Проходя или проезжая по мосту через Ангару в сторону вокзала, многие иркутяне невольно обращают снимание на хорошо видные под водой остатки каких-то сооружений, идущих тремя параллельными рядами около левого берега реки. Это опоры понтонного моста, игравшего почти полвека важную роль в жизни города. Сейчас можно видеть только остатки ряжей (протянувшихся почти на 30 м) — ящиков, основу которых составляли стенки из горизонтальных рядов брусьев, заполненные внутри крупными камнями. У правого берега Ангары, около здания, занимаемого ныне областным советом ВООПИК, можно усидеть торчащие из здания части бревен — следы еще одной береговой опоры моста.
Переправа через реку к селению Глазково издавна была важна для иркутян. В пергой половине XIX е. перевоз через Ангару, называвшийся Троицким, располагался между нынешними улицами Российской и Чкалова. Карбаз переплывал Ангару за полчаса. В 1850-х гг. предприниматель Либгарт устроил «самолет» — так называли паром, который можно было применять только на реках с быстрым течением. Посередине Ангары Либгарт установил массивный якорь, соединенный длинным {около 300 м) тросом с паромом. Силой течения паром, в борт которого била струя воды, пересекал реку всего за четыре минуты. Этот перевоз находился на месте береговой опоры современного моста через Ангару.
Однако городу требовалась постоянная переправа. В январе 1891 г. в газете «Восточное обозрение» появилась заметка о тем, что Городская дума решила строить понтонный мост. Стоимость его определялась в 51,8 тысячи рублей. Проект моста составил городской архитектор В. А. Рассушин. Дума провела торги, в результате которых основные работы по строительству моста были поручены цеховому Пашковскому и казаку Челпанову.
Мост имел первоначально 16 понтонов (барж), между которыми лежал деревянный настил. Мост укрепили якорями и цепями, изготовленными на Николаевском железоделательном заводе. 24 июня 1891 г. после торжественной церемонии состоялось открытие моста. Ленту перед мостом разрезал будущий царь Николай II, пробывший в городе несколько дней при возвращении из кругосветного путешествия. Поэтому сооружение вскоре получило название «Моста Цесаревича Николая». Пользу моста иркутяне почувствовали быстро. Так, если перевоз лошади и экипажа обходился раньше в 20—40 коп., то теперь он стоил лишь пять копеек. «Преимущества нынешней переправы через Ангару — по мосту резко сказываются особенно теперь в темные, осенние, нередко бурные ночи. Бывало, в такую ночь Христом-Богом не упросишь перевозчиков перевезти, какая бы у тебя ни была нужда, а теперь ни темнота, ни ветер препятствия не представляют»,— писало «Восточное обозрение». В другой заметке говорилось: «Понтонный мост красив — это правда...»
В период с мая по октябрь мост разводился ежедневно по утрам с 4 до 6 часов. С 1 сентября его разводили позднее — с 10 до 11 часов 30 минут. Суда и плоты, которые не могли пройти в пролеты моста, ждали его развода. Для этого выводили второй и третий понтоны у правого берега, после чего суда «тихо и осторожно» проходили мост. За повреждение моста владельцы судов штрафовались. Один такой случай произошел уже в 1891 г. При буксировке плота корма парохода «Бурят» «...наскочила на якорную цепь понтона, а течением поворотило пароход и посадило его на понтоны. Цепи сдали, а пароход, как пьяный кит, лежит на боку в цепях». В этот день (12 июля) движение по мосту пришлось прекратить.
При проходе через разведенный мост владельцы судна платили по 1 рублю, а лесного плота — по 16 копеек. Во время ледостава и вскрытия реки мост приходилось разводить на длительное время. Нередко понтоны уносились рекой, и мост после этого восстанавливали. Так было, например, в 1900 г. во время ледохода. От моста начиналась важная магистраль города — улица Троицкая (ныне — 5-й Армии), названная так по имени ближайшей церкви.