ПАМЯТНИКИ ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ ПОСЛЕОКТЯБРЬСКОГО ПЕРИОДА
Н. Г. Бубис
ПАМЯТНИКИИСТОРИИКУЛЬТУРЫ ПОСЛЕОКТЯБРЬСКОГОПЕРИОДА
Традиции Иркутска, всегда бывшего одним из сибирских культурных центров, так или иначе развивались и в послеоктябрьский период. Здесь сформировался крупный отряд ученых, внесших заметный вклад в развитие многих отраслей отечественной науки, в частности, геологии, медицины, общественных наук. Произведения некоторых иркутских писателей стали явлением в литературной жизни страны. Иркутск знает деятелей искусства — драматургов, актеров, художников, получивших большое признание своими интересными, яркими работами.
Сегодня, проходя по улицам города, мы можем увидеть на фасадах домов мемориальные доски, открывающие имена людей, чья жизнь и деятельность были связаны с Иркутском. Они отмечают дома, ставшие историческими памятниками.
Дом по улице Марата, 29. Пятиэтажное каменное здание, построенное в 30-х гг. На уровне окон первого этажа здесь установлена мемориальная доска, на которой высечен барельеф и имя — П. П. Петров. За этим именем скрывается яркая, полная трагизма жизнь писателя, партизана времен гражданской войны. Он был одним из тех, кто стоял у истоков становления советской литературы Сибири. В произведениях Петрова, во многом автобиографичных, изображены события, свидетелем которых в свое время ему пришлось быть. Участник I и II съездов Советов Сибири, во время восстания юнкеров в декабре-1917 г. он находился в рядах защитников Белого дома.
Белочешский мятеж, приведший к падению советской власти в Сибири, застал П. П. Петрова в Красноярске, где он занимался формированием частей Красной Армии. Петров становится одним из организаторов и руководителей партизанского движения в крае, председателем Степно-Баджейской партизанской республики. После окончания гражданской войны появляются произведения писателя, объединенные одной темой — борьбой с колчаковщиной за восстановление советской власти в Сибири. К ним относятся роман «Половодье», повести «Кровь на мостовых», «Памятная скала», «Саяны шумят» и другие. Известность же к писателю пришла после появления его первого крупного произведения — романа «Борель» (1928), которое А. М. Горький назвал в числе лучших произведений, отражающих «пафос социалистического строительства». В первой половине 30-х гг. последовали еще два значительных произведения писателя — романы «Шайтан-поле» и «Золото». Они стали последними в творчестве П. П. Петрова — в 1937 г. он был репрессирован. Его деятельность прервана в момент активнейшего творческого подъема. После Двухлетнего тюремного заключения П. П. Петрова сослали в колымские лагеря, и он погиб там в 1941 г.
На этой же улице (Марата, 34), недалеко от дома, где жил П. П. Петров, находится небольшой двухэтажный деревянный дом с двумя каменными пристроями по бокам. Карниз и наличники его заботливо украшены резьбой. В этом Доме в 30-х гг. жил писатель И. Г. Гольдберг, один из зачинателей литературного движения в Восточной Сибири. Он родился в 1884 г., в Иркутске, в семье ссыльного кузнеца. Очень рано примкнул к революционному движению, вступив в 1904 г. в партию эсеров. За свою деятельность его неоднократно арестовывали, в первый раз — в 1903 г. за участие в нелегальном ученическом кружке «Братство», издававшем подпольный журнал. Годы ссылки (1907—1912), проведенные в Братском остроге и на Нижней Тунгуске, наложили отпечаток на творчество писателя. Здесь он знакомится с жизнью и бытом сибирской деревни, нелегкими условиями бесправного существования эвенков. Цикл «Тунгусские рассказы» стал лучшим из дореволюционных произведений Гольдберга. В годы гражданской войны писателя дважды арестовывали, после он отошел от политической деятельности и стал активно сотрудничать в редколлегиях журналов «Будущая Сибирь» и «Новая «Сибирь», где печатал свои произведения. 20-е и 30-е гг. были наиболее плодотворными в творчестве писателя. В это время появились произведения, отразившие годы революции и гражданской войны, коллективизации. К ним можно отнести повесть «Сладкая полынь», роман «Жизнь начинается сегодня», сборник «Путь, не отмеченный на карте». Последними произведениями писателя стали роман «День разгорается», посвященный событиям 1905 г., и «Сентиментальная повесть». Начавшаяся в 1937 г. работа над романом о строителях осталась незаконченной — И. Г. Гольдберг был репрессирован и погиб в лагере в 1939 г.
С Иркутском тесно связана жизнь И. И. Молчанова-Сибирского — видного поэта и общественного деятеля. В городе сохранилось много памятных мест, связанных с его именем,— дома, где он жил в разное время, здание, где располагалась известная иркутская «База курносых», литературный кружок, руководимый молодым поэтом.
В доме, расположенном на улице Терешковой, 20, семье Молчановых принадлежала правая половина. В этом одноэтажном бревенчатом доме И И. Молчанов-Сибирский прожил более 30 лет, до 1951 г. Здесь были написаны стихи, вошедшие в сборники «Покоренный Согдиондон», «Рождение радости», «Граница на Востоке», «Таежная тропинка» и ДР. Интересной страницей в деятельности поэта стало руководство детским литературным кружком, образованным в 6-й фабрично-заводской школе-десятилетке. До революции в этом двухэтажном каменном здании (ул. Володарского, 1) располагалось городское училище. Члены кружка решили написать книгу «о времени и о себе». Эта затея им удалась — в 1934 г. книга детских рассказов вышла под названием «База курносых». Прочитав книгу, А. М. Горький пригласил ее авторов к себе в гости. В Москве ребята приняли участие в открытии I съезда писателей, выступив на нем с приветственным словом к делегатам. Впечатления от этой поездки ребяте описали в своей второй книге «В гостях у Горького». У ребят-иркутян нашлись последователи — вскоре появилась книга «Мы из Игарки», написанная школьниками с берегов Енисея.
С этим же домом связано имя Героя Советского Союза генерала Д. М. Карбышева, замученного фашистами в концлагере Маутхаузен в 1945 г. В Иркутск Карбышев прибыл в 1920 г., возглавляя инженерную службу 5-й Армии. Служба разместилась в здании бывшего городского училища. В ее задачу входило восстановление важнейших объектов, разрушенных во время военных действий: в частности, была восстановлена Транссибирская магистраль между Байкалом и Красноярском, сооружен новый понтонный мост в Иркутске. В конце 1920 г. Карбышев был отозван на Южный фронт в распоряжение М. В. Фрунзе.
В 1923 г. в Иркутске было создано Иркутское литературно-художественноеобъединение(ИЛХО), куда вошли молодые поэты, писатели, художники. Почву для этого подготовило литературное сообщество, появившееся в 1920 г. и получившее название «Барка поэтов». Название это возникло вследствие того, что встречи участников происходили на барке пароходной пристани, расположенной на Ангаре напротив Белого дома. В ней обитал один из организаторов общества, поэт футуристического направления Анчаров. Состав общества был чрезвычайно пестрым. Сюда входили представители самых разных направлений, от поэтов пролетарских до футуристов и «чистых эстетов»: В. Преловский, Е. Титов, А. Вечерний, Вяткин, Мейсельман, Н. Шастина, Хребтовский и др. Своей целью общество ставило «приобщенио широких масс к сокровищнице мировой литературы». Частым явлением были вечера поэзии, собиравшие большую и самую разнообразную аудиторию — начинающих поэтов и журналистов, студентов и красноармейцев. Это было наиболее важным в деятельности «Барки» — многие из будущих членов нового ИЛХО учились здесь литературной технике, профессиональному овладению основами стихотворчества. Судьба общества оказалась недолговечной,— просуществовав до 1923 г., «Барка поэтов», лишенная связей со временем и эпохой, распалась, но успела создать предпосылки для объединения творческих сил Иркутска.
Инициаторами объединения литераторов стали Г. А. Ржанов, Н. Д. Хребтовский, А. Вечерний, А. Шульгин, А. К. Оборин. В объединение вошел «Кружок молодых поэтов», работавший при Иркутском государственном университете: И. Уткин, В. Друзин, М. Скуратов, Джек Алтаузен, И. Молчанов. Позднее к ним присоединились художники С. Бигос, К. Мазылевский, Д. Болдырев-Казарин. В отличие от «Барки поэтов», ядром нового ИЛХО стал кружок пролетарских поэтов. Члены литобъединения активно сотрудничали с газетой «Власть труда», журналами «Красные зори» и «Сибирские огни», выпускали поэтические сборники. Поэты ИЛХО с первых же шагов ориентировались на нового массового слушателя и читателя. Основным в их творчестве была разработка больших общественно значимых тем, политическая лирика, тема революции.
В 1926 г. организация вошла в состав Сибирского союза писателей. Собирались илховцы на свои встречи и собрания в редакции газеты «Власть труда», где им была выделена комната. До революции дом, в котором находилась редакция и типография, принадлежал известному иркутскому издателю П. И. Макушину. В 1920 г. здесь бывал известный чешский писатель-сатирик Ярослав Гашек. В Иркутск он попал с 5-й Армией, где, работая в политотделе, редактировал газету «Красный стрелок», печатал в ней свои сатирические фельетоны. Прожил Гашек в Иркутске около полугода. Сейчас в этом здании (ул. К. Маркса, 13), находится магазин «Цветы».
С начала 30-х гг. началась творческая деятельность П.Г. Маляревского, драматурга, самобытного поэта, прозаика, автора ряда литературно-критических и театроведческих работ. В своих произведениях для детей — «Счастье», «Чудесный клад», «Меч Китая» — Маляревский широко использовал мотивы китайских и бурятских сказок. Наиболее значительным произведением драматурга стала пьеса «Канун грозы», посвященная Ленским событиям 1912 г. Постановка ее на сцене иркутского драматического театра былаотмеченаГосударственнойпремией.
Дом, в котором Маляревский прожил около 16 лет (ул. Красного Восстания, 5), построен в 1940 г. Это четырехэтажное здание состоит из нескольких прямоугольных объемов, центральный из которых надстроен пятым мансардным этажом. Здесь были написаны наиболее значительные произведения драматурга. Умер П. Г. Маляревский 5 марта 1961 г. в Москве, похоронен в Иркутске на Глазковском кладбище.
Имя А. В. Вампилова сегодня известно всему театральному миру. За свою недолгую жизнь он успел сделать многое. Не случайно в обиход вошли понятия «вампиловский герой», «вампиловский театр». Пьесы «Прощание в июне», «Старший сын», «Утиная охота» и другие представляют особенную страницу в советской драматургии. Все они в том или ином виде ставят вопрос о силе сопротивляемости души злу, пошлости. Жизнь Вампилова тесно связана с Иркутском: здесь он учился в университете, жил, работал, здесь похоронен. На Радищевском кладбище на его могиле установлено надгробие — камень, вытесанный из розово-черного мрамора. На нем надпись: «Драматург Александр Вампилов. 1927—1972». И его автограф, воспроизведенный на камне... Он погиб на Байкале, накануне своего тридцатипятилетия. На доме, где последние годы он жил — недалеко от Ангары на улице Дальневосточной, 9,— установлена памятная мемориальная доска.
Театр в культурной жизни Иркутска всегда играл большую роль. Наш город стал первым в Сибири, где открылся театр — его история начинается с 1787 г. С тех пор на его подмостках неоднократно выступали артисты, наделенные ярким актерским дарованием. В советское время, в 20-е гг., в театре работал Н. П. Охлопков, актер и режиссер, соратник В. Э. Мейерхольда по созданию нового экспериментального театра. В деятельности Охлопкова в Иркутске есть одна любопытная страница — по замыслу режиссера Тихвинская площадь однажды превратилась в огромную сцену. В 1922 г. здесь было разыграно грандиозное действо: спектакль «Борьба Труда и Капитала». В нем кроме актеров принимали участие воинские части, конница и артиллерия.
Долгую жизнь в искусстве прожила Г. А. Крамова, и большая ее часть была связана с Иркутским драматическим театром. Артистическую карьеру она начала в 20-летнем возрасте, когда послеокончанияХаминовской гимназиистала участвовать в любительском кружке «Окраина», руководимом известным режиссером В. В. Караваевым. В 1921 г. вместе с основным составом кружка Крамова переходит в профессиональный театр при Маратовском рабочем дворце — первом центре «пролетарской культуры» города. Здесь она сыграла ряд ролей, наиболее значительной из которых была роль Джульетты. В 1924—1939 гг. Г.А. Крамова вместе с мужем — актером и режиссером Д.А. Ходковым — работала в театрах Рыбинска, Владимира,Ростова, Красноярска, Якутска. В 1939 г. она вновь возвращается в Иркутск, уже навсегда.В театре актриса сыграла более 200 ролей, включающих почти весь классический репертуар — русский и иностранный:Ларису в «Бесприданнице» А. Н. Островского, Софью в «Горе от ума» А. С. Грибоедова, Нину в «Маскараде» М. Ю. Лермонтова,Марию Стюарт в драме Шиллера и др. В 1952 г. за высокое актерское мастерство Г.А. Крамовой было присвоено звание народной артистки РСФСР. На доме, где жила последние годы актриса (ул. Ленина, 26), установлена мемориальная доска,выполненнаяизмрамора:«В этом доме с 1959 по 1974 гг. жила народная артистка РСФСР, почетный гражданин города Иркутска Г. А. Крамова». Дом этот расположен на углу улиц Ленина и Горького, построен в 50-х гг. по проекту архитектора А. Бутенко.
На улице Российской, 18 установлена. еще одна мемориальная доска. Она отметила дом, в котором с 1955 по 1973 гг. жил народный артист РСФСР Н. М. Загурский, более 30 лет проработавший актером, а затем и художественным руководителем Иркутского театра музыкальной комедии. Он родился в Иркутске в 1912 г. Рано оставшись без родителей, сумел поступить в Новосибирское хореографическое училище. После окончания работал в Свердловском, Казанском, Горьковском театрах оперетты. В 1941 г. возвращается в Иркутск и начинает работать в театре музыкальной комедии. Особую известность Загурский приобрел как артист яркого комического и сатирического дарования. На сцене он создал такие острохарактерные роли как Бони в «Сильве» И. Кальмана, Ничипора в «Свадьбе в Малиновке» Б. Александрова и др. С 1956 г. Загурский работал и как режиссер-постановщик, за 20 лет поставив 36 спектаклей. В 1972 г. за долголетнюю плодотворную творческую деятельность Н. М. Загурскому было присвоено звание «Народный артист РСФСР».
На Лисихинском кладбище похоронены люди, внесшие большой вклад в культурное развитие нашего края.
На небольшой стеле из серого шлифованного мрамора написано: «Ниту Степановичу Романову, историку-летописцу и библиографу, от благодарных иркутян. 1871—1942 гг.». Долгие годы могила была затеряна, но несколько лет назад благодаря усилиям местных краеведов ее местоположение удалось восстановить. Тогда же и появился на ней памятник. Всю свою жизнь Н. С. Романов посвятил изучению родного края. Родился он в Балаганске, в семье мелкого чиновника. Грамоте обучили его политические ссыльные. Проработав более 30 лет в библиотеках города, Н. С. Романов собрал ценную коллекцию материалов об Иркутске и Сибири в целом. Здесь были рукописи, дневники и воспоминания путешественников и декабристов; карты и планы сибирских городов начиная с XVII в.; листовки времен революции и гражданской войны, фотографии старого Иркутска. На основе этих материалов Романов написал около 100 работ и оставил большое количество рукописей.
Такие работы, как «Восстание поляков в Сибири», «Письма декабристов», сохранили определенное научное значение до наших дней. Основной же труд Романова — «Иркутская летопись», охватывающая период с 1881 по 1924 гг., готовится к публикации Научной библиотекой при ИГУ. Недалеко от мемориала воинам, умершим от ран в госпиталях Иркутска в годы Великой Отечественной войны, находится могила, отмеченная небольшим гранитным надгробием. Здесь похоронен Мстиславский (Масловский) Сергей Дмитриевич — писатель со сложным жизненным и творческим путем. Он родился в 1876 г. в Москве. После окончания отделения естественных наук Петербургского университета, работал в Военном министерстве заведующим учебными учреждениями Академии Генерального штаба. Одновременно занимался проблемами антропологии, написал и опубликовал по этой теме несколько научных работ. В своих политических убеждениях Мстиславский определился рано, вступив накануне 1905 г. в партию эсеров и активно участвуя в революционном движении. В 1918 г. Мстиславский входил в состав первой Брестской делегации на мирных переговорах с Германией. Свои произведения писатель стал публиковать уже в зрелом возрасте: его первый роман «Крыша мира» увидел свет в 1925 г. Однако наиболее известными произведениями Мстиславского стали те, которые посвящены истории революционного движения в России: роман «Партионцы» — о народовольцах, «Грач — птица весенняя» — о жизни Н. Э. Баумана, «Накануне. 1917 г.» — о Февральской революции. Одновременно Мстиславский занимается большой общественной работой — в разное время он являлся заместителем главного редактора «Большой Советской Энциклопедии», руководителем мастерской прозы в Литературном институте им. Горького, работал в Профинтерне.
В Иркутск С. Д. Мстиславский попал в 1942 г. по эвакуации. Работать стал в Иркутском педагогическом институте, преподавая курс советской литературы. Прожил Мстиславский в нашем городе недолго — он умер 22 апреля 1943 г.
Рядом с могилой Мстиславского похоронен художник Б. И. Лебединский. На его могиле установлено надгробие, выполненное из белого байкальского мрамора. В этом видится глубокий символ — природа великого сибирскогоозера была основной темой художника, Байкалу посвящены лучшие его работы. Лебединский прожил долгую жизнь — он родился в 1891 г. в семье преподавателя народного училища в г. Луга. Внем рано проявилась тягакрисованию, и сразу после окончания экстерном гимназии юноша становится учеником выдающегося русского графика В. В. Матэ, входит в Петербургскую художественно-артистическую ассоциацию, к которой принадлежала группа футуристов во главе с Д. Бурлюком и В. Маяковским. Первое признание приходит к художнику в 1914 г., когда за офорт «Новогодние сцены» он был удостоен медали на Лейпцигской выставке. В 1917 г. Лебединский приезжает в Иркутск, с которым будет связана вся его дальнейшая жизнь. После национализации картинной галереи В. П. Сукачева, составившей основу Иркутского художественного музея, он становится первым его хранителем. Интересным эпизодом в творчестве Лебединского было оформление в 1922 г. Маратовского дворца — первого центра новой «революционной культуры» в Иркутске. В разные годы вышло несколько альбомов с офортами и гравюрамихудожника: «Иркутский острог», «Московскиеворота», «Тайгасибирская», «Байкал». Лучшие работы Б. И. Лебединского хранятся в ведущих музеях страны — Третьяковской галерее, Русском музее и других.
Здесь же, на Лисихинском кладбище, недалеко от центрального входа, похоронен поэт Д.С. Ольхон (Пестюхин). Уроженец Вологды, главной темой своего творчества он избрал жизнь и быт народов Сибири. Первые стихи опубликовал в 1924 г. В этом же году он окончил Ленинградский педагогический институт им. Герцена. В Иркутск переезжает в 1931 г. Поиски тем приводили поэта в самые отдаленные утолки Сибири, Якутии, заполярного Севера. В его стихах отчетливо звучат мотивы сибирского фольклора, прошлое и настоящее огромного самобытного края. Так появляются поэма «Ведомость о секретном преступнике Чернышевском», сборники стихов «Байкал», «Далеко в стране Сибирской», «Окраины милой Отчизны» и др. Большое место в творчестве Ольхона занимали переводы произведений якутских, бурятских, эвенкийских поэтов и прозаиков. В них он стремился сохранить и передать национальное своеобразие. За свою недолгую жизнь (1903—1950 гг.) поэт опубликовал более 40 книг стихотворений, поэм, переводов, очерков.
Последние годы А. С. Ольхон прожил в доме, расположенном на углу улиц Ленина и Горького (ул. Ленина, 7). Здание построено в 40-х годах-. Нижний из его четырех этажей занимает сейчас магазин. На фасаде дома, выходящим на улицу Горького, установлена мемориальная доска из белого мрамора: «В этом доме с 1945 по 1950 гг. жил известный сибирский поэт Анатолий Сергеевич Ольхон. 1903—1950».
Недалеко от могил декабристов А. П. Юшневского и А. 3. Муравьева находится могила заслуженного деятеля наук РСФСР хирурга К. П. Сапожкова. С его именем связана разработка и успешное применение новых методов лечения в области оперативной хирургии разных направлений. Сапожков родился в 1874 г. в г. Сестрорецке. После окончания медицинского ФакультетаВаршавского университета около 10 лет здесь же изучал хирургию. В Иркутск прибыл в 1927 г., выдержав конкурс на заведование кафедрой хирургии Иркутского медицинского института. С тех пор и всю жизнь он сочетал труд практика с деятельностью ученого.
В Иркутске Сапожков жил на улице Сухэ-Батора, 10. Сейчас на доме установлена мемориальная доска: «В этом доме с 1927 по 1952 гг. жил заслуженный деятель науки РСФСР доктор медицинских наук профессор Сапожков Константин Петрович».
В истории науки и техники нашего края есть интереснейшие, но, к сожалению, малоизученные страницы. Речь идет о том вкладе, который внесли в отечественное вертолетостроение иркутяне Н. И. Камов и Н. Л. Миль.
Н. И. Камов родился в Иркутске в 1902 г. в семье преподавателя, а затем директора коммерческого училища И. М. Камова. Семья имела собственный дом, находившийся на улице Ланинской (ныне Декабрьских Событий, 20). Этот двухэтажный дом сохранился с некоторыми изменениями до наших дней. В нем Камов прожил до 1918 г., когда, закончив с золотой медалью иркутское коммерческое училище, поступил на механический факультет Томского технологического института. Уже в это время его интересы определились — он решил заняться самолетостроением. Стремясь как можно более детально познакомиться с летательными аппаратами, в течение ряда лет работал слесарем-сборщиком на концессионном заводе «Юнкере», а затем — в «Добролете». Перейдя на конструкторскую работу, Камов возглавил группу, которая в 1928 г. создала первый советский двухместный винтокрылый летательный аппарат — автожир. Работая в 1ДАГИ, в секции особых конструкций, группа создала боевой автожир, способный показывать рекордные по тем временам (заканчивались 30,-е гг.)результаты. В1940 г. по инициативе Камова был создан первый в СССР завод летательных аппаратов, директором которого он стал. Его заместителем назначили М. Л. Миля, также иркутянина, работавшего с Камовым со студенческих лет. Конструкторское бюро Камова создало несколько поколений отечественных вертолетов марки «Ка»: в 1945—1948 гг.— «Ка-8», «Иркутянин»,а также аэросани,нашедшиесамое широкое применение в народном хозяйстве страны. Михаил Леонтьевич Миль родился в Иркутске в 1909 г. в семье служащего железной дороги. Жили они в одной из квартир доходного дома, принадлежавшего в то время купцу Я. Д. Штамбоку. Дом был построен в конце XIX в. и находился на улице Саламатовской (ныне Либкнехта, 5). С тех пор его внешний вид значительно изменился — перекрыта крыша, обшит дворовый фасад, сделан пристрой, однако в целом черты дома сохранились. В этом доме М. Л. Миль прожил до начала 20-х гг. После окончания школы он учился в Томском технологическом и Новочеркасском авиационном институтах. Более 30 лет Миль проработал в Центральном аэрогидродинамическом институте им. Жуковского, с 1964 — генеральным конструктором опытного КБ по вертолетостроению. Под руководством Миля сконструированы вертолеты марки«Ми»,на которых было установлено 60 официальных мировых рекордов. За достижения в области науки и техники М. Л. Милю присвоено звание Героя Социалистического Труда, он стал лауреатом Ленинской и Государственной премий СССР.
Рассмотренные памятники — лишь частица истории нашего города и частица, к сожалению, далеко не полная. Еще не установлено множество мест, так или иначе связанных с пребыванием в Иркутске замечательных людей. В этом направлении для исследователей открыты широкие возможности по выявлению памятников истории в нашем регионе.