ПАМЯТНИКИ И ПАМЯТНЫЕ МЕСТА, СВЯЗАННЫЕ С ПОЛИТИЧЕСКОЙ ССЫЛКОЙ 1830—1880-х гг.
Б. С. Шостакович
ПАМЯТНИКИ И ПАМЯТНЫЕ МЕСТА, СВЯЗАННЫЕ С ПОЛИТИЧЕСКОЙ ССЫЛКОЙ 1830—1880-х гг.
Каждому иркутянину хорошо знакомо здание; римско-католической приходской церкви издавна, по традиции называемое здесь (хотя и не совсем правильно) Польским костелом. Это легкое, стрельчатое сооружение — практически единственный образец архитектурного стиля поздней готики (неоготики) на всей восточной части нашей страны от Енисея до Тихого океана. С ним связаны существенные события из истории духовной жизни приверженцев римско-католической конфессии в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Одновременно оно является и историческим памятником, олицетворяющим тесные связи передовых представителей народов России и Польши в освободительной борьбе против царского самодержавия в XIX — начале XX в.
Римско-католический костел в Иркутске поставлен в первой четверти XIX в. На месте нынешнего каменного здания храма вначале было, другое, деревянное. Оно представляло собою постройку на каменном фундаменте, с двумя флигелями, общей площадью 64 кв. сажени, (ок. 136 кв. м). Портик главного фасада в стиле классицизма выходил на Тихвинскую площадь (ныне площадь им. С. М. Кирова).
На протяжении почти всего XIX в., вплоть до 70-х гг., Польский костел служил не только местом отправления религиозного католического культа, но и оказался одним из центров демократической оппозиции царскому режиму в Восточной Сибири, многообразного дружественного общения россиян и поляков. Особенно это было заметно до конца 70-х гг. XIX в. в связи с массовым притоком в Восточную Сибирь польских политических ссыльных — участников национально-освободительных восстаний 1830—1831 и 1863—1864 гг. и конспиративных организаций, действовавших в период между этими восстаниями на различных территориях расчлененной бывшей Речи Посполитой.
Прогрессивно настроенные представители польского духовенства, служившие в Иркутском костеле, поддерживали отношения с ссыльными. Так, настоятель костела ксендз Дезидерыош Гациский общался с декабристами П. А. Мухановым, М. Н. и С. Г. Волконскими, Е. И. и С.П. Трубецкими, М. К. и А. П. Юшневскими и другими. Д. Гациский был причастен и к публицистической деятельности декабриста М. С. Лунина и к польским конспиративным планам 1830-х гг. В 1839 г. в доме при костеле у ксендза-викария Клодоальда Шейдевича останавливался по пути с забайкальской каторги на поселение в Западную Сибирь декабрист И. И. Пущин.
Сменивший Д. Гациского (ум. 1855) ксендз Кшиштоф Швермицкий (Шверницкий) сам был политическим ссыльным за причастность к польскому патриотическому движению 1840-х гг. и фактически возглавлял колонию польских политссыльных в Иркутске, Личность его незаурядна во многих отношениях и ждет еще своего биографа-исследователя. К. Швермицкий пользовался повсеместным уважением и симпатией иркутян, сибиряков и приезжих, часто не связанных ни с польской, ни вообще католической средой. Швермицкий, в частности, продолжил традиции декабристско-польского дружественного общения. Установленные им связи с некоторыми из семей ссыльных русских дворянских революционеров еще во время их пребывания в Восточной Сибири не порывались и в последующую пору. Он переписывался с вдовой декабриста Юшневского, поддерживал контакт с князем С.П. Трубецким. При нем нашел в костеле приют престарелый декабрист-крестьянин П. Ф. Дунцов-Выгодовский, живший там до своей кончины (декабрь 1881). В 1857 г. при Иркутском костеле Швермицкий оставил ксендза Тыбурция Павловского, известного своей близостью к декабристу М. С. Лунину. К. Швермицкий оказывал помощь польским политссыльным в подготовке известного восстания 1866 г. на строительстве Кругобайкальского тракта.
В середине XIX в. Иркутский костел подвергся капитальному ремонту, а фасад его был частично реконструирован. Пришедший в ветхость музыкальный инструмент, сопровождавший богослужения, заменила специально выписанная из Петербурга фисгармония со звучанием, близким к органному — так называемый «орган мелодиум Парижской фабрики Дебена». Приобретен он на средства, собранные по подписке среди иркутян. Немного позднее интерьер костела украсил замечательный резной алтарь, выполненный ссыльным польским повстанцем 1863 г. Игнацием Эйхмиллером (Эйхмюллером), казненным в 1872 г. за пощечину, нанесенную генерал-губернатору Н. П. Синельникову в ответ на его оскорбления» Летом 1879 г. в огне большого иркутского пожара костел полностью сгорел.
К. Швермицкий деятельно взялся за восстановление католического храма, пожертвования на который поступали из разных мест — как от католиков, так и от сочувствующих польской колонии в Иркутске, в частности, и от некоторых семей декабристов. Каменное здание возводилось по проекту старшего архитектора строительного отдела Главного управления Восточной Сибири Яна (Ивана Фомича) Тамулевича, который был утвержден в 1881 г. Сравнительно небольшое по объему, оно привлекательно своими удачно найденными пропорциями и богатым, нарядным декором. Внутренняя отделка была осуществлена по рисункам, и под наблюдением бывшего политссыльного, столяра, художника, резчика по дереву Войчеха Коперского. До нашего времени дошел образец его работы — балконная решетка хоров, реставрированная Б. Корогодом в 1978 г. На хорах находилась фисгармония, выполнявшая функцию органа, традиционного для католической церкви. Новое здание костела было открыто в 1885 г. Незадолго до начала первой мировой войны возник план его перестройки и расширения, в том числе и установки настоящего органа. Но план этот остался нереализованным.
Еще на протяжении почти десяти лет после сооружения нового здания костела его настоятелем оставался ксендз Швермицкий, скончавшийся в 1894 г. Преемником его стал ксендз Рузга, в прошлом также политссыльный. С 1938 г. было прекращено использование здания костела по его прямому назначению — как религиозно-культового сооружения. Здесь разместилась Восточно-Сибирская студия кинохроники. В конце 1978 г. после длительных научно-реставрационных работ (первоначальной их целью было устройство в этом здании музея истории поляков в Сибири — проектировщик, архитектор Г.А. Вязунова) по решению городских властей в помещении бывшего костела открылся органный зал. Для этого по специальному заказу в ГДР был изготовлен концертный орган известной фирмой Шуке.
Территория бывшего Иерусалимского кладбища в Иркутске является уникальным историко-мемориальным объектом, более чем столетие неразрывно связанным с многообразной историей нашего города и края. Иерусалимское кладбище в Иркутске по его значимости с полным основанием можно уподобить Лычаковскому во Львове, Россе в Вильнюсе или Раковицкому в Кракове. К сожалению, в конце 1950-х гг. по распоряжению городских властей оригинальные надгробия и вся сложившаяся планировка кладбища оказались уничтоженными, и ныне его территория занята Центральным парком культуры и отдыха. Очевидно, что столь страшный урон, который нанесли этому иркутскому некрополю бытовавшие в минувшие десятилетия чиновничье невежество и забвение собственной истории и культуры, практически невосполним. Однако в силах историков и других специалистов попытаться теперь хотя бы описать отдельные, наиболее значимые фрагменты некрополя на Иерусалимской горе в Иркутске, воздать долг наиболее видным представителям ушедших поколений, связанных с этим местом, а в их лице и всем нашедшим здесь вечное пристанище.
Наш рассказ пойдет об одной из самых интересных и ценных с исторической точки зрения частей этого бывшего кладбища — католической, располагавшейся на той стороне территории нынешнего Парка культуры, что прилегает к улице Первой Советской, начиная от улицы Парковой. Само название указывает на то, что здесь хоронили лиц католического вероисповедания. Значительную их массу в XIX и начале XX вв. составляли поляки, оказавшиеся в столице Восточной Сибири в качестве политических ссыльных-поселенцев. Хотя, несомненно, среди них были люди и иных национальных принадлежностей. Об этом напоминает единственный воссозданный на месте прежней католической части кладбища памятник декабристу Иосифу Поджио (1792—1848), который, как известно, происходил из древнего итальянского рода.
Известный польский политический и общественный деятель Агатон Гиллер, сосланный в Сибирь в 1850-е гг., опубликовал впоследствии подробный очерк о своем посещении Иркутского кладбища в 1859 г., перечислив там всех похороненных в католической части кладбища поляков, о которых ему удалось собрать какие-либо сведения. Согласно этому ценному источнику, представляющему большую библиографическую редкость и никогда не переводившемуся на русский язык, а также и другим материалам, в частности, документам, хранящимся в Государственном архиве Иркутской области (ГАИО), представим нашим читателям выявленные к настоящему времени данные о польских могилах первой половины XIX в. на католическом кладбище в Иркутске.
Выделяется группа захоронений ссыльных «конарщиков» — участников организации «Содружество польского народа» на Украине и в Литве, руководимой выдающимся польским революционером Шимоном Конарским (казнен по приговору царского суда в Вильно в 1839 г.): Людвиг Янишевский (1778—1848)—причастный к восстаниям Т. Костюшки и 1830 г., а затем член организации Конарского на Подоле. Людвиг Трынковский (1811—1849) — ксендз, каноник кафедрального костела в Вильно, широко популярный оратор, прославившийся блестящими проповедями патриотического содержания, автор ряда поэтических, философских и теологических произведений, он активно сотрудничал в отделении «Содружества польского народа» даже после казни самого Ш. Конарского. Арестованный и подвергнутый следственной комиссией допросам «с пристрастием», Л. Трынковский заболел расстройством психики и в таком состоянии был выслан «на вечное изгнание» в Сибирь. Вольфганг Щепковский (1807—1857) - участник подольского отделения организации Конарского, одаренный артист-скрипач и композитор, которого связывали тесные контакты с декабристами. Еще один подолянин Яцек Голыньский (1804—1846) —возглавлял отдел польского «Патриотического общества» среди учащейся молодежи Дременца, позднее поддерживал тесные контакты с организаторами восстания 1830 г., был активным участником этого восстания и членом организации Конарского. Марьян Подгородэньский (1792—1846) входил в так называемый волынский союз, преобразованный позднее в составную часть организации Конарского. Все эти «конарщики» закончили свой жизненный путь в Иркутске, находясь на поселении после отбытия каторжных работ (за исключением Л. Трынковского, который с самого начала его ссылки оставался в Иркутске, тяжело болел и скончался здесь от мозгового заболевания).
В католической части бывшего Иерусалимского кладбища были похоронены и два ссыльных польских патриота-«заливщика», репрессированных царскими властями за причастность к партизанской «экспедиции Юзефа Заливского» 1833 г. Юзеф Сасинович (1774—1839) сражался еще в польских легионах под эгидой Наполеона и в одном из сражений той поры лишился зрения. Несмотря на тяжелое увечье, он сохранил прежнюю жажду борьбы за польскую независимость и в 1833 г. укрывал у себя дома, под Белостоком, «посланных польскими революционистами из Франции эмиссаров». За это он и поплатился ссылкой в Сибирь, которую — единственный из польских политссыльных, — отбывал непосредственно в тюрьме Петровского Завода, вместе с декабристами. Юзеф Гордыньский {1792—1840) — майор польской повстанческой армии 1830—1831 гг. В 1833 г. он был из эмиграции направлен на родину, в Белосток, чтобы поднять новое восстание. Он один из тех «эмиссаров», которых полицейские органы выследили и схватили в доме Ю. Сасиновича. Сосланный в Сибирь, как и его укрыватель, он умер в Иркутске и был похоронен рядом с Ю. Сасиновичем.
Здесь же находились могилы повстанцев 1830 г., насильственно «отданных в военную службу в сибирских батальонах» и умерших вдали от родины: Бонифация Добровольского (ум. ок. 1845) — одаренного военного музыканта и композитора, Казимежа Добровольского (1765—. 1836), Аугустына Одаховского (1795—1853), Кшиштофа Цимермана (ум. 1853 в возрасте 50 лет), Франчишека Подгурского (1811—1845), Юзефз Творева (ум. ок. 1854), Мацея Мыстковского (1789—1856) и Антония Жабы (1782—1857)', Павла Гадомского (1800—1844) и Станислава Тшчиныского (1798—1840)2, Вавжинца Гловацкого (1814—-1846), Дымитра Бэзьнюка (1802—1852), Анджея Романьчука (1806—1853), Юзефа Багиньского (1816—1856), Даниэля Балановского (1803—1856), Антония Нечаевского, Вильгельма Мальчевского, Ходакевича (имя неизвестно).
Среди тех, кто похоронен на католическом кладбище Иерусалимского предместья Иркутска позднее, во второй половине XIX в. и в первые десятилетия XX в., также можно обнаружить примечательных людей — ссыльных участников освободительного движения, общественных деятелей, ремесленников, художников, служителей церкви. Сразу заметим, что подобный перечень, которым мы располагаем, еще весьма неполон. Для заполнения в нем значительных «белых пятен» потребуются еще серьезные усилия исследователей.
На Иерусалимской горе похоронены два человека, имена которых уже встречались читателю в этом очерке — ксендз Кшиштоф Швермицкий (1812—1894) и мастер художественной резьбы по дереву Войчех Коперский (1840—1920). Еще об одном человеке — Болеславе (Петровиче) Шостаковиче (1845—1919) будет рассказано далее. Остановимся теперь лишь на истории двух из покоящихся здесь замечательных людей.
Николай Александрович Серно-Соловьевич Ц834_1866) — выдающийся русский революционер, оригинальный мыслитель, философ-материалист, публицист. Вместе с Н. Г. Чернышевским он стоял во главе тайного общества «Земля и водя» - самой крупной революционной организации России 1860-х гг. С целью революционного просвещения народа Серно-Соловьевич открыл книжный магазин и библиотеку для чтения при нем в самом центре Петербурга, развернул издательскую деятельность. Однако вездесущее III отделение и другие охранительные органы империи собрали улики против вождей революционной демократии, позволившие в июле 1862 г. арестовать одновременно Чернышевского и Серно-Соловьевича. Почти три года Серно-Соловьевич провел в гробовом заточении Петропавловской крепости, мужественно вынес все тяготы следствия и во время хитроумных допросов не только ничего не выдал, но и постарался в единственно доступной ему форме показаний подследственного высказать все, что он думал о царе, его правительстве и существовавшем в России строе.
По личному распоряжению императора Александра II он был приговорен к «лишению всех прав состояния» и «вечному поселению» в Сибири. По пути следования в ссылку Серно-Соловьевич вступил в тесные контакты и активное сотрудничество с польскими повстанцами 1863 г., разрабатывал с ними план совместного польско-Российского восстания в Сибири. План этот потерпел неудачу и вылился лишь в локальное выступление ссыльных польских повстанцев летом 1866 г. на строительство Кругобайкальского тракта. Тяжело заболевший, к тому же получивший ранения в результате несчастного случая на зимней дороге под Иркутском, Н. А. Серно-Соловьевич скоропостижно скончался в начале февраля 1866 г. в иркутском тюремном лазарете. Ему шел в ту пору только тридцать второй год...
Юзефат (Иосафат Петрович) Огрызко (1826— 1890)—поляк, родом из Белоруссии, по профессии юрист, сотрудник министерства финансов, являлся заметной фигурой в среде демократической петербургской интеллигенции. Он был близко знаком с Н.Г. Чернышевским и с Н. А. Серно-Соловьевичем. (Именно в принадлежавшей Огрызко типографии печатались многие демократические издания книжного магазина Серно-Соловьевича.) Он состоял в тесных связях с польскими и русскими революционными кругами. С начала польского восстания 1863 г. Ю. Огрызко становится нелегальным представителем в Петербурге повстанческого национального правительства. Это и привело его к аресту, следствию, проводившемуся печально известной Виленской комиссией, руководимой М. Н. Муравьевым-«вешателем», и к ссылке в Сибирь на двадцатилетнюю каторгу (взамен первоначального приговора к смертной казни). В Сибири прошла треть его жизни, наполненная тяготами тюремного заточения и борьбой против злоупотреблений местной администрации. Он руководил «Акатуевским протестом» политических заключенных (июль 1866), затем пять лет провел в тюрьмах Якутии, из которых свыше трех — в вилюйском остроге, куда позднее заключили Н. Г. Чернышевского. Только через десять лет Огрызко было позволено поселиться в Иркутске, но он так и не дождался полного восстановления в гражданских правах и разрешения на выезд в европейскую часть страны. Похороны Ю. Огрызко проходили при значительном стечении иркутян, что свидетельствовало о глубоком уважении к покойному.
В Иркутске существует еще одно скорбное место, хранящее память о польских патриотах. Речь идет о месте казни по приговору военно-полевого суда четверых руководителей восстания польских политических ссыльных на строительстве Кругобайкальского тракта в июне—июле 1866 г. Это восстание было единственным осуществленным актом вооруженного выступления. А с конца 1863 г. планов восстания в различных местах Сибири разрабатывалось много. Один из наиболее радикальных, но не осуществившихся возник в так называемой Красноярско-Канской организации, когда ее возглавил Н.А. Серно-Соловьевич. Целью ее была совместная борьба за свержение царского самодержавия и установления демократического строя в России и Польше.
Кругобайкальское восстание было подавлено, его руководители — Густав Шарамович, Якуб Рейнер, Нарцыз Целиньский и Владыслав Котковский — расстреляны утром 15 ноября 1866 г. «за Якутской заставой на площадке, при огромном стечении народа. Это произошло ориентировочно в районе современной застройки конечной части улицы Рабочего Штаба (бывшей Якутской). В ближайшем будущем здесь надлежит установить соответствующий памятный знак.
Познакомимся теперь с некоторыми местами и зданиями Иркутска, напоминающими о пребывании в «столице Восточной Сибири» ряда деятелей русского и польского освободительного движения. В городе существует немало объектов, так или иначе связанных с ссыльными участниками польского восстания 1863—1864 гг. Однако при этом можно говорить лишь об единичных сохранившихся и непосредственно к ним относящихся памятниках, так как пожар 1879 г. уничтожил значительную часть центральной городской застройки, свои коррективы внесло и последующее новое строительство центра Иркутска.
Один из таких памятников — здание под № 17 по улице Сухэ-Батора (угол улиц Сухэ-Батора и Карла Маркса, старые названия — Тихвинская и Большая). Прежде здесь размещался «Отель Деко» — гостиница с рестораном, владельцем ее был польский повстанец 1863 г. Казимеж Трэпка, а управляющим — другой польский ссыльный Деко. В советское время старое трехэтажное здание надстроили до пяти этажей.
Ресторан Деко-Трэпки неоднократно упомянут в мемуарах Бенедыкта Дыбовского (1833—1930) — выдающегося польского ученого натуралиста, сосланного в Восточную Сибирь в числе участников польского восстания 1863 г. и снискавшего себе мировую славу фундаментальными исследованиями фауны и зоогеографии Байкала, Забайкалья, бассейна Амура, Дальнего Востока. Особенно прославился Б. Дыбовский своими работами по изучению микрофауны озера Байкал, за которые был награжден в 1870 г. золотой медалью Русского географического общества. Получив в 1876 г. разрешение вернуться на родину, ученый лишь ненадолго оставил полюбившийся ему край. В 1878 г. он в должности уездного врача отправился уже на государственную службу на Камчатку и в продолжение четырех лет работал там, сочетая врачебную практику с научным поиском естествоиспытателя и общественной деятельностью по улучшению быта коренного населения отдаленного полуострова.
В 1875—1878 гг., приезжая в Иркутск из своих многочисленных научных экспедиций, а затем по пути из ссылки и на Камчатку, Дыбовский обедал «У Деко», встречался здесь с некоторыми старыми друзьями и коллегами по ссылке — Хенрыком Волем, Феликсом Зенковичем и др.
Известны и другие иркутские адреса Б. Дыбовского и его земляков. Это гостиница Метцге-ра «Под звездой», арендатором которой был польский изгнанник Корыцкий, на улице Тихвинской; квартира в доме на углу Арсенальской (Дзержинского) и 4-й Солдатской (Киевской); дом Быковой по 3-ей Солдатской (Грязнова), в котором квартировал Аугуст Иваньский и где в конце 1860-х гг. собиралась культурная и научная интеллигенция из числа ссыльных повстанцев 1863 г.; дом Верхозина по ул. Блиновской (Партизанской), где жил Александр Чекановский. Подобная информация носит самостоятельную историко-культурную, научно-познавательную ценность, несмотря на то, что в одних случаях уже не существуют в городе те конкретные дома или иные сооружения, о которых она свидетельствует, в других же — требуется ее кропотливое изучение с целью точной идентификации с дошедшими до нас зданиями и сооружениями.
Наконец нельзя не вспомнить и здание музея Восточно-Сибирского отдела Географического общества (областной музей краеведения по ул. Карла Маркса, 2) и Белого дома (бульвар Гагарина, 24), с которыми непосредственно связаны имена многих замечательных представителей польской политической ссылки: Я. Черского, Б. Дыбовского, А. Чекановского, М. Витковского, B. Годлевского, В. Ксенжопольского, С. Вроньского и др.
Центральная площадь Иркутска имени C.М. Кирова. Когда-то, до пожара 1879 г., на эту площадь выходило деревянное здание гостиницы «Амур». Здесь в январе 1871 г. поселился под именем Николая Любавина человек трудной и удивительной судьбы — Герман Александрович Лопатин (1845—1918). Русский революционер член генерального совета 1-го Интернационала, первый в России переводчик «Капитала», близкий друг К. Маркса и Ф. Энгельса. В Иркутск он прибыл из-за границы, куда, в свою очередь, скрылся из ссылки в Ставрополь, с целью освобождения из сибирского заточения Н.Г. Чернышевского. Разыгрывая роль светского заезжего гостя из Петербурга, революционер собирал сведения о точном местонахождении Н. Г. Чернышевского и разрабатывал детали своего опасного предприятия. Неожиданно этот тайный план выдал властям провокатор. Лопатин оказался арестован.
Содержали его в одиночном заключении при жандармских казармах, недалеко от реки Ушаковки, между нынешними улицами Фридриха Энгельса и Иосифа Уткина (бывшими Жандармской и Кузнецкой). Отсюда Г. А. Лопатин и совершил первую неудавшуюся попытку побега. В канун 1872 г. его освободили из тюрьмы под надзор полиции, и он поселился на бывшей Троицкой улице (ныне 5-й Армии), напротив Харлампиевской церкви (ныне здесь один из отделов библиотеки Иркутского университета). Частым гостем бывал он на Почтамтской улице (ныне Степана Разина), где в небольшом домике жил с женою Афанасий Петрович Щапов — видный русский ученый и деятель революционно-демократического движения. Летом 1872 г. Г. Лопатин совершил еще один побег, завершившийся его поимкой в Томске и возвращением в Иркутск. Прошел еще почти год, и в июне 1873 г. из здания губернского суда Лопатин бежал снова. На сей раз ему удалось беспрепятственно скрыться от преследователей и добраться до Петербурга, а затем уехать за границу. Этим закончился сибирский и иркутский период биографии Г. А. Лопатина. Впереди у него были новые, не менее драматичные эпизоды, новые нелегальные переходы границ, аресты, побеги, долгие годы тюрьмы — жизнь, полностью отданная борьбе с гнетом самодержавия в России.
В здании бывшей Кузнецовской больницы {бульвар Гагарина, 6), где теперь находится Областная детская больница, прошли последние месяцы жизни Ивана Александровича Худякова (1842—1876). Участник организации ишутинцев-каракозовцев, одаренный исследователь, фольклорист и этнограф, он был привлечен к следствию и суду после покушения Д. В. Каракозова на царя Александра II 4 апреля 1866 г. Его приговорили к ссылке на поселении в «одно из самых отдаленных мест Сибири». Такое место отыскали в Якутии, в Верхоянске, знаменитом своими рекордно суровыми зимними стужами. Здесь Худяков провел около семи лет, занимаясь изучением якутского фольклора, языка, этнографии, написанием автобиографии. В якутском изгнании начали обнаруживаться первые признаки нарушения его психики. Беспросветное существование, деятельность, лишенная каких-либо перспектив, полное духовное одиночество способствовали тому, что болезнь Худякова все более прогрессировала. Центральная же администрация, опасаясь симуляции ссыльного, не спешила с лечением. Только летом 1874 г. Худякова перевели в Якутск, где в ту пору не было врачей-психиатров, а в июле 1875 г.— в Иркутск, где в Кузнецовской больнице И. А. Худяков скончался 19 сентября 1876 г.
С Иркутском связана судьба еще одного сибирского ссыльного по делу ишутинцев. Болеслав (Болеслав Петрович) Шостакович (1845— 1919), происходивший из польской семьи ветеринарного врача, находившегося на государственной службе в России, с гимназической скамьи включился в активную революционную деятельность. В ходе следствия и суда по делу Н. А. Ишутина — Д. В. Каракозова властям стала известна причастность Б. Шостаковича к осуществлению дерзкого побега из Московской пересыльной тюрьмы революционера и руководителя готовившегося польского восстания 1863 г. Ярослава Домбровского. Это и послужило основанием для осуждения Б. Шостаковича по названному процессу. Он был приговорен к «ссылке на жилье» в Томскую губернию.
Б. Шостакович проявил себя как прекрасный конспиратор. Многие существенные обстоятельства подпольной революционной деятельности он сумел надежно скрыть от дознания следствен-; ной комиссии М. Н. Муравьева-«вешателя», хотя представлял свои показания как «чистосердечную откровенность». Только современным исследователям удалось выяснить, что Б. Шостакович в 1864—1865 гг. являлся фактическим руководителем сохранившейся в Москве центральной землевольческой группы (не исключено даже, что это был московский комитет «Земли и воли»), которая в организационном смысле оказалась в непосредственно близком контакте с революционным польским комитетом, возглавляемым П. Маевским.
После двадцати лет пребывания в Западной Сибири — в Томске и в глухом северном Нары-ме, куда Б, Шостакович оказался вторично сослан, он в 1887 г. переехал в Иркутск и здесь провел остаток своей жизни. В Иркутске служил в местном отделении Сибирского торгового банка, активно сотрудничал в Восточно-Сибирском отделе Русского географического общества, в редакции газеты «Восточное обозрение», участвовал в органах городского самоуправления, в различных общественных начинаниях.
Отошедший в эти годы от активной революционной работы, Б. П. Шостакович до конца своих дней (он умер в Иркутске в 1919 г.) оставался верен революционным идеалам своей молодости и продолжал руководствоваться ими во всей практической деятельности иркутского периода. Своим детям, а было их у него семеро, он сумел привить оппозиционное отношение к самодержавному режиму.
О пребывании Б.П. Шостаковича в Иркутске напоминают два дома. Один из них расположен на углу улиц Карла Маркса и Литвинова (прежние Большая и 6-я Солдатская). На улицу Большую выходили окна служебной квартиры Б. Шостаковича, в которой он жил в начале 1900-х гг., еще служа в банке. По улице Рабочего Штаба, 27 (прежняя Якутская, 25), в одноэтажном деревянном доме прошли последние годы его жизни.
В заключение остановимся еще на ряде памятных мест, связанных с общественно-политическим движением 1880-х гг.
Несколько адресов напоминают о пребывании в нашем городе Константина Гавриловича Неустроева. Уроженец Якутии, учившийся в Иркутской губернской гимназии, а затем окончивший Петербургский университет, он работал в Иркутске гимназическим преподавателем и возглавлял народовольческий кружок, целью которого было поддержание связей с политическими ссыльными и оказание им помощи, а также организация побегов. Арестованного и осужденного за эту деятельность Неустроева посетил в тюрьме генерал-губернатор Анучин и принялся выговаривать ему в унизительном тоне. Неустроев ответил пощечиной. За «оскорбление действием» Неустроев был приговорен к смертной казни военно-полевым судом и расстрелян 9 ноября 1883 г. В Иркутске существует дом, где учился и затем работал педагог-революционер,— здание бывшей губернской гимназии (ул. Ленина, 5а). На углу улиц 3-й Солдатской и Арсенальской (ныне Грязнова и Дзержинского), в доме мещанина Мальцева, находилась квартира К. Г. Неустроева.
Можно вспомнить также и о пребывании в Иркутске двух прошедших карийскую каторгу виднейших «пролетариатцев». Так называли деятелей партии Первый «Пролетариат» — первой политической партии польского рабочего класса. Феликс Кон (1864—1941)—хорошо известно имя этого революционера-ветерана, участника польского, российского и международного рабочего движения, впоследствии видного деятеля большевистской партии, публициста, ученого. Воспитанный в семье с прочными революционными традициями, Ф. Кон рано вступил на путь революционной борьбы, посвятил этому делу всю свою жизнь. В Иркутске сохранилось здание гостиницы «Коммерческое подворье», где он останавливался в 1903 г. (ул. Сухэ-Батора, 11). Тадеуш Рехневский (1862—1916) — один из руководителей Первого «Пролетариата». После более чем восьми лет каторги и нескольких лет пребывания в Чите переселился в Иркутск в 1899 г. Здесь он сочетал службу в управлении Забайкальской железной дороги с активным сотрудничеством в местной печати, организации потребительского кооператива железнодорожников и нелегальной работой. Вместе со Станиславом Лянды (1855—1915) — участником первых польских социалистических кружков, связанных с русскими революционными народниками, Т. Рехневский активно включился в деятельность общества «Огниво» («Звено»).