Несмотря на то, что по нынешним масштабам Иркутск был в XVIII—XIX вв. еще очень мал — в конце феодальной эпохи население составляло лишь 25-ю часть современного числа жителей,— уже в первые 200 лет его существования у иркутян сложились прочные патриотические и культурные традиции; уже в то время Иркутск стал пунктом, игравшим важную роль в укреплении дальневосточных границ Русского государства и установлении дружественных связей со странами Востока.
По сравнению с большинством городов Европейской России, классовый состав населения Иркутска имел значительные особенности, заключавшиеся прежде всего в большом удельном весе военно-служилого элемента. Так, по данным конца XVII в. приблизительно 65% жителей Иркутска являлись казаками, служилыми людьми (к ним отнесены и члены их семей). Из этого числа дворян было 2—3%. Посадское же население составляло около 35 % — в него входили люди, создававшие своим трудом материальные ценности. Сведения 1823 г. дают возможность более детально показать различные классы и сословия города.
Все население города в этом году было равно 14223 человекам. Число военных по сравнению с концом XVII в. уменьшилось до 38,8%, но оставалось весьма значительным. Чиновники и канцелярские служители составляли 8,1 %; число потомственных дворян было, конечно, значительно меньше, и, вероятно, их доля среди иркутян была почти такой же, как в конце XVII в. Духовенство составляло 3,3%. Таким образом, эти три категории населения вместе взятые давали половину общего числа жителей (50,2%), что объяснялось преимущественно военно-административным значением города. Тот слой населения, который в конце XVII в. именовался посадским, составлял в общей сложности в 1823 г. 49,8%. Из них в самом тяжелом положении находились дворовые люди, то есть крепостные: их было 207 человек (1,5%). Кроме дворовых людей к населению, занятому непосредственными трудовыми процессами, относились также мещане, цеховые, мастеровые и проживающие в городе крестьяне. Общая доля всех этих четырех категорийсоставляла46,2 %.Иркутскоекупечество, принадлежавшее к сословию, пользовавшемуся относительными привилегиями, оказалось самым могущественным в Сибири и составляло 2,1% всего населения города.
Первые проявления классовой борьбы можно проследить в Иркутске уже с конца XVII столетия. Дворяне-воеводы, а позже — вице-губернаторы, губернаторы и другие местные правители обладали в городе, многими тысячами верст отдаленном от столицы, огромной, иногда почти безграничной властью и чувствовали себя царьками. Поэтому противодействие жителей Иркутска и других подчиненных ему местностей произволу этих начальников было одним из видов социальной борьбы. В мае 1696 г. Иркутск стал свидетелем восстания забайкальских казаков, недовольных управлением иркутского воеводы А. Савелова, в частности, присвоившего казацкое жалование. В течение недели Иркутск находился в осаде. Непосредственных успехов восставшие не добились, но вскоре сами иркутяне, также недовольные самодурством Савелова, отстранили его от воеводства. К середине XVIII в. относятся многочисленные факты сопротивления горожан ряду администраторов-лихоимцев и притеснителей.
Большое значение для города имели политические ссыльные. Стремясь избавиться от своих противников, царизм отправлял их в Сибирь. В 1791 г. Иркутск увидел первого дворянского революционера А. Н. Радищева, направляющегося в Илимскую ссылку и прожившего в городе более трех месяцев.
Добрым словом вспоминали иркутяне декабристов. Выйдя на поселение в 30-х гг. XIX в., часть из них жила в ближайших к Иркутску селах и периодически бывала в городе. В 40-х гг. некоторые декабристы переезжают в Иркутск на постоянное жительство. Они оказывали огромное нравственное и культурное влияние на иркутян, а дома С. Г. Волконского и С. П. Трубецкого стали важнейшими культурными и общественными центрами города. В Иркутске переписывались и распространялись письма-памфлеты декабриста М. С. Лунина, критиковавшие самодержавие и крепостничество. Мы с полным основанием можем считать иркутянами тех декабристов, которые умерли и похоронены в нашем городе — Н. А. Панова, П. А. Муханова, И. В. Поджио, А. 3. Муравьева, А. П. Юшневского, В. А. Бечаснова. В Иркутске похоронена Е. И. Трубецкая, первая из женщин-декабристок решившаяся на добровольное изгнание в Сибирь, тем самым, по существу, высказав одобрение и поддержку тому делу, которому посвятили себя первые русские революционеры.
В конце 50-х гг. XIX в. в Иркутске появились петрашевцы. В городе жили организатор кружка М. В. Буташевич-Петрашевский, один из самых радикальных его участников Н.А. Спешнев, химик и технолог Ф. Н. Львов. Петрашевцы сумели придать иркутским газетам, начавшим выходить с 1857 г., демократический и обличительный характер. Они вместе с декабристом В. Ф. Раевским и прогрессивно настроенными иркутянами создали мощное общественное мнение, оппозиционное по отношению к иркутским властям, а в апреле 1859 г. провели целую кампанию протестов и демонстраций против высших местных чиновников в связи с организацией ими убийства чиновника Неклюдова. Одним из центров демократически настроенных кругов стала библиотека М.П. Шестунова, которую власти называли «якобинским клубом» и закрыли в 1859 г.
Уже в первой половине XIX в. складываются и патриотические традиции иркутян, их стремление участвовать в защите Отечества. В грозном 1812 г. жители Иркутска и губернии собрали значительные «денежные и вещественные пожертвования» на общую сумму более 170 тысяч рублей. Многие иркутяне геройски сражались против наполеоновских полков; их потери в этом бою достигли 40% общей численности. Один из этих полков носил название Иркутский гусарский.
Замечательные достижения Иркутск имел и в развитии культуры.
Уже в XVIII в. он становится одним из важных центров образования в Сибири. Первоначально иркутяне довольствовались домашними учителями. В 1725 г. возникает первая в Восточной Сибири школа при Вознесенском монастыре. Большинство ее воспитанников становились церковнослужителями. В 1754 г. в Иркутске возникает навигацкая школа — первое светское учебное заведение, носившее профессионально-технический характер. Выпускники школы служили штурманами на кораблях, составляли карты Сибири, географические описания многих уездов губернии. В конце XVIII в. в городе действовало семь различных школ и училищ. В первой половине XIX в. в Иркутске появляются школы, дававшие среднее образование. В 1805 г. начала действовать первая в Восточной Сибири мужская гимназия, а в 1845 г. открывается Девичий институт — родоначальник женских средних учебных заведений в Сибири.
Для развития культуры Иркутска важным периодом были 80-е гг. XVIII в. В это время здесь открылась вторая в России среди провинциальных городов (после Тулы) публичная библиотека, музей, возник любительский театр. В 1849— 1851 гг. XIX в. для театра было выстроено специальное здание, и на иркутской сцене ставились лучшие русские пьесы: «Горе от ума» А. С. Грибоедова, произведения Н. В. Гоголя и А. Н. Островского.
Из наиболее видных деятелей культуры Иркутска следует прежде всего отметить А. И. Лосева — архитектора, картографа, географа и историка конца XVIII — первой половины XIX вв. Одаренный разнообразными способностями и огромным трудолюбием, Лосев оставил заметный след в различных областях науки и практики. В Иркутске родился и длительное время жил писатель И. Т. Калашников, основоположник сибирского исторического романа.
Замечательным педагогом и историком был директор Иркутской мужской гимназии П. А. Словцов, написавший двухтомный труд по истории Сибири. Другим выдающимся педагогом и краеведом был С. С. Щукин, в течение полувека изучавший сибирскую природу, собиравший образцы трав и другие коллекции, систематически записывавший сведения о состоянии погоды. Он издал ряд ценных работ.
В конце второго столетия существования города в нем появились первые газеты — «Иркутские губернские ведомости» (1857) и «Амур» (1860). Эти газеты, в которых активное участие принимали политические ссыльные и передовая общественность Восточной Сибири, принадлежали к числу наиболее интересных провинциальных изданий того времени.
Существенна также роль Иркутска как центра освоения и закрепления за Россией восточносибирских и дальневосточных территорий. Став столицей всей обширной территории от Енисея до Тихого океана, Иркутск, естественно, превратился в базу для освоения этих обширных пространств. Через Иркутск проходили и получили здесь материальную поддержку многие научные экспедиции XVIII в. Через Иркутск проходили и военные отряды, двигавшиеся для охраны восточных границ страны. Во второй половине XVIII в. иркутские купцы стали заниматься обследованием и промышленным освоением Алеутских островов, а затем и Аляски. Особенно активную роль в этом деле сыграл замечательный мореплаватель Г. И. Шелихов, основавший в XVIII в. первые поселения Русской Америки. В 50-х гг. XIX в. под руководством генерал-губернатора Н. Н. Муравьева-Амурского была развернута большая хозяйственная, колонизационная и дипломатическая деятельность, завершившаяся в 1858—1860 гг. закреплением за Россией Приамурья и Приморья.
Иркутск рано стал городом, имевшим значительные связи с восточными странами. Торговые отношения с Китаем и Монголией вызвали интерес к их культуре. Недаром в Иркутске рано стали заниматься преподаванием восточных языков — этого требовали значительные международные связи города. Так, в 1790—1792 гг. в Иркутске велось обучение монгольскому, китайскому,маньчжурскому,японскому языкам.
Несмотря на то, что во второй половине XIX в. Иркутск продолжал оставаться городом с ничтожным количеством рабочего населения, немалая часть его жителей сочувствовала идеям необходимости прогрессивных изменений в государственном строе России. В Иркутске по-прежнему было много политических ссыльных. Здесь жил и скончался наш выдающийся земляк, историк-демократ А. П. Щапов, сосланный в Иркутск за резкий протест против расстрела крестьян с. Бездны (Казанская губерния). В 60—90-х гг. в городе проживали сотни польских повстанцев и революционеров-народников. В 1881 г. в Иркутске возник первый народовольческий кружок, членами которого были представители местной интеллигенции и гимназисты. Руководитель кружка учитель гимназии К. Г. Неустроев был арестован и в 1883 г. казнен за то, что дал пощечину генерал-губернатору Анучину, который явился в камеру Неустроева и стал его оскорблять.
В 1890-х гг. в городе появляются первые ссыльные марксисты. В декабре 1901 г. возникает Иркутский комитет РСДРП. Уже через несколько месяцев, в апреле-мае 1902 г., иркутские власти столкнулись с забастовками железнодорожников станции Иннокентьевская и Иркутского депо. С этого времени активность городских низов нарастает. Политические ссыльные по-прежнему служат идейными вдохновителями борьбы с самодержавием, но иркутяне выдвигают и местных вожаков (И. С. Якутов, А. И. Попов-Коновалов, В. И. Локуциевский).
В бурные месяцы 1905—1907 гг. Иркутск впервые жил относительно свободной и полной драматизма политической жизнью. Тысячи рабочих и служащих участвовали в демонстрациях, забастовках. Находившиеся в городе солдаты и казаки выступили в поддержку революции, сменили начальника гарнизона, с оружием в руках участвовали в демонстрациях, открыто посещали митинги. Были организованы рабочие дружины. Лишь в январе 1906 г. после ареста членов и активистов иркутского комитета РСДРП революционное движение в городе пошло на убыль.
И в период капитализма Иркутск был известен в России как город, славившийся своей культурой.Капиталыкупцов и золотопромышленников давали возможность строить прекрасные здания, следить за благоустройством главных улиц, тратить значительные средства на просвещение и развитие науки. Многие купцы (Трапезниковы, Медведниковы, Сибиряковы, Немчиновы, Базановы и др.) жертвовали крупные суммы на строительство и содержание больниц, приютов, учебных заведений. В состав местной интеллигенции с успехом включались политические ссыльные, которые вели обучение гуманитарным и точным наукам, иностранным языкам, играли большую роль в развитии науки, литературы, искусства. Поэтому Иркутск производил на приезжих впечатление европейского города не только внешнее, обладал и своей неповторимей высокой культурой,
Вот так характеризовал город этнограф П. Ровинский, посетивший его в 1870-х гг.:
Иркутск — щеголь: ни в одном из сибирских городов вы не найдете таких магазинов с предметами роскоши и изящного вкуса, таких изящных экипажей, такого блестящего, так сказать, общества, нигде нет такого движения, таких проявлений более развитого вкуса в литературе, науке, изящных искусствах. Иркутск — первый город в Сибири, в нем вкус и интеллигенция...
Всего с первого раза Иркутск очарует своей общественностью; то вы в ученом обществе, то в заседании, решающем экономические вопросы, то на литературном вечере, в купеческом клубе или дворянском собрании, театре, в саду минеральных вод, где только отборное общество, а сколько там учебных заведений: институт для девиц, гимназия мужская и женская, реальная прогимназия, духовная семинария, училище для девиц духовного звания, юнкерское училище». Научной и общественной жизни города способствовала деятельность отдела Русского географического общества, организовавшего десятки экспедиций для изучения Сибири; Общества врачей Восточной Сибири; Восточно-Сибирского отделения Русского технического общества (1867—1882). В 1867 г. в городе состоялся первый в Восточной Сибири педагогический съезд. В Иркутске постоянно действовал театр, в котором работала сильная актерская группа и где на гастролях выступали лучшие столичные силы. Очень активнойбыламузыкальнаяжизньИркутска. В театральных представлениях с конца XVIII в. участвовали местные оркестры; большой популярностью пользовалась опера. За предоктябрьские 20 лет в городе было поставлено 75 опер и 110 оперетт.
Велики заслуги Иркутска в просвещении. Перед 1917 г. в городе насчитывалось до 60 учебных заведений. В 1913 г. здесь было 7800 учащихся, что составляло примерно десятую часть всего населения. Город имел также крупные литературные и художественные силы. Наконец огромна роль Иркутска как одного из крупных русских центров журналистики. Большой популярностью пользовались прогрессивные газеты либерально-демократического направления - «Сибирь», выходившая в 1875—1887 гг. и «Восточное обозрение» (1886—1906). В 1908 г. в городе издавалось девять газет. Перед 1917 г. здесь печаталось несколько журналов и научных периодических изданий.
Состоявшиеся в октябре 1917 г. в Иркутске общесибирское совещание большевиков и I съезд Советов Сибири приняли решение о переходе в Сибири власти к Советам. Съезд избрал Центральный Исполнительный Комитет Советов Сибири (Центросибирь), располагавшийся в Иркутске. Однако противники большевиков имели в городе мощную экономическую и идеологическую базу, поскольку здесь было немало капиталистов, чиновников, интеллигенции. Военной опорой этого лагеря стали офицеры, юнкера, казачьи части.
В декабре развернулись ожесточенные бои в Иркутске. По масштабам они оказались крупнейшими в Сибири, да и во всей стране. В это время лишь в Москве в боях участвовало больше вооруженных сил и были большие жертвы с обеих сторон. Длительные сражения, вызвавшие в Иркутске немало разрушений и пожаров, окончились победой большевиков.
Однако далеко не все смирились с победой Советов. Эсеры и меньшевики выступили против новой власти. Войска атамана Семенова начали наступление на Забайкалье. В апреле 1918 г. высадились во Владивостоке японцы,а в мае начался мятеж чехословацкого корпуса. Отступая под натиском превосходящих сил противника, советские части в июле 1918 г. оставили Иркутск. В обстановке военного режима, арестов и казней началась борьба большевиков за организацию сопротивления в городе и губернии. Деятельность подпольных организаций, мощное партизанское движение подготовили восстание в Иркутске. Упорные бои, продолжавшиеся почти десять дней, привели к поражению белогвардейцев. 5 января 1920 г. отряды повстанцев вступили в центр города.
Началась полоса строительства «нового общества». В 20-х гг. действовал НЭП, ожививший хозяйственную жизнь города, в газетах довольно свободно обсуждались самые разнообразные вопросы, можно было высказывать но многим вопросам различные точки зрения.
Но уже с 1928 г. стал ощущаться поворот к отказу от НЭПа, превращению диктатуры партии в диктатуру личности. Начиналась политика грубого нарушения экономических законов хозяйствования, «раскулачивания», насильственного создания колхозов, индустриализации юрода за счет деревни и т. д. В том же году состоялся первый крупный процесс над «вредителями» в Шахтинском районе Донбасса. Материалы I краевой конференции ВКП(б) Восточно-Сибирского края (1931) свидетельствуют о том, что основы культа личности генерального секретаря уже закладывались в среде партийных руководителей: хотя большинство выступлений носило еще деловой характер и патетическая риторика позднейших лет не вошла в привычку, во многих речах и приветствиях роль Сталина в развитии страны явно преувеличивалась, а представитель Сретенска С.А. Альпов, предвосхищая трафареты зенита сталинщины, уже спешил заявить: «ТоварищСталин,являющийсявождемнашей партии, вождем мировой революции, в то же время является и крупнейшим ее теоретиком и мыслителем. Его труды — образец популяризации и дальнейшей разработки марксистско-ленинской теории».
В 30-х гг. были арестованы и затем погибли многие из большевиков, пользовавшихся авторитетом среди иркутян. В их числе — партийные руководители М. Н. Рютин, С. И. Сырцов, М. О. Разумов, писатель-партизан П. П. Петров и другие. Страна вступила в период диктатуры Сталина. Над каждым нависла угроза возможного ареста.
Вэтих условияхкультурагородаразвивалась весьма противоречиво. С одной стороны, ликвидировалась неграмотность,сведена к минимуму плата за обучение. Строились школы, открывались вузы, техникумы, библиотеки. Появилась Иркутская писательская организация, в городе было организовано несколько профессиональных театров, возник постоянный симфонический оркестр, художниками было создано немало запоминающихся полотен. Вводились в строй новые кинотеатры. Однако и в литературе, и в искусстве, и даже в науке обязанностью творческих работников стала пропаганда навязанных обществу взглядов.Высказывать идеи, расходившиеся с официальными, было трудно и даже опасно. Атмосфера безудержного восхваления Сталина и «наших успехов», очень часто мнимых, нигилистическое отношение к культурным ценностям, созданным в дореволюционной России и за рубежом, гипертрофия вульгаризированного «классового подхода», забвение или принижениеобщечеловеческихценностейоказывали сильное давление на развитие культуры.
Все это, наряду с обстановкой откровенного террора, создало трудные условия для развития подлинной культуры.
XX съезд КПСС, осудивший культ личности Сталина, ликвидировал наиболее вопиющие проявления сталинизма. Прекратились массовые репрессии, была реабилитирована часть безвинно пострадавших людей, несколько смягчилась цензура, появилась возможность более свободно высказывать свои мысли. Стала рассеиваться атмосфера постоянного страха.
Однако официальная идеология продолжала исповедовать те же основные принципы, изложенные Сталиным. Сохранялось господство бюрократической партийно-государственной системы. Отсутствовали правовые основы государства, Возможности демократического волеизъявления народа были серьезно ограничены. В этих условиях развитие культуры продолжалось все в той же, в основном «экстенсивной» форме. Строились новые школы, открывались новые вузы.
Иркутск продолжал оставаться одним из крупнейших центров культуры на востоке страны. Число вузов в нем увеличилось до 10. В 1949 i, был создан Восточно-Сибирский филиал АН СССР, позже вошедший в состав Сибирского отделения. В настоящее время в его структуру входит 9 научно-исследовательских институтов. В Иркутске появились свои академики и члены-корреспонденты Академии наук. Иркутские писатели А. В. Вампилов и В. Г. Распутин создали произведения, известные далеко за пределами Сибири.
Процесс перестройки, начало которой датируется 1985 г., внес свежую струю в общественную и культурную жизнь Иркутска. Расширение демократии, гласность, политические преобразования в государственном управлении активизировали все сферы общественной жизни. Возникло много новых общественных организаций, настроения народных масс получили возможность выплескиваться на улицу в виде различных демонстраций и манифестаций под лозунгами, невозможными ранее; появились неформальные объединения. Сняты запреты на ознакомление со многими духовными ценностями. Появились возможности, может быть, впервые за всю историю существования Иркутска, свободы мнений, беспрепятственного развития всех сфер духовной жизни общества.