Туристический центр "Магнит Байкал"
      
Суббота, 21.12.2024, 23:04
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход




Полезные статьи о Байкале

Главная » Статьи » Памятники культуры Иркутска


ПАМЯТНИКИ ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ ДООКТЯБРЬСКОГО ПЕРИОДА

В. П. Шахеров

ПАМЯТНИКИ ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ ДООКТЯБРЬСКОГО ПЕРИОДА

С начала XVIII в. происходит формирование Иркутска как центра просвещения и культуры Восточной Сибири. Уже в 1725 г. при иркутском Вознесенском монастыре открывается первая в крае школа. Школа имела духовный характер и предназначалась для подготовки переводчиков с монгольского языка и миссионеров для работы среди бурятского и монгольского населения.

К концу XVIII в. в Иркутске существовала целая сеть учебных заведений: иркутская град­ская гражданская школа (первая в Сибири), малое и главные народные училища, навигацкая школа, духовная семинария, японское и гарнизон­ное (для детей солдатского звания) училища.

С 80-х гг. XVIII в. в Иркутске действовали первая в Восточной Сибири публичная библио­тека, один из первых в России провинциальных музеев, любительский театр. Посетивший Ир­кутск в начале 90-х гг. XVIII в. немецкий ученый И. Сивере отмечал: «Иркутск после Тобольска са­мый большой и важный город Сибири... Семи­нарии для юношей, склонных посвятить себя ду­ховному званию, народная школа, небольшая библиотека и собрание редкостей натуральной истории и театр — все это здесь создано для об­разования юношества, и все здесь намного улуч­шилось с тех пор, как Георгий написал свое известие об этом городе».

В XIX в. значение Иркутска как очага куль­туры на восточной окраине России еще более возрастает. В немалой степени культурный об­лик губернского города определяло превращение его с конца XVIII в. в купеческий город. Иркут­ское купечество, активно участвующее в русско-китайской торговле, в освоении дальневосточных окраин и Русской Америки, проявляло интерес к развитию просвещения, изучению восточных языков, накоплению научных знаний о Сибири и странах Востока.    «В Иркутске,— вспоминала Е. А. Авдеева-Полевая,— издавна были библиоте­ки почти у всех достаточных людей, и литера­турные   новости   получались   там   постоянно. ...Азию и Америку... знают там многие по сно­шениям с ними и по рассказам бывалых людей, но знают и из печатных описаний лучше, неже­ли где-нибудь в России, потому что интересуются ими». Во многих купеческих семьях велись свое­образные погодные летописи, в которых фикси­ровались все более-менее значительные события в жизни города. На пожертвования купцов-ме­ценатов строились храмы, общеобразовательные и профессиональные учебные и воспитательные заведения,   больницы,  общественные  здания.

Большую роль в формировании общественной и культурной жизни Иркутска сыграла полити­ческая ссылка. Начиная с А. Н. Радищева и де­кабристов, политссыльные несли просветитель­ские идеи, способствуя зарождению демократи­ческих начал в культурной жизни города.

С Иркутском связаны имена многих деятелей отечественной культуры и искусства,  из числа его жителей вышло немало выдающихся ученых, краеведов, путешественников, литераторов и ху­дожников.

Далеко не все имена их сохранились в мемо­риальных памятниках города. Время, а чаще прес­тупное вмешательство человека не пощадили многие здания, связанные с деятелями культуры Иркутска, не пощадили и захоронения, особенно мало памятников культуры сохранились от XVIII — первой половины XIX в.

Один из наиболее ранних памятников этого периода — здание духовной семинарии (ул. Ниж­няя Набережная, 8). Это длинное двухэтажное каменное здание построено в 1780 г. по проекту архитектора А. Я. Алексеева. С 1780 по 1846 г. здесь располагалась духовная семинария, а с 1818 г. действовало и духовное училище. В свя­зи с широкой миссионерской деятельностью в Иркутской семинарии преподавали монгольский, маньчжурский и китайский языки. В семинарии преподавали и известные ученые-востоковеды. В 1802—1803 гг. ректором ее был Н. Я. Бичурин, в монашестве Иакинф (1777—1853), известный рус­ский китаевед, член-корреспондент Петербург­ской Академии наук (с 1828 г.). В 20-е гг. XIX в. в семинарии преподавали монголоведы А. А. Бобровников и А. В. Игумнов. В 1827—1832 гг. в семинарии учился известный в будущем монго­ловед и тибетолог О. М. Ковалевский (1801 — 1878). Учились в духовном училище, а затем в семинарии М. В. Загоскин и А. П. Щапов.

В 1846 г. духовная семинария была переведе­на в новое двухэтажное здание с крыльями, в плане П-образное, построенное по проекту ар­хитектора Васильева (ул. Красноказачья, 10 а). Уже здесь заканчивали курс семинарии А. П. Ща­пов и М. В. Загоскин. Последний в 1848—1870 п. преподавал в ее стенах. В семинарии учились си­бирский историк и публицист С. С. Шашков, бу­рятский этнограф и языковед Н. С. Болдонов, участники революционного движения В. И. Трубачеев, Н. Н. Бобровников, С. Г. Комиссаренко, А. Т. Якимов и другие.

Иркутянам хорошо известны два здания по ул. Ленина, составлявшие до революции корпуса мужской гимназии. Наиболее старое из них, за­нимаемое ныне Авиатехникумом, было построено иркутским архитектором А. И. Лосевым в 1795— 1799 гг. для главного народного училища. В 1805 г. училище было преобразовано в гимна­зию, первую в Сибири. Мужская гимназия оста­вила большой след в истории просвещения Ир­кутска и является одним из интереснейших мемориальных памятников города. Первоначально она представляла собой прямоугольное в плане двухэтажное здание. В 40-х гг. XIX в. к зданию пристроили боковые крылья, которые соединя­лись трехэтажной тыльной пристройкой. В 1909—1910 гг. рядом построили новое здание гимназии (сейчас — Художественный музей). Оба корпуса гимназии были соединены.

Трудно перечислить всех деятелей культуры, в разное время работавших или учившихся в гимназии. Назовем наиболее известные имена. В январе 1807 г. в здании гимназии давал прием камергер двора, один из учредителей Российско-Американской компании, участник первой кру­госветной экспедиции и полномочный посланник в Японию Н. П. Резанов (1764—1807). На приеме присутствовали около 200 человек. Директором иркутских училищ и гимназий в 1815—1821 гг. был выдающийся сибирский историк и писатель, автор фундаментального труда «Историческое обозрение Сибири» П. А. Словцов (1767—1843). В 20-х гг. XIX в. директором гимназии был ее воспитанник, краевед и натуралист, автор мно­гих работ С. С. Щукин. Заметный след в науке оставил Р. К. Маак (1825—1886), занимавший пост директора в 50-х гг. XIX в.

Из стен гимназии вышло много талантливых литераторов и ученых. В 1829 г. был принят в гимназию «кандидатом учительского звания» Д. П. Давыдов, сибирский поэт, автор знамени­того «Славного моря». В следующем году, выдер­жав экзамен, он получил назначение учителем в Троицкосавское уездное училище. Учился в ир­кутской гимназии родоначальник сибирского ис­торического романа И. Т. Калашников (1797— 1863). Его первые романы «Дочь купца Жолобова» и «Камчадалка» заслужили положительный отзыв А. С. Пушкина. После окончания гимна­зии некоторое время преподавал в ней другой сибирский романист Н. С. Щукин (1792—1883). Его повести «Поселыцик» и «Ангарские пороги» знакомили русское общество с жизнью и бытом сибиряков. Из-под пера Щукина вышло много интересных, насыщенных фактическим материа­лом историко-краеведческих и этнографичес­ких очерков о Восточной Сибири. Воспитан­никами гимназии были также крупный пи­сатель революционно-демократического направ­ления И. В. Федоров-Омулевский (1836—1883;, автор популярного среди разночинской молоде­жи романа «Шаг за шагом» (1870), и поэт и прозаик В. М. Михеев (1859—1908), чье творче­ство неразрывно связано с сибирской тематикой. Мировую известность получили исследования путешественника и естествоиспытателя А. П. Федченко (1844—1873). Еще в гимназии он начинает собирать гербарий и коллекции. Наибольшую известность получили его исследования в Сред­ней Азии. В стенах иркутской гимназии прошли детские годы Д. Н. Прянишникова (1865—1948), основоположника советской агрохимии. Окончив с золотой медалью гимназию, он продолжил об­разование в Московском университете и Петров­ской сельскохозяйственной академии. Важнейшие его труды посвящены проблемам питания выс­ших растений и использованию минеральных удобрений в сельском хозяйстве. Уже в совет­ское время был избран в АН СССР (1929) и ВАСХНИЛ (1935), стал Героем Социалистического Труда (1945).

В предреволюционные годы в гимназии учил­ся один из крупнейших сибирских историков ф. А. Кудрявцев (1899—1976), несколько лет про­работал преподавателем истории другой извест­ный историк-декабристовед Б. Г. Кубалов (1879-1966).

Начало женскому школьному образованию по­ложил сиропитательный дом Елизаветы Медведниковой, открытый в 1838 г. Первоначально он размещался в доме архитектора Я. А. Кругликова в Тихвинском приходе. В июне 1840 г. закон­чилось строительство каменного здания напротив Преображенской церкви (ныне корпус сельско­хозяйственного института). Это трехэтажное ка­менное здание, в плане П-образное, с выделяю­щимся средним ризалитом главного фасада, за­вершенного фронтоном. В 80-х гг. XIX в. к зда­нию были пристроены боковые крылья. Сиропитательный дом относился к разряду началь­ных учебных заведений, и обучение велось в нем по программе приходских училищ. Кроме того, воспитанницы обучались рукоделию, шитью, ве­дению домашнего хозяйства.

В 1845 г. в Иркутске открылось первое жен­ское среднее учебное заведение — Девичий инс­титут Восточной Сибири (с 1896 г. он назывался Иркутским институтом императора Николая I). В первые годы он размещался в деревянном двух­этажном здании по Шелашниковской улице (Октябрьской Революции), недалеко от берега Ушаковки. В августе 1855 г. заложили новое камен­ное здание института на берегу Ангары (буль­вар Гагарина, 20). Постройка его осуществлялась по проекту архитектора А. Е. Разгильдеева на средства, пожертвованные богатейшим иркутским купцом Е. А. Кузнецовым. В 1861 г. институт переехал в трехэтажное кирпичное здание, по­строенное в стиле русского классицизма. Деви­чий институт был рассчитан на девушек из чи­новничьих и купеческих семей. В общей слож­ности институт к 1917 г. закончили более тысячи воспитанниц. Затем он перестал существовать. В 1863 г. в здании института побывал декабрист Д. И. Завалишин. С 1920 г. здание передали уни­верситету (в настоящее время здесь размещает­ся физический факультет).

Во второй половине XIX в. сеть учебных за­ведений Иркутска значительно увеличилась. В 1888 г. в городе действовало 45 учебных за­ведений, в которых обучалось 3870 учащихся. В это время появляются в городе первые про­фессиональные училища. В 1872 г. открылась учительская семинария, готовившая учителей для народных школ. Для ее размещения у купцов Зиминых было куплено и переделано двухэтаж­ное каменное здание по улице Якутской (ныне Рабочего Штаба), 24. При учительской семинарии существовала специальная школа для педагоги­ческой практики семинаристов. Она имела два отделения: одно — для русских, другое — для бурят Иркутской губернии.

Почти одновременно, в 1874 г., в Иркутске открылось техническое училище. В его програм­му кроме общеобразовательных предметов вхо­дили специальные — бухгалтерия, химическая, механическая технология, механика, теология, промышленное и коммерческое право. В 1890 г. техническое училище было преобразовано в про­мышленное. Здание училища построено на Тих­винской площади в 1881—1884 гг. по проекту архитектора Розена. Это двухэтажное каменное здание с повышенной средней частью и боковы­ми крыльями (ныне в нем размещается биолого-почвенный факультет университета). В разное время училище окончили поэты А. Оборин и С Моисеев, краевед и исследователь Байкала И. И. Веселов (1899—1939).

В связи с возросшей потребностью в разви­тии профессионально-технического образования в Иркутске возникают ремесленные заведения. Еще в 1868 г. на средства иркутского купца И. С. Хаминова открывается сиропитательная ремеслен­ная школа для мальчиков (помещалась в двухэтажном деревянном особняке, принадлежавшем ранее семье декабриста Волконского, сейчас — дом-музей декабриста). В 1874 г. основывается ремесленно-воспитательное заведение Н. П. Тра­пезникова. Заведение было создано на капитал, завещанный городу богатым иркутским купцом И. Н. Трапезниковым в память отца Николая Петровича. Первоначально оно занимало два до­ма по улице Береговой (Нижняя Набережная) в Спасском приходе. К 1900 г. оба здания обвет­шали и было принято решение о строительстве нового. Его проект разработал академик архи­тектуры Р. Р. Марфельд. Строительство простор­ного двухэтажного здания на улице Якутской (ныне — Рабочего Штаба, 6) завершилось в 1907 г. Были построены столярные и слесарные мастерские, кузница, литейная, магазин готовых изделий, домовая церковь, учебные и жилые помещения.

Примером вклада иркутского купечества в об­разование может служить открытие начального Училища А. М. Кладищевой, дочери крупнейшего иркутского купца и мецената М. А. Сибирякова. Строительство двухэтажного каменного зда­ния на углу улиц Большой и Мяснорядской (ны­не Франк-Каменецкого), 16 по проекту архитек­тора В. Н. Каразина обошлось семье Сибиряковых в 160 тысяч рублей. Обучение в нем было бесплатным. Училище А. М. Кладищевой счита­лось одним из лучших в городе по подбору преподавателей, имело отличную библиотеку и раз­нообразные наглядные пособия. При училище имелись сад для отдыха учащихся и площадка для занятий играми и спортом.

Если памятники культуры Иркутска сравни­тельно неплохо представлены мемориальными общественными зданиями, то значительно мень­ше сохранилось домов и особенно захоронений деятелей культуры.

Значительное количество могил людей, внес­ших вклад в развитие культуры города, в связи с ликвидацией и переносом Иерусалимского и других кладбищ, было утрачено1. Сохранилось всего три захоронения дореволюционных деяте­лей культуры. В ограде Знаменского женского монастыря неподалеку от могил декабристов П. А. Муханова, Н. А. Панова, В. А. Бечасного и Е. И. Трубецкой возвышается мраморный пи­рамидальной формы обелиск. Здесь нашел свой последний приют человек беспокойный и пред­приимчивый, много сделавший для освоения вос­точных окраин России и Северной Америки, один из главных инициаторов создания Российско-Аме­риканской компании, рыльский купец Г. И. Шелихов (1747—1795). В 1773 г. впервые появляется он в Иркутске и остается здесь навсегда. «Колумб здесь русский погребен...» — такими словами на­чинается эпитафия Г. Р. Державина на его над­гробии.  Именно российским Колумбом, первопроходцем, смелым мореплавателем остался в на­родной памяти Г. И. Шелихов. Смерть подсте­регла его в расцвете творческих сил, но его за­мыслы и идеи были подхвачены окружающими. Настоящим памятником Шелихову стало учреж­дение в 1799 г. Российско-Американской компа­нии.

Памятник на могиле Шелихова, сооруженный на Екатеринбургской камнерезной фабрике, обо­шелся родственникам покойного в 11 760 руб­лей, сумму по тем временам огромную. Такой невиданно пышный в Иркутске памятник вызвал даже неудовольствие церковных властей. Епис­коп Вениамин, излагая начальству свои опасения, «указывал на то, что памятник этот выше алтаря и, стало быть, оскорбителен для церкви, а его украшения, особенно надписи, чрезмерно пре­возносят заслуги Шелихова. Назвать простого купца «покорителем народов», по рассуждению •епископа, не значит ли оскорбить имперскую особу. Отстоять монумент удалось Н. П. Реза­нову. В письме к могущественному фавориту П. X. Обольянинову он указывал, что задержка с установлением надгробного памятника Шели­хову вызвана происками и недоброжелательством иркутских купцов, что это не монумент, а мав­золей, «каковых здесь, в Невском монастыре, множество, а в Иркутске, конечно, это первый». Отмечая, что мавзолей этот будет в потомстве памятником российской предприимчивости, Н. П. Резанов в заключении писал: «...Впрочем, когда в иностранных государствах ставят вели­ким мужам, как-то: искателям, музыкантам и художникам — публичные монументы, то неуже­ли сей росс, приведший в подданство многие на­роды, не заслуживает никакого на могиле своей надгробия?». В 1800 г. последовало высочайшее повеление надгробие Шелихову установить. Поч­ти два столетия минуло с тех пор, но по-преж­нему возвышается за оградой монастыря необы­чайный памятник.

Неподалеку от Знаменского монастыря, на возвышенном месте, находится еще одно захо­ронение. Когда-то на этом месте находилось Знаменское кладбище. Напоминает о нем сейчас бережно сохраненная иркутянами могила извест­ного историка-демократа, этнографа и публициста А. П. Щапова (1831—1876). После окон­чания духовной семинарии в Иркутске он про­должил образование в Казанской духовной ака­демии. В конце 50-х — начале 60-х гг. XIX в. читает лекции по русской истории в академии и Казанском университете, занимается научной ра­ботой. Впервые его имя узнала страна во время студенческих волнений 1861 г., связанных с рас­стрелом царскими войсками крестьян в селе Безд­на Казанской губернии. В следующем 1862 г. за связь с «лондонскими пропагандистами» А. И. Герценом и Н. П. Огаревым он был выслан на родину.

В Иркутске А. П. Щапов продолжает активно заниматься общественной деятельностью, сотруд­ничает в сибирской печати, проводит научные исследования по изучению жизни и быта местно­го населения — русских, бурят, эвенков, участ­вует во многих начинаниях Восточно-Сибирского отделения Русского географического общества. Здесь он знакомится с трудами К. Маркса и под их влиянием обращается к изучению положения сибирских рабочих. Своей просветительской и научной деятельностью Щапов внес значитель­ный вклад в культурное развитие иркутского об­щества. Иркутяне долго помнили его публич­ные лекции, собиравшие большую аудиторию.

Отмечая заслуги А. П. Щапова, иркутская общественность по инициативе ВСОРГО собрала средства для установления памятника на его могиле. Официальное открытие его состоялось 19 августа 1886 г. Памятник выполнен из серого песчаника по эскизам архитектора Г. В. Розена и представляет собой обелиск цилиндрической формы с навершием в виде креста, установлен­ный на высоком, фигурном постаменте. На ли­цевой части памятника начертаны слова: «Ро­дина — писателю». Со временем памятник обвет­шал и несколько лет назад был закрыт на рес­таврацию, в ходе которой проведена замена ма­териала памятника на более долговечный с соб­людением всех объемов и пропорций, С 1988 г. памятник А. П. Щапову вновь доступен иркутя­нам и гостям города.

Жизненный путь сибирского писателя, пуб­лициста, издателя и общественного деятеля М. В. Загоскина (1830—1904) во многом напоми­нает биографию Щапова. Обучение в духовном училище и семинарии, затем Казанская духовная академия, занятия историей, восточными языка­ми, словесностью, преподавательская деятель­ность в учебных заведениях Иркутска. С именем Загоскина связано становление и развитие газет­ного дела в Иркутске. Он редактировал «Иркут­ские губернские ведомости», издавал с группой единомышленников первую частную газету в Си­бири — «Амур» (1860—1861). С 1875 г. участво­вал в издании газеты «Сибирь» демократической направленности. В состав редакции входили из­вестные сибирские демократы Г. Н. Потанин, Н. М. Ядринцев, Д. А. Клеменц. В 1887 г. «Си­бирь» была закрыта, а против сотрудников вы­двинуты обвинения в «сепаратизме», «нигилиз­ме», «социалистических тенденциях». Загоскин был арестован. Ему запретили проживание в Ир­кутске, и он вынужден был переехать на посто­янное жительство в с. Грановщину. М. В. За­госкин продолжал заниматься литературной дея­тельностью, краеведением, изучал быт и хозяй­ство крестьян.  Литературная и публицистическая деятельность его многогранна. Им написа­ны роман «Магистр», краеведческие очерки «Ир­кутск и Иркутская губерния», более 70 статей и заметок. Умер Загоскин 11 сентября 1904 г. в селе Грановщина, похоронен в Иркутске на Иеру­салимском кладбище (сейчас ЦПКиО). Уже в 1904 г. было принято решение увековечить его па­мять, и тогда же объявлен сбор средств на па­мятник. Но только в 1909 г. была собрана необ­ходимая сумма, а торжественное открытие па­мятника состоялось в сентябре 1911 г. Памятник выполнен из черного гранита. На отшлифован­ной стороне его высечены пальмовая ветвь и гу­синое перо, чуть выше бронзовый барельеф пи­сателя в овальном  медальоне (скульптор И. Н. Жуков). На постаменте высечены строки Н. А. Некрасова: «Сейте разумное, доброе, веч­ное......    Автор проекта памятника архитектор К. В. Миталь.

Могила М. В. Загоскина уцелела чудом. С 20-х гг. нашего столетия Иерусалимское клад­бище было закрыто и заброшено. После того, как на его месте устроили центральный парк, некрополь кладбища почти полностью оказался уничтожен. Не сохранилась и находившаяся ря­дом с захоронением Загоскина могила другого сибирского историка и общественного деятеля В. И. Вагина (1823—1900). В эти же годы исчез барельеф на памятнике Загоскину. На его месте в 50-х гг. была прикреплена доска с надписью: «Здесь похоронен сибирский писатель М. В. За­госкин», а позднее вместо нее изготовлен из цемента временный барельеф. В 1963 г. иркут­ский скульптор Б. Т. Горлач выполнил новый бронзовый барельеф М. В. Загоскина.

В XIX в. Иркутск не отличался достаточно развитой сетью культурно-просветительских уч­реждений. Центрами культурной жизни были до­ма отдельных представителей администрации и купечества. Большую известность приобрели в 40_50 гг. XIX в. музыкально-литературные ве­чера, которые устраивались в домах ссыльных декабристов С. П. Трубецкого и С. Г. Волконско­го (сейчас мемориальные дома-музеи). Не мень­шей популярностью пользовался у иркутян дом богатейшего купца-мецената В. Н. Баснина 1798—1876). Двухэтажный каменный особняк Басниных (ул. Свердлова, 33) — одна из немно­гих дошедших до наших дней построек иркут­ского архитектора А. И. Лосева, много потру­дившегося над изучением Иркутской губернии в XVIII — начале XIX вв. У В. Н. Баснина име­лась прекрасная библиотека, коллекция картин и гравюр, оранжерея, известная по всей Сибири. В доме его постоянно собирались представители иркутского общества, устраивались музыкально-вокальные вечера. Неоднократно бывали в этом здании декабристы, жившие на поселении в Ир­кутске и окрестных селах: С. П. Трубецкой, С. Г. Волконский, В. Ф. Раевский, А. П. Юшневский, братья Борисовы и другие.

В 1854 г. В. Н. Баснин переехал на житель­ство в Москву. Дом со всеми постройками и оранжереей приобрел иркутский купец М. В. Ми­хеев, позднее устроивший в нем бесплатную ле­чебницу для неимущих горожан. Богатейшая библиотека была подарена духовной семинарии и после революции передана в Научную биб­лиотеку Иркутского университета и послужила основой формирования ее редкого фонда.

В конце XIX в. одним из центров культурной жизни Иркутска становится усадьба городского головы В. П. Сукачева (1849—1919), точнее, кар­тинная галерея, собранная им. В. П. Сукачев был представителем просвещенного купечества, пони­мавшего необходимость развития образования и культуры в стране. Большое внимание он уделял обучению сибиряков, распространению научных знаний, занимал пост председателя ВСОРГО. Но любимым детищем Сукачева стала картинная га­лерея. На тогдашней окраине города был постро­ен комплекс различных зданий — хозяйственные и складские постройки, конюшня, дом для об­служивающего персонала,   одноэтажное здание бесплатной школы для девочек, которую воз­главляла Надежда Владимировна — жена В. П. Сукачева, и двухэтажный особняк семьи Сукачевых, в котором двенадцать комнат отвели для размещения галереи. Из всех этих строений сохранилось только два дома: двухэтажное зда­ние галереи и бывшая школа для девочек (ул. Декабрьских Событий,  124). Картинная га­лерея Сукачева была открыта для горожан, детей зазывали и впускали в нее бесплатно, приобщая к большому искусству. Французский путешественник Жюль Легар, посетивший Иркутск в 1897 г., писал: «Эта галерея приятно удивила меня, так как во все время путешествия по Си­бири редко удавалось видеть произведения ис­кусства. Галерея почти исключительно русская, это патриотизм, который я очень ценю». В собрании Сукачева представлены полотна Репина, Верещагина, Клодта, Маковского и других передвижников. Он мечтал передать свою коллекцию в собственность города, но не успел это сделать при жизни.

В 1920 г. сукачевская галерея была национа­лизирована и стала основой создания Иркутско­го художественного музея.

В XIX — начале XX вв. в Иркутске побывали многие писатели, художники, однако связать их пребывание в городе с конкретными памятника­ми крайне сложно. В большинстве случаев отсутствуют документальные свидетельства. Известен лишь один такой мемориальный памятник. Это здание бывшей гостиницы «Амурское подворье», в которой проживал великий русский писатель А. П. Чехов с 4 по 11 июня 1890 г. (ул. Фурье, 1а). А. П. Чехов посетил Иркутск, следуя на Сахалин. Целью поездки было написание книги о сахалинской каторге. Литературным итогом ее стала книга «Остров Сахалин», ряд очерков и фельетонов. Писатель пробыл в Иркутске ко­роткое время, но успел неплохо познакомиться с ним. Иркутск понравился ему больше других сибирских городов, это он и отметил в своих письмах.

В память о посещении А. П. Чеховым Иркут­ска установлена мемориальная доска с чугунным барельефом писателя. Автор ее — член-коррес­пондент Академии художеств СССР Л. Дубиновский. Правда, надо отметить, что доска помеще­на не на том здании, где останавливался писа­тель. Гостиница «Амурское подворье» находится в глубине квартала и со стороны улицы К. Марк­са закрыта занимающим все пространство зда­нием бывшего реального училища. На этом зда­нии в 1944 г. и установлена мемориальная доска.

В XVIII в. закладываются в Иркутске тра­диции театрального искусства. В 1787 г. состоя­лись первые представления любительского теат­ра, игравшего трагедии и комедии А. П. Сума­рокова. Иркутск был третьим провинциальным городом после Тулы и Харькова, где открылся светский театр, и первым театральным городом Сибири. Но до середины XIX в. постоянного профессионального театра в городе не было. Орга­низация профессиональной театральной труппы связана с именем польского актера антрепрене­ра Иосифа Маркевича. При поддержке генерал-губернатора Восточной Сибири Н. Н. Муравьева он приступил в 1850 г. к строительству деревян­ного двухэтажного здания театра,  но еще до окончания работ театр Маркевича начал давать представления   в зале Благородного собрания. Здание театра сгорело в 1856 г., но театральные представления не прекращались. Для спектаклей использовались различные  временные помеще­ния. Театр прочно вошел в жизнь иркутян как неотъемлемый элемент культурной среды города и в 1873 г. получил новое деревянное здание. Оно сгорело в 1890 г. Только после этого реши­ли строить каменное помещение на том же мес­те. Был объявлен конкурс, и из пяти представ­ленных  проектов  лучшим признан проект пе­тербургского архитектора В. А. Шретера. Стро­ился театр на пожертвования местного купече­ства. В 1897 г. спектаклем «Ревизор» открылась новая страница в истории драматического театра в Иркутске. На этот раз в прекрасном, обладаю­щим отличной акустикой каменном здании с че­тырехъярусным зрительным залом, вмещающим до 1000 человек. Здание драмтеатра им. Н. П. Ох­лопкова и поныне является украшением улицы Карла Маркса и всего города. В стенах его гаст­ролировали   многие известные актеры страны: А.А. Яблочкина, В. Ф. Комиссаржевская, М.В. Дальский, В.П. Долматов, Л. В. Собинов, М. И. Петина и другие.

Первые иркутские газеты заложили основы демократического направления в сибирской пе­риодической печати, пробудили живой интерес к печатному слову, формировали общественное мнение. Достойным преемником их стала газета «Восточное обозрение», основателем и редакто­ром которой в течение ряда лет был известный общественный деятель, писатель и ученый Н. М. Ядринцев. Газета начала издаваться в 1882 г. в Петербурге, а с 1888 г. после закрытия «Сибири» местом ее издания становится Иркутск. В Иркутске сохранились два мемориальных зда­ния, связанные с газетой. В типографии Н. Ка­занцева (ул. Марата, 4) она печаталась в конце XIX в. А в доме по улице Сурикова, 11 с 1900 г. размещалась редакция «Восточного обозрения». Демократические позиции газеты обозначились с первых дет ее существования. Своей главной задачей газета считала защиту угнетенных бед­нейших слоев населения. Она разоблачала про­извол местной администрации, чиновников, вла­дельцев золотых приисков. Среди сотрудников «Восточного обозрения» большую группу состав­ляли участники народнического движения И. И. Попов, Д.А. Клеменц, С.Л. Чудновский, В.Г. Богораз-Тан и другие. Первой из сибирских газет «Восточное обозрение» начало печатать статьи политических ссыльных-марксистов. В 1896 г. с большой статьей «Судьба капитализ­ма в Сибири» на страницах газеты выступил Л. Б. Красин.

Последние годы газету редактировал ссыль­ный народник И. И. Попов, старавшийся придать ей «социалистическо-народническое» направле­ние. В годы первой русской революции каратель­ным отрядом А. Н. Меллер-Закомельского ре­дакция была разгромлена, а газета закрыта (пос­ледний номер вышел 24 января 1906 г.). Читать дальше

Категория: Памятники культуры Иркутска | Добавил: anisim (31.08.2009)
Просмотров: 8696 | Рейтинг: 5.0/10 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
<Сайт управляется системой uCoz/>