Туристический центр "Магнит Байкал"
      
Понедельник, 29.04.2024, 06:36
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход




Полезные статьи о Байкале

Главная » Статьи » Памятники культуры Иркутска


ОБЩЕСТВЕННЫЕ ЗДАНИЯ ИРКУТСКА КОНЦА XVIII — НАЧАЛА XX вв. - 1

 

О. Н. Беседина

 

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ЗДАНИЯ ИРКУТСКА КОНЦА XVIII — НАЧАЛА XX вв.

 

Значительную роль в застройке Иркутска на всех этапах его исторического развития играло строительство общественных зданий. Из сохра­нившихся на сегодняшний день памятников ар­хитектуры на их долю приходится около 100 зда­ний, или 13%. Причем, подобное процентное со­отношение сохраняется в различные историчес­кие периоды начиная с конца XVIII в. Типология общественных построек Иркутска довольно ши­рока. Сюда относятся административные, учеб­ные, больничные, торгово-коммерческие, культур­но-зрелищные и другие здания.

 

Именно общественное строительство Иркут­ска, олицетворяющее сложное многообразие жиз­ни города, не скованное жесткими канонами, как, например, культовое зодчество, наиболее полно раскрывает характерные особенности дореволюционной застройки. Это противоречивость и сог­ласованность, разностилье и целостность, инди­видуальность и традиции.

 

Самые ранние общественные здания, дошед­шие до наших дней, можно датировать уже кон­цом XVIII — началом XIX в. Вообще от допожарного периода (до 1879 г.) их сохранилось не очень много (около 25 зданий), но все они не только представляли значительные сооружения для свое­го времени, но и в застройке современного города играют не последнюю роль. Достаточно вспом­нить наиболее известные из них здания губерн­ской гимназии, сиропитательного дома Е. Медведниковой, Девичьего института, Гражданской больницы и т. д. Некоторые из них занимают важные в градостроительном отношении участки по улице Амурской (ныне Ленина), Набережной (бульвар Гагарина) и др.

 

Так, комплекс построек губернской гимназии расположен в непосредственной близости от центра города, на одной из главных улиц Ир­кутска — Амурской, на которой уже с начала XIX в. начинается преимущественное размещение общественных и казенных зданий. По плану 1843 г. здесь находятся уездное училище, учили­ще детей канцелярских служителей, здание глав­ного управления Восточной Сибири и др.

 

Двухэтажное здание бывшей губернской гим­назии (ул. Ленина, ныне здесь Авиационный тех­никум) возведено в начале XIX в. Оно занимает почти всю уличную сторону участка и примыка­ет к Амурской улице главным протяженным фа­садом. Симметричный относительно главной оси объем имеет П-образный план со сложной кон­фигурацией. В целом здание выполнено в стиле классицизма и является одним из характерных примеров его провинциальной трактовки. Над­стройка третьего этажа к существующему дому в советское время практически снивелировала эстетическое восприятие его как памятника ар­хитектуры, приблизив его размеры и пропорции к окружающей застройке.

 

В целом для общественного строительства пер­вой половины XIX в. характерно появление боль­шого количества учебных зданий. Иркутск ста­новится не только важнейшим торговым цент­ром, но и крупнейшим очагом культуры и прос­вещения на территории Сибири. Не случайно среди общественных памятников архитектуры рассматриваемого времени основной процент занимают учебные и воспитательные заведения.

 

Сиропитательный дом Е. Медведниковой поло­жил начало школьному обучению девочек в са­мом Иркутске и вообще в Восточной Сибири. Он построен (1837—1840-е) по заказу сыновей купчихи Медведниковой на средства, завещанные им матерью для этой цели. Официально открыт 21 апреля 1838 г. Из строителей дома известны имена архитектора Васильева и каменщиков — иркутских цеховых Петра и Григория Ивельских. В конце XIX в. (1882—1884) к центральному кор­пусу были пристроены два боковых крыла. Боль­шое трехэтажное здание сиропитательного дома расположено на улице Преображенской (Тими­рязева, 59), напротив Спасо-Преображенской церкви. Это одно из немногих зданий первой по­ловины XIX в., хорошо сохранивших первона­чальный облик. Отчасти потому, что территория дома не подверглась воздействию пожара 1879 г. и зданию не потребовалось отстраиваться заново, как многим другим, что уберегло его декор от налета эклектики. Дом отличается логической простотой и ясностью композиции планов и глав­ного фасада с выделенной по высоте и оформ­лению центральной частью и слегка выступаю­щими вперед боковыми ризалитами, продолжаю­щимися в глубь участка. Центр дома подчерк­нут увеличенными оконными проемами с ароч­ным завершением по первому и третьему эта­жам, треугольным фронтоном в завершении и де­коративной отделкой подкарнизной части. Поле стены покрыто крупным рустом с легким выделением углов по типу лопаток. Здание сиропи­тательного дома является одной из наиболее ран­них общественных построек учебного назначения в Иркутске, выполненных в стиле классицизма, что значительно повышает его ценность как па­мятника архитектуры. Это яркий пример тради­ционного по композиции общественного здания, удачно дополненного поздними пристройками.

 

Общей лаконичностью и строгостью отлича­ется здание бывшей Духовной семинарии, постро­енной в 40-х гг. XIX в. В плане 1843 г. оно отме­чено как вновь возводимое. В эти годы семина­рия была вынесена из комплекса построек при Богоявленском соборе на окраину города, на участок возле также строящейся купцом Медведниковым Успенской церкви (ул. Красноказачья, 10а). Объёмно-пространственная композиция большой двухэтажной постройки разнообра­зится наличием семиоконного ризалита в средней части главного фасада, имеющего большую вы­соту. Все фасады — горизонтального членения в виде междуэтажных раскреповок. Декор сосре­доточен на ризалите. Полуциркульные окна вто­рого этажа здесь помещены в ниши, связанные отрезками горизонтального карниза. Под окнами имеются заглубленные филенки, венчающий кар­низ украшен мелкими сухариками. В интерьере дома интересно ограждение парадной лестницы с чугунными решетками и квадратными тумбами по углам перил, украшенными крупными ва­зами. Заслуживают внимания и старинные рамы оконных проемов.

 

Здание семинарии в значительной мере со­хранило первоначальный облик и представляет ценность как памятник архитектуры первой по­ловины XIX в.— пример общественного сооруже­ния в стиле позднего классицизма.

 

Незаурядными общественными постройками. 60-х гг. XIX в. являются здания, возведенные по проектам талантливого иркутского архитектора, выпускника художественной академии Е. А. Разгильдеева (бывший Девичий институт, Граждан­ская больница, Губернское казначейство). Выпол­нены  они  в  формах  позднего  классицизма.

 

Девичий институт Восточной Сибири был от­крыт в 1845 г. и до строительства нового здания помещался в деревянном доме по улице Шелашниковской (ныне Октябрьской Революции). Зда­ние института на Набережной (бульвар Гагари­на, 20, ныне — I корпус ИГУ) построено в 1855— 1861 гг. В конце 70-х гг. под руководством архи­тектора Кудельского в доме был проведен ре­монт, во время которого сделаны некоторые пе­рестройки, в частности, устроены аттики на глав­ном фасаде.

 

Большое трехэтажное здание Девичьего инс­титута имеет характерный для общественных по­строек середины XIX в. П-образный план. Де­кор выполнен в формах позднего классицизма с раскрепованной средней частью главного фаса­да, увенчанной аттиком, и разнообразными фор­мами наличников на оконных проемах. Некото­рое разнообразие в скупо декорированные фа­сады вносят междуэтажные тяги и венчающий карниз. Вход в здание подчеркнут устройством высокой площадки с наружной лестницей и бо­ковыми пандусами. Представленное здание явля­ется характерным для «официальной» каменной архитектуры Иркутска середины — конца XIX в. Оно обладает традиционной планировкой, спокой­ной объёмно-пространственной композицией и строгим классическим декором. Ценен тем, что имеет несомненные архитектурно-художествен­ные достоинства и, кроме того, хорошо сохра­нился.

 

Целый ряд учебных зданий появляется в Ир­кутске в период 1880—1900-х гг. Среди них быв­шая прогимназия Гайдук, 2-я Хаминовская жен­ская гимназия, Иркутское промышленное учи­лище, небольшое здание приходской школы Ро­дионова, крупнейший для Сибири комплекс по­строек Ремесленно-воспитательного училища Тра­пезникова и др.

 

Небольшое здание прогимназии Гайдук, рас­положенное на берегу Ангары чуть ниже моста через реку и построенное в 1880-е гг., стало ши­роко известным в связи с революционными со­бытиями 1917 г. Это двухэтажный каменный оссбняк, Г-образный в плане, с небольшим выступом ризалита в южной части, который соответствует расположенной здесь лестнице. Главный вход акцентирован небольшим навесом на железных фигурных консолях. Здание прогимназии являет­ся типичным примером рядовой послепожарной каменной застройки Иркутска. Ценность его по­вышается в связи с происходившими в нем исто­рическими событиями.

 

Удачным примером школьного здания, по­строенного в несколько приемов от 1879 до 1930-х гг., является 2-я Хаминовская женская гим­назия. (Ныне — корпус пединститута.) На разных этапах в его строительстве принимали участие такие видные архитекторы как М. И. Южаков, Г. Б. Бархин, А. П. Артюшков. Каменное двух­этажное здание имеет вход с улицы Сухэ-Батора. Он ^оформлен репрезентативным порталом. ладный Фасад дома симметричен, с двумя бо­ковыми   ризалитами,   украшенными   ложными портиками, с «французскими» балкончиками и раскрепованным венчающим карнизом. Первый этаж выделен рустовкой, окна имеют штукатур­ные наличники с лепными «замками» и «уша­ми». Аттики, завершающие здание, объединены деревянными парапетами с балясинами. Объем двусветного зала, примыкающего с востока, по улице Желябова, имеет большие окна с пиляст­рами между ними и с полукруглыми окнами вто­рого света. Он увенчан массивным карнизом с консолями и завершен широким аттиком, пара­петом и мощными угловыми столбами. Благодаря удачному решению внутренней планировки, хо­рошо прорисованному декору в формах эклек­тики здание обладает явными архитектурно-художественными достоинствами и является хоро­шим примером учебного здания конца XIX — на­чала XX в.

 

Особого внимания среди учебных зданий го­рода заслуживает комплекс построек бывшего Ремесленно-воспитательного училища, построен­ного в 1890—1901 гг. по конкурсному проекту Р. Марфельда на средства купца И. И. Трапез­никова. Здание расположено по улице Якутской (Рабочего Штаба, 6), на участке, где некогда размещалась усадьба ссыльного декабриста С. П. Трубецкого. Оно имеет сложную конфигу­рацию плана и развитую объёмно-пространствен­ную композицию, включающую основной раз­ноэтажный объем (протяженность более 130 м), левое, перпендикулярное к основному, крыло и дворовый одноэтажный корпус мастерских. Де­коративное убранство фасадов выполнено в кир­пичной пластике, трактующей формы романско­го зодчества с зубчатым венчающим карнизом, выпусками кирпичных консолей по углам риза­литов, аттиками и машикулями над ризалитами и ассимметрично расположенной башенкой с трехчастным завершением и сквозными проема­ми. Характер выполнения декора в открытой кирпичной кладке объединяет разностилевые эле­менты, используемые в оформлении здания. Учи­лищный комплекс относится к позднему периоду дореволюционной застройки Иркутска. Он несет в себе черты рациональной архитектуры нача­ла XX в. с удачно скомпонованным планом, хо­рошо отвечающим функции учебного заведения, умеренным по рисунку декором, гармоничным членением объема по длине и высоте здания.

 

Многочисленные учебные здания, сохранив­шиеся до наших дней, не только продолжают формировать архитектурно-пространственную среду отдельных зон современной городской за­стройки, но и сохраняют в основном свою первоначальную функцию помещений для учебных процессов.

 

Второй большой группой общественной архи­тектуры города являются административные по­стройки. Из памятников архитектуры, относящих­ся к этой типологической группе, сохранились здания более позднего периода. Им традицион­но отводятся наиболее престижные для города места — по периметру Гостинодворской и Тих­винской площадей, на улицах Амурской, Набе­режной, Большой и др.

 

Здание канцелярии генерал-губернатора стоит на Набережной Ангары (бульвар Гагарина, 36] в незначительном отдалении от генерал-губернатор­ского дома (бывший дворец Сибирякова). В от­личие от современных ему зданий оно не попало ь зону пожара 1879 г. и поэтому осталось прак­тически единственной административной построй­кой конца XVIIIXIX вв., сохранившей первоначальную пластику фасадов. Судя по ис­торическим планам Иркутска, здание построено не позднее 1790 г. Компактное, почти прямоугольное в плане, оно отличается характерной Для казенных построек своего времени неслож­ной  объемно-пространственной   композицией  с развитой планировкой, имеет два этажа, нижний этаж и боковые крылья отделаны крупным рус­том. Центральная часть главного фасада выде­лена плоскими пилястрами, помещенными в прос­тенках. Три окна в центре фланкированы пиляст­рами оригинального рисунка, состоящими из трех «лепестков». Центр здания подчеркнут тремя арочными окнами во втором этаже и треуголь­ным фронтоном в завершении. В простом лако­ничном объеме канцелярии легко читается ос­новной принцип классицизма, нашедший отра­жение в тектонике главного фасада, выделении его центра и снижении активности декора к флан­гам. —начала

 

Здание канцелярии генерал-губернатора явля­ется практически единственной крупной граж­данской постройкой административного назначе­ния в Иркутске, которую можно датировать кон­цом XVIII в. Здание представляет интерес как памятник не только архитектуры, но и истории.

 

Из административных построек середины XIX в. заслуживают внимания здания бывшего Губернского казначейства, Казенной палаты и банка «Общества взаимного кредита». На при­мере этих трех зданий, появившихся на улицах Иркутска почти одновременно, наглядно видны изменения, происходившие в архитектуре города в этот период. Названные здания воплощают со­вершенно разнохарактерные направления в за­стройке Иркутска середины XIX в.

 

Двухэтажное здание Казенной палаты (ул. Ма­рата, 11) выдержано в строгих формах, пред­почитаемых в начале века для официальных уч­реждений, но в композиции его уже отсутствует непременная для классицизма иерархия объемов, декора и т. д. Кроме того, в оформлении фаса­дов, наряду с классицистическими деталями при­сутствуют элементы архитектуры барокко, ко­торые в силу своей пластической выразительнос­ти становятся определяющими в стилевой характеристике данного здания. Бывшее здание казна­чейства выполнено в классических формах с ренессансными мотивами. И уже совсем эклектич­но по внешнему виду здание банка (ул. Фурье, 2). Сложный, насыщенный декор двух его главных фасадов (здание занимает угловой участок улиц Большой — К. Маркса и Котельниковской — Фурье) довольно органично сочетает барочные детали с отдельными элементами классицизма и даже с введением русских мотивов в оформление арочных фронтонов. Благодаря этим своеобразно устроенным по типу закомар фронтонам, здание банка имеет запоминающийся облик и служит прекрасным ориентиром даже в современной за­стройке.

 

Здание бывшего Губернского казначейства (ул. Ленина, 1) расположено в старой части го­рода около бывшего Иркутского острога. Как отмечено выше, оно построено по проекту про­фессионального архитектора А. Е. Разгильдеева и имеет характерный для второй половины XIX в. декор фасадов: штукатурные наличники окон, массивный венчающий карниз с зубчиками, ат­тики и баллюстрады по краю кровли. Здание казначейства является ценным примером казен­ной общественной постройки, формирующей об­лик городского центра в середине XIX в.

 

Еще одной замечательной постройкой талант­ливого бурятского архитектора стал главный кор­пус Кузнецовской гражданской больницы, вы­строенный в период с 1863 по 1871 гг. (б. Гага­рина, 4). Это было второе после Чупаловской больницы общественное здание подобного типа в Иркутске. Построено оно на средства купца Е. А. Кузнецова, получившего известность благо­даря своим дружеским связям со ссыльными де­кабристами, в частности, с семьей С. Г. Волкон­ского.

 

Изначально трехэтажное здание надстроено в советское время четвертым этажом. Оно имеет Ш-образный план с двумя задними крыльями. К середине заднего фасада пристроен объем до­мовой церкви с полукруглой апсидой. Здание частично сохранило первоначальный декор — гладкие стены, расчлененные междуэтажными карнизами, окна без обрамлений (кроме несколь­ких в первом этаже). С главного входа, ранее за­вершавшегося лучковым фронтоном, устроен вы­сокий, на два этажа, портал. Над ним помещен портик из четырех пилястр, фланкированный пи­лонами и завершенный фронтоном.

 

Кузнецовская больница — уникальная для Ир­кутска крупномасштабная общественная построй­ка второй половины XIX в., при общей простоте обладающая незаурядными архитектурными дос­тоинствами и функциональным планировочным решением.

 

После пожара 1879 г. в Иркутске строится целый ряд крупных административных зданий: городской думы и управы, Общественного соб­рания, контрольной палаты, военно-окружного суда, управления Забайкальской железной до­роги и др.

 

Здание городской думы и управы (ул. Лени­на, 14, ныне — горисполком) имеет сложную строительную периодизацию. Первоначально двухэтажный объем с куполом и ордерным де­кором ризалитов на главном фасаде построен в 1880-х гг. по проекту архитектора В. А. Рассушина. К среднему ризалиту был пристроен одно­этажный портик с четырьмя колоннами и балко­ном во втором этаже. Окна второго этажа имели полукруглые порталы с замковыми камнями. В 1934 г. здание надстроили двумя этажами, и оно приобрело внешний облик в стиле конструк­тивизма. В это время утрачен входной портик, наличники, порталы окон и другие элементы. В 1971 г. к заднему фасаду пристроен объем кон­ференц-зала с крупными окнами-витринами. В су­ществующем виде здание имеет ценность как памятник первых десятилетий советской власти в Иркутске.

 

Одним из наиболее примечательных админист­ративных сооружений конца XIX в. является зда­ние Общественного собрания (ул.  Ленина, 23), построенное в 1890—1891 гг. Автор проекта окон­чательно не установлен, но по некоторым сведе­ниям им также был архитектор В. А. Рассушин. До нашего времени здание дошло без значитель­ных изменений. Главный фасад сохранился в пер­воначальном виде, к боковому же (по ул. Дзер­жинского) сделан пристрой для областной фи­лармонии. Протяженный объем дома играет большую роль в застройке данного отрезка ули­цы. Средняя часть и углы его главного фасада выделены ризалитами. Угловые ризалиты  вен­чаются шестигранными сомкнутыми куполами с башенками и щипцами, средняя часть заверше­на высоким корытообразным покрытием, укра­шенным по гребню металлической решеткой и двумя «флагштоками», над свесом кровли раз­мещаются деревянные баллюстрады и кирпичные парапеты, широкие аттики соответствуют верти­кальным членениям ризалитов. Пластическое раз­нообразие фасада дополняется мелкими члене­ниями— пилястрами в простенках окон, порти­ком из полуколонн коринфского ордера в сред­ней части фасада, а также деталями декора, вы­полненного  в  кирпичной пластике — рустовкой стен, наличниками, заглубленными нишами и т. д. Здание  имеет  большое  значение    как  пример крупного  общественного  сооружения с компо­зицией, применявшейся в архитектуре Сибири на рубеже  XIXXX вв. Оно отличается яс­ностью композиционного построения фасадов и изящной прорисовкой элементов кирпичного де­кора.

 

Комплекс построек бывшего военно-окружного суда (Ул. К. Маркса, 5)   создан   в 1880—1900-х гг. Комплекс состоит из двух корпусов — главного, расположенного по улице К. Маркса, и дворового, вытянутого вдоль переулка, В этом случае интересно соединение в одной объемно-пространственной композиции двух разностилевых зданий, каждое из которых обладает соб­ственной архитектурно-художественной цен­ностью и представляет характерный пример послепожарной застройки Иркутска конца XIX — начала XX вв.

 

Двухэтажный главный корпус построен в период между 1881 и 1885 гг. по типу бога­того купеческого особняка, в декоре которо­го помещены черты классицизма и «неорусского стиля». Он иллюстрирует одно из направлений в архитектуре Иркутска конца XIX в. Здесь ин­тересны не только детали декора (лучковые и треугольные сандрики, полукруглые порталы с сухариками, колонки с «дыньками» и др.), но и функционально проработанный план, экономич­ное конструктивное решение перекрытий. Дво­ровый корпус, построенный на рубеже XIX и XX вв. возведен под влиянием традиций «пет­ровского» барокко с декоративным убранством, своеобразно трактующим барочные мотивы. Не­смотря на позднее происхождение он имеет са­мостоятельную ценность прежде всего благодаря сложному,  хорошо  прорисованному декору.

 

Одним из ценных архитектурных памят­ников является здание контрольной палаты (ул. Фурье, 1). Большое, двухэтажное, охватываю­щее по периметру целый квартал размерами 80X70 м, оно включило в себя несколько от­дельных разновременных построек, объединен­ных декоративным убранством в единый ан­самбль. Наиболее старая часть здания относится, очевидно, к концу XIX в., но в целом ансамбль сложился в 1910-х гг. Фасады всех корпусов зда­ния, выходящие на улицы К. Маркса, Чехова и Фурье, решены в ранних формах эклектики и объединены схожими приемами (рустовка первого этажа, ордерная система во втором этаже, лепные детали декора), но имеют различия в характере декора (размеры руста, различные ор­дера, разные формы аттиков и парапетов). В це­лом представленная группа зданий, не связанных между собой планировочно, объединена сход­ными эклектичными формами и производит впе­чатление единого комплекса периметральной за­стройки Иркутска.

 

Примечательно для Иркутска начала XX в. большое репрезентативное здание бывшего Уп­равления Забайкальской железной дороги (так называемый «Дом Кузнеца», ул. Дзержинско­го, 36). Трехэтажное здание построено в 1902— 1903 гг. Ранее оно принадлежало богатому ир­кутскому домовладельцу Кузнецу. До 1922 г. в нем располагалось Управление Забайкальской железной дороги. Кроме того, здание непосред­ственно связано с революционными событиями 1905 г. Главный фасад его богато украшен фор­мами эклектичного декора с ритмичным члене­нием стен пилястрами, горизонтальными тягами и лепными деталями. На нем выделены боковые и два средних ризалита с эркерами на консолях во втором этаже и балкончиками на кровле. Над средним ризалитом устроены замысловатые ат­тики в виде башенок со шпилями. Здание Уп­равления характерно для каменной застройки Иркутска начала XX в. с периметральной ор­ганизацией планов, преследующих оптимальное использование застраиваемой территории. Из ряда аналогичных построек оно выделяется круп­ными размерами и сложным, выразительным де­кором.

 

С самого основания Иркутска важнейшую Роль в его развитии играла торговля. Внешний вид города во многом определялся торговыми зданиями. Мы знаем, что различного рода торго­вых ларей, балаганов, мещанских рядов и даже гостиных дворов было много в истории Иркутска, но, к сожалению, первые памятники ар­хитектуры торгового назначения дошли до нас только от начала XIX в. Среди них можно от­метить две наиболее ранние — бывший Гостиный двор (в последующем здание судебной палаты и окружного суда) и жилой дом с лавкой из усадьбы Басниных. К середине — второй поло­вине XIX в. относятся несколько небольших жи­лых домов с лавками (ул. Пролетарская, 9, Бай­кальская, 29), магазин из названной усадьбы Бас­ниных и торговое здание по улице С. Перов­ской, 44.

 

Большой торговый дом Гостиного двора (пло­щадь Труда, ныне областной суд) — одно из са­мых ранних зданий такого типа, сохранившихся в Иркутске. Дом построен в 1820-е гг. на сред­ства известного своей благотворительностью куп­ца Трапезникова для размещения Гостиного дво­ра с лавками. Расположен он в одной из наибо­лее насыщенных торговых зон общественного центра первой половины XIX в. на пересечении улиц Трапезниковской и Ивановской. Трехэтаж­ное здание торгового дома заметно выделялось на фоне одноэтажной деревянной застройки и тем самым было включено в систему зрительных ориентиров города.

 

Объем дома, П-образный в плане, своим бо­лее чем двадцатиоконным фасадом обращен на торговую зону рыночной площади. Дом имеет характерную для классических стилей основу построения композиции с ярко выраженной осью симметрии, подчеркнутым выделением централь­ной части и боковых фланкирующих ризалитов. Поэтажные членения фиксируются профилиро­ванными тягами. Массивность нижнего яруса подчеркнута крупной рустовкой стены, на ко­торой четко выделяются арочные проемы окон без наличников. Они еще не приобрели свойственных для торговых зданий конца XIX — на­чала XX в. крупных размеров окон-витрин и придают постройке характер общественного зда­ния. Второй, несколько повышенный этаж имеет прямоугольные проемы, обрамленные простыми рамками наличников с небольшими карнизами в венчающей и нижней частях. Но окна ризалитов второго этажа украшены богатыми наличниками с барочными картушами и подзорами. В средней части главного фасада в декоре наличников при­менен коринфский ордер. Пилястры коринфского ордера оформляют и ризалиты на торцевых фа­садах. Активные линии венчающих и между­этажных карнизов создают дополнительные горизонтальные  членения,  подчеркивающие  про­тяженность здания. Третий ярус — меньшей вы­соты. Прямоугольные окна его обрамлены налич­никами с профилированными карнизами и «уш­ками». В целом декоративное убранство фасадов выдержано в формах позднего барокко. При вос­становлении после пожара в конце XIX в. зда­ние приобрело некоторые черты эклектичной архитектуры. В отделке его появились трапециевид­ные пирамидальные купола, высокие, с измель­ченными формами и сложным декором парапе­ты, что привело к частичной утрате его перво­начального облика. Тем не менее здание бывше­го Гостиного двора является уникальным в масш­табах Иркутска. Это один из наиболее значитель­ных памятников гражданской каменной архитек­туры Иркутска.

 

Жилой дом с лавкой из усадьбы Басниных представляет собой типичную для Иркутска по­стройку, которая широко распространилась в архитектуре сибирских городов после указа Ека­терины II о разрешении устройства лавок при жилом доме. Ничем не примечательный по внешнему виду одноэтажный каменный дом стоит на Улице Баснинской (Свердлова, 35) и входит в комплекс построек купеческой усадьбы, вою­ющих жилой дом, магазин, торговые лавки и хозяйственные строения. Усадьба формировалась на протяжении почти двух столетии и пред­ставляет собой ценный элемент городской пла­нировки и застройки. Дом с лавкой — второе по времени строительства сооружение усадьбы. В его примыкающей к улице половине по тради­ции размещалась лавка, в дворовой находилось жилье. В декоре дома применены классические мотивы: триглифный фриз с никами под выно­сом карниза, широкое обрамление наличников окон с сочно профилированными сандриками, фланкировка углов пилястрами и выделение центра слабо выступающим ризалитом и др.

 

На сегодняшний день от разных этапов раз­вития архитектуры города не сохранилось ни одной отдельно стоящей лавки. Наиболее ранняя из них — по улице С. Перовской, 44 — может быть датирована второй половиной XIX в. Это не­большое одноэтажное с угловой композицией здание имеет простой декор, выполненный в кир­пичной пластике,— зубчики под карнизом, луч­ковые завершения окон. Подобные сооружения получили распространение в застройке Иркут­ска в конце XIX — начале XX в., когда наиболее зажиточные иркутские купцы строят не только новые магазины, но и лавки, склады и другие торговые сооружения.

 

Читать дальше


Категория: Памятники культуры Иркутска | Добавил: anisim (31.08.2009)
Просмотров: 8601 | Рейтинг: 4.9/10 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
<Сайт управляется системой uCoz/>