С начала XVIII в. происходит формирование Иркутска как центра просвещения и культуры Восточной Сибири. Уже в 1725 г. при иркутском Вознесенском монастыре открывается первая в крае школа. Школа имела духовный характер и предназначалась для подготовки переводчиков с монгольского языка и миссионеров для работы среди бурятского и монгольского населения.
К концу XVIII в. в Иркутске существовала целая сеть учебных заведений: иркутская градская гражданская школа (первая в Сибири), малое и главные народные училища, навигацкая школа, духовная семинария, японское и гарнизонное (для детей солдатского звания) училища.
С 80-х гг. XVIII в. в Иркутске действовали первая в Восточной Сибири публичная библиотека, один из первых в России провинциальных музеев, любительский театр. Посетивший Иркутск в начале 90-х гг. XVIII в. немецкий ученый И. Сивере отмечал: «Иркутск после Тобольска самый большой и важный город Сибири... Семинарии для юношей, склонных посвятить себя духовному званию, народная школа, небольшая библиотека и собрание редкостей натуральной истории и театр — все это здесь создано для образования юношества, и все здесь намного улучшилось с тех пор, как Георгий написал свое известие об этом городе».
В XIX в. значение Иркутска как очага культуры на восточной окраине России еще более возрастает. В немалой степени культурный облик губернского города определяло превращение его с конца XVIII в. в купеческий город. Иркутское купечество, активно участвующее в русско-китайской торговле, в освоении дальневосточных окраин и Русской Америки, проявляло интерес к развитию просвещения, изучению восточных языков, накоплению научных знаний о Сибири и странах Востока.«В Иркутске,— вспоминала Е. А. Авдеева-Полевая,— издавна были библиотеки почти у всех достаточных людей, и литературныеновостиполучалисьтампостоянно. ...Азию и Америку... знают там многие по сношениям с ними и по рассказам бывалых людей, но знают и из печатных описаний лучше, нежели где-нибудь в России, потому что интересуются ими». Во многих купеческих семьях велись своеобразные погодные летописи, в которых фиксировались все более-менее значительные события в жизни города. На пожертвования купцов-меценатов строились храмы, общеобразовательные и профессиональные учебные и воспитательные заведения,больницы,общественныездания.
Большую роль в формировании общественной и культурной жизни Иркутска сыграла политическая ссылка. Начиная с А. Н. Радищева и декабристов, политссыльные несли просветительские идеи, способствуя зарождению демократических начал в культурной жизни города.
С Иркутском связаны имена многих деятелей отечественной культуры и искусства,из числа его жителей вышло немало выдающихся ученых, краеведов, путешественников, литераторов и художников.
Далеко не все имена их сохранились в мемориальных памятниках города. Время, а чаще преступное вмешательство человека не пощадили многие здания, связанные с деятелями культуры Иркутска, не пощадили и захоронения, особенно мало памятников культуры сохранились от XVIII — первой половины XIX в.
Один из наиболее ранних памятников этого периода — здание духовной семинарии (ул. Нижняя Набережная, 8). Это длинное двухэтажное каменное здание построено в 1780 г. по проекту архитектора А. Я. Алексеева. С 1780 по 1846 г. здесь располагалась духовная семинария, а с 1818 г. действовало и духовное училище. В связи с широкой миссионерской деятельностью в Иркутской семинарии преподавали монгольский, маньчжурский и китайский языки. В семинарии преподавали и известные ученые-востоковеды. В 1802—1803 гг. ректором ее был Н. Я. Бичурин, в монашестве Иакинф (1777—1853), известный русский китаевед, член-корреспондент Петербургской Академии наук (с 1828 г.). В 20-е гг. XIX в. в семинарии преподавали монголоведы А. А. Бобровников и А. В. Игумнов. В 1827—1832 гг. в семинарии учился известный в будущем монголовед и тибетолог О. М. Ковалевский (1801 — 1878). Учились в духовном училище, а затем в семинарии М. В. Загоскин и А. П. Щапов.
В 1846 г. духовная семинария была переведена в новое двухэтажное здание с крыльями, в плане П-образное, построенное по проекту архитектора Васильева (ул. Красноказачья, 10 а). Уже здесь заканчивали курс семинарии А. П. Щапов и М. В. Загоскин. Последний в 1848—1870 п. преподавал в ее стенах. В семинарии учились сибирский историк и публицист С. С. Шашков, бурятский этнограф и языковед Н. С. Болдонов, участники революционного движения В. И. Трубачеев, Н. Н. Бобровников, С. Г. Комиссаренко, А. Т. Якимов и другие.
Иркутянам хорошо известны два здания по ул. Ленина, составлявшие до революции корпуса мужской гимназии. Наиболее старое из них, занимаемое ныне Авиатехникумом, было построено иркутским архитектором А. И. Лосевым в 1795— 1799 гг. для главного народного училища. В 1805 г. училище было преобразовано в гимназию, первую в Сибири. Мужская гимназия оставила большой след в истории просвещения Иркутска и является одним из интереснейших мемориальных памятников города. Первоначально она представляла собой прямоугольное в плане двухэтажное здание. В 40-х гг. XIX в. к зданию пристроили боковые крылья, которые соединялись трехэтажной тыльной пристройкой. В 1909—1910 гг. рядом построили новое здание гимназии (сейчас — Художественный музей). Оба корпуса гимназии были соединены.
Трудно перечислить всех деятелей культуры, в разное время работавших или учившихся в гимназии. Назовем наиболее известные имена. В январе 1807 г. в здании гимназии давал прием камергер двора, один из учредителей Российско-Американской компании, участник первой кругосветной экспедиции и полномочный посланник в Японию Н. П. Резанов (1764—1807). На приеме присутствовали около 200 человек. Директором иркутских училищ и гимназий в 1815—1821 гг. был выдающийся сибирский историк и писатель, автор фундаментального труда «Историческое обозрение Сибири» П. А. Словцов (1767—1843). В 20-х гг. XIX в. директором гимназии был ее воспитанник, краевед и натуралист, автор многих работ С. С. Щукин. Заметный след в науке оставил Р. К. Маак (1825—1886), занимавший пост директора в 50-х гг. XIX в.
Из стен гимназии вышло много талантливых литераторов и ученых. В 1829 г. был принят в гимназию «кандидатом учительского звания» Д. П. Давыдов, сибирский поэт, автор знаменитого «Славного моря». В следующем году, выдержав экзамен, он получил назначение учителем в Троицкосавское уездное училище. Учился в иркутской гимназии родоначальник сибирского исторического романа И. Т. Калашников (1797— 1863). Его первые романы «Дочь купца Жолобова» и «Камчадалка» заслужили положительный отзыв А. С. Пушкина. После окончания гимназии некоторое время преподавал в ней другой сибирский романист Н. С. Щукин (1792—1883). Его повести «Поселыцик» и «Ангарские пороги» знакомили русское общество с жизнью и бытом сибиряков. Из-под пера Щукина вышло много интересных, насыщенных фактическим материалом историко-краеведческих и этнографических очерков о Восточной Сибири. Воспитанниками гимназии были также крупный писатель революционно-демократического направления И. В. Федоров-Омулевский (1836—1883;, автор популярного среди разночинской молодежи романа «Шаг за шагом» (1870), и поэт и прозаик В. М. Михеев (1859—1908), чье творчество неразрывно связано с сибирской тематикой. Мировую известность получили исследования путешественника и естествоиспытателя А. П. Федченко (1844—1873). Еще в гимназии он начинает собирать гербарий и коллекции. Наибольшую известность получили его исследования в Средней Азии. В стенах иркутской гимназии прошли детские годы Д. Н. Прянишникова (1865—1948), основоположника советской агрохимии. Окончив с золотой медалью гимназию, он продолжил образование в Московском университете и Петровской сельскохозяйственной академии. Важнейшие его труды посвящены проблемам питания высших растений и использованию минеральных удобрений в сельском хозяйстве. Уже в советское время был избран в АН СССР (1929) и ВАСХНИЛ (1935), стал Героем Социалистического Труда (1945).
В предреволюционные годы в гимназии учился один из крупнейших сибирских историков ф. А. Кудрявцев (1899—1976), несколько лет проработал преподавателем истории другой известный историк-декабристовед Б. Г. Кубалов (1879-1966).
Начало женскому школьному образованию положил сиропитательный дом Елизаветы Медведниковой, открытый в 1838 г. Первоначально он размещался в доме архитектора Я. А. Кругликова в Тихвинском приходе. В июне 1840 г. закончилось строительство каменного здания напротив Преображенской церкви (ныне корпус сельскохозяйственного института). Это трехэтажное каменное здание, в плане П-образное, с выделяющимся средним ризалитом главного фасада, завершенного фронтоном. В 80-х гг. XIX в. к зданию были пристроены боковые крылья. Сиропитательный дом относился к разряду начальных учебных заведений, и обучение велось в нем по программе приходских училищ. Кроме того, воспитанницы обучались рукоделию, шитью, ведению домашнего хозяйства.
В 1845 г. в Иркутске открылось первое женское среднее учебное заведение — Девичий институт Восточной Сибири (с 1896 г. он назывался Иркутским институтом императора Николая I). В первые годы он размещался в деревянном двухэтажном здании по Шелашниковской улице (Октябрьской Революции), недалеко от берега Ушаковки. В августе 1855 г. заложили новое каменное здание института на берегу Ангары (бульвар Гагарина, 20). Постройка его осуществлялась по проекту архитектора А. Е. Разгильдеева на средства, пожертвованные богатейшим иркутским купцом Е. А. Кузнецовым. В 1861 г. институт переехал в трехэтажное кирпичное здание, построенное в стиле русского классицизма. Девичий институт был рассчитан на девушек из чиновничьих и купеческих семей. В общей сложности институт к 1917 г. закончили более тысячи воспитанниц. Затем он перестал существовать. В 1863 г. в здании института побывал декабрист Д. И. Завалишин. С 1920 г. здание передали университету (в настоящее время здесь размещается физический факультет).
Во второй половине XIX в. сеть учебных заведений Иркутска значительно увеличилась. В 1888 г. в городе действовало 45 учебных заведений, в которых обучалось 3870 учащихся. В это время появляются в городе первые профессиональные училища. В 1872 г. открылась учительская семинария, готовившая учителей для народных школ. Для ее размещения у купцов Зиминых было куплено и переделано двухэтажное каменное здание по улице Якутской (ныне Рабочего Штаба), 24. При учительской семинарии существовала специальная школа для педагогической практики семинаристов. Она имела два отделения: одно — для русских, другое — для бурят Иркутской губернии.
Почти одновременно, в 1874 г., в Иркутске открылось техническое училище. В его программу кроме общеобразовательных предметов входили специальные — бухгалтерия, химическая, механическая технология, механика, теология, промышленное и коммерческое право. В 1890 г. техническое училище было преобразовано в промышленное. Здание училища построено на Тихвинской площади в 1881—1884 гг. по проекту архитектора Розена. Это двухэтажное каменное здание с повышенной средней частью и боковыми крыльями (ныне в нем размещается биолого-почвенный факультет университета). В разное время училище окончили поэты А. Оборин и С Моисеев, краевед и исследователь Байкала И. И. Веселов (1899—1939).
В связи с возросшей потребностью в развитии профессионально-технического образования в Иркутске возникают ремесленные заведения. Еще в 1868 г. на средства иркутского купца И. С. Хаминова открывается сиропитательная ремесленная школа для мальчиков (помещалась в двухэтажном деревянном особняке, принадлежавшем ранее семье декабриста Волконского, сейчас — дом-музей декабриста). В 1874 г. основывается ремесленно-воспитательное заведение Н. П. Трапезникова. Заведение было создано на капитал, завещанный городу богатым иркутским купцом И. Н. Трапезниковым в память отца Николая Петровича. Первоначально оно занимало два дома по улице Береговой (Нижняя Набережная) в Спасском приходе. К 1900 г. оба здания обветшали и было принято решение о строительстве нового. Его проект разработал академик архитектуры Р. Р. Марфельд. Строительство просторного двухэтажного здания на улице Якутской (ныне — Рабочего Штаба, 6) завершилось в 1907 г. Были построены столярные и слесарные мастерские, кузница, литейная, магазин готовых изделий, домовая церковь, учебные и жилые помещения.
Примером вклада иркутского купечества в образование может служить открытие начального Училища А. М. Кладищевой, дочери крупнейшего иркутского купца и мецената М. А. Сибирякова. Строительство двухэтажного каменного здания на углу улиц Большой и Мяснорядской (ныне Франк-Каменецкого), 16 по проекту архитектора В. Н. Каразина обошлось семье Сибиряковых в 160 тысяч рублей. Обучение в нем было бесплатным. Училище А. М. Кладищевой считалось одним из лучших в городе по подбору преподавателей, имело отличную библиотеку и разнообразные наглядные пособия. При училище имелись сад для отдыха учащихся и площадка для занятий играми и спортом.
Если памятники культуры Иркутска сравнительно неплохо представлены мемориальными общественными зданиями, то значительно меньше сохранилось домов и особенно захоронений деятелей культуры.
Значительное количество могил людей, внесших вклад в развитие культуры города, в связи с ликвидацией и переносом Иерусалимского и других кладбищ, было утрачено1. Сохранилось всего три захоронения дореволюционных деятелей культуры. В ограде Знаменского женского монастыря неподалеку от могил декабристов П. А. Муханова, Н. А. Панова, В. А. Бечасного и Е. И. Трубецкой возвышается мраморный пирамидальной формы обелиск. Здесь нашел свой последний приют человек беспокойный и предприимчивый, много сделавший для освоения восточных окраин России и Северной Америки, один из главных инициаторов создания Российско-Американской компании, рыльский купец Г. И. Шелихов (1747—1795). В 1773 г. впервые появляется он в Иркутске и остается здесь навсегда. «Колумб здесь русский погребен...» — такими словами начинается эпитафия Г. Р. Державина на его надгробии.Именно российским Колумбом, первопроходцем, смелым мореплавателем остался в народной памяти Г. И. Шелихов. Смерть подстерегла его в расцвете творческих сил, но его замыслы и идеи были подхвачены окружающими. Настоящим памятником Шелихову стало учреждение в 1799 г. Российско-Американской компании.
Памятник на могиле Шелихова, сооруженный на Екатеринбургской камнерезной фабрике, обошелся родственникам покойного в 11 760 рублей, сумму по тем временам огромную. Такой невиданно пышный в Иркутске памятник вызвал даже неудовольствие церковных властей. Епископ Вениамин, излагая начальству свои опасения, «указывал на то, что памятник этот выше алтаря и, стало быть, оскорбителен для церкви, а его украшения, особенно надписи, чрезмерно превозносят заслуги Шелихова. Назвать простого купца «покорителем народов», по рассуждению •епископа, не значит ли оскорбить имперскую особу. Отстоять монумент удалось Н. П. Резанову. В письме к могущественному фавориту П. X. Обольянинову он указывал, что задержка с установлением надгробного памятника Шелихову вызвана происками и недоброжелательством иркутских купцов, что это не монумент, а мавзолей, «каковых здесь, в Невском монастыре, множество, а в Иркутске, конечно, это первый». Отмечая, что мавзолей этот будет в потомстве памятником российской предприимчивости, Н. П. Резанов в заключении писал: «...Впрочем, когда в иностранных государствах ставят великим мужам, как-то: искателям, музыкантам и художникам — публичные монументы, то неужели сей росс, приведший в подданство многие народы, не заслуживает никакого на могиле своей надгробия?». В 1800 г. последовало высочайшее повеление надгробие Шелихову установить. Почти два столетия минуло с тех пор, но по-прежнему возвышается за оградой монастыря необычайный памятник.
Неподалеку от Знаменского монастыря, на возвышенном месте, находится еще одно захоронение. Когда-то на этом месте находилось Знаменское кладбище. Напоминает о нем сейчас бережно сохраненная иркутянами могила известного историка-демократа, этнографа и публициста А. П. Щапова (1831—1876). После окончания духовной семинарии в Иркутске он продолжил образование в Казанской духовной академии. В конце 50-х — начале 60-х гг. XIX в. читает лекции по русской истории в академии и Казанском университете, занимается научной работой. Впервые его имя узнала страна во время студенческих волнений 1861 г., связанных с расстрелом царскими войсками крестьян в селе Бездна Казанской губернии. В следующем 1862 г. за связь с «лондонскими пропагандистами» А. И. Герценом и Н. П. Огаревым он был выслан на родину.
В Иркутске А. П. Щапов продолжает активно заниматься общественной деятельностью, сотрудничает в сибирской печати, проводит научные исследования по изучению жизни и быта местного населения — русских, бурят, эвенков, участвует во многих начинаниях Восточно-Сибирского отделения Русского географического общества. Здесь он знакомится с трудами К. Маркса и под их влиянием обращается к изучению положения сибирских рабочих. Своей просветительской и научной деятельностью Щапов внес значительный вклад в культурное развитие иркутского общества. Иркутяне долго помнили его публичные лекции, собиравшие большую аудиторию.
Отмечая заслуги А. П. Щапова, иркутская общественность по инициативе ВСОРГО собрала средства для установления памятника на его могиле. Официальное открытие его состоялось 19 августа 1886 г. Памятник выполнен из серого песчаника по эскизам архитектора Г. В. Розена и представляет собой обелиск цилиндрической формы с навершием в виде креста, установленный на высоком, фигурном постаменте. На лицевой части памятника начертаны слова: «Родина — писателю». Со временем памятник обветшал и несколько лет назад был закрыт на реставрацию, в ходе которой проведена замена материала памятника на более долговечный с соблюдением всех объемов и пропорций, С 1988 г. памятник А. П. Щапову вновь доступен иркутянам и гостям города.
Жизненный путь сибирского писателя, публициста, издателя и общественного деятеля М. В. Загоскина (1830—1904) во многом напоминает биографию Щапова. Обучение в духовном училище и семинарии, затем Казанская духовная академия, занятия историей, восточными языками, словесностью, преподавательская деятельность в учебных заведениях Иркутска. С именем Загоскина связано становление и развитие газетного дела в Иркутске. Он редактировал «Иркутские губернские ведомости», издавал с группой единомышленников первую частную газету в Сибири — «Амур» (1860—1861). С 1875 г. участвовал в издании газеты «Сибирь» демократической направленности. В состав редакции входили известные сибирские демократы Г. Н. Потанин, Н. М. Ядринцев, Д. А. Клеменц. В 1887 г. «Сибирь» была закрыта, а против сотрудников выдвинуты обвинения в «сепаратизме», «нигилизме», «социалистических тенденциях». Загоскин был арестован. Ему запретили проживание в Иркутске, и он вынужден был переехать на постоянное жительство в с. Грановщину. М. В. Загоскин продолжал заниматься литературной деятельностью, краеведением, изучал быт и хозяйство крестьян.Литературная и публицистическая деятельность его многогранна. Им написаны роман «Магистр», краеведческие очерки «Иркутск и Иркутская губерния», более 70 статей и заметок. Умер Загоскин 11 сентября 1904 г. в селе Грановщина, похоронен в Иркутске на Иерусалимском кладбище (сейчас ЦПКиО). Уже в 1904 г. было принято решение увековечить его память, и тогда же объявлен сбор средств на памятник. Но только в 1909 г. была собрана необходимая сумма, а торжественное открытие памятника состоялось в сентябре 1911 г. Памятник выполнен из черного гранита. На отшлифованной стороне его высечены пальмовая ветвь и гусиное перо, чуть выше бронзовый барельеф писателя в овальноммедальоне (скульптор И. Н. Жуков). На постаменте высечены строки Н. А. Некрасова: «Сейте разумное, доброе, вечное......Автор проекта памятника архитектор К. В. Миталь.
Могила М. В. Загоскина уцелела чудом. С 20-х гг. нашего столетия Иерусалимское кладбище было закрыто и заброшено. После того, как на его месте устроили центральный парк, некрополь кладбища почти полностью оказался уничтожен. Не сохранилась и находившаяся рядом с захоронением Загоскина могила другого сибирского историка и общественного деятеля В. И. Вагина (1823—1900). В эти же годы исчез барельеф на памятнике Загоскину. На его месте в 50-х гг. была прикреплена доска с надписью: «Здесь похоронен сибирский писатель М. В. Загоскин», а позднее вместо нее изготовлен из цемента временный барельеф. В 1963 г. иркутский скульптор Б. Т. Горлач выполнил новый бронзовый барельеф М. В. Загоскина.
В XIX в. Иркутск не отличался достаточно развитой сетью культурно-просветительских учреждений. Центрами культурной жизни были дома отдельных представителей администрации и купечества. Большую известность приобрели в 40_50 гг. XIX в. музыкально-литературные вечера, которые устраивались в домах ссыльных декабристов С. П. Трубецкого и С. Г. Волконского (сейчас мемориальные дома-музеи). Не меньшей популярностью пользовался у иркутян дом богатейшего купца-мецената В. Н. Баснина 1798—1876). Двухэтажный каменный особняк Басниных (ул. Свердлова, 33) — одна из немногих дошедших до наших дней построек иркутского архитектора А. И. Лосева, много потрудившегося над изучением Иркутской губернии в XVIII — начале XIX вв. У В. Н. Баснина имелась прекрасная библиотека, коллекция картин и гравюр, оранжерея, известная по всей Сибири. В доме его постоянно собирались представители иркутского общества, устраивались музыкально-вокальные вечера. Неоднократно бывали в этом здании декабристы, жившие на поселении в Иркутске и окрестных селах: С. П. Трубецкой, С. Г. Волконский, В. Ф. Раевский, А. П. Юшневский, братья Борисовы и другие.
В 1854 г. В. Н. Баснин переехал на жительство в Москву. Дом со всеми постройками и оранжереей приобрел иркутский купец М. В. Михеев, позднее устроивший в нем бесплатную лечебницу для неимущих горожан. Богатейшая библиотека была подарена духовной семинарии и после революции передана в Научную библиотеку Иркутского университета и послужила основой формирования ее редкого фонда.
В конце XIX в. одним из центров культурной жизни Иркутска становится усадьба городского головы В. П. Сукачева (1849—1919), точнее, картинная галерея, собранная им. В. П. Сукачев был представителем просвещенного купечества, понимавшего необходимость развития образования и культуры в стране. Большое внимание он уделял обучению сибиряков, распространению научных знаний, занимал пост председателя ВСОРГО. Но любимым детищем Сукачева стала картинная галерея. На тогдашней окраине города был построен комплекс различных зданий — хозяйственные и складские постройки, конюшня, дом для обслуживающего персонала,одноэтажное здание бесплатной школы для девочек, которую возглавляла Надежда Владимировна — жена В. П. Сукачева, и двухэтажный особняк семьи Сукачевых, в котором двенадцать комнат отвели для размещения галереи. Из всех этих строений сохранилось только два дома: двухэтажное здание галереи и бывшая школа для девочек (ул. Декабрьских Событий,124). Картинная галерея Сукачева была открыта для горожан, детей зазывали и впускали в нее бесплатно, приобщая к большому искусству. Французский путешественник Жюль Легар, посетивший Иркутск в 1897 г., писал: «Эта галерея приятно удивила меня, так как во все время путешествия по Сибири редко удавалось видеть произведения искусства. Галерея почти исключительно русская, это патриотизм, который я очень ценю». В собрании Сукачева представлены полотна Репина, Верещагина, Клодта, Маковского и других передвижников. Он мечтал передать свою коллекцию в собственность города, но не успел это сделать при жизни.
В 1920 г. сукачевская галерея была национализирована и стала основой создания Иркутского художественного музея.
В XIX — начале XX вв. в Иркутске побывали многие писатели, художники, однако связать их пребывание в городе с конкретными памятниками крайне сложно. В большинстве случаев отсутствуют документальные свидетельства. Известен лишь один такой мемориальный памятник. Это здание бывшей гостиницы «Амурское подворье», в которой проживал великий русский писатель А. П. Чехов с 4 по 11 июня 1890 г. (ул. Фурье, 1а). А. П. Чехов посетил Иркутск, следуя на Сахалин. Целью поездки было написание книги о сахалинской каторге. Литературным итогом ее стала книга «Остров Сахалин», ряд очерков и фельетонов. Писатель пробыл в Иркутске короткое время, но успел неплохо познакомиться с ним. Иркутск понравился ему больше других сибирских городов, это он и отметил в своих письмах.
В память о посещении А. П. Чеховым Иркутска установлена мемориальная доска с чугунным барельефом писателя. Автор ее — член-корреспондент Академии художеств СССР Л. Дубиновский. Правда, надо отметить, что доска помещена не на том здании, где останавливался писатель. Гостиница «Амурское подворье» находится в глубине квартала и со стороны улицы К. Маркса закрыта занимающим все пространство зданием бывшего реального училища. На этом здании в 1944 г. и установлена мемориальная доска.
В XVIII в. закладываются в Иркутске традиции театрального искусства. В 1787 г. состоялись первые представления любительского театра, игравшего трагедии и комедии А. П. Сумарокова. Иркутск был третьим провинциальным городом после Тулы и Харькова, где открылся светский театр, и первым театральным городом Сибири. Но до середины XIX в. постоянного профессионального театра в городе не было. Организация профессиональной театральной труппы связана с именем польского актера антрепренера Иосифа Маркевича. При поддержке генерал-губернатора Восточной Сибири Н. Н. Муравьева он приступил в 1850 г. к строительству деревянного двухэтажного здания театра,но еще до окончания работ театр Маркевича начал давать представленияв зале Благородного собрания. Здание театра сгорело в 1856 г., но театральные представления не прекращались. Для спектаклей использовались различныевременные помещения. Театр прочно вошел в жизнь иркутян как неотъемлемый элемент культурной среды города и в 1873 г. получил новое деревянное здание. Оно сгорело в 1890 г. Только после этого решили строить каменное помещение на том же месте. Был объявлен конкурс, и из пяти представленныхпроектовлучшим признан проект петербургского архитектора В. А. Шретера. Строился театр на пожертвования местного купечества. В 1897 г. спектаклем «Ревизор» открылась новая страница в истории драматического театра в Иркутске. На этот раз в прекрасном, обладающим отличной акустикой каменном здании с четырехъярусным зрительным залом, вмещающим до 1000 человек. Здание драмтеатра им. Н. П. Охлопкова и поныне является украшением улицы Карла Маркса и всего города. В стенах его гастролировалимногие известные актеры страны: А.А. Яблочкина, В. Ф. Комиссаржевская, М.В. Дальский, В.П. Долматов, Л. В. Собинов, М. И. Петина и другие.
Первые иркутские газеты заложили основы демократического направления в сибирской периодической печати, пробудили живой интерес к печатному слову, формировали общественное мнение. Достойным преемником их стала газета «Восточное обозрение», основателем и редактором которой в течение ряда лет был известный общественный деятель, писатель и ученый Н. М. Ядринцев. Газета начала издаваться в 1882 г. в Петербурге, а с 1888 г. после закрытия «Сибири» местом ее издания становится Иркутск. В Иркутске сохранились два мемориальных здания, связанные с газетой. В типографии Н. Казанцева (ул. Марата, 4) она печаталась в конце XIX в. А в доме по улице Сурикова, 11 с 1900 г. размещалась редакция «Восточного обозрения». Демократические позиции газеты обозначились с первых дет ее существования. Своей главной задачей газета считала защиту угнетенных беднейших слоев населения. Она разоблачала произвол местной администрации, чиновников, владельцев золотых приисков. Среди сотрудников «Восточного обозрения» большую группу составляли участники народнического движения И. И. Попов, Д.А. Клеменц, С.Л. Чудновский, В.Г. Богораз-Тан и другие. Первой из сибирских газет «Восточное обозрение» начало печатать статьи политических ссыльных-марксистов. В 1896 г. с большой статьей «Судьба капитализма в Сибири» на страницах газеты выступил Л. Б. Красин.
Последние годы газету редактировал ссыльный народник И. И. Попов, старавшийся придать ей «социалистическо-народническое» направление. В годы первой русской революции карательным отрядом А. Н. Меллер-Закомельского редакция была разгромлена, а газета закрыта (последний номер вышел 24 января 1906 г.). Читать дальше