Туристический центр "Магнит Байкал"
      
Четверг, 21.11.2024, 16:45
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход




Полезные статьи о Байкале

Главная » Статьи » Памятники культуры Иркутска


МЕСТО, ГДЕ НАХОДИЛСЯ ИРКУТСКИЙ ГИДРОПОРТ

               А.В. Дулов

МЕСТО, ГДЕ НАХОДИЛСЯ ИРКУТСКИЙ ГИДРОПОРТ

При огромных расстояниях Восточной Сибири и слабо развитом транспорте очень важное зна­чение, начиная с периода индустриализации, при­обретала авиация. В 1928 г. были впервые открыты «почтово-пассажирские воздушные гидро­линии» Иркутск — Якутск и Иркутск — Бодайбо. Иркутский гидропорт находился в районе устья Ушаковки у бывшего Знаменского монастыря. Здания монастыря использовались для нужд авиаотряда. Появление самолета в глухих мест­ностях Приленья и Якутии имело большое куль­турное значение, обеспечило быструю доставку почты и газет. Если на пароходе до Бодайбо можно было добраться от Иркутска за две не­дели, а до Якутска — за 2С—25 суток, то самолет (с ночевками) преодолевал это расстояние до Бо­дайбо за 30 часов, а до Якутска — за 56. Пер­воначально линия содержалась обществом «Добролет», использовавшим главным образом ино­странные машины. С середины 30-х гг. летчики стали летать на советских пассажирских самолетах.

По воспоминаниям П.Ф. Скобуна, работав­шего в гидропорту бортмехаником с 1938 г., Ир­кутский гидропорт в это время обслуживал 11-й гидроотряд, имевший 22 самолета. За каж­дым самолетом закреплялись также техник и моторист. Всего здесь работало более 100 чело­век. На берегу Ангары, у стен монастыря, было устроено четыре причала, куда подходили са­молеты. На противоположном острове — около 18. В самой Знаменской церкви размещался штаб гидроотряда, столовая, кабинеты командира от­ряда и замполита, бухгалтерия, радиостанция, ме­теостанция, В двухэтажном каменном здании, где теперь находится Управление епархии, было об­щежитие техников и обслуживающего персона­ла.

Основным типом самолета в это время стал ПС-7 (пассажирский самолет-7), он же — Р-6 и АНТ-7, конструкции А. Н. Туполева. Это — ме­таллический моноплан, рассчитанный на 8—10 пассажиров. Он был оснащен двумя отечествен­ными двигателями мощностью по 500 л. с. Впереди располагались кабины летчика и бортме­ханика; отдельно от них в небольшом салоне размещались пассажиры. Самолеты летали толь­ко при хорошей погоде со скоростью 170— 180 км в час; в облака заходить не полагалось.

Гидропорт действовал с мая по октябрь. В хо­лодное время года поплавки убирались, ПС-7 ста­вили на лыжи или колеса и взлетали с сухопут­ного аэродрома. Открыт в 1930 г. у поселка Боково, а через несколько лет перенесен туда, где действует и ныне.

С 1936 г. стала использоваться и летающая лодка МБР-2 (МП-1) конструктора Г.М. Бериева. Она имела один двигатель мощностью 800 л. с., установленный над фюзеляжем, и вмещала 8— 10 пассажиров. Зимой этот гидросамолет не ле­тал.

Для разбега и посадки самолеты использовали поверхность Ангары, разбегались всегда против ветра. Специальных грузовых самолетов тогда не было. В 1941 г., после начала Великой Отечественной войны, гидропорт закрыли, са­молеты перебросили в другие пункты.

Командовал 11-м гидроотрядом Алексей Лап­тев, погибший вскоре в боях с фашизмом. Лет­чик гидроотряда С. А. Асямов, также погибший на фронте, удостоен звания Героя Советского Союза. Летчик гидроотряда Г.П. Филановский в послевоенное время работал начальником Вос­точно-Сибирского Управления гражданской авиа­ции

Читать дальше

 


Категория: Памятники культуры Иркутска | Добавил: anisim (31.08.2009)
Просмотров: 9174 | Рейтинг: 5.0/16 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
<Сайт управляется системой uCoz/>