На территории нашего города остались могилы декабристов и их родственников — всего более десяти. Несколько располагаются в ограде Знаменского монастыря. Первым из декабристов здесь похоронен Николай Алексеевич Панов (1803—1850). 14 декабря 1825 г. член Северного общества поручик лейб-гвардии Гренадерского полка Панов сумел поднять свой полк и вывел его на Сенатскую площадь. Был приговорен за это к двадцатилетней каторге. Освобожденный от каторжных работ, Н. А. Панов обращен на поселение и водворен летом 1839 г. в с. Михалево (недалеко от Иркутска). Летом 1845 г. переселяется в с. Урик.
По воспоминаниям Н. А. Белоголового, «это был небольшого роста плотный блондин, с большими выпуклыми глазами, с румянцем на щеках и с большими светло-русыми усами...», отличавшийся живостью характера, любивший пошутить, а иногда даже и подразнить будущего мемуариста.
Тяжело заболев, Н. А. Панов в конце 1849 г. приезжает в Иркутск для лечения и умирает здесь 14 января 1850 г. на руках у Трубецких. После отпевания его похоронили в ограде монастыря.
В 1854 г. рядом с Пановым похоронен П. А. Муханов. Остававшиеся в городе декабристы заботились о метилах своих товарищей. Поставили скромные памятники с крестами. Внутри каждого звена оградок — крест, от него шли к раме железные прутья-лучи.
Проходит пять лет, и на территории Знаменского монастыря появляется могила Владимира Александровича Бечаснова. К моменту восстания на Сенатской площади ему было 23 года. Бечаснов — один из первых членов Общества Соединенных славян, активно пропагандировал идеи декабризма среди солдат-артиллеристов, согласился участвовать в покушении на Александра I. Военная карьера его прервалась: по приговору суда он был лишен чина прапорщика и приговорен к 20 годам каторги. Летом 1839 г. Бечаснов появляется в качестве ссыльнопоселенца в селе Смоленщина. Здесь в 1846 г. он женился на крестьянке А. П. Кичигиной, стал главой многочисленной семьи. В Смоленщине построил маслобойку для выжимки конопляного масла.
По характеристике Н. А. Белоголового, «это был маленький, добродушный и необыкновенно юркий толстяк; особенно крупным умом он не отличался и не выдавался своим образованием над общим уровнем провинциального общества, как его товарищи, но тем не менее это был чрезвычайно добрый и честный человек».
После амнистии 1856 г. он не стал возвращаться в Европейскую Россию, а переселился в Иркутск, где жил на Луговой улице (ныне — Марата, дом не сохранился). Умер В. А. Бечаснов 11 октября 1859 г. от апоплексического удара. Отпевали его в Спасской церкви, похоронили в Знаменском монастыре. Организаторами похорон были М. В. Петрашевский, имевший добрые отношения со многими декабристами, жившими в Иркутске, и П. А. Горбунов.
К моменту празднования столетнего юбилея восстания декабристов все надгробия были приведены в порядок — в этом немалая заслуга декабристоведа Б. Г. Кубалова. Однако затем, в годы отрицания чуть ли не всей дореволюционной культуры, могила Бечаснова вновь затерялась. Все три памятника отреставрированы вновь в 60—70-х гг.
Около стены Знаменской церкви, напротив входа в монастырь, мы видим небольшую железную ограду. В ней — невысокое мраморное надгробие на могиле Екатерины Ивановны Трубецкой. Рядом — еще один надгробный камень на могиле детей Трубецких. В двадцатилетнем возрасте Екатерина Ивановна стала женой князя С. П. Трубецкого. А через несколько лет она первой из жен декабристов покидает Петербург в июле 1826 г., на следующий день после отправки мужа и его друзей в изгнание. Иркутский губернатор И. Б. Цейдлер чинил ей всяческие препятствия, чтобы помешать ее желанию разделить судьбу мужа. Подписав документ, где она ради возможности быть вместе с супругом отказывалась почти от всех гражданских прав, Трубецкая выехала в Нерчинские рудники. Пребывание Е. И. Трубецкой и других жен декабристов вместе с мужьями имело огромное значение для жизни изгнанников. Самоотверженность и постоянная забота этих прекрасных женщин об узниках — яркая романтическая страница отечественной истории.Е.И. Трубецкая, по словам Н. А. Белоголового, отличалась не только умом и образованностью, но и «необыкновенной сердечностью». Переехав в 1845 г. в Иркутск, она занималась благотворительностью, устраивала вечера, «на которых бывало очень весело».
Однако годы тяжелых нравственных и физических испытаний, постоянные усилия в борьбе за здоровье мужа и детей (их было семеро) подорвали ее силы. Е. И. Трубецкая тяжело заболела и 14 октября 1854 г. скончалась в возрасте 54 лет. За ее гробом шел, как писали, весь Иркутск.
Трое детей Екатерины Ивановны, погребенных рядом с матерью, тоже стали жертвами тех лишений, которые испытала семья Трубецких. 1 сентября 1839 г., во время путешествия с места каторги на поселение, в Иркутске умирает Владимир, не доживший немного до своего первого дня рождения. В августе 1840 г., когда Трубецкие жили в Оеке, скарлатина погубила многих детей этого селения. В их числе оказался и пятилетний Никита. Едва семья переехала в Иркутск, как в 1845 г. погибает от дизентерии тринадцатимесячная Софья. Фигурная ограда, отлитая на Петровском заводе под наблюдением декабриста И. И. Горбачевского и установленная на месте погребения Трубецких в 1857 г., утрачена в 1930-е гг. Нынешняя простая оградка выполнена в начале 1960-х гг. Надгробные доски воссозданы в 1970-е гг.
На Иерусалимском кладбище, в католической его части, похоронен Иосиф Викторович Поджио (1792—1848). Член Южного общества, сторонник республиканского образа правления, он был готов совершить покушение на царя. Приговоренный к восьми годам каторги, Поджио еще столько же лет провел в тюрьме. Таким было желание отца его жены, влиятельного сенатора генерал-лейтенантаА.М.Бороздина,который не хотел, чтобы дочь уехала к И. В. Поджио в Сибирь. Отец перехватывал ее письма к мужу и письма Поджио к ней, требовал, чтобы дочь порвала с ним отношения. Видя, что решение дочери непреклонно, Бороздин использовал свои связи и добился, чтобы декабриста продолжали держать в Шлиссельбургской крепости и не отправляли в Сибирь. Лишь в 1834 г., когда, уверенная в смерти своего мужа, несчастная женщина вторично вышла замуж, И. В. Поджио немедленно был выслан в Сибирь.
Приехав в село Усть-Куда, он все еще надеялся на встречу с женой и лишь спустя несколько лет узнал правду. По словам Н. А. Белоголового, «атлетическое сложение» Поджио было «совсем расшатано крепостным заключением, он сильно страдал скорбутом, не выносил ни твердой, ни горячей пищи, и я помню, как свою тарелку супа он выносил всегда в холодные сени, чтобы остудить ее». Приехав в январе 1848 г. погостить в Иркутск к Волконским, он через два дня скоропостижно скончался. Могила И. В. Поджио была затеряна, и лишь в 1960-х гг. вновь поставлен памятник на месте, указанном профессором Ф. А. Кудрявцевым.
Неизвестно место захоронения на этом кладбище декабриста-крестьянина Павла Фомича Дунцова-Выгодовского (1802—1881). Он состоял членом Общества Соединенных славян, за что был сослан в Сибирь. После забайкальской каторги, живя г. Нарыме Томской губернии с 1828 г., помогал крестьянам писать жалобы против местных властей, а также сочинял антиправительственные памфлеты, за что его вновь сослали, на этот раз в Вилюйск. Оказавшись в 1871 г. в Иркутске, жил в доме при католическом костеле. На Иерусалимском же кладбище погребены сын Бечасного Вячеслав (1895) и жена декабриста — Анна Пахомовна, урожденная Кичигина (1900), чьи могилы также затерялись.
Две могилы декабристов находятся на Амурском кладбище. Алексей Петрович Юшневский (род. 1786), генерал-интендант 2-й армии, был одним из руководителей Южного общества, разделял радикальные взгляды Пестеля, приговорен к 20 годам каторжных работ. Выйдя в 1839 г. на поселение, Юшневский жил около Иркутска (сначала в д. Кузьмиха, затем — в Малой Разводной). Юшневский «импонировал своим обширным умом и сдержанностью», пользовался огромным уважением местных жителей. Он занимался преподавательской деятельностью. Кроме того, будучи отличным пианистом, давал также уроки музыки в Иркутске. Умер А.П. Юшневский скоропостижно в селе Оек Ю января 1844 г. Приехав в Оек для участия в похоронах декабриста Ф.Ф. Вадковского, он во время отпевания в церкви сделал земной поклон и больше не поднялся.
Памятник Юшневскому поставила его жена Мария Казимировна в ограде церкви села Большая Разводная. На чугунной доске, прикрепленной к надгробию, есть и такая надпись: «Мне хорошо» (слова покойного)». Так как в результате строительства Иркутской ГЭС это место попадало в зону затопления, прах А. П. Юшневского в 1952 г. был перенесен на Амурское кладбище.
Таким же образом оказалось на Амурском кладбище захоронение декабриста Артамона Захаровича Муравьева (1793—1846).
А. 3. Муравьев, полковник, командир Ахтырского гусарского полка, участник заграничных походов 1813—1814 гг., член Союза спасения (1817), Союза благоденствия, был одним из радикальных членов Южного общества. Его приговорили к вечной каторге. В 1839 г. он выходит на поселение в село Елань (Иркутской губернии), с 1840 г. становится невольным жителем села М. Разводная. Как говорит Н. А. Белоголовый, «он был всегда весел, всегда хохотал, и его приход составлял для нас праздник: он, бывало, расшевелит даже сдержанного Юшневского, перебудоражит всех в нашем тихом домике, а нам, детям, расскажет с три короба разных смешных анекдотов... Его все любили за беззаветную и деятельную доброту: он не только платонически сочувствовал всякой чужой беде, а делал все возможное, чтобы помочь ей...» Муравьев в ссылке постепенно стал хорошим врачом и старался не только бесплатно лечить крестьян, но и помогал им лекарствами и деньгами. Он овладел и искусством зубоврачевания. На поселении завел тонкорунное производство, парниковое хозяйство, бахчеводство, занимался рыбным промыслом на Байкале, сделал описание коллекции гравюр иркутского купца В. Н. Баснина.
Умер А. 3. Муравьев 4 ноября 1846 г. от травм, полученных при падении с экипажа.
Памятник на могиле А. 3. Муравьева в точности повторяет первоначальный. Его подлинная ограда — единственная из сохранившихся до наших дней (звенья в виде крестов с расходящимися лучами). Внешний же вид памятника на могиле А. П. Юшневского при переносе был сильно изменен, но подлинные чугунные доски не тронуты.
Исторический центр Иркутска пронизан памятью о декабристах. В настоящей статье мы коснулись основных, наиболее значимых памятников и памятных мест, связанных с этими замечательными людьми.