По общероссийским меркам Иркутск, как и другие города, рожденные освоением обширных пространств Сибири, относительно молод. Его история, а вместе с нею и история его «городового дела» начинается во второй половине XVII в., когда российские землепроходцы достигают Прибайкалья и основывают здесь остроги, выполнявшие роль форпостов России на Востоке.
В 1682 г. Иркутский острог становится центром самостоятельного воеводства, а в 1686 г. утверждается как город. Выгодное географическое положение, изначально рассчитанное на историческую перспективу, в дальнейшем способствует административному и культурному возвышению города.
Первым планом Иркутска считается рисунок С.У. Ремезова из «Чертежной книги Сибири», в котором в условно графическом исполнении впервые дано представление об Иркутске последнего десятилетия XVII в. как о городе.
За крепостными стенами «рассыпаны» домики обывателей, образующие посад, обозначен пока еще деревянный собор Богоявления, а также Знаменская и Вознесенская церкви. Графическая «сжатость» пространства и характер передачи построек отправляют нас к ранним изображениям древнерусских городов, подчеркивая преемственность градостроительных традиций.
В конце XVII в. тыновые стены Иркутской крепости заменяются рублеными. За пределами острога возводятся новые деревянные церкви. За речкой Идой основывается женский Знаменский монастырь, давший начало Знаменскому предместью. На левом берегу Ангары складывается Глазковская слобода. Несколько раньше, в 1672 г., в четырех верстах от Иркутска вниз по Am аре был основан Вознесенский монастырь.
Начало XVIII в. в Иркутске отмечено строительством первых каменных зданий. 1704 г.— построена «Приказная палата», 1706 г.— заложена в остроге Спасская двухэтажная без колокольни церковь. 1718 г.— началось строительство собора Богоявления. Возле острога разрастается посад — поселок обывателей, в котором к 1716 г. насчитывалось «жителей более 300 семей, и живут они в деревянных дворах из цельных бревен с вышками и чердаками сделанных... Молитвенных храмов имеется здесь пять, также находятся в городе и торговые лавки с разными товарами». В результате деления Иркутска на «малый город» — острог и «большой город» — посад и роста последнего формируется структурная канва застройки, ставшая основой для дальнейшего развития городской планировки.
Иркутск по плану 1729 г., ограниченный с двух сторон Ангарой, а с третьей - палисадом, представляет живописную сеть криволинейных улиц и проулков со сложной конфигурацией площадей, на которых обозначены деревянные церкви - Тихвинская, Владимирская, Троицкая и Чудотворская. Планировочная структура исторического центра Иркутска, ныне воспринимается как памятник его градостроительного своеобразия, формировалась естественным, эволюционным путем, отмечая этапы его роста и особенностей развития. И в этой связи план 1729 г., известный как план М. Зиновьева, приобретает особую значимость. Это первый в профессиональном смысле (масштабная шкала, относительно точные пропорции) документ картографического фонда Иркутска, рассказывающий о градостроительной «колыбели» города.
Дальнейшему развитию Иркутска способствовало его увеличивающееся торговое и административное значение. 1731 г.— Иркутск становится центром обширной провинции. 1763 г.— высочайше утверждается штат Иркутской губернии, и Иркутск получает статус губернского города. 1783 г.— открывается Иркутское наместничество. 1790 г.— утвержден герб Иркутска. Этот период отмечен значительным ростом населения, возведением гражданских, жилых и культовых построек.
В 1730-е гг. в Иркутске, включая Знаменский монастырь, было 8 церквей, 939 обывательских дворов, 10 кабаков, пороховой погреб, торговая баня, гауптвахта и ряд других административных построек. В середине века западнее крепости формируется новая гостинодворская площадь, где возводятся два гостиных двора. Ведутся благо-устроительные работы и намечаются меры, рекомендующие застройку улиц.
Храмы Иркутска XVIII в., выделяясь масштабно из рядовой застройки своих приходов, ритмизировали ее «распластанность» и играли важное значение в формировании композиционно-видовой системы города. И, как исстари повелось на Руси, они традиционно возобновлялись на месте сгоревших или обветшавших деревянных церквей.
Среди первых каменных построек Иркутска были отмеченные выше Спасская церковь (1706— 1710) и Собор Богоявления (1718—1729). Богоявленский собор представляет типичный образец планировочного решения для культового зодчества России XVII в. В результате реставрационных работ (архитектор Г. Г. Оранская, каменщик О. П. Кикас, керамист А. Н. Штанько), вернувших памятнику облик, близкий к первоначальному, собор раскрывает истоки формирования сибирского барокко.
Эти два выдающихся памятника сибирской культуры, рожденные на благоносной Иркутской земле и претерпевшие многие превратности судьбы, формами и элементами своего обличья стали источником вдохновения для мастеров последующих поколений не только церковного, но и гражданского зодчества. Разумеется, их влияние трудно проследить прямо, путем явного аналога; оно прослеживается в наличии переработанногоэлементаиливсовершенствеобщих пропорций,а также в пространственном «окрашивании» окружения.
В середине XVIII в. архитектурно-духовная содержательность Иркутска пополнилась пятью каменными церквами: Знаменской, Чудотворской (не сохранилась), Крестовоздвиженской, Тихвинской (утрачена) и Троицкой. Развивая тип ярусного храма с трехчастным членением плана и высокой колокольней, характерной для северорусских городов XVII в. (Великий Устюг, Сольвычегодск, Тотьма), эти постройки характеризуются особенностями, которые выделяют их из общей линии развития русского культового зодчества XVIII в.
Для объемно-пространственной композиции иркутских храмов характерны четкий силуэт, лапидарная форма основных масс, контрастное сопоставление объемов собственно храма и колокольни и «невиданное для Сибири богатство и обилие архитектурного убранства».
Дальнейшее храмовое строительство разбивается по линии многообразия, демонстрируя неиссякаемость творческого потенциала барокко (Харлампиевская церковь, Владимирская). Спасо-Преображенский храм, возведенный в самом конце XVIII в.,— строгий завершающий аккорд иркутской ветви сибирского барокко. А Входо-Иерусалимская церковь (освящена в 1835 г.) отражает уже новые стилистические искания.
Принято считать, что в отличие от оборонного зодчества, от культовых построек, деревянная жилая архитектура Иркутска XVII — XVIII вв. не представляла значительного интереса. Писцовые книги и материалы путешественников свидетельствуют о том, что этот вид зодчества формировался в Восточной Сибири под влиянием первых поселенцев, преимущественно выходцев из северных областей России. Они принесли в Иркутск традиционные типы жилых и хозяйственных построек, которые отличались одна от другой незначительными размерами и уровнем плотницкого ремесла. Отсутствие серьезных исследований по жилой архитектуре городов северо-восточной и центральной России этого периода безусловно затрудняет оценочную ориентацию. Однако хорошо известно, что именно этот жанр архитектурно-строительной деятельности, формируясь столетиями, отбирая все лучшее, рациональное, не менее плодотворен в своей творческой результативности и более консервативен в созидательном смысле этого слова.
Поэтому при отборе памятников позднего периода необходимо учитывать объекты, которые лишены броской привлекательности, но в своей строгости и простоте сохраняют рациональную мудрость первых жилых домов Иркутска. Такие постройки есть и в историческом ядре города (ул. П. Осипенко, 15; Бурлова, 6 и др.), но чаще встречаются на его окраинах и в предместьях (ул. Седова, 75; 4-я Советская, 5; Подгорная, 41 и др.).
Основным строительным материалом в массовом домостроении Иркутска было дерево — сосна и лиственница, а кирпич и камень не получают в жилой архитектуре большого применения вплоть до начала XX столетия.
Во второй половине XVIII в. в результате дифференциации городского населения, сопровождавшейся численным ростом посадских и укреплением купечества, в Иркутске складывается местный своеобразный тип жилого дома. На его Формирование оказали влияние определенные Факторы — незначительное отличие в жизненном укладе различных слоев горожан, что способствовало конкретизации планировочных приемов; отсутствие в доме и усадьбе помещений для крепостных и дворни, обязательных в центральной России, а такжекомпактность планировки с удельным преобладанием жилой части. Суровый сибирский климат с теплым коротким летом также оказал влияние на характер жилища. Хозяйственный подклет преобразовывается в кухню, а чаще всего в нижнее жилье. Дворовая часть получает самостоятельный объем прируба с обширными сенями, с летним помещением во втором уровне, отмеченного выступом консольного открытого балкона. В результате дом получает Г-образный план, что диктовало дальнейшее развитие стропильных конструкций перекрытия. Известно описание построек этого типа: «...все дома строились самым старинным манером. Обыкновенно двор обносили высоким забором, что в Иркутске называют заплот... Дома были высокие и строились в два жилья: вверху горницы, а нижнюю половину занимала кухня, которую называют там подклет.., В иных домах были мезонины, которые называют в Иркутске чердак... Горницы разделялись сенями на две половины». Такой дом имел компактный план и относительно небольшие размеры. Его массовое распространение определило, в известной степени единообразие городской застройки и в последующем столетии.
Во второй половине XVIII в. в Иркутске осваиваются значительные новые территории. Застраиваются участки в направлении Крестовоздвиженской церкви, расширяется Знаменское предместье, получает жизнь рабоче-ремесленная слобода за Ушаковкой, на левом берегу Ангары формируется Глазковское предместье.
Вместе с тем бессистемность застройки требовала разработки нового генерального плана города, который был высочайше утвержден в 1792 г.
Предшествовавший ему план 1790 г. предполагал выпрямление некоторых улиц с целью создания регулярной сетки кварталов в пределах старого города. Очевидно, что из-за трудностей экономического характера (значительный снос и т Д.) этот план не получил окончательного утверждения. Таким образом, план 1792 г. затвердил планировочную схему сложившейся части города и определил четкую прямоугольную структуру застройки за линией прежнего палисада, что говорит о композиционной разобщенности старой и новой частей города1, а сегодня оценивается как одна из привлекательных черт планировочной самобытности Иркутска. Развитие города идет по-прежнему в направлениях главных торговых путей — в Европейскую Россию, Китай, Монголию, на север. В этих направлениях продолжают формироваться основные магистрали города — Морская, или Амурская, Перспективная, или Большая, и Ленинская (ныне соответственно ул. Ленина, Карла Маркса и Декабрьских Событий).
Во второй половине XVIII в. архитектурная и градостроительная практика Иркутска во многом обязана результативной деятельности первого городского архитектора А. Я. Алексеева. Он внес свой вклад в разработку конфирмованного плана Иркутска — выполнил проекты и осуществил постройку ряда зданий, способствовавших престижности губернского центра (публичная библиотека, школа, гостиный двор, мещанские торговые ряды и другие гражданские и частновладельческие постройки). Время и пожары не пощадили их. До нас дошло, пожалуй, единственное здание, связанное с именем Алексеева — Духовная семинария (ул. Нижняя Набережная, 8).
Конец XVIII и первая половина XIX в. стали важным периодом в дальнейшем развитии архитектуры Иркутска. Использование образцовых фасадов, разработанных столичными архитекторами для массовой застройки городов России, строительство каменного гостиного двора по переработанному проекту Д. Кваренги, обязательное утверждение проектов наиболее значительных объектов, определенное регулирование строительства на основе нового генерального плана способствовали улучшению качества городской застройки.
На рубеже XVIII и XIX вв. в Иркутске работает местный талантливый архитектор А. И. Лосев. Его творчество развивается в стилевых рамках своего времени и является вершиной иркутского классицизма. Многочисленные проекты (дом Главного народного училища — 1797 г., дом Иванова—1799 г., тюремный замок — 1801 г. и др.) демонстрируют высокий архитектурный уровень и глубокое знакомство с лучшими достижениямирусскойклассицистическойшколы.
Время оказалось безжалостным к его творческому наследию. Однако натурные, библиографические и архивные изыскания позволили выявить более сорока работ мастера1. Среди них, отмеченных каталогом памятников архитектуры Иркутска, к сожалению, нет ни одной, дошедшей до нас в изначальном виде — дом купца Дударовского (ул. Пятой Армии, 65, главный фасад по ул. Гашека) весьма близок к первоначальному облику: возведенное в 1801 г. Главное на родное училище (ул. Ленина, 5а) имеет значительные утраты и надстроено третьим этажом; церковь Григория Неокесарийского — 1802 г. (пер. Краснофлотский, 5) перестроена практически полностью. Почтовая контора (ул. Ст. Разина, 23) и здание Казенной экспедиции, более известное как канцелярия генерал-губернатора (б. Гагарина, 36), могут быть предварительно атрибутированы именем Лосева. Велика заслуга архитектора в формировании деревянного зодчества города. В типологическом многообразии архитектурного наследия так называемые «дома с антресолью», инвариантно разработанные А. И. Лосевым, применялись, развиваясь и совершенствуясь, на всем протяжении домостроительства Иркутска.
Творчество Лосева оказало заметное влияние на деятельность иркутских архитекторов первой половины XIX в. Я.А. Кругликова и А.В. Васильева, много занимавшихся регламентацией массового строительства. Несмотря на то, что на основе только типовых фасадов осуществить полноценную ансамблевую застройку улиц практически сложно (из-за особенностей климата, несоответствия материального положения застройщиков и пр.), Иркутск по количеству зданий, возведенных по образцовым фасадам, превосходил все сибирские города.
Представители местной губернской администрации, именитые купцы из престижных соображений нередко строят свои дома по индивидуальным проектам, обращаясь даже к услугам столичных архитекторов. Наиболее интересным образом «провинциального» классицизма является особняк, построенный в 1820-е гг. для именитого иркутского купца К. М. Сибирякова (б. Гагарина, 24а).
Автор постройки неизвестен, но сравнение ее с фасадом центрального объема здания Ассигнационного банка в Петербурге, позволяет отнести ее к школе Д. Кваренги.
По плану Иркутска 1843 г.2 основная часть города имела форму неправильного ромба площадью в четыре квадратных версты. Граница застройки проходила в районе улицы Подгорной, городским общественным центром по-прежнему оставалась система Соборной и Гостинодворной площадей у Ангары, получившей в конце XVIII столетия развитие по оси, перпендикулярной к береговой линии.
Несмотря на все возрастающее количество каменных строений, панорамные виды города в основной массе были представлены однородной деревянной застройкой, из которой живописно вырастали высокие объемы 15 церквей. Различное положение храмов — в ткани застройки, в створе улицы, на излучине реки, на возвышенных участках были результатом глубоко продуманной топографической ситуации.
Что касается жилой деревянной архитектуры, то она в первой половине XIX в. с известной степенью упрощения может быть обозначена эволюцией двух основных направлений. Первое развивает традиции XVIII столетия — обычные одноэтажные и так называемые дома в полтора жилья, то есть двухэтажные с пониженным первым этажом, в котором уровень пола был ниже нулевой отметки. Как известно, земля является хорошим терморегулятором, и такой дом зимой сохранял тепло, а летом прохладу. Отмечая жизнестойкость этого типа, нельзя забывать, что он разбивался в условиях запрета на возведение двухэтажных деревянных домов и применялся жителями после его отмены.
Ко второму направлению относятся дома, построенные по 14 образцовым фасадам, а также по проектам, индивидуальность которых являлась результатом тактичной переработки «образцовых» фасадных композиций. Разумеется, объемно-пространственная структура построек этого направления по-прежнему оставалась прерогативой заказчика. И здесь преобладающим становится антресольный тип, в котором одному этажу передней части соответствовало два этажа со стороны двора. Это придавало композиции главного фасада необычное звучание. При этом сохранялось традиционное чердачное помещение, а также открытый балкон или веранда, чаще всего остекленная, в виде нависающего над крыльцом балкона.
Устойчивость этого признака, ставшего характернейшей особенностью Иркутска, проявилась и с разрешением в 1864 г. строить в сибирских городах деревянные дома в два этажа. В Иркутске сохранились, благодаря большому распространению, дома, в которых двум этажам лицевого фасада соответствуют три более низких этажа задней части (ул. Декабрьских Событий, 74; Карла Либкнехта, 45; Франк-Каменецкого, 25; пер. Пионерский, 13 и др.).
Творческие истоки местной архитектурной школы определяются двумя факторами — народным (сельским) и профессиональным (городским). Постройки профессионального направления — с ризалитами (ложными), антресольные, с мезонином — возводились, как правило, на центральных Улицах и оказали заметное влияние на физиономию города в целом. Это зримо проявилось в Декоративной обработке фасадов. Если дома XVIII столетия были почти лишены художественной обработки, то теперь оформление образцовых фасадов способствует развитию местной школы домовой резьбы.
Первая половинаXIX столетия,благодаря влияниюрегулярныхпринципов,внедрениюи творческойпереработкеобразцовыхфасадов, Формированию и развитию местного архитектурного стиля в сочетании с высокой строительной культурой, была периодом значительного подъема жилой архитектуры Иркутска. Допожарные фотографии подтверждают это, а архитектурный фонд этого жанра невелик — дом М. М. Сперанского (ул. Октябрьской Революции, 11) и дом Шубиных (ул. Лапина, 23). И несколько построек середины века, способные, хоть и частично, восполнить представление об архитектурном потенциале жилого зодчества периода регламентации— достаточно крупные особняки: Борцов Роволюции, 6, Третьего Июля, 19, Тимирязева, 45 (дом декабриста П. А. Муханова); более скромные по размерам дома: ул. Седова, 22а; Третьего Июля, 18а и Кожова, 11. К этому периоду относится и дом по улице Николаева, 7, в котором первоначально располагалось Знаменское приходское училище.
Во второй половине XIX в. значение города как торгового центра Восточной Сибири возрастает. Это связано с развитием ленской золотопромышленности, укреплением торговых связей с Китаем и присоединением Приамурья.
Дальнейший рост Иркутска сопровождается уплотнением застройки центральной части. Продолжают застраиваться участки Иерусалимской и Петрушиной горы. Развиваются предместья Знаменское, Рабочее и Глазковское.
Из сравнения планов города 1843, 1879, 1899 и 1914 гг.1 видно, что увеличение селитебной территории отдаленных районов характеризуется регулярной схемой развития. Восстановление центральной части Иркутска после опустошительного пожара 1879 г. давало возможность, как считают некоторые исследователи, коренного преобразования планировки, но в процессе восстановления города была сохранена старая планировочная структура, правда с проведением значительных градокорректирующих работ.
Приток громадных капиталов в карманы иркутского купечества способствовал доеольно интенсивному возведению особняков и магазинов. Возросшая потребность в кредите для торговых и промышленных целей диктовала необходимость строительства новых банков. Кроме того, иркутские купцы Базановы, Мыльниковы, Кузнецовы, Медведниковы начинают широко жертвовать на постройку различных благотворительных учреждений.
В 1850—1870-е гг. в Иркутске плодотворно работает выпускник Академии художеств, первый архитектор-бурят А. Е. Разгильдеев. По его проектам возводится ряд капитальных зданий: Девичий институт на берегу Ангары, казначейство, Кузнецовская больница и др. Находясь в русле стилевой архитектуры своего времени, эти памятники вносят архитектурное разнообразие в облик города.
В 1879 г. в результате двухдневного пожара в городе было уничтожено 75 кварталов, 105 каменных и 3438 деревянных домов. Погибла лучшая часть города — гостиный двор и торговые ряды, почти все общественные, казенные учреждения и учебные заведения.
В 1880—1890-е гг. центр Иркутска фактически отстраивается заново, возводится значительное количество каменных зданий. Это время в архитектуре Иркутска связано с именами гражданских инженеров Г. В. Розена и В. А. Рассушина и архитектора-художника В. А. Кудельского. Они авторы наиболее значительных построек последней трети XIX столетия.
К числу их, несомненно, относится здание музея Восточно-Сибирского отдела Русского географического общества (архитектор Г. В. Розен), которое профессор А. Д. Крячков назвал незаурядным образцом зодчества. По его же проектам построены — Базановский приют (ныне глазная клиника, ул. Ленина, 18), Кирха (не сохранилась), детский сад (в деревянном исполнении, в 1930-е гг. перенесен с улицы Ленина на задворки Харлампиевской церкви). Есть основание считать его автором здания технического училища (ныне корпус университета по ул. Сухэ-Батора, 5) и Богородице-Казанской церкви (ул. Баррикад, 34), законченной в 1892 г. Основной работой архитектора стал Казанский кафедральный собор (1893)1, просуществовавший не многим более 40 лет. Монументальное здание собора, решенное в традиционных формах культового зодчества второй половины XIX в., выполняло роль основной вертикальной доминанты в градостроительной композиции города.
Из сохранившихся построек духовной направленности назовем характерную ретроспекцию своего времени Польский костел — грамотное и изящное сооружение И. Ф. Тамулевича (1886), а также Князе-Владимирскую церковь (ул. Каш-таковская, 52) — это лебединая песня замечательного иркутского архитектора В. А. Кудольского — сооружение с оригинальной объемно-пространственной и силуэтной композицией, пожалуй, не имеющей прямых аналогов в культовом зодчестве России этого времени (проект 1888 г.).
Творчество городского архитектора В.А. Рассушина также отвечает стилевой направленности своего времени. Но в отличие от Г. В. Розена, его «историзм» характеризуется пластической сдержанностью при четкой планировочной схеме построек и классицистическом членении их фасадных композиций.
Городская дума (ул. Ленина, 14) и Общественное собрание (ул. Ленина, 23) — его лучшие работы. Они выполнены в неоштукатуренном кирпиче с включением архитектурных деталей из серого песчаника.
Необходимо отметить, что так называемый кирпичный стиль, открывший заново (после XVII в.) эстетические возможности (пластические и цветовые) кирпича, занимает значительное место в строительной практике Иркутска второй половины XIX — начала XX вв. и успешно применяется во всех функциональных разновидностях городской застройки — от рядовой жилой до уникальных сооружений общественно-административного характера. Этому способствовал рост производства кирпича, улучшение его качества и снижение себестоимости до уровня Европейской России.
Рост города в последнем десятилетии XIX в. потребовал строительства училищ, больниц, доходных домов и гостиниц.
Эти здания — начальное училище (ул. Гоголя, 33), Коммерческое подворье (ул. Сухэ-Батора, 11), особняк Файнберга (ул. Халтурина, 1) и др. отличаются стилевым разнообразием, отдельные из них — градостроительным подходом к объемно-пластическому решению с учетом размещения в структуре улицы и кварталов.
Примеры удачного решения подобных задач демонстрируют работы выпускника академии А. И. Кузнецова — гостиница «Гранд-Отель» Гул. Литвинова, 1). По его проекту возведена Медведниковская больница хроников (ул. 2-я Железнодорожная, 2) — лучшая постройка города в неорусском стиле.
В это время достаточно остро заявляет о себе дефицит свободных территорий. И закономерно, что ремесленно-воспитательное заведение {конкурсный проект петербургского архитектора Р.Р. Марфельда, 1900) — крупномасштабная постройка, фактически состоящая из четырех корпусов, была возведена в Знаменском предместье (ул. Рабочего Штаба, 6).
Практика конкурсных проектов способствовала внесению в пространственную среду нового градостроительного приема, использованного впоследствии при застройке улицы Амурской (ныне Ленина). Победитель конкурса городского театра в Иркутске профессор В. А. Шретер заглубил объем театра относительно красной линии, что сформировало площадку — курдонер и способствовало обозрению его «равноценных» фасадов.
Перспективы дальнейшего развития города связаны с проведением через Иркутск в 1898 г. Великого Сибирского пути. В результате пересечения Транссибирской магистрали с одной из главных водных артерий Сибири Иркутск, наряду с Омском, Новониколаевском (Новосибирском) и Красноярском, становится перевалочной базой по сбору и отправлению в Европейскую Россию сельскохозяйственных продуктов и промышленного сырья.
Несколько отставая в динамике роста населения от вышеотмеченных городов, Иркутск с 51,5 тысячи человек в 1897 г. вырастает до 90,4 тысячи в 1917 г. Население увеличилось за счет притока рабочих и служащих на транспорт, в торговые и ремесленные предприятия, в предприятия фабрично-заводского производства, значительный рост которых на данном этапе придает Иркутску черты капиталистического города.
Увеличение населения города сопровождается дальнейшим уплотнением его застройки в центральной части и механическим приращением вновь осваиваемых территорий, где не было необходимости решать функционально-планировочные и инженерные задачи. Так, например, понтонный мост не обеспечивал постоянную и надежную связь с Глазковским предместьем, что препятствовало более интенсивному освоению левобережья.