При огромных расстояниях Восточной Сибири и слабо развитом транспорте очень важное значение, начиная с периода индустриализации, приобретала авиация. В 1928 г. были впервые открыты «почтово-пассажирские воздушные гидролинии» Иркутск — Якутск и Иркутск — Бодайбо. Иркутский гидропорт находился в районе устья Ушаковки у бывшего Знаменского монастыря. Здания монастыря использовались для нужд авиаотряда. Появление самолета в глухих местностях Приленья и Якутии имело большое культурное значение, обеспечило быструю доставку почты и газет. Если на пароходе до Бодайбо можно было добраться от Иркутска за две недели, а до Якутска — за 2С—25 суток, то самолет (с ночевками) преодолевал это расстояние до Бодайбо за 30 часов, а до Якутска — за 56. Первоначально линия содержалась обществом «Добролет», использовавшим главным образом иностранные машины. С середины 30-х гг. летчики стали летать на советских пассажирских самолетах.
По воспоминаниям П.Ф. Скобуна, работавшего в гидропорту бортмехаником с 1938 г., Иркутский гидропорт в это время обслуживал 11-й гидроотряд, имевший 22 самолета. За каждым самолетом закреплялись также техник и моторист. Всего здесь работало более 100 человек. На берегу Ангары, у стен монастыря, было устроено четыре причала, куда подходили самолеты. На противоположном острове — около 18. В самой Знаменской церкви размещался штаб гидроотряда, столовая, кабинеты командира отряда и замполита, бухгалтерия, радиостанция, метеостанция, В двухэтажном каменном здании, где теперь находится Управление епархии, было общежитие техников и обслуживающего персонала.
Основным типом самолета в это время стал ПС-7 (пассажирский самолет-7), он же — Р-6 и АНТ-7, конструкции А. Н. Туполева. Это — металлический моноплан, рассчитанный на 8—10 пассажиров. Он был оснащен двумя отечественными двигателями мощностью по 500 л. с. Впереди располагались кабины летчика и бортмеханика; отдельно от них в небольшом салоне размещались пассажиры. Самолеты летали только при хорошей погоде со скоростью 170— 180 км в час; в облака заходить не полагалось.
Гидропорт действовал с мая по октябрь. В холодное время года поплавки убирались, ПС-7 ставили на лыжи или колеса и взлетали с сухопутного аэродрома. Открыт в 1930 г. у поселка Боково, а через несколько лет перенесен туда, где действует и ныне.
С 1936 г. стала использоваться и летающая лодка МБР-2 (МП-1) конструктора Г.М. Бериева. Она имела один двигатель мощностью 800 л. с., установленный над фюзеляжем, и вмещала 8— 10 пассажиров. Зимой этот гидросамолет не летал.
Для разбега и посадки самолеты использовали поверхность Ангары, разбегались всегда против ветра. Специальных грузовых самолетов тогда не было. В 1941 г., после начала Великой Отечественной войны, гидропорт закрыли, самолеты перебросили в другие пункты.
Командовал 11-м гидроотрядом Алексей Лаптев, погибший вскоре в боях с фашизмом. Летчик гидроотряда С. А. Асямов, также погибший на фронте, удостоен звания Героя Советского Союза. Летчик гидроотряда Г.П. Филановский в послевоенное время работал начальником Восточно-Сибирского Управления гражданской авиации