В начале XX столетия в капитальном
строительстве основными становятся такие здания, как банки, торговые конторы,
пассажи и крупные магазины, вокзалы, доходные дома и гостиницы. В результате
зонирования коммерческой и деловой застройки происходит определенное функциональное
переосмысление площадей и улиц города. Так, Тихвинская площадь (ныне С. М. Кирова)
теряет свой универсальный характер и из торгово-административной по существу
становится только соборной. В то же время в целях реализации новых масштабов
деловой и торговой, деятельности общественная жизнь переносится на улицы
Большую, Амурскую, Пестеревскую и отчасти Ивановскую, Графа Кутайсова и др. (ныне
соответственно К. Маркса, Ленина, Урицкого, Пролетарская и Дзержинского),
получившие в целом или фрагментно сплошную застройку.
Ее
пластическая индивидуальность определяется этажностью, структурой фасадных
членений и разнохарактерностью декора в соответствии со стилевой ориентацией
каждой постройки в отдельности. К ним относятся так называемый дом: Кузнеца
(ул. Дзержинского, 36), типография Посохина и Макушина (ул. К. Маркса, 11),
Амурское подворье (ул. Фурье, 1) и др.
В развитие
архитектурного облика коммерческо-делового центра Иркутска значительный вклад
внесла группа выпускников Института гражданских инженеров. В первую очередь
назовем имена В.И. Коляновского, К.В. Миталя, Н.И. Бойкова и А. П. Артюшкова. В
деятельности этих архитекторов нашли отражение творческие искания начала ХХ в.,
в целом характерные дляи эволюции
модерна в городах Европейской России.
Так В. И.
Коляновский стремится преодолеть традиционную статичность и использует прием
динамичной композиции, что способствует повышению градоформирующей роли
построек. Автором учитывается планировочный характер отведенного участка —
Русско-Азиатский банк (ул. Ленина, 38), приют (ул. Дзержинского, 43), сложность
пространственного окружения — магазин Улишевой, (ул. Фурье, 16), а также
топографическая ситуация, например, возвышенность рельефа — начальное училище
Забайкальской железной дороги (ул. Профсоюзная, 3), приемный покой (здание не
сохранилось).
Стремление к
выразительности объемно-пространственной композиции характерно и для творчества
К. В. Миталя — факультетские клиники, городские начальные училища, возведенные
по одному проекту (ул. Гоголя, 55, Коммунистическая, 29). Этим качеством обладают
и некоторые произведения Н. И. Бойкова — особняк Бревнова (ул. С. Разина, 40),
А. П. Артюшкова — собственный дом (ул. Халтурина, 21).
Названные
здания, как правило, отмечены рациональностью планировочного решения, реализацией
одного из принципов модерна: объем — есть функции утилитарного плана. Они также
демонстрируют свойственное модерну внимание к оформлению интерьера магазинов,
банков, торговых фирм в соответствии с пластичным решением фасадов, с
обязательным использованием фактурных и цветовых качеств различных видов
штукатурки, облицовочного кирпича, естественного камня и глазурованной плитки.
Отмеченные
достоинства общегородского центра, позволяют говорить об определенном единстве,
а также об отсутствии провинциализма в его капитальном строительстве.
Особенностью
стилевой направленности архитектурной практики Иркутска конца XIX — начала XX вв. в отличие от других
сибирских городов является полное отсутствие построек неоклассицизма и в то
же время использование его пластических форм, а также элементов неорусского
стиля в ряде сооружений модерна. Одним из достойных примеров этому может
служить отмеченное выше училище Забайкальской железной дороги (1915)—здание,
способное оказать честь и столичному городу.
Повышение
плотности застройки проявилось в Иркутске незначительным повышением этажности,
невозведением доходных домов и других зданий с характерными для данной ситуации
дворами-колодцами, а строительством, как правило, самостоятельных построек на
участках домовладения и, конечно, непрерывным характером застройки
центральных улиц или их значительных фрагментов. При этом окончательно утверждается
общий градостроительный масштаб, «соразмерный территориальным параметрам и
функционально-планировочной структуре Иркутска как пешеходного города».
Количественные
параметры роста Иркутска (в рассматриваемый период) кроме уже отмеченного
увеличения численности населения подтверждаются и другими показателями. Так,
число улиц от 20 основных в середине XVIII в. (по плану 1768
г.) и около 70 в начале XIX столетия (план 1822 г.) вырастает до 127 в 1877 г. И если в центральной
части улиц и переулков было 91, то в 1894 г. только улиц насчитывалось 942, при этом
«прирост» получен в основном за счет освоения района Иерусалимской горы.
Если в
предместьях города подавляющее количество дворов, ввиду низкого социального
положения владельцев, имело всего одну надворную постройку или вообще состояло
только из жилого дома, то в центральной части в 1870-е гг. на одну усадьбу
приходилось в среднем 4—5 строений, что при сравнительно небольших размерах
усадебных участков определяло значительную плотность городской застройки в
целом. Дальнейшее развитие города характеризуется последующим уплотнением
домовладений на окраинах и скученностью строений его центральных кварталов,
изменением соотношения деревянного и каменного строительства в пользу последнего.
Этому в
известной мере способствовали предписания строить, по возможности, каменные дома,
последовавшие после опустошительных пожаров в июне 1879 г. Уже в ноябре того же
года из 81 вновь отстроенного дома 13 было каменных. Но, несмотря на
процентный рост каменных строений (в предпожарные годы на 100 деревянных
построек приходилось 3 каменных, а в 1910-е гг.— уже 6) и на капитальный характер
застройки основных улиц, Иркутск на всем протяжении рассматриваемого времени
остается в основном деревянным городом.
Во второй
половине XIX в. в
результате дальнейшего роста и расслоения городского населения появляются
новые объемно-планировочные решения деревянных жилых домов — многоквартирные с
общими подъездами и лестницами. Одновременно в результате дробления и объединения
землевладения с последующей дополнительной застройкой дворов домами,
предназначенными для сдачи внаем, подрывается привычная структура усадьбы. Наиболее
характерно это явление демонстрируют сохранившиеся сегодня домовладения по ул.
Дзержинского, 33, 35; Декабрьских Событий, 13, 58; Лапина, 26; Грязнова, 16 и
др.
В данных
условиях по-прежнему основным художественно-выразительным компонентом улицы,
благодаря ее периметральной застройке, архитектурной преемственности и
высокому уровню строительного ремесла, продолжает оставаться деревянный жилой
дом.
В 1870-е гг. и
особенно в первое послепожарное десятилетие в практике деревянной архитектурыИркутскапроисходятважные процессы. Одни
являются источником эволюции местных исканий, другие отражают общерусские
веяния.
Фактически
получает завершение тип иркутского жилого дома-особняка. Его последняя модификация
сохраняет традиционную объемно-пространственную структуру. Это пяти- или
шестистенный двухэтажный особняк с развитой задней частью плана. Антресольный вариант
встречается реже, и поэтому этажи располагаются на одном уровне. По центру
бокового фасада с некоторым смещением располагается объем сеней с
«пристегнутым» к основному срубу, как правило,общим карнизным пояском.Развитие
объема крылец на консолях с традиционными выкружками уступают место различным
уменьшенным модификациям. При этом отпадает надобность в поддерживающих
колонках. Имеет место и строгий, даже без козырьков, пристрой сеней с
типичной на втором уровне остекленной террасой (особняки по ул. С. Перовской,
18; Володарского, 6; Желябова, 27; Седова, 13 и др.). В этих постройках
главные фасады исполнены в три окна. Разумеется, встречаются дома и в четыре, и
в пять окон, и больше.
Эти дома
интересны тем, что демонстрируют приемы в решении наличников, крылец, карнизов
- наиболее важных с функциональной точки зрения элементов.
Но пожалуй,
основным акцентом пластического характера деревянной архитектуры Иркутска
остается наличник. Для местных мастеров он стал предметом особого внимания.
На протяжении
всего XIX столетия в
Иркутске развивались два типа наличников — классический и барочный, существуя
в самых различных модификациях, позволяющих наглядно продемонстрировать даже
в сохранившихся образцах «линию» плавного взаимовлияния. Многие из них
отличаются пропорциональностью составных элементов — сандриков, ставней,
подвесок, разнообразием форм, пластичной разработкой различных орнаментальных
мотивов, использованием того или иного вида резьбы (рельефной, накладной,
ажурной, токарной), а иногда органичным сочетанием нескольких видов одновременно.
Высоких художественных достоинств исполнены наличники домов, условно
выделяемые в группу домов с протяженными фасадами за счет «изобилия» крупных
окон и узких простенков между ними. Вот примеры этой достаточно многочисленной
группы — ул. Сурикова, 9; Володарского, 2; Горького, 6.
Наряду с
безордерной орнаментальностью и аппликативностью, более понятной и близкой
русскому человеку, иркутскими декораторами используются ампирные детали, имитирующие
традиционную тектонику.
Подшивные
карнизы с модифицированными триглифами, фронтоны крылец и объемов сеней с
завершающими тягами классического профиля, тонко проработанные пилястры с
выразительными пропорциями составных частей в сочетании с другими
декоративными элементами поднимали образное звучание жилого дома (ул.
Франк-Каменецкого, 22; Ленина, 7; Декабрьских Событий, 66; 25-го Октября, 27).
На рубеже
столетий деревянная архитектура Иркутска эволюционирует в общесибирском pуcле. Дальнейшее развитие получают
многоквартирные дома. В их декоративном оформлении, а также в
объемно-композиционном решении отдельных построек (ул. Байкальская, 57; Горького,
5а; Марата, 70; Уткина, 6, пер. Пионерский, 13) нашли частичное отражение
поиски национального стиля, характерные для отечественной архитектуры периода
эклектики. В постройках этого времени русский вкус проявлялся собственно не в
использовании сильных декоративных акцентов на фасадах в виде развитых
карнизов, башенок, парапетов, а в значительном насыщении пропильным декором
общеобязательных элементов — карнизов, наличников и т. д.
Стремление к
индивидуальности, способствовавшее развитию частного строительства, дает
уникальные образцы этого типа — ул. Энгельса, 21; К. Либкнехта, 11; Красных
Мадьяр, 64, Рабочего Штаба, 4 и другие.
В начале XX в. древесина сохраняет
ведущее место в строительстве особняков, доходных домов и хозяйственных
построек. В их архитектурном облике прослеживаются черты модерна (ул.
Профсоюзная, 87), иногда проявляющие себя только рисунком отдельных деталей,
например, дверей или рисунком металлических кованых ограждений балконов и козырьков
— ул. Дзержинского, 15; Пролетарская, 3; Б, Хмельницкого, 27.
В это время
традиционным элементом декора становится разнообразная фигурная обшивка. Несмотря
на то, что обшивка была делом престижным, срубы многих построек оставались
открытыми, что в большей степени выявляло эстетические возможности дерева.
Пластическая
выразительность открытого сруба в сочетании с живописной объемностью
дополнительных пристроев к основному срубу образуют многочисленный ряд построек,
вносящих разнообразие в архитектурный облик города (ул. Тимирязева, 21;
Дзержинского, 48; Марата 24 и ДР-).
Необходимой
принадлежностью усадьбы являлись ворота. Сохранившиеся примеры дают два
основных типа — более ранний с лучковым завершением центральной части и второй
— так называемые ворота о четырех вереях. И те и другие, нередко являющиеся
шедеврами строительного искусства, представляют собой, как правило,
симметричную композицию с широкой проезжей частью в центре и с двумя калитками
по бокам, одна из которых ложная.
В
архитектурном наследии городов Сибири деревянное зодчество Иркутска характеризуется
четко выраженным региональным своеобразием. Иркутские мастера, развивая местные
объемно-планировочные и декоративные приемы, сумели при помощи многообразных
форм и элементов, сообщить постройкам черты пластической и объемной
выразительности, свойственные лучшим творениям русского народного зодчества.
Разумеется, за
пределами нашего разговора остались не только многие, заслуживающие даже не
краткого упоминания имена архитекторов и памятники деревянного и каменного зодчества,
но и промышленная архитектура, хозяйственные постройки, памятники садово-паркового
искусства и градостроительные комплексы. Утраченные или дошедшие до нас в
искаженном или заэксплуатированном виде, они являются для нас живым укором и
ждут ответного и достойного их памяти действия.
В
послеоктябрьский период, как принято говорить, город рос и развивался. И это
развитие, однозначно сориентированное на снос так называемого ветхого жилого
фонда, а также памятников храмового зодчества, характеризуется выборочной
застройкой центральной части города на основе сложившейся до революции планировочной
схемы.
Нам еще
предстоит по-настоящему осмыслить причины и масштаб утрат благодушно и с достоинством
оставленного нам наследства. Сопоставительный анализ архивных, библиографических
материалов и натурного обследования позволил констатировать:
1. В
результате сноса важных высотных доминант, которые являлись опорными элементамипространственнойкомпозиции,носителями духовности города,ивысотногостроительства последних десятилетий навсегда
утрачен исторический силуэт Иркутска.
2.
Созданиемпромышленныхпредприятий вдоль береговой полосы рек
Ангары и Ушаковки были уничтожены находившиеся здесь зеленые массивы. Имеют
место важные утраты планировочной структуры — переулок Гершевича и улица
Марата отрезаны от акватории Ангары. Несмотря на то, что сетка улиц
исторической части в общих чертах сохранилась до наших дней, есть и другие
значительные потери ее планировки.
3.
Возведениев1960—1970-еиотчастив 1980-ег г. антихудожественных построек по
улицам Володарского, Желябова, Урицкого, Тимирязева, Киевской,Бабушкина, Пятой Армии, Каландаришвили и др.
привело к нарушению историческисложившейсяархитектурнойсреды Иркутска.
4. Наложение
приемов застройки так называемой микрорайонной архитектуры, стремительное
повышение этажности построенных и запроектированных административных и жилых
зданий формирует совершенно дисперсную пространственную среду исторического
города.
Эти выводы,
разумеется, неполные и известные любознательному читателю со страниц не только
публицистических, но и профессиональных сборников, являются конкретным
подтверждением озабоченности и тревоги за судьбу исто-пических городов России.
Памятники, их
количественный и качественный состав, оценка исторической среды как неразрывного
целого, состоящего из шедевров и скромных, рядовых носителей отечественной
культуры, а в целом судьба наследия находится в прямой зависимости от социального
устройства общества. Это вопрос не только узкого круга профессионалов, но и от
них, решающих в каждом конкретном случае, что и где строить, зависит многое.
И, прежде
всего, это позиция, формирующая социальный заказ на историческую память, без
которой невозможно наше нравственное оздоровление.