Рост и довольно быстрое развитие Иркутска в первые два века его существования определялись прежде всего общими закономерностями развития социально-экономических отношений в России, особенностями заселения Сибири, исключительно благоприятным положением города на перекрестке ряда важных путей, наличием плодородных земель в окрестностях, хорошими возможностями для занятий охотничьим и рыболовным промыслами. Иркутский острог возник на высоком незатопляемом берегу Ангары и занимал мыс, образованный излучиной Ангары и устьем Ушаковки, называвшейся первоначально Идой.
Строительство острога началось 6 июля 1661 г. силами небольшой группы казаков во главе с енисейским сыном боярским Яковом Похабовым. Первоначальное число его жителей-казаков составляло бсего 20 человек, а руководил ими казачий десятник Василий Ездаков. По размерам первый острог Иркутска был невелик, представлял собой прямоугольник со сторонами длиной в 19 и 17 метров.
В последнем издании известной книги об Иркутске ее авторы, вслед за московским историком А. Н. Копыловым, отрицают возможность существованиякакого-либопоселениярусских в районе Иркутска до 1661 г. Однако думается, последнюю точку в вопросе о поселении на острове Дьячем ставить еще рано. Остров Дьячий расположен в устье Иркута, ниже автодорожного моста через Иркут; ныне осталась лишь нижняя часть этого острова, составляющая примерно треть той площади, которую он занимал в середине XVII в. По старому преданию, зафиксированному в 30-х гг. XVIII в., то есть тогда, когда должны были бы жить дети первых иркутян, когда были еще свежи устные рассказы о первых годах Иркутска, на этом острове существовало поселение, основанное в 1652 г. Скорее всего, это могло быть сезонное, летнее поселение.
Новыйострогвначалеросоченьбыстро. Первая его маленькая крепость оказалась слишком тесной для постоянно прибывавших жителей, к тому же стены ее скоро сгнили. Поэтому в 1670 г. была построена новая крепость: острог значительно расширен,он увеличился по площади в 35 раз и занял территорию, составившую 0,01 кв. км. Проезжавший в 1675 г. через Иркутск посол России в Китай Спафарий насчитал в Иркутске 40 дворов, что должно соответствовать 200—300 жителям.Таким образом, за короткий срок население острога увеличилось в 10—15 раз.
В следующей четверти века Иркутск продолжал интенсивно развиваться, и в 1699 г. население города составило уже около одной тысячи жителей. Следовательно, за этот период численность его возросла примерно в четыре раза. Помимо благоприятного экономико-географического положения, такому стремительному росту способствовало также и превращение Иркутска в заметный административный центр. В 1682 г. сюда назначают воеводу, а 20 апреля 1686 г. Иркутск возводится в ранг города. Спустя еще четыре года он получает свой городской герб.
Несомненно, в связи с этими событиями было произведено новое расширение острога, В 1693 г. восточная и южная его стены (то есть обращенные в стороны современных Богоявленского собора и здания областного Совета) были перенесены на 22 м, а две остальные удлинены на такое же расстояние: длина каждой стены острога, приобретшего форму квадрата, достигла 130 м. Южная стена острога оказалась на той линии, где теперь находится Спасская церковь, встроенная прямо в острожную стену позже, в 17G6—1710 гг.
Уже к концу XVII в. Иркутск представлял собой не просто острог, но небольшой город, вокруг которого образовались многочисленные сельскохозяйственные поселения. В 1672 г. возник Вознесенский монастырь, а затем и деревня Монастырская — на месте современного поселка Жилкино. На левом берегу Ангары в 1675 г. Спафарий отметил заимку Ильи Могутова (где-то в районе современного железнодорожного вокзала) и деревню Вяткину (примерно на том месте, где железнодорожная линия отходит от Ангары в сторону остановки Академическая). В 1693 г. за рекой Идой строится Знаменский монастырь, вокруг него стало формироваться предместье. В конце XVII в. была известна «государева мельница» на реке Каё, а на реке Иде построил мельницы купец Ушаков, вследствие чего речка стала называться Ушаковкой.
В первой трети XVIII в. производство кирпича, кузнечных, литейных изделий, обработка в Иркутске продукции сельского хозяйства способствовали его развитию. В 1698 г. был отправлен первый торговый караван в Китай. Построение в самом начале XVIII в. гостиного двора свидетельствовало о том, что Иркутск приобретал все большее значение как транспортный узел и торговый город. Здесь складывается купеческое сословие, которое к 30-м гг. XVIII в. обладало уже солидными капиталами.
Продолжало усиливаться и административное значение города: он становится центром одной из пяти провинций огромной Сибирской губернии, и в 1731 г. в Иркутск прибывает первый вице-губернатор. Все эти обстоятельства привели к дальнейшему быстрому росту населения. В 1714 г. китайские послы, проезжавшие через Иркутск, сообщали, что здесь живет более 800 семей; для 1735 г. известно число обывательских домов в городе — 939. Исходя из этих цифр, можнооценить численность населенияИркутска соответственно в три-четыре и пять-шесть тысяч жителей. Территория, занятая городом, по плану 1729 г. значительно увеличилась и достигла 1,4 кв. км. Таким образом, за эти 35 лет население продолжало возрастать примерно такимиже темпами, как в последней четверти XVII в., и увеличилось в пять-шесть раз.
Итак, первые 84 года существования Иркутска были временем самого стремительного его роста: за первые 14 лет число его жителей возросла в 10—15. раз, а за следующие 60 лет — еще в 23,5 раза (по росту числа дворов). Население города, занимавшее к концу этою периода небольшую территорию, ограниченную линией современной улицы К. Маркса, селилось довольно плотно: на 1 кв. км площади города приходилось 3,5—4,3 тысячи жителей.
В следующие 54 года рост населения города резко затормозился, численность его почти стабилизировалась и увеличивалась медленно. В 1791 г. в городе жило 9522 человека, разместившихся в 1508 домах. Таким образом, население увеличилось всего в 1,6—1,9 раза, то есть росло в 12 или более раз медленнее, чем в предшествующее шестидесятилетие. Очевидно, Иркутск превратился в довольно крупный город и в условиях низкой плотности населения Сибири и f1764 г. город становится центром губернии. относительно небольшого торгового и транспортного движения не мог расти быстрее. Тем не менее в городе происходят значительные изменения. Он развивается в сторону возвышенностей междуречья Ангары и Ушаковки, почти вплотную подходит к горе; все больше растет Знаменское предместье. Площадь, занятая городом, увеличивается более чем в 3 раза и составляет 4,5 кв. км. Средняя плотность населения уменьшается до 2,1 тысячи на кв. км; очевидно, дома размещались менее скученно. Продолжает развиваться торговля; к концу века иркутские купцы становятся богатейшими купцами в Сибири, ведут большую торговлю с Китаем, Монголией, основывают компанию, ведущую освоение Аляски и прилегающих к ней островов. В
В конце XVIII — первой половине XIX в. увеличивается значение Иркутска как торговец о, ремесленного, культурного города. С 1840-х гг. многие иркутские богачи с успехом занимаются золотопромышленностью, что способствует росту крупнейших купеческих капиталов, более богатой застройке Иркутска. Административная роль города в этот период достигает своего апогея: в 1803 г. он становится центром Сибирского генерал-губернаторства, а с 1822 г.— Восточно-Сибирского генерал-губернаторства. Все эти факты показывают, что в это семидесятилетие развитие Иркутска несколько убыстряется. Население его в 1862 г. составило 24,7 тысячи человек, то есть увеличилось в 2,6 раза. Граница города за это время продвинулась в сторону Петрушиной горы; возникла Рабочая слобода; на левом берегу Ангары окончательно сложилось Глазковскоепредместье.Площадь увеличилась (не считая водных пространств) до 6,5 кв. км, то есть на 44%. Плотность населения за это время выросла и достигла 3,8 тысячи человек на 1 кв. км. Это, вероятно, было связано с тем, что в Иркутске стали возводиться более крупные дома: в 1836 г. 19569 жителей размещались в 1958 домах, то есть в среднем по 10 человек в доме; в 1791 г. в каждом доме в среднем жило всего 6,3 человека. В первой четверти XIX в. Иркутск становится самым многолюдным городом Сибири.
Драматическим событием в жизни Иркутска стали пожары 22—24 июня 1879 г. Эта катастрофа уничтожила 75 городских кварталов. В огне сгорело 918 дворов с 3,5 тысячами построек. Общий, убыток от пожара составил более 30 млн. рублей. Пожар истребил приблизительно две трети всех городских построек, почти вся центральная часть города выгорела. Из главных улиц уцелела от пожара лишь Арсенальская (ныне — Дзержинского) да некоторые кварталы, примыкавшие к Ангаре. Было уничтожено много материальных и культурных ценностей.
Однако важное в административном, экономико-географическом, культурном значении положение Иркутска дало возможность городу оправиться после страшной катастрофы. Уже через два года почти четверть сгоревших зданий была восстановлена, а к началу 1890-х гг. пожарище застроено. Взамен исчезнувших зданий появились сотни новых. После пожара сеть центральных улиц почти не изменилась; были сохранены и их прежние названия. Но главные улицы преобразились. Центральные после пожара запрещено было застраивать деревянными домами. В город приехало несколько новых талантливых архитекторов. В результате облик центральной части Иркутска сильно изменился после пожара. Исчезли многие деревянные и каменные дома, построенные в XVIII — первой половине XIX в., почти весь центр был застроен крупными каменными и деревянными домами, значительная часть которых сохранилась до нашего времени.
На месте Гостиного двора и прилегающих площадей возникло обширное незастроенное пространство, которое получило название Тихвинской площади (по имени церкви, находившейся на месте здания промышленного объединения Востсибуголь).
В период капитализма несколько улучшились транспортные связи города.
К двум деревянным мостам через Ушаковку, построенным в 1829 и 1861 гг., прибавился понтонный мост через Ангару (1891). Он заменил паромную переправу в предместье Глазково, располагавшуюся несколько выше современного моста через Ангару. Второй перевоз через Ангару продолжал действовать, обеспечивая переправу на Московский тракт (там, где начиналась Ленинская улица — ныне Декабрьских Событий). Правда, понтонный мост не был лишен существенных недостатков: его приходилось разводить при движении пароходов, при рекоставе и ледоходе.
Большое значение для города имело сооружение Транссибирской магистрали. В 1898 г. в Иркутск пришел первый поезд. Железная дорога улучшила связь Сибири с Европейской Россией, способствовала росту товарооборота, усилила движение переселенцев в Сибири, вызвала к жизни новые отрасли промышленности. Поскольку в самом городе подходящие к Ангаре возвышенности не позволяли построить большую железнодорожную станцию, в 1894 г. был основан железнодорожный поселок Иннокентьевский, послуживший в дальнейшем ядром Ленинского района города Иркутска. Уже в 1917 г. его население, обслуживавшее станцию, депо, склады превысило восемь тысяч человек. Значительно расширилось Глазковское предместье, немалую часть жителей которого составил железнодорожный пролетариат. Около железнодорожного моста на левом берегу Иркута возник небольшой поселок (ныне им. Кирова). Знаменское предместье росло, расширяясь вниз по реке Ангаре и вверх по реке Ушаковке. Граница города продвинулась в сторону Байкала, за Иерусалимским кладбищем (ныне — Центральный парк культуры и отдыха) появилось десять Иерусалимских улиц.
Городское хозяйство к 1917 г. находилось в значительно лучшем положении, чем в середине XIX в. Большинство центральных улиц были вымощены камнем, появились и асфальтированные тротуары. В 1836 г. в городе появились извозчики, а с середины XIX в. центральные улицы начал освещаться фонарями (спиртоскипидарными и керосиновыми). В 1905 г. в городе вступил в действие водопровод, обслуживавший центральную часть города. С 1901 г. открываются первые электрические станции. В 1912 г. их насчитывалось уже 12. Мощности хватало на освещение административных зданий, магазинов и жилых домов центра; электрическими лампочками освещалась и Большая улица.
В период капитализма городское население возрастало довольно быстро. В 1897 г. в Иркутске насчитывалось 51,5 тысячи жителей, а в 1917 г.— уже 90,4 тысячи. За 55 лет городское население возросло в 3,66 раза! Тем не менее город потерял былое первенство в Сибири: в 1917 г. он оказался на третьем месте (после Омска и Томска). Площадь городских кварталов в это время достигла 12 кв. км, а плотность населения — 7,5 тысячи человек на кв. км.
За этот период, особенно в конце XIX — начале XX в., город украсился многими крупными зданиями, построенными талантливыми архитекторами, главным образом на центральных улицах.Стали сооружаться трехэтажные здания.
Многие из них строились богатыми владельцами как доходные дома, квартиры которых сдавались внаем и приносили своим хозяевам солидную прибыль.
Октябрьская революция нарушила естественное развитие города. Страна испытывала в 1920 г. большие трудности: первая мировая, а затем гражданская война потребовали огромных людских и материальных жертв и вызвала много разрушений. Поэтому найти средства для быстрого развития Иркутска было практически невозможно. Новое жилищно-коммунальное строительство началось в городе лишь с 1925—1926 гг., несколько активизировавшись в 30-х гг. В 1929 г. начинается строительство завода тяжелого машиностроения им. В. В. Куйбышева. Возводится чаепрессовочная фабрика. В крупный городской район превращается поселок около станции Иннокентьевская: его рост стал особенно быстрым в связи с размещением там авиационного завода. В районе предместья Жилкино возникает промышленный поселок с целым рядом предприятий пищевой промышленности. Продолжает развиваться Глазковское предместье, главным образом в связи с обслуживанием нужд железной дороги. В предместьях Марата и Рабочем открывается значительное число небольших предприятий, главным образом пищевой и кожевенной промышленности, складов и автохозяйств, которые перевозили грузы по Якутскому тракту. Поэтому город в несколько раз увеличился по территории и оказался расчлененным на районы, разделенные реками и болотами и слабо связанные друг с другом.
Индустриальное и жилищное строительство велось в Иркутске более медленными темпами по сравнению с рядом городов Урала и Западной Сибири. Каменные здания высотой два-пять этажей возводились главным образом в центре.
В этот период был осуществлен ряд интересных архитектурных проектов: здания Госбанка, управления Восточно-Сибирской железной дороги, гостиницы (ныне «Сибирь»), клубно-бытовой комбинат завода им. В. В. Куйбышева. Важным событием в жизни города стало завершение строительства железобетонного моста через Ангару (1936), обеспечившее надежную связь центра со Свердловским районом.
Нападение гитлеровской Германии на нашу страну означало для Иркутска не только огромные людские потери, отвлечение на военные нужды значительной части трудовых ресурсов, торможение социально-бытового развития городского хозяйства, но и прямое ухудшение условий жизни его населения. В городе были размещены эвакуированные с Запада военные предприятия, вокруг которых строились поселки барачного типа с низким уровнем благоустройства.
С 50-х гг. начинается более быстрое развитие Иркутска. В 1958 г. завершается строительство Иркутской ГЭС, создаются такие крупные предприятия как завод ЖБИ, Масложиркомбинат, завод крупнопанельных изделий, ТЭЦ-2, радиозавод и др. В настоящее время Иркутск является крупным промышленным центром, насчитывающим до 80 заводов и фабрик.
Население города за годы советской власти увеличилось более чем в шесть раз; в 1939 г. здесь жило 243 тысячи жителей, а в 1989 г.— уже более 620 тысяч. В результате развития промышленности изменился состав городского населения. Если в 1917 г. в материальном производстве города участвовало не более 10—15% его жителей1, то в 1939 г. в промышленности и строительствебылозанятоуже43,9%,ав 1984 г.— 66,3% населения.
В послевоенные годы были построены железобетонные мосты через Иркут, Ушаковку, введен в действие ряд виадуков. В 1978 г. пропустил первые потоки автотранспорта новый, длиной более одного километра, мост через Ангару в районе поселка Жилкино, В 1947 г. по юроду прошел первый трамвай, в 1972 г.—троллейбус, вступил в строй телецентр (1957). Построен Дворец культуры профсоюзов. В 1989 г. первые зрители вошли в зал Музыкального театра. Открылись новые кинотеатры, больницы, спортивные залы, магазины. И все же проблем в городе много. Несмотря на значительное жилищное строительство, очереди на получение квартир не сокращаются. Население плохо обеспечивается продовольствием и промышленными товарами. Вследствие того, что Иркутск расположен в естественной котловине и слабо продувается ветрами, он оказался одним из наиболее неблагополучных в экологическом отношении городов.