ОБЩЕСТВЕННЫЕ ЗДАНИЯ ИРКУТСКА КОНЦА XVIII — НАЧАЛА XX вв. - 2
Самым большим в Иркутске в это время считался торговый пассаж Второвых. Торговая фирма «Второв и сыновья» была наиболее влиятельной в Сибири и имела отделения во всех крупных сибирских городах. Пассаж размещен на территории усадьбы, в состав которой кроме него входит роскошный особняк и ряд складских и хозяйственных построек. Усадьба ограничена улицами Желябова, Пролетарской, Некрасова и Кооперативным переулком. Пассаж стоит на углу улиц Желябова (бывшей Трапезниковской) и Пролетарской (бывшей Ивановской) и непосредственно примыкает к жилому особняку. Здание пассажа является одним из наиболее значимых образцов гражданской архитектуры Иркутска периода эклектики. Оно отличается высокохудожественной декоративной пластикой фасадов и оригинальностью планировки интерьера. Тектоника решения фасадов в целом близка к стилю ампир: ризалиты с аттиками лучкового завершения, фиалы над пилястрами, раскреповка стен рустованными пилястрами на ряд прясел и др. Интерьер пассажа некогда представлял собой единый двухсветный зал, расчлененный на четыре части внутренними стенами и сообщающийся через широкие арочные проемы. Зал перекрыт цилиндрическими сводами. В настоящее время пассаж частично реставрирован, восстановлено убранство интерьеров — декоративная отделка зала, бассейн, мозаичные ванны, люстры, решетки и т.д.
Не менее примечательно для Иркутска здание магазина Макушина и Посохина (ул. К. Маркса, 11), построенное, очевидно, между 1899 и 1903 гг., так как эта дата указана на декоративном металлическом флюгере-прапоре, украшающем одну из башенок на крыше здания. Заказчиком в данном случае выступила торговая фирма Макушина и Посохина, занимавшаяся книготорговлей. Здесь размещались книжный магазин (первый этаж), жилье (второй этаж) и производственные помещения типо-литографии (дворовый корпус). Выполненное в псевдорусском стиле с затейливыми башенками на кровле, увенчанными металлическими флюгерами, аттиками с кокошниками над ризалитами и др., здание играет важную роль в застройке данного отрезка улицы К. Маркса, благодаря сложному силуэту и декору главного фасада. Кроме того, это один из наиболее ярких примеров торгового здания, когда совмещались жилые и производственные помещения.
К концу XIX в. типология общественных строении, возводимых в Иркутске, значительно расширяется. На улицах появляются банки, гостиницы, театры, музеи. В городе выделяются здания бывшего Государственного банка России и Русско-Азиатского банка.
Иркутское отделение Госбанка России было открыто еще в 1863 г. Рассматриваемое же здание построено в 1890-е гг. Оно расположено на углу улиц Ленина и Свердлова. Имеет сложную объемно-пространственную и планировочную структуру. Главный фасад расчленен четырьмя ризалитами, по средней оси завершается четырехгранным куполом, а угловой объем акцентирован восьмигранным куполом. Декор здания эклектичен, нижний этаж отделан тяжелым граненым рустом, второй обработан легкими канне-лированными пилястрами. Многообразие декоративной обработки создается штукатурными наличниками и филенками, раскреповкой высокого венчающего карниза, введением дополнительного цвета для гладких участков стены. Интерьеры здания также были богато декорированы, но, к сожалению, декор их частично утрачен.
Здание Русско-Азиатского банка было построено в конце XIX — начале XX в. для Иркутского отделения Русско-Китайского банка по проекту гражданского инженера В. И. Коляновского, автора нескольких незаурядных построек в Иркутске. Оно имеет сложную объемно-планировочную структуру, включающую ряд соподчиненных объемов, удачно подчеркивающих угловое положение здания на пересечении улиц Ленина и К. Маркса. Главный вход расположен с угла, где находится пятиугольный в плане вход ной вестибюль с парадной лестницей. Слева по улице К. Маркса к нему примыкает центральная часть главного фасада, выделенная портиком и фланкированная мощными пилонами. В завершении его имеется криволинейной формы аттик с большим круглым окном в центре. По углам главного фасаданаходятся двеассимметрично расположенные башни. Левая, квадратная в плане, завершена высокой четырехскатной кровлей с изломом, на которой установлена башенка со шпилем, украшенным флюгером. Угловая, правая башня — круглая в плане. Она завершена колоколообразным куполом с железной башней и шпилем. В целом композиция дома динамична и близка по построению стилю модерн, но в декоре фасадов пластика модерна сочетается с отдельными элементами неоклассики — рустовка первого этажа, штукатурные карнизы, наличники и т. д.
В последний период дореволюционного строительства в городе появляется целый ряд комфортабельных гостиниц — «Централь», «Гранд-Отель», Коммерческое подворье, Амурское подворье и др. Бывшая гостиница «Централь» занимает противоположный от Русско-Азиатского банка угол улиц Ленина и К. Маркса и построена примерно в то же время, что и здание банка. В разные годы она называлась по разному - «Централь», «Россия», «Модерн». Это двухэтажное, протяженное вдоль обеих главных улиц здание (74 и 42 м), включило в себя старую трехэтажную постройку 1860-х гг. (по ул. К. Маркса). Здесь четко выражена тенденция своего времени к периметральной застройке — третий, боковой, фасад выходит на улицу Красноармейскую. Здание обладает также выразительным декором, в котором проявилось влияние модерна. В его тектонике выполнены металлические ограждения балконов и парапетов. Уличные фасады дома раскрепованы ризалитами, ритм которых подчеркнут балконами второго этажа с металлическими решетками. В первом этаже размещены большие окна-витрины. Углы уличных фасадов скошены. В завершении дома проходит ряд чередующихся аттиков и столбов парапетов с решетками между ними, пластику фасадов включены лепные элементы в стиле модерн.
Гостиница «Гранд-Отель» —также одно из наиболее заметных зданий в застройке улицы К. Маркса. Построена она в 1900-х гг. по проекту архитектора А. И. Кузнецова, занимает участок на углу улиц К. Маркса и Литвинова и удачно акцентирует пересечение этих улиц. При движении по улице К. Маркса издалека просматривается башенка, завершающая западный угол здания. Гостиница расположена в окружении разностилевой каменной застройки конца XIX — начала XX в., характерной для послепожарного строительства в Иркутске. С улицы здание воспринимается как прямоугольный объем с купольными завершениями по углам и в центре наиболее протяженного фасада по улице Литвинова. Композицию разнообразят также аттики и парапеты по кровле постройки, слегка выступающие ризалиты на фасадах, обильный декор, включающий элементы ордерной системы с рустовкой отдельных пилястр и сложным рисунком наличников окон. По своим архитектурным достоинствам здание гостиницы «Гранд-Отель» заметно выделяется в застройке Иркутска благодаря развитой и продуманной планировке, сложной объемно-пространственной композиции и разнообразному декору. Оно является ярким примером общественной постройки, возведенной на стыке веков, с характерным для этого времени эклектичным декором, выполненным на высоком уровне.
Говоря о памятниках архитектуры конца XIX — начала XX в., невозможно обойти вниманием одну из самых примечательных построек Иркутска — здание драмтеатра (6ыеший Городской театр], построенного в 1894—1897 гг. по конкурсному проекту академика архитектуры Шретера. Это истинно общественное здание — оно возведено на средства горожан — до сих пор украшает одну из главных улиц города. Кроме того, оно и в настоящее время прекрасно соответствует своему первоначальному назначению, являясь удобным в эксплуатации, приятным для обозрения. Празднично и торжественно оформлены интерьеры театра. Несмотря на относительно малые размеры зала, кулуаров и фойе, они создают обстановку торжественности и поражают многообразием пространственного решения. Умело расставленные архитектурные акценты отличают друг от друга отдельные фойе и служат прекрасными ориентирами в бесконечной веренице небольших кулуаров и пространства, окружающих зрительный зал по каждому ярусу Декоративное убранство интерьеров и фасадов решено в духе эклектики с применением форм и приемов классицизма. Прямоугольный в плане Дополненный вынесенным вперед объемом вестибюля, театр имеет четырехъярусный зрительный зал, окруженный коридором с расположенным по внешнему периметру кольцом различных фойе и лестниц. Передний объем с вестибюлем украшен четырехколонным портиком «в антах» и свершен корытообразным куполом. Для здания характерно ощущение монументальности и массивности, что достигается слабым расчленением первого этажа, покрытого дощатым рустом. Свободная постановка театра на участке определила равную загруженность декором всех фасадов, но особое насыщение его заметно на переднем объеме. В пластику фасадов включены рустованные углы и пилястры, тянутые межъярусные и венчающие карнизы, украшенные модульонами, картуши и медальоны с лепными деталями, разнообразные наличники оконных проемов. Полихромная окраска стен увеличивает впечатление праздничности здания.
Драматический театр является уникальным для Иркутска памятником архитектуры конца XIX в., формы которого оказали заметное влияние на формирование архитектурных вкусов и имеют реминисценции в гражданской архитектуре Иркутска конца XIX—начала XX в.
Подлинной жемчужиной гражданской архитектуры Иркутска стал комплекс построек ВСОРГО (Восточно-Сибирского отделения Русского географического общества). В него входят непосредственно здание музея, небольшой флигель и размещенные между ними въездные ворота. Комплекс построек ВСОРГО возведен в 1883— 1891 гг. по проекту архитектора Г. В. Розена, для размещения музея, сгоревшего в 1879 г. С музеем связаны имена многих сибирских деятелей науки. Здесь работал известный русский ученый В. А. Обручев.
Музей расположен на углу улицы К. Маркса и бульвара Гагарина в окружении памятников архитектуры первой половины — середины XIX в. Все постройки комплекса ориентированы на улице К. Маркса, лишь сам музей боковым фасадом выходит на бульвар Гагарина. При небольшой площади участка и сравнительно малом наборе элементов комплекса архитектор создал впечатляющий ансамбль, выгодно выделяющийся при обзоре его со всех видовых точек. Пластика ансамбля решена в романтическом «мавританском» стиле. Круглые в плане башенки, по углам основного здания и по середине боковых фасадов, разнообразят композицию его плана и объема Именно эти башенки, завершенные сложной формы шлемовидными куполами и придают всему сооружению черты «мавританского» стиля. Интересная беседка, помещенная во втором этаже средней башни по южному фасаду. Декор фасадов, выполненный в кирпичной пластике, также содержит элементы восточной архитектуры — ступенчатые машикули, решетчатые филенки, эллиптические завершения проемов, розетки с восточным орнаментом и др. Высокое крыльцо входа имеет балкон на крыше, огражденный фигурной решеткой. Небольшой флигель, уравновешивающий общую композицию комплекса, решен в тех же формах, что и основное здание, но более прост по декору и построению плана. Интересны проезжие ворота, соединяющие музей и флигель.
Они сделаны в виде стреловидной арки, опирающейся на два небольших объема-столба. Столбы завершены фиалами с пирамидальными завершениями. Декор ворот перекликается с формами остальных построек ансамбля.
В целом, комплекс построек ВСОРГО представляет собой удивительный памятник стилевой архитектуры, отражающий направленность творческого поиска одного из наиболее деятельных сибирских архитекторов в конце XIX в. Г. В. Розена.
Безусловно, приведенные здесь примеры не охватывают всего многообразия памятников общественной архитектуры Иркутска. Такие выдающиеся постройки города как Базановский приют, Коммерческое подворье, аптека Писаревского, здание фирмы «Треугольник», больница хроников и многие-многие другие не вошли в состав рассматриваемых памятников не по причине недостаточной выразительности их архитектурного облика и меньшей значимости для застройки современного города, а в связи с невозможностью в рамках небольшого обзора полностью представить все памятники общественного строительства дореволюционного Иркутска. Но и рассмотренные примеры наглядно убеждают нас, что общественное строительство города, особенно на предреволюционном этапе его развития, играло огромную роль в формировании архитектурно-художественной среды, в большинстве случаев являясь объектом воплощения новых вкусов и примером для подражания в гражданском строительстве Иркутска.