Туристический центр "Магнит Байкал"
      
Суббота, 21.12.2024, 22:39
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход




Полезные статьи о Байкале

Главная » Статьи » Памятники культуры Иркутска


ПАМЯТНИКИ ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ ПОСЛЕОКТЯБРЬСКОГО ПЕРИОДА

 

Н. Г. Бубис

 

ПАМЯТНИКИ  ИСТОРИИ  КУЛЬТУРЫ ПОСЛЕОКТЯБРЬСКОГО  ПЕРИОДА

 

Традиции Иркутска, всегда бывшего одним из сибирских культурных центров, так или ина­че развивались и в послеоктябрьский период. Здесь сформировался крупный отряд ученых, внесших заметный вклад в развитие многих от­раслей отечественной науки, в частности, гео­логии, медицины, общественных наук. Произве­дения некоторых иркутских писателей стали яв­лением в литературной жизни страны. Иркутск знает деятелей искусства — драматургов, актеров, художников, получивших большое признание своими интересными, яркими работами.

 

Сегодня, проходя по улицам города, мы мо­жем увидеть на фасадах домов мемориальные доски, открывающие имена людей, чья жизнь и деятельность были связаны с Иркутском. Они отмечают дома, ставшие историческими памят­никами.

 

Дом по улице Марата, 29. Пятиэтажное ка­менное здание, построенное в 30-х гг. На уровне окон первого этажа здесь установлена мемори­альная доска, на которой высечен барельеф и имя — П. П. Петров. За этим именем скрывается яркая, полная трагизма жизнь писателя, партиза­на времен гражданской войны. Он был одним из тех, кто стоял у истоков становления совет­ской литературы Сибири. В произведениях Пет­рова, во многом автобиографичных, изображены события, свидетелем которых в свое время ему пришлось быть. Участник I и II съездов Советов Сибири, во время восстания юнкеров в декабре-1917 г. он находился в рядах защитников Белого дома.

 

Белочешский мятеж, приведший к падению советской власти в Сибири, застал П. П. Петрова в Красноярске, где он занимался формированием частей Красной Армии. Петров становится одним из организаторов и руководителей партизанского движения в крае, председателем Степно-Баджейской партизанской республики. После оконча­ния гражданской войны появляются произведе­ния писателя, объединенные одной темой — борь­бой с колчаковщиной за восстановление совет­ской власти в Сибири. К ним относятся роман «Половодье», повести «Кровь на мостовых», «Па­мятная скала», «Саяны шумят» и другие. Извест­ность же к писателю пришла после появления его первого крупного произведения — романа «Борель» (1928), которое А. М. Горький назвал в числе лучших произведений, отражающих «па­фос социалистического строительства». В первой половине 30-х гг. последовали еще два значи­тельных произведения писателя — романы «Шай­тан-поле» и «Золото». Они стали последними в творчестве П. П. Петрова — в 1937 г. он был репрессирован. Его деятельность прервана в мо­мент активнейшего творческого подъема. После Двухлетнего тюремного заключения П. П. Пет­рова сослали в колымские лагеря, и он погиб там в 1941 г.

 

На этой же улице (Марата, 34), недалеко от дома, где жил П. П. Петров, находится неболь­шой двухэтажный деревянный дом с двумя ка­менными пристроями по бокам. Карниз и налич­ники его заботливо украшены резьбой. В этом Доме в 30-х гг. жил писатель И. Г. Гольдберг, один из зачинателей литературного движения в Вос­точной Сибири. Он родился в 1884 г., в Иркутске, в семье ссыльного кузнеца. Очень рано примкнул к революционному движению, вступив в 1904 г. в партию эсеров. За свою деятельность его не­однократно арестовывали, в первый раз — в 1903 г. за участие в нелегальном ученическом кружке «Братство», издававшем подпольный жур­нал. Годы ссылки (1907—1912), проведенные в Братском остроге и на Нижней Тунгуске, нало­жили отпечаток на творчество писателя. Здесь он знакомится с жизнью и бытом сибирской де­ревни, нелегкими условиями бесправного сущест­вования эвенков. Цикл «Тунгусские рассказы» стал лучшим из дореволюционных произведений Гольдберга. В годы гражданской войны писателя дважды арестовывали, после он отошел от по­литической деятельности и стал активно сотруд­ничать в редколлегиях журналов «Будущая Си­бирь» и «Новая «Сибирь», где печатал свои про­изведения. 20-е и 30-е гг. были наиболее плодо­творными в творчестве писателя. В это время по­явились произведения, отразившие годы рево­люции и гражданской войны, коллективизации. К ним можно отнести повесть «Сладкая полынь», роман «Жизнь начинается сегодня», сборник «Путь, не отмеченный на карте». Последними произведениями писателя стали роман «День разгорается», посвященный событиям 1905 г., и «Сентиментальная повесть». Начавшаяся в 1937 г. работа над романом о строителях осталась неза­конченной — И. Г. Гольдберг был репрессирован и погиб в лагере в 1939 г.

 

С Иркутском тесно связана жизнь И. И. Молчанова-Сибирского — видного поэта и обществен­ного деятеля. В городе сохранилось много памят­ных мест, связанных с его именем,— дома, где он жил в разное время, здание, где располага­лась известная иркутская «База курносых», ли­тературный кружок, руководимый молодым поэ­том.

 

В доме, расположенном на улице Терешковой, 20, семье Молчановых принадлежала правая половина. В этом одноэтажном бревенчатом доме И И. Молчанов-Сибирский прожил более 30 лет, до 1951 г. Здесь были написаны стихи, вошед­шие в сборники «Покоренный Согдиондон», «Рож­дение радости», «Граница на Востоке», «Таежная тропинка» и ДР. Интересной страницей в деятель­ности поэта стало руководство детским литера­турным кружком, образованным в 6-й фабрично-заводской школе-десятилетке. До революции в этом двухэтажном каменном здании (ул. Воло­дарского, 1) располагалось городское училище. Члены кружка решили написать книгу «о време­ни и о себе». Эта затея им удалась — в 1934 г. книга детских рассказов вышла под названием «База курносых». Прочитав книгу, А. М. Горький пригласил ее авторов к себе в гости. В Москве ребята приняли участие в открытии I съезда писателей, выступив на нем с приветственным словом к делегатам. Впечатления от этой поездки ребяте описали в своей второй книге «В гостях у Горького». У ребят-иркутян нашлись последо­ватели — вскоре появилась книга «Мы из Игар­ки», написанная школьниками с берегов Енисея.

 

С этим же домом связано имя Героя Советского Союза генерала Д. М. Карбышева, заму­ченного фашистами в концлагере Маутхаузен в 1945 г. В Иркутск Карбышев прибыл в 1920 г., возглавляя инженерную службу 5-й Армии. Служба разместилась в здании бывшего город­ского училища. В ее задачу входило восстанов­ление важнейших объектов, разрушенных во время военных действий: в частности, была вос­становлена Транссибирская магистраль между Байкалом и Красноярском, сооружен новый пон­тонный мост в Иркутске. В конце 1920 г. Кар­бышев был отозван на Южный фронт в распо­ряжение М. В. Фрунзе.

 

В 1923 г. в Иркутске было создано Иркут­ское литературно-художественное   объединение  (ИЛХО), куда вошли молодые поэты, писатели, художники. Почву для этого подготовило лите­ратурное сообщество, появившееся в 1920 г. и получившее название «Барка поэтов». Название это возникло вследствие того, что встречи уча­стников происходили на барке пароходной прис­тани, расположенной на Ангаре напротив Белого дома. В ней обитал один из организаторов обще­ства, поэт футуристического направления Анча­ров. Состав общества был чрезвычайно пестрым. Сюда входили представители самых разных на­правлений, от поэтов пролетарских до футурис­тов и «чистых эстетов»: В. Преловский, Е. Титов, А. Вечерний, Вяткин, Мейсельман, Н. Шастина, Хребтовский и др. Своей целью общество ста­вило «приобщенио широких масс к сокровищ­нице мировой литературы». Частым явлением бы­ли вечера поэзии, собиравшие большую и самую разнообразную аудиторию — начинающих поэ­тов и журналистов, студентов и красноармейцев. Это было наиболее важным в деятельности «Бар­ки» — многие из будущих членов нового ИЛХО учились здесь литературной технике, профессио­нальному овладению основами стихотворчества. Судьба общества оказалась недолговечной,— про­существовав до 1923 г., «Барка поэтов», лишен­ная связей со временем и эпохой, распалась, но успела создать предпосылки для объединения творческих сил Иркутска.

 

Инициаторами объединения литераторов стали Г. А. Ржанов, Н. Д. Хребтовский, А. Вечерний, А. Шульгин, А. К. Оборин. В объединение вошел «Кружок молодых поэтов», работавший при Ир­кутском государственном университете: И. Ут­кин, В. Друзин, М. Скуратов, Джек Алтаузен, И. Молчанов. Позднее к ним присоединились ху­дожники С. Бигос, К. Мазылевский, Д. Болдырев-Казарин. В отличие от «Барки поэтов», ядром но­вого ИЛХО стал кружок пролетарских поэтов. Члены литобъединения активно сотрудничали с газетой «Власть труда», журналами «Красные зори» и «Сибирские огни», выпускали поэтические сборники. Поэты ИЛХО с первых же шагов ори­ентировались на нового массового слушателя и читателя. Основным в их творчестве была раз­работка больших общественно значимых тем, по­литическая лирика, тема революции.

 

В 1926 г. организация вошла в состав Сибир­ского союза писателей. Собирались илховцы на свои встречи и собрания в редакции газеты «Власть труда», где им была выделена комната. До революции дом, в котором находилась редак­ция и типография, принадлежал известному ир­кутскому издателю П. И. Макушину. В 1920 г. здесь бывал известный чешский писатель-сати­рик Ярослав Гашек. В Иркутск он попал с 5-й Ар­мией, где, работая в политотделе, редактировал газету «Красный стрелок», печатал в ней свои сатирические фельетоны. Прожил Гашек в Ир­кутске около полугода. Сейчас в этом здании (ул. К. Маркса, 13), находится магазин «Цветы».

 

С начала 30-х гг. началась творческая дея­тельность П.Г. Маляревского, драматурга, са­мобытного поэта, прозаика, автора ряда литера­турно-критических и театроведческих работ. В своих произведениях для детей — «Счастье», «Чудесный клад», «Меч Китая» — Маляревский широко использовал мотивы китайских и бурят­ских сказок. Наиболее значительным произведе­нием драматурга стала пьеса «Канун грозы», пос­вященная Ленским событиям 1912 г. Постановка ее на сцене иркутского драматического театра была  отмечена  Государственной  премией.

 

Дом, в котором Маляревский прожил около 16 лет (ул. Красного Восстания, 5), построен в 1940 г. Это четырехэтажное здание состоит из нескольких прямоугольных объемов, централь­ный из которых надстроен пятым мансардным этажом. Здесь были написаны наиболее значи­тельные произведения драматурга. Умер П. Г. Маляревский 5 марта 1961 г. в Москве, похоронен в Иркутске на Глазковском кладбище.

 

Имя А. В. Вампилова сегодня известно всему театральному миру. За свою недолгую жизнь он успел сделать многое. Не случайно в обиход вошли понятия «вампиловский герой», «вампиловский театр». Пьесы «Прощание в июне», «Старший сын», «Утиная охота» и другие пред­ставляют особенную страницу в советской дра­матургии. Все они в том или ином виде ставят вопрос о силе сопротивляемости души злу, пош­лости. Жизнь Вампилова тесно связана с Иркут­ском: здесь он учился в университете, жил, ра­ботал, здесь похоронен. На Радищевском клад­бище на его могиле установлено надгробие — ка­мень, вытесанный из розово-черного мрамора. На нем надпись: «Драматург Александр Вампилов. 1927—1972». И его автограф, воспроизведенный на камне... Он погиб на Байкале, накануне своего тридцатипятилетия. На доме, где последние годы он жил — недалеко от Ангары на улице Дальневосточной, 9,— установлена памятная мемориаль­ная доска.

 

Театр в культурной жизни Иркутска всегда играл большую роль. Наш город стал первым в Сибири, где открылся театр — его история начи­нается с 1787 г. С тех пор на его подмостках неоднократно выступали артисты, наделенные ярким актерским дарованием. В советское время, в 20-е гг., в театре работал Н. П. Охлопков, ак­тер и режиссер, соратник В. Э. Мейерхольда по созданию нового экспериментального театра. В деятельности Охлопкова в Иркутске есть одна любопытная страница — по замыслу режиссера Тихвинская площадь однажды превратилась в ог­ромную сцену. В 1922 г. здесь было разыграно грандиозное действо: спектакль «Борьба Труда и Капитала». В нем кроме актеров принимали участие воинские части, конница и артиллерия.

 

Долгую жизнь в искусстве прожила Г. А. Крамова, и большая ее часть была связана с Иркут­ским драматическим театром. Артистическую карьеру она начала в 20-летнем возрасте, когда после  окончания  Хаминовской гимназии  стала участвовать в любительском кружке «Окраина», руководимом известным режиссером В. В. Ка­раваевым. В 1921 г. вместе с основным составом кружка Крамова переходит в профессиональный театр при Маратовском рабочем дворце — пер­вом центре «пролетарской культуры» города. Здесь она сыграла ряд ролей, наиболее значи­тельной из которых была роль Джульетты. В 1924—1939 гг. Г.А. Крамова вместе с мужем — актером и режиссером Д.А. Ходковым — рабо­тала в театрах Рыбинска, Владимира,  Ростова, Красноярска, Якутска. В 1939 г. она вновь воз­вращается в Иркутск, уже навсегда.   В театре актриса сыграла более 200 ролей, включающих почти весь классический репертуар — русский и иностранный:   Ларису в «Бесприданнице» А. Н. Островского, Софью в «Горе от ума» А. С. Гри­боедова, Нину в «Маскараде» М. Ю. Лермонто­ва,   Марию Стюарт в драме Шиллера и др. В 1952 г. за высокое актерское мастерство Г.А. Крамовой было присвоено звание народной ар­тистки РСФСР. На доме, где жила последние го­ды актриса (ул. Ленина, 26), установлена мемо­риальная доска,   выполненная  из  мрамора:   «В этом доме с 1959 по 1974 гг. жила народная ар­тистка РСФСР, почетный гражданин города Ир­кутска Г. А. Крамова». Дом этот расположен на углу улиц Ленина и Горького, построен в 50-х гг. по проекту архитектора А. Бутенко.

 

На улице Российской, 18 установлена. еще од­на мемориальная доска. Она отметила дом, в ко­тором с 1955 по 1973 гг. жил народный артист РСФСР Н. М. Загурский, более 30 лет прорабо­тавший актером, а затем и художественным ру­ководителем Иркутского театра музыкальной ко­медии. Он родился в Иркутске в 1912 г. Рано оставшись без родителей, сумел поступить в Но­восибирское хореографическое училище. После окончания работал в Свердловском, Казанском, Горьковском театрах оперетты. В 1941 г. возвра­щается в Иркутск и начинает работать в театре музыкальной комедии. Особую известность Загурский приобрел как артист яркого комического и сатирического дарования. На сцене он создал такие острохарактерные роли как Бони в «Силь­ве» И. Кальмана, Ничипора в «Свадьбе в Мали­новке» Б. Александрова и др. С 1956 г. Загурский работал и как режиссер-постановщик, за 20 лет поставив 36 спектаклей. В 1972 г. за дол­голетнюю плодотворную творческую деятель­ность Н. М. Загурскому было присвоено звание «Народный артист РСФСР».

 

На Лисихинском кладбище похоронены люди, внесшие большой вклад в культурное развитие нашего края.

 

На небольшой стеле из серого шлифованного мрамора написано: «Ниту Степановичу Романо­ву, историку-летописцу и библиографу, от благодарных иркутян. 1871—1942 гг.». Долгие годы могила была затеряна, но несколько лет назад благодаря усилиям местных краеведов ее место­положение удалось восстановить. Тогда же и по­явился на ней памятник. Всю свою жизнь Н. С. Романов посвятил изучению родного края. Родился он в Балаганске, в семье мелкого чи­новника. Грамоте обучили его политические ссыльные. Проработав более 30 лет в библио­теках города, Н. С. Романов собрал ценную кол­лекцию материалов об Иркутске и Сибири в це­лом. Здесь были рукописи, дневники и воспоминания путешественников и декабристов; кар­ты и планы сибирских городов начиная с XVII в.; листовки времен революции и гражданской вой­ны, фотографии старого Иркутска. На основе этих материалов Романов написал около 100 ра­бот и оставил большое количество рукописей.

 

Такие работы, как «Восстание поляков в Сиби­ри», «Письма декабристов», сохранили опреде­ленное научное значение до наших дней. Основ­ной же труд Романова — «Иркутская летопись», охватывающая период с 1881 по 1924 гг., гото­вится к публикации Научной библиотекой при ИГУ. Недалеко от мемориала воинам, умершим от ран в госпиталях Иркутска в годы Великой Оте­чественной войны, находится могила, отмечен­ная небольшим гранитным надгробием. Здесь похоронен Мстиславский (Масловский) Сергей Дмитриевич — писатель со сложным жизненным и творческим путем. Он родился в 1876 г. в Моск­ве. После окончания отделения естественных наук Петербургского университета, работал в Во­енном министерстве заведующим учебными учреждениями Академии Генерального штаба. Од­новременно занимался проблемами антропологии, написал и опубликовал по этой теме несколько научных работ. В своих политических убежде­ниях Мстиславский определился рано, вступив накануне 1905 г. в партию эсеров и активно участвуя в революционном движении. В 1918 г. Мстиславский входил в состав первой Брестской делегации на мирных переговорах с Германией. Свои произведения писатель стал публиковать уже в зрелом возрасте: его первый роман «Кры­ша мира» увидел свет в 1925 г. Однако наиболее известными произведениями Мстиславского ста­ли те, которые посвящены истории революцион­ного движения в России: роман «Партионцы» — о народовольцах, «Грач — птица весенняя» — о жизни Н. Э. Баумана, «Накануне. 1917 г.» — о Февральской революции. Одновременно Мстис­лавский занимается большой общественной ра­ботой — в разное время он являлся заместителем главного редактора «Большой Советской Энцик­лопедии», руководителем мастерской прозы в Ли­тературном институте им. Горького, работал в Профинтерне.

 

В Иркутск С. Д. Мстиславский попал в 1942 г. по эвакуации. Работать стал в Иркутском педа­гогическом институте, преподавая курс советской литературы. Прожил Мстиславский в нашем го­роде недолго — он умер 22 апреля 1943 г.

 

Рядом с могилой Мстиславского похоронен ху­дожник Б. И. Лебединский. На его могиле уста­новлено надгробие, выполненное из белого бай­кальского мрамора. В этом видится глубокий символ — природа великого сибирского   озера была основной темой художника, Байкалу посвя­щены лучшие его работы. Лебединский прожил долгую жизнь — он родился в 1891 г. в семье преподавателя народного училища в г. Луга. В  нем рано проявилась тяга  к  рисованию, и сразу после окончания экстерном гимназии юно­ша становится учеником выдающегося русского графика В. В. Матэ, входит в Петербургскую художественно-артистическую ассоциацию, к кото­рой принадлежала группа футуристов во главе с Д. Бурлюком и В. Маяковским. Первое приз­нание приходит к художнику в 1914 г., когда за офорт «Новогодние сцены» он был удостоен медали на Лейпцигской выставке. В 1917 г. Ле­бединский приезжает в Иркутск, с которым бу­дет связана вся его дальнейшая жизнь. После национализации картинной галереи В. П. Сука­чева, составившей основу Иркутского художест­венного музея, он становится первым его храни­телем. Интересным эпизодом в творчестве Ле­бединского было оформление в 1922 г. Маратов­ского дворца — первого центра новой «революционной культуры» в Иркутске. В разные годы вышло несколько альбомов с офортами и гравю­рами  художника: «Иркутский острог», «Мос­ковские  ворота», «Тайга  сибирская», «Байкал». Лучшие работы Б. И. Лебединского хранятся в ведущих музеях страны — Третьяковской гале­рее, Русском музее и других.

 

Здесь же, на Лисихинском кладбище, недалеко от центрального входа, похоронен поэт Д.С. Ольхон (Пестюхин). Уроженец Вологды, главной темой своего творчества он избрал жизнь и быт народов Сибири. Первые стихи опуб­ликовал в 1924 г. В этом же году он окончил Ленинградский педагогический институт им. Гер­цена. В Иркутск переезжает в 1931 г. Поиски тем приводили поэта в самые отдаленные утолки Си­бири, Якутии, заполярного Севера. В его стихах отчетливо звучат мотивы сибирского фольклора, прошлое и настоящее огромного самобытного края. Так появляются поэма «Ведомость о сек­ретном преступнике Чернышевском», сборники стихов «Байкал», «Далеко в стране Сибирской», «Окраины милой Отчизны» и др. Большое место в творчестве Ольхона занимали переводы произ­ведений якутских, бурятских, эвенкийских поэтов и прозаиков. В них он стремился сохранить и передать национальное своеобразие. За свою недолгую жизнь (1903—1950 гг.) поэт опублико­вал более 40 книг стихотворений, поэм, перево­дов, очерков.

 

Последние годы А. С. Ольхон прожил в доме, расположенном на углу улиц Ленина и Горького (ул. Ленина, 7). Здание построено в 40-х годах-. Нижний из его четырех этажей занимает сейчас магазин. На фасаде дома, выходящим на улицу Горького, установлена мемориальная доска из бе­лого мрамора: «В этом доме с 1945 по 1950 гг. жил известный сибирский поэт Анатолий Сергее­вич Ольхон. 1903—1950».

 

Недалеко от могил декабристов А. П. Юшневского и А. 3. Муравьева находится могила заслуженного деятеля наук РСФСР хирурга К. П. Сапожкова. С его именем связана разра­ботка и успешное применение новых методов лечения в области оперативной хирургии разных направлений. Сапожков родился в 1874 г. в г. Сестрорецке. После окончания медицинского Факультета   Варшавского университета около 10 лет здесь же изучал хирургию. В Иркутск прибыл в 1927 г., выдержав конкурс на заведо­вание кафедрой хирургии Иркутского медицин­ского института. С тех пор и всю жизнь он со­четал труд практика с деятельностью ученого.

 

В Иркутске Сапожков жил на улице Сухэ-Батора, 10. Сейчас на доме установлена мемори­альная доска: «В этом доме с 1927 по 1952 гг. жил заслуженный деятель науки РСФСР доктор медицинских наук профессор Сапожков Констан­тин Петрович».

 

В истории науки и техники нашего края есть интереснейшие, но, к сожалению, малоизученные страницы. Речь идет о том вкладе, который внесли в отечественное вертолетостроение ирку­тяне Н. И. Камов и Н. Л. Миль.

 

Н. И. Камов родился в Иркутске в 1902 г. в семье преподавателя, а затем директора ком­мерческого училища И. М. Камова. Семья имела собственный дом, находившийся на улице Ланинской (ныне Декабрьских Событий, 20). Этот двухэтажный дом сохранился с некоторыми из­менениями до наших дней. В нем Камов прожил до 1918 г., когда, закончив с золотой медалью иркутское коммерческое училище, поступил на механический факультет Томского технологичес­кого института. Уже в это время его интересы определились — он решил заняться самолето­строением. Стремясь как можно более детально познакомиться с летательными аппаратами, в те­чение ряда лет работал слесарем-сборщиком на концессионном заводе «Юнкере», а затем — в «Добролете». Перейдя на конструкторскую рабо­ту, Камов возглавил группу, которая в 1928 г. создала первый советский двухместный винто­крылый летательный аппарат — автожир. Работая в 1ДАГИ, в секции особых конструкций, группа создала боевой автожир, способный показывать рекордные по тем временам (заканчивались 30,-е гг.)  результаты. В  1940 г. по инициативе Камова был создан первый в СССР завод лета­тельных аппаратов, директором которого он стал. Его заместителем назначили М. Л. Миля, также иркутянина, работавшего с Камовым со студен­ческих лет. Конструкторское бюро Камова соз­дало несколько поколений отечественных верто­летов марки «Ка»: в 1945—1948 гг.— «Ка-8», «Ир­кутянин»,  а также аэросани,  нашедшие  самое широкое применение в народном хозяйстве страны. Михаил Леонтьевич Миль родился в Иркутске в 1909 г. в семье служащего железной дороги. Жили они в одной из квартир доходного дома, принадлежавшего в то время купцу Я. Д. Штамбоку. Дом был построен в конце XIX в. и нахо­дился на улице Саламатовской (ныне Либкнехта, 5). С тех пор его внешний вид значительно изменился — перекрыта крыша, обшит дворовый фасад, сделан пристрой, однако в целом черты дома сохранились. В этом доме М. Л. Миль про­жил до начала 20-х гг. После окончания школы он учился в Томском технологическом и Ново­черкасском авиационном институтах. Более 30 лет Миль проработал в Центральном аэрогидродина­мическом институте им. Жуковского, с 1964 — генеральным конструктором опытного КБ по вертолетостроению. Под руководством Миля скон­струированы вертолеты марки  «Ми»,  на кото­рых было установлено 60 официальных мировых рекордов. За достижения в области науки и тех­ники М. Л. Милю присвоено звание Героя Со­циалистического Труда, он стал лауреатом Ле­нинской и Государственной премий СССР.

 

Рассмотренные памятники — лишь частица ис­тории нашего города и частица, к сожалению, да­леко не полная. Еще не установлено множество мест, так или иначе связанных с пребыванием в Иркутске замечательных людей. В этом направ­лении для исследователей открыты широкие воз­можности по выявлению памятников истории в нашем регионе.

 

Читать дальше

 


Категория: Памятники культуры Иркутска | Добавил: anisim (31.08.2009)
Просмотров: 5763 | Рейтинг: 5.0/11 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
<Сайт управляется системой uCoz/>