ИЗ ИСТОРИИ ОХРАНЫ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПАМЯТНИКОВ ПРОШЛОГО
А.В. Дулов
ИЗ ИСТОРИИ ОХРАНЫ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПАМЯТНИКОВПРОШЛОГО
Местные административные, религиозные, общественные органы и отдельные лица стремились использовать и охранять памятники прошлого, которые являлись органической составной частью всего культурного наследия.
Дореволюционный период этой деятельности можно разделить на два этапа. Первый из них (до 1789 г.) клерикальный, второй, завершившийся 1917-м г.,— монархически-клерикальный. До 1789 г. церкви являлись наиболее важным, доминировавшим видом памятников истории и культуры, религиозное мировоззрение определяло политику создания, использования и пропаганды этих памятников. Церкви как бы совмещали в себе функции различных видов памятников, в том числе - исторических (чаще всего религиозно-исторических, поскольку церкви или их отдельные приделы посвящались различным святым, часто имевшим связь с местностью, где стояла церковь). Церкви служили также памятниками архитектуры. Внутри церквей имелись росписи, иконостасы, то есть те предметы, которые мы теперь относим к памятникам монументального, искусства.
Конечно, церкви (в XVII в. все они строились в нашем крае из дерева) не были тогда единственным видом памятников. Вероятно, в восточносибирских острогах XVII—XVIII вв. такую же роль играли главные башни острогов, которые представляли собой многоярусные сооружения, венчавшиеся символом самодержавия — двуглавым орлом.
Уже в 1675 г. один из образованнейших русских людей, Спафарий, проезжая через Иркутск, отметил, что Иркутский острог «строением зело хорош». Действительно, уже тогда жители Иркутска старались придать монументальную выразительность наиболее выдающимся городским сооружениям. В XVII в. ими были прежде всего башни острога, поднимавшиеся на высоту до 20 м..
В XVIII—XIX вв. господствующая роль в городском пейзаже переходит к каменным церквам, которые значительно превосходят по своей высоте рядовую городскую застройку и располагаются на наиболее выигрышных местах. Первым из этих сооружений была Спасская церковь, являющаяся ныне древнейшим каменным зданием Восточной Сибири. Недавно стал известен ее архитектор и руководитель строительства — талантливый зодчий М. И. Долгих.
Из иркутских церквей лучшей считается Крестовоздвиженская, возведенная на обозримом почти со всех сторон холме, отличающаяся стройным, устремленным ввысь силуэтом и богатейшей: орнаментовкой стен. Построенная в середине XVIII в., церковь признается ныне одним из самых интересных провинциальных культовых сооружений, упоминается в учебниках по истории русской архитектуры. В начале XVIII в. источники фиксируют появление еще одной разновидности памятников монументального искусства — мемориальных досок.
В 1704 г. было закончено строительство первого каменного здания в Иркутске — приказной избы, и внутри здания установили каменную плиту с вырезанной на ней текстом.
В 1789 г. к приезду в Иркутск генерал-губернатора И.А. Пиля впервые были выстроены триумфальные ворота, что положило начало нового этапа, важнейшей особенностью которого стало прославление в памятниках Иркутска монархов, реже — церковных или административных деятелей.
Выдающимся памятником архитектуры является Белый дом, построенный не позднее 1804 г. Этот замечательный дворец, созданный, по-видимому, по проекту архитектора Кваренги, выстроен в стиле русского классицизма. Он радует глаз строгой пропорциональностью, величественным шестиколонным портиком, изяществом и соразмерностью архитектурных деталей и украшений.
В 1804 г. Синод принял решение о канонизации первого иркутского епископа Иннокентия Кульчицкого, управлявшего епархией в 1727— 1731 гг.
В связи с этим останки Иннокентия были объявлены святыми мощами и, таким образом, признаны историко-религиозным памятником. Они находились в Вознесенском монастыре, в районе современного поселка Жилкино. В 1805 г. по этому поводу в городе состоялись пышные церковные церемонии. В 1921 г. комиссия под председательством секретаря обкома М. Н. Рютина вскрыла раку с останками епископа и вывезла их из Иркутска. Лишь в 1989 г. эта святыня православных сибиряков возвращается в Иркутск и устанавливается в Знаменском соборе.
В 1811—1813 гг. сооружаются по проекту архитектора Кругликова Московские Триумфальные ворота, установленные на берегу Ангары у перевоза через реку (в начале нынешней улицы Декабрьских Событий). Эти каменные ворота играли роль парадного въезда в город, отличались большой величиной (19 м высоты и более 16 — длины) и были видны издалека с Московского тракта. Создавались они в честь десятилетия со дня начала правления Александра I.
В 1871 г. в Иркутске был открыл Интендантский сад, устроенный на берегу Ушаковки, на. месте современного ИЗТМ. Сад с живописными выкопанными прудами, мостиками, .зелеными насаждениями, павильонами пользовался огромной, популярностью в Иркутске. Этот памятник ландшафтной архитектуры был уничтожен в конце 1920-х гг.
В 1870 г. местными властями сооружается в Иркутске часовня в память «чудесного спасения» Александра II от выстрела Д. Каракозова. В 1891 г. был построен триумфальный павильон. в честь приезда в Иркутск наследника престола, будущего императора Николая II.
Воздвигались памятники и культового зодчества. В 1877 г. на месте дома, где жил Иннокентий Кульчицкий, была построена в его память часовня (рядом со зданием костела). Появились, новые церкви. Большинство из них отличалось высокими эстетическими достоинствами. Из церквей XIX в. особого внимания заслуживает грандиозный Казанский собор (1893), построенный в нововизантийском стиле (теперь на этом месте Дом Советов). Рядом с ним располагался римско-католический костел (1885). Эти два храма вместе с более ранними Спасской и Богоявленской церквами образовали замечательный по красоте комплекс культовых сооружений.
Начиная с 20-х гг. XIX в. появляются и постепенно нарастают новые тенденции в деятельности, связанной с памятниками. Во второй четверти XIX в. революционеры и сочувствовавшие им стали сохранять и фиксировать места, связанные с политическими ссыльными.Этим занимались декабристы, а за ними — и новые поколения политических изгнанников.
Установленный в 1886 г. в Иркутске памятник историку-демократу А. П. Щапову стал первым в Восточной Сибири монументом политическому ссыльному, сооруженным на средства жителей города вопреки сопротивлению консервативных кругов.
Правда, во многих случаях могилы противников самодержавия все же не удавалось сохранить. Так, в Иркутске были утеряны могилы видных революционеров-шестидесятников Н.А. Серно-Соловьевича и И.А. Худякова, похороненных на Иерусалимском кладбище (ныне территория ЦПКиО).
Парная политическая борьба разгорелась вокруг памятника Александру III в Иркутске. Городская дума собирала средства на памятник сибирскому генерал-губернатору графу М.М. Сперанскому. Но бывший помощник шефа жандармов Пантелеев, назначенный в Иркутск генерал-губернатором, вынудил городскую думу высказаться, за сооружение памятника царю и организовал «добровольную» подписку на него.
29 августа 1908 г. во время торжественного открытия памятника члены РСДРП и сочувствовавшие им собрались на противоположном берегу Ангары, в роще «Звездочка», и устроили свой митинг. К этому дню местные социал-демократы издали прокламацию «Черный праздник». В ней была выражена надежда, что «ни истукан, ни черный праздник не. затмит сознание рабочих...». В этот день произошли массовые аресты. Более 60 человек оказались в тюрьме.
Начиная с 80-х гг. XIX в. активизируются археологические исследования. В 1871 г. при земляных работах в Иркутске впервые в России была открыта стоянка людей каменного века (Военный госпиталь в Знаменском предместье). Возникают общества, занимавшиеся охраной памятников прошлого: Иркутская ученая архивная комиссия (1911). В 1912 г. создается Церковно-историческое археологическое общество Иркутской епархии. Оно должно было следить за состоянием древних храмов и других культовых реликвий. В начале XX в. производятся обмеры ряда старых церквей, а И. И. Серебренников публикует брошюры о памятниках архитектуры Иркутской губернии.
В XIX — начале XX вв. в Иркутске появилось немало значительных построек общественной и жилой архитектуры. В 1858 г. возведены Амурские ворота, посвященные важному историческому событию — Айгунскому трактату с Китаем, закрепившему Приамурье за Россией. По проектам иркутских зодчих А. Я. Алексеева, А. И. Лосева, Я. А. Кругликова, А. Е. Разгальдеева, А. И. Кузнецова, А. П. Артюшкова, Н. И. Бойкова были построены сооружения, создавшие выразительный облик архитектуры отдаленного губернского города, соединенный с сибирской природой, соразмерный человеку, волнующий тихим покоем провинциальной торжественности нашего современника.
Определенными этапами в развитии архитектуры Иркутска следует считать составление первых генеральных планов города в конце XVIII в., использование типовых проектов зданий в первой половине XIX в.
К 1917 г. центральная часть Иркутска отличалась высоким художественным уровнем застройки. Общий вид города радовал красотой и разнообразием: Ангара, причалы, жилые одно и двухэтажные дома по холмистому рельефу; вертикали соборов, храмов, костела, часовен, сформированные в многоплановую силуэтную панораму. Кроме того, и среди рядовой застройки нетрудно было найти сотни выразительных деревянных домов.
Таким образом, можно отметить целый ряд положительных традиций, которые представляют собой ценный и полезный опыт, накопленный до 1917 г.
Это — привлечение в отдельных случаях общественности к определению места расположения монумента; устройство всероссийских конкурсов, в результате чего были получены удачные в архитектурно-художественном отношении проекты (так было при проектировании юродского театра, памятника Александру III); создание интересных архитектурных комплексов; тщательное художественное оформление зданий, имевших особое политическое или идеологическое значение {церкви, здания общественного характера); возникновение органов, начавших изучение и охрану памятников истории культуры.
Октябрь 1917 г. резко изменил отношение к историко-культурным памятникам. Главное значение было придано памятникам классовой борьбы, были лишены ореола святости церкви, разрушались памятники царям, уничтожались старые кладбища. До 1930 г. о памятниках все же заботились. В 1925 г. Иркутский губисполком обязал все Советы губернии принимать меры по охране памятников «старины, искусства и природы»; и вскоре в губернии под охрану было поставлено 52 объекта — комплексы и отдельные памятники, а в краеведческом музее был организован соответствующий отдел.
Но с начала 1930-х гг. началось разрушение ценившихся народом памятников. В борьбе с памятью о прошлой культуре уничтожалось все, что могло считаться пережитком прошлого, что напоминало о религии, монархии, дворянстве и буржуазии. Судьбу памятников решали часто не только партийные и советские, но даже хозяйственные руководители.
В 30-х гг. было снесено или до неузнаваемости изуродовано много церквей Иркутска. В числе других снесли и замечательный Казанский собор Сохранившиеся церкви обычно лишались крестов и куполов, и их приспосабливали под предприятия, склады, общежития, клубы, кинотеатры.
Нормальное восприятие многих памятников архитектуры было нарушено из-за пристройки к ним крупных зданий, Четырех-пятизтажные дома были построены почти впритык к Польскому костелу, Богоявленскому собору, Богоородице-Казанской церкви. Однако наряду с многочисленными утратами городу все же удалось сохранить в целом историческую сеть улиц, площадей, кварталов и улиц с деревянной застройкой XIX в. К счастью для города, центральные кварталы здесь не сносились полностью, как это было в некоторых быстро развивавшихся городах. В начале 60-х гг. в Иркутске городские власти стремились ликвидировать усадьбы. Это привело к новым утратам архитектурного облика Иркутска. Для удешевления ремонта зданий решено было не восстанавливать декоративные детали домов, более того, даже уничтожать их. Все это обедняло внешний вид города,
Лишь в 60-х гг. руководство страны допускает создание общественного органа, оберегающего культурное наследие. В 1966 г. возникает Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры. С конца 60-х гг. начинается реставрация архитектурных и исторических памятников. Много полезного было сделано в этом направлении архитекторами-реставраторами Г. Г. Оранской, А. А. Ополовниковым, Е. Ю. Барановским. Реставрируются Спасская и Богояв-ленская церкви в Иркутске, проводится музеефикация домов декабристов Трубецкого и Волконского. - Конец 70-х гг. отмечен двумя важными моментами: в 1977 г. состоялась первая в области конференция, посвященная памятникам истории борьбы за власть Советов в области, а в 1979 г. появилась публицистическая работа В. Распутина «Иркутск с нами».
В 1970 г. городу присвоили статус «исторического». ЦНИИП градостроительства разработал Проект детальной планировки центра Иркутска, определил заповедные зоны, причем было решено сохранить в основном сеть улиц исторического центра.
В 80-х гг. историко-архитектурной группой Политехнического института под руководством В. Т. Щербина был выполнен историко-архитектурный план памятников истории культуры Иркутска, который лег в основу Проекта зон охраны и регулирования застройки Иркутска. Значительно улучшились состояние архитектурных и исторических памятников Иркутска в результате большой работы, проведенной в связи с его юбилеем в 1986 г. Иркутяне впервые увидели, насколько красивы многие старые здания, десятилетиями находившиеся в запущенном состоянии.
Произошел и качественный скачок в реставрации памятников. В 1983 г. участок ремонтно-строительного треста, занимавшийся этими работами, преобразуется в Специальную научно-производственную мастерскую Управления культуры облисполкома, производственные мощности которой возрастают.
Драматичной оказалась судьба ледокола «Ангара». В 1977 г. было принято решение Иркутского горисполкома о создании на судне музея. Однако дело довести до конца не удалось. Ледокол оказался бесхозным, он горел, затем затонул. Когда в 1985 г. судно было поднято на поверхность и областной Совет ВООПИК настаивал на превращении его в музей, группа администраторов сделала все возможное, чтобы помешать этому,— и добилась своего. Лишь в 1988 г., уже при других руководителях области, начались работы по реставрации ледокола. От президиума областного Совета ВООПИК, особенно председателя В. В. Игнатова и его заместителя Н.Ф. Салацкого потребовалось много энергии .чтобы довести дело до конца. Иркутяне для восстановления ледокола собрали 300 тысяч рублей. Столько же средств поступило из Москвы от Советского фонда мира. Еще 145 тысяч рублей дала благотворительная лотерея, проведенная отделением ВООПИК. После преодоления всех препятствий весной 1991 г. на ледоколе был открыт культурно-экологический центр.
Низкий уровень культуры многих «отцов» города и области, непонимание ими особенностей и сложностей работы с памятниками, нежелание считаться с мнением специалистов и общественности приводило к серьезным ошибкам. Еще не так давно в кругах руководителей бытовало мнение, что памятники можно создать или изменить почти по произволу, без совета со специалистами, общественностью.
До недавнего времени у нас довольно просто решался вопрос о «переориентации»... кладбищ. Так, бывшее Иерусалимское кладбище в Иркутске, на котором покоится прах десятков тысяч горожан, превращено в ЦПКиО в конце 50- гг.
Серьезные просчеты были допущены при строительстве Мемориала воинам-иркутянам, павшим в 1941—1945 гг., памятника борцам за власть Советов у Белого дома, скульптурных портретов Ю. А. Гагарина на бульваре Гагарина (70-е годы) и А. М. Горького (1985).
В период подготовки празднования юбилея присвоения Иркутску статуса города был совершен еще один акт «административного монументализма»: у въезда в центр города построен памятный знак «Кировский район», вызвавший недоумение горожан. Это обошлось государству в 300 тысяч рублей. Однако со второй половины 80-х гг. общественности чаще удавалось остановить излишне ретивых администраторов.
В 1986 г. местное руководство, договорившись с двумя московскими авторами, собиралось соорудить памятник декабристам по проекту, который не удовлетворял подавляющее большинство тех иркутян, которые ознакомились с ним. Только после целого ряда протестов и благодаря новой обстановке в стране проект был забракован, и выбор проекта решен посредством конкурса. Позднее оказались отвергнутыми предложения руководства института Иркутскгражданпроект о возведении большого комплекса консульства МНР в самом центре города, строительстве здания областной библиотеки в заповедной зоне, сооружении 24-этажной гостиницы около моста через Ангару, которая «придавила» бы стоящие рядом историко-архитектурные памятники.
И тем не менее мы имеем не только потери. Развивается специальная научно-реставрационная мастерская: годовой объем работ ее с 250 тысяч рублей (1977) увеличился в 1989 г. до 1,8 млн. рублей. Организованы группы паспортизации при Иркутском университете (археологическая и историческая) и Политехническом институте (архитектурная). Эти группы, возникшие в 1962— 1984 гг., провели к 1990 г. планомерное изучение недвижимых памятников ряда районов области.
Завершена реставрация Спасской и Богоявленской церквей, домов декабристов Трубецкого и Волконского, ледокола «Ангара». В юроде ведется реставрация более десяти других ценных исторических объектов, в том числе Троицкой церкви XVIII в. (на средства государства) и Богородице-Казанской XIX в. (на средства иркутян).