Верхняя часть улицы Ивана Грязнова, между улицами Подгорной и Коммунаров, представляет собой один из живописнейших уголков Иркутска, в котором слились воедино природные особенности рельефа местности, измененный трудом человека ландшафт и созданные с чисто практическими целями, но выразительные сооружения и постройки.
Петрушина (Иерусалимская) гора, поднимавшаяся над Иркутском, долгое время была слишком высоко расположенным и неудобным для строительства местом, и лишь с середины XIX в. в этом районе появляются первые жилые дома. На плане Иркутска 1868 г. впервые показано, что улица 3-я Солдатская (называвшаяся после 1917 г. также 3-й Красноармейской, а позже — Грязнова) преодолевает крутой подъем и поднимается в гору. Очевидно, незадолго до 1868 г. и произведены необходимые работы.
Сооружение проезда на крутом склоне горы потребовало больших усилий. Судя по более ранним планам города в этом месте отсутствовало естественное образование типа оврага, и необходимо было сгладить перепад рельефа. Разница высот от перекрестка улиц Грязнова с Подгорной до конца подъема (примерно 100 м от ул. Коммунаров) велика—18—20 м. Длина подъема — около 45 м, а крутизна — 20—25.
Пологий подъем начинается еще от перекрестка с улицы Тимирязева, а через 15—20 м после пересечения улицы Подгорной крутизна его резко возрастает. Проезжая часть улицы быстро сужается до трех метров; транспорт здесь может двигаться лишь в один ряд. Над проезжей частью нависают крутые (30—50°) откосы, поросшие бурьяном и полынью. Идя по этому подъему, пешеход оказывается как бы на дне ущелья; разница высот между дорогой и тротуарами местами достигает семи метров. В верхней трети подъема от проезжей части в обе стороны симметрично ответвляются две небольшие дороги, дающие возможность транспорту въехать во дворы. Эти подъезды предохраняются от размыва двумя невысокими подпорными стенками из песчаника, построенными параллельно дорогам.
По обе стороны подъема сооружены две деревянные лестницы в шесть-семь маршей каждая. Лестницы, опирающиеся на высокие (до двух с половиной метров) деревянные столбы, как бы висят над проезжей частью, что придает всему сооружению ощущение легкости. С верхних площадок лестниц открывается красивый вид на центр города. К сожалению, сами лестницы находятся в плохом состоянии.
Облик этого уникального заповедного комплекса, окончательно сложившегося в конце XIX — начале XX в., дополняется невысокими деревянными домами, среди которых есть и строения XIX в.