ОБЩИЙ ОБЗОР ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ ИРКУТСКА
А.В. Дулов
ОБЩИЙ ОБЗОР ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ ИРКУТСКА
Недвижимые памятники истории и культуры делятся на четыре вида: археологические, исторические, градостроительства и архитектуры, монументального искусства. Каждый из этих видов в свою очередь состоит из нескольких типов.
Иркутск — один из немногих городов России, имеющий в соответствии со своим заметным вкладом в историю страны и более чем трехсотлетним возрастом солидное число выявленных памятников. Их на февраль 1990 г. в городе 1215. На первом месте по количеству стоят памятники архитектуры (994, или 81,8%). Довольно много у нас памятников истории (188, или 15,5%). Незначительную часть составляют археологические (17, то есть 1,4%) и памятники монументального искусства (16, то есть 1,3%). Подавляющее большинство памятников стоит на местной охране, но есть у нас и объекты всероссийского значения.
Хронологически недвижимые памятники Иркутска охватывают огромный период — от 29 тысяч лет назад (палеолитическая стоянка Военный госпиталь) до 1988 г. (могила стюардессы Т. Жаркой). За исключением единственной палеолитической стоянки остальные археологические памятники находятся ближе к нашему времени и относятся к таким эпохам, как мезолит, неолит, бронза и железо. Древнейшими памятниками существования Иркутска являются два памятных места второй половины XVII в.— место основания острога и Дьячий остров. Памятников XVIII в. в городе 21. Памятников 1800— 1860-х гг. значительно больше — их 96. Основная масса выявленных культурно-исторических объектов города — 934, то есть более трех четвертей их общего количества, относится к периода капитализма. Советский период дает еще 14 объектов.
Для непосвященного читателя цифра — 1215 может показаться чрезмерно большой. Впрочем, Подобные заявления уже делались и устно, и в печати, главным образом, лицами, заинтересованными в том, чтобы памятников в городе было поменьше (чтобы не затруднять себя их охраной), и отдельными «идеологами» архитектурно-строительных и хозяйственных кругов: обилие памятников, основная масса которых расположена в центре города, конечно же, серьезно ограничивает возможность сооружения зданий-монстров в исторической части города, к чему наши проектировщики успели привыкнуть за десятилетия политики «административного монументализма». Поэтому есть смысл рассмотреть, насколько велико то культурно-историческое наследие, которое сохранилось и выявлено в Иркутске.
Известно, что в 1791 г. в нашем городе было всего 1508 домов, в подавляющем большинстве деревянных. Известно также, что на рубеже XVIII и XIX вв. в городе было до 50 каменных домов и 20 церквей. Сколько же из этих построек дошло до нашего времени? Мы имеем теперь лишь один деревянный дом (дом Шубиных по ул. Лапина, 23), уникальность которого поэтому очевидна. Сохранилось также 5 каменных зданий XVIII в. и 9 церквей, 4 из которых в сильно измененном виде или аварийном состоянии. Итак, из всей застройки города конца XVIII в. уцелело 0,07% всех деревянных домов, примерно 10 % каменных домов и до 45% — зданий церквей (в удовлетворительном состоянии лишь 25%).
В 1860 г. в Иркутске было до 4—5 тысяч различных построек. Следовательно, те 105 зданий, которые были построены не позже этого года и дошли до нас, представляют собой лишь 2—2,5%, то есть очень небольшую долю всей городской застройки.
В 1910 г. Иркутск имел 18187 различных построек, в том числе 1190 каменных. Перед Октябрьской революцией в Иркутске было также 34 культовых здания. Теперь мы имеем более 650 деревянных домов, существовавших тогда, то есть около 4%, а также до 250 каменных, что дает чуть более 20% каменной застройки 1917 г. Доля сохранившихся церквей значительно выше — их 22 из существовавших 34, то есть 65 %, однако удовлетворительным можно признать состояние лишь шести из них, то есть 18%.
Для того, чтобы выявить особенности недвижимых памятников нашего города, нужно сопоставить их с памятниками других сибирских городов. К сожалению, публикаций, в которых содержались бы обобщенные списки памятников сибирских городов, очень мало. Поэтому приходится сравнивать Иркутск только с двумя городами— Барнаулом и Якутском. Первый из них является ныне краевым центром, имеет почти столько же жителей, что и Иркутск, был основан несколько позже нашего города — в 1730 г. Памятников в этом городе в 1983 г. было гораздо меньше, чем в Иркутске, 94. Якутск старше Иркутска (возник в 1632 г.), является столицей автономной республики, по населению уступает Иркутску более чем в три раза. Общее число памятников б 1980 г. составляло всего 33,
Сравним сначала хронологическое распределение, Памятники до 1800 г. в Иркутске составляют всего 2%, в Барнауле их удельный вес выше — 6 %, в Якутске еще выше—17,2%. Доля памятников, возникших между 1800 и 1861 г., во всех городах примерно одинакова: в Иркутске их 8%, в Барнауле — 7%, в Якутске — 8,6%. Памятники периода капитализма составляют соответственно 76,1%, 35% и 51,5%. Советский период представлен 12,5% памятных объектов в Иркутске, 52% в Барнауле и 31,3% в Якутске. Таким образом, особенностью хронологического распределения памятников в нашем городе является очень высокий удельный их вес капиталистического периода и мизерная доля советского и эпохи до 1800 г.
Значительны различия указанных городов и по набору основных четырех видов памятников.
Таким образом, главные отличия Иркутска — громадное преобладание памятников архитектуры, низкий удельный вес исторических и наличие археологических.
Каждый из указанных видов делится на несколько типов. У памятников археологии их пять. Из них мы имеем в Иркутске лишь два: поселения и погребальные объекты. Из 17 археологических памятников 16 представляют собой поселения. Одно из них особенно важно — стоянка у Военного госпиталя — это первая стоянка эпохи палеолита, открытая в России (1871). Есть еще один могильник, но чрезвычайно интересный, пользующийся международной известностью. Это Глазковский некрополь, значительная часть которого находится на территории парка им. Парижской коммуны. Здесь обнаружены захоронения многих десятков древних людей, а также редкие по исторической и художественной ценности изделия из нефрита и кости. Других трех типов археологических памятником (производственных объектов, памятников, связанных с древними культами, произведений древнего искусства и эпиграфики) на территории города не выявлено.
Типов исторических памятников тоже пять. Все они представлены в нашем городе. У нас выявлено 13 объектов трудовой (производственной) деятельности, 10 — общественного и государственного строя, 69 — связанных с классовой борьбой (примерно половина из них отражает историю политической ссылки). В городе 33 памятника военной истории и 63 объекта истории науки и культуры.
К уникальным историческим реликвиям Иркутска относятся могила мореплавателя Г, И. Шелихова, захоронения декабристов, дома декабристов Трубецкого и Волконского, могилы историка А. П. Щапова и драматурга А. В. Вампилова. Сохранилось здание музея Восточно-Сибирского отдела Русского географического общества, который в конце XIX — начале XX вв. был крупнейшим центром науки в Сибири. Ледокол «Ангара» — древнейшее из судов ледокольного типа, сохранившееся в СССР. Генерал-губернаторскую резиденцию — Белый дом — посещали в XIX — начале XX вв. многие выдающиеся личности, вокруг него в декабре 1917 г. развернулись ожесточенные бои. Белый дом имеет также высокие архитектурные достоинства.
При рассмотрении памятников по типам сразу же бросается в глаза, что памятников двух первых типов слишком мало. Очевидно, работапо выявлению объектов такого рода отстала от потребностей науки.
Обращает на себя внимание большой удельный вес объектов, связанных с историей культуры Иркутска, что вполне соответствует огромным заслугам нашего города в развитии этой сферы. Несмотря на столь же большое административное значение Иркутска и его роль в политической и общественной жизни, памятников второго типа в городе непропорционально мало.
Памятники градостроительства и архитектуры делятся на восемь типов. В нашем городе 11 памятников градостроительного искусства — заповедных улиц и зон. Следующий тип — жилая архитектура — представлен у нас 841 объектом (147 каменных и 694 деревянных дома). Иркутск обладает самым большим из городов Сибири массивом памятников деревянного зодчества, многие из которых отличаются высокими художественными достоинствами.
Значение Иркутска как средоточия большого количества памятников деревянного зодчества огромно. Часть домов, поставленных на учет, является рядовой застройкой своего времени и составляет естественную среду, в которой существовали более ценные памятники истории и архитектуры. Это вполне обоснованно, поскольку памятник прошлого, вырванный из естественной среды, очень многое теряет в восприятии. У нас немало и каменных жилых зданий-памятников. Обладая большими капиталами, а иногда и высокой культурой, иркутские купцы построили много интереснейших по архитектурным достоинствам особняков и доходных домов.
Следующий тип архитектурных памятников — общественные здания — также имеет немало прекрасных образцов. Всего зданий этого типа у нас 118. Памятников культового зодчества в нашем городе значительно меньше (22), но, будучи центром епархии, крупнейшим административным, культурным и торговым центром, Иркутск стал обладателем целого ряда уникальных церквей. Всероссийской известностью пользуется Крестовоздвиженская церковь, справедливо считающаяся самым ярким памятником сибирского культового зодчества. Объектов военно-оборонительного зодчества в Иркутске нет. Три последних типа архитектурных памятников в Иркутске немногочисленны: объектов промышленной архитектуры и инженерного искусства в городе 5, садово-паркового и ландшафтного искусства — 3, архитектурных монументов — 5.
Среди трех городов Иркутск отличается высоким удельным весом жилой архитектуры, очень большим количеством выявленных архитектурных памятников. Кроме того, следует отметить разнообразие их типов. Из восьми типов архитектурных объектов Иркутск не имеет только один — военно-оборонительное зодчество. Якутск же обладает только четырьмя, а Барнаул — пятью.
Историк архитектуры О. Н. Беседина справедливо отмечает, что из сибирских городов Иркутск отличается наибольшим разнообразием типов архитектурных памятников: «Богатство духовной жизни Иркутска отразилось в насыщенности и разнообразии его архитектурно-пространственной среды и позволило сделать этот город уникальным явлением в русской градостроительной структуре».
Из памятников монументального искусства в городе наиболее интересны не скульптурные монументы, а три иконостаса Крестовоздвиженской церкви, выполненные в XVIII в.
Иркутск, как видно из текста, обладает огромным богатством памятников прошлого. Выявление их продолжается. Естественно, что в книге, которая лежит перед читателем, невозможно было даже просто перечислить все памятники, известные специалистам. Описаны же в книге только те из них, которые представляют более значительную ценность и на сегодняшний день лучше изучены.