 1869 году погиб деревянный «Иннокентий», проходивший к
тому времени всего три года. 100-сильная машина не смогла противостоять натиску
бури. Вместе с пароходом от которого осталось переломанное днище, погибло 30
человек...
Но уже появлялись в мире
винтовые цельнометаллические корабли. Первый такой корабль увидели в Листвянке
в 1883 году. Это был приобретенный купцом Шишеловым паровой катер «Иннокентий».
Вот как рассказывал об этом в 1923 году уже известный нам Н.В. Стрекаловский:
«...Чё раньше? Лодку сделать
и то сколь маяты было, а времени цело лето убить надо. Не хватало толку упруг
на железный напарий садить! Веревками привязывали. Проходит он на ней одно
лето, а веревка — сгнила, перетерлась и упруг как больной зуб — во все стороны
ходит — чапатся. А старики одно: как можно в суда железо садить! Построй из
железа судно — потонет! А я говорю ему: «А пошто чугунка, али ковшик пустой на
воде стоит?» — «Врешь ты все!» — «Да он же пустой — говорю — чё ему тонуть!».
Сердятся старики — не верят. И вот «Кешку-Кособокова» (местное название катера
«Иннокентий»), Шишелов купил. Строили его на низу, а по Ангаре на Байкал лошадьми
подымали. Узкий, высокий и сам весь железный. Старик увидал: «уй, да как же он
пойдет — перевернется!...» — Тогда, значит, говорил — потонет, таперь — перевернется!
Привезли «Кешку» в Листвянку, нагрузили в его котел, машину, он и сел, как надо.
Стал ходить, сколь десятков
лет прошло, и не потонул и не перевернулся... Это беда старики по старине были
— чё не говори, чё не скажи — ничему не верили!...»
В 1890 году Лиственничное с
числом населения, перевалившим за 500 человек, подошло к периоду своего
максимального развития. Великий Сибирский железнодорожный путь, строившийся
одновременно от Челябинска и от Владивостока в ближайшие годы должен быть
именно здесь соединиться. Между двумя разорванными частями дороги почти
непреодолимым препятствием встал Байкал и окружающие его горы. В императорском
Комитете по строительству бурно обсуждались два варианта: железнодорожная
паромная переправа и Кругобайкальская дорога со множеством сложнейших тоннелей
и мостов. В то время между Америкой и Канадой на озере Эри существовала
подобная переправа. Ее обслуживали стальные ледоколы-паромы. Но министр МПС
князь Хилков хорошо знал суровый характер нашего озера-моря. В результате
дискуссий к 1896 году в Англии были заказаны два ледокола для временной
паромной переправы через Байкал с параллельным строительством «кругобайкалки».