Туристический центр "Магнит Байкал"
      
Суббота, 21.12.2024, 22:44
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход




Полезные статьи о Байкале

Главная » Статьи » Памятники культуры Иркутска


ОБЩЕСТВЕННЫЕ ЗДАНИЯ ИРКУТСКА КОНЦА XVIII — НАЧАЛА XX вв. - 2

Самым большим в Иркутске в это время счи­тался торговый пассаж Второвых. Торговая фир­ма «Второв и сыновья» была наиболее влиятель­ной в Сибири и имела отделения во всех круп­ных сибирских городах. Пассаж размещен на территории усадьбы, в состав которой кроме не­го входит роскошный особняк и ряд складских и хозяйственных построек. Усадьба ограничена улицами Желябова, Пролетарской, Некрасова и Кооперативным переулком. Пассаж стоит на уг­лу улиц Желябова (бывшей Трапезниковской) и Пролетарской (бывшей Ивановской) и непосред­ственно примыкает к жилому особняку. Здание пассажа является одним из наиболее значимых образцов гражданской архитектуры Иркутска периода эклектики. Оно отличается высокохудо­жественной декоративной пластикой фасадов и оригинальностью планировки интерьера. Текто­ника решения фасадов в целом близка к стилю ампир: ризалиты с аттиками лучкового заверше­ния, фиалы над пилястрами, раскреповка стен рустованными пилястрами на ряд прясел и др. Интерьер пассажа некогда представлял собой единый двухсветный зал, расчлененный на че­тыре части внутренними стенами и сообщающий­ся через широкие арочные проемы. Зал пере­крыт цилиндрическими сводами. В настоящее время пассаж частично реставрирован, восстанов­лено убранство интерьеров — декоративная отделка зала, бассейн, мозаичные ванны, люстры, решетки и т.д.

Не менее примечательно для Иркутска зда­ние магазина Макушина и Посохина (ул. К. Марк­са, 11), построенное, очевидно, между 1899 и 1903 гг., так как эта дата указана на декоратив­ном металлическом флюгере-прапоре, украшаю­щем одну из башенок на крыше здания. Заказ­чиком в данном случае выступила торговая фир­ма Макушина и Посохина, занимавшаяся книго­торговлей. Здесь размещались книжный магазин (первый этаж), жилье (второй этаж) и производ­ственные помещения типо-литографии (дворовый корпус). Выполненное в псевдорусском стиле с затейливыми башенками на кровле, увенчанны­ми металлическими флюгерами, аттиками с ко­кошниками над ризалитами и др., здание играет важную роль в застройке данного отрезка улицы К. Маркса, благодаря сложному силуэту и деко­ру главного фасада. Кроме того, это один из наи­более ярких примеров торгового здания, когда совмещались жилые и производственные поме­щения.

К концу XIX в. типология общественных стро­ении, возводимых в Иркутске, значительно расширяется. На улицах появляются банки, гости­ницы, театры, музеи. В городе выделяются зда­ния бывшего Государственного банка России и Русско-Азиатского банка.

Иркутское отделение Госбанка России было открыто еще в 1863 г. Рассматриваемое же зда­ние построено в 1890-е гг. Оно расположено на углу улиц Ленина и Свердлова. Имеет сложную объемно-пространственную и планировочную структуру. Главный фасад расчленен четырьмя ризалитами, по средней оси завершается четы­рехгранным куполом, а угловой объем акценти­рован восьмигранным куполом. Декор здания эк­лектичен, нижний этаж отделан тяжелым гра­неным рустом, второй обработан легкими канне-лированными пилястрами. Многообразие декора­тивной обработки создается штукатурными на­личниками и филенками, раскреповкой высокого венчающего карниза, введением дополнительного цвета для гладких участков стены. Интерьеры здания также были богато декорированы, но, к сожалению, декор их частично утрачен.

Здание Русско-Азиатского банка было построе­но в конце XIX — начале XX в. для Иркутского отделения Русско-Китайского банка по проекту гражданского инженера В. И. Коляновского, ав­тора нескольких незаурядных построек в Ир­кутске. Оно имеет сложную объемно-планиро­вочную структуру, включающую ряд соподчи­ненных объемов, удачно подчеркивающих угло­вое положение здания на пересечении улиц Ле­нина и К. Маркса. Главный вход расположен с угла, где находится пятиугольный в плане вход ной вестибюль с парадной лестницей. Слева по улице К. Маркса к нему примыкает централь­ная часть главного фасада, выделенная портиком и фланкированная мощными пилонами. В завер­шении его имеется криволинейной формы аттик с большим круглым окном в центре. По углам главного фасада  находятся две  ассимметрично расположенные башни. Левая, квадратная в пла­не, завершена высокой четырехскатной кровлей с изломом, на которой установлена башенка со шпилем, украшенным флюгером. Угловая, правая башня — круглая в плане. Она завершена колоколообразным куполом с железной башней и шпилем. В целом композиция дома динамична и близка по построению стилю модерн, но в деко­ре фасадов пластика модерна сочетается с от­дельными элементами неоклассики — рустовка первого этажа, штукатурные карнизы, налични­ки и т. д.

В последний период дореволюционного строи­тельства в городе появляется целый ряд комфор­табельных гостиниц — «Централь», «Гранд-Отель», Коммерческое подворье, Амурское подворье и др. Бывшая гостиница «Централь» занимает противо­положный от Русско-Азиатского банка угол улиц Ленина и К. Маркса и построена примерно в то же время, что и здание банка. В разные годы она называлась по разному - «Централь», «Рос­сия», «Модерн». Это двухэтажное, протяженное вдоль обеих главных улиц здание (74 и 42 м), включило в себя старую трехэтажную постройку 1860-х гг. (по ул. К. Маркса). Здесь четко выра­жена тенденция своего времени к периметраль­ной застройке — третий, боковой, фасад выходит на улицу Красноармейскую. Здание обладает так­же выразительным декором, в котором прояви­лось влияние модерна. В его тектонике выполне­ны металлические ограждения балконов и пара­петов. Уличные фасады дома раскрепованы ри­залитами, ритм которых подчеркнут балконами второго этажа с металлическими решетками. В первом этаже размещены большие окна-витри­ны. Углы уличных фасадов скошены. В заверше­нии дома проходит ряд чередующихся аттиков и столбов парапетов с решетками между ними, пластику фасадов включены лепные элементы в стиле модерн.

Гостиница «Гранд-Отель» —также одно из наи­более заметных зданий в застройке улицы К. Маркса. Построена она в 1900-х гг. по проекту архитектора А. И. Кузнецова, занимает участок на углу улиц К. Маркса и Литвинова и удачно акцентирует пересечение этих улиц. При движе­нии по улице К. Маркса издалека просматрива­ется башенка, завершающая западный угол здания. Гостиница расположена в окружении разностилевой каменной застройки конца XIX — на­чала XX в., характерной для послепожарного строительства в Иркутске. С улицы здание вос­принимается как прямоугольный объем с ку­польными завершениями по углам и в центре наиболее протяженного фасада по улице Литви­нова. Композицию разнообразят также аттики и парапеты по кровле постройки, слегка выступаю­щие ризалиты на фасадах, обильный декор, включающий элементы ордерной системы с рустов­кой отдельных пилястр и сложным рисунком на­личников окон. По своим архитектурным досто­инствам здание гостиницы «Гранд-Отель» замет­но выделяется в застройке Иркутска благодаря развитой и продуманной планировке, сложной объемно-пространственной композиции и разно­образному декору. Оно является ярким примером общественной постройки, возведенной на стыке веков, с характерным для этого времени эклек­тичным декором, выполненным на высоком уров­не.

Говоря о памятниках архитектуры конца XIX — начала XX в., невозможно обойти внима­нием одну из самых примечательных построек Иркутска — здание драмтеатра (6ыеший Город­ской театр], построенного в 1894—1897 гг. по кон­курсному проекту академика архитектуры Шретера. Это истинно общественное здание — оно возведено на средства горожан — до сих пор ук­рашает одну из главных улиц города. Кроме то­го, оно и в настоящее время прекрасно соответствует своему первоначальному назначению, яв­ляясь удобным в эксплуатации, приятным для обозрения. Празднично и торжественно оформле­ны интерьеры театра. Несмотря на относительно малые размеры зала, кулуаров и фойе, они соз­дают обстановку торжественности и поражают многообразием пространственного решения. Уме­ло расставленные архитектурные акценты от­личают друг от друга отдельные фойе и служат прекрасными ориентирами в бесконечной вере­нице небольших кулуаров и пространства, окру­жающих зрительный зал по каждому ярусу Де­коративное убранство интерьеров и фасадов ре­шено в духе эклектики с применением форм и приемов классицизма. Прямоугольный в плане Дополненный вынесенным вперед объемом вестибюля, театр имеет четырехъярусный зрительный зал, окруженный коридором с расположенным по внешнему периметру кольцом различных фойе и лестниц. Передний объем с вестибюлем украшен четырехколонным портиком «в антах» и свершен корытообразным куполом. Для здания характерно ощущение монументальности и массивности, что достигается слабым расчлене­нием первого этажа, покрытого дощатым рустом. Свободная постановка театра на участке опреде­лила равную загруженность декором всех фаса­дов, но особое насыщение его заметно на перед­нем объеме. В пластику фасадов включены русто­ванные углы и пилястры, тянутые межъярусные и венчающие карнизы, украшенные модульонами, картуши и медальоны с лепными деталями, разнообразные наличники оконных проемов. Полихромная окраска стен увеличивает впечатление праздничности здания.

Драматический театр является уникальным для Иркутска памятником архитектуры конца XIX в., формы которого оказали заметное влия­ние на формирование архитектурных вкусов и имеют реминисценции в гражданской архитек­туре Иркутска конца XIX—начала XX в.

Подлинной жемчужиной гражданской архи­тектуры Иркутска стал комплекс построек ВСОРГО (Восточно-Сибирского отделения Русско­го географического общества). В него входят непосредственно здание музея, небольшой флигель и размещенные между ними въездные ворота. Комплекс построек ВСОРГО возведен в 1883— 1891 гг. по проекту архитектора Г. В. Розена, для размещения музея, сгоревшего в 1879 г. С му­зеем связаны имена многих сибирских деятелей науки. Здесь работал известный русский ученый В. А. Обручев.

Музей расположен на углу улицы К. Маркса и бульвара Гагарина в окружении памятников архитектуры первой половины — середины XIX в. Все постройки комплекса ориентированы на ули­це К. Маркса, лишь сам музей боковым фасадом выходит на бульвар Гагарина. При небольшой площади участка и сравнительно малом наборе элементов комплекса архитектор создал впечат­ляющий ансамбль, выгодно выделяющийся при обзоре его со всех видовых точек. Пластика ан­самбля решена в романтическом «мавританском» стиле. Круглые в плане башенки, по углам ос­новного здания и по середине боковых фасадов, разнообразят композицию его плана и объема Именно эти башенки, завершенные сложной фор­мы шлемовидными куполами и придают всему сооружению черты «мавританского» стиля. Инте­ресная беседка, помещенная во втором этаже сред­ней башни по южному фасаду. Декор фасадов, выполненный в кирпичной пластике, также со­держит элементы восточной архитектуры — сту­пенчатые машикули, решетчатые филенки, эллип­тические завершения проемов, розетки с восточ­ным орнаментом и др. Высокое крыльцо входа имеет балкон на крыше, огражденный фигурной решеткой. Небольшой флигель, уравновешиваю­щий общую композицию комплекса, решен в тех же формах, что и основное здание, но более прост по декору и построению плана. Интересны проезжие ворота, соединяющие музей и флигель.

Они сделаны в виде стреловидной арки, опирающейся на два небольших объема-столба. Столбы завершены фиалами с пирамидальными заверше­ниями. Декор ворот перекликается с формами остальных построек ансамбля.

В целом, комплекс построек ВСОРГО пред­ставляет собой удивительный памятник стилевой архитектуры, отражающий направленность твор­ческого поиска одного из наиболее деятельных сибирских архитекторов в конце XIX в. Г. В. Розена.

Безусловно, приведенные здесь примеры не охватывают всего многообразия памятников об­щественной архитектуры Иркутска. Такие выдаю­щиеся постройки города как Базановский приют, Коммерческое подворье, аптека Писаревского, здание фирмы «Треугольник», больница хроников и многие-многие другие не вошли в состав рас­сматриваемых памятников не по причине не­достаточной выразительности их архитектурного облика и меньшей значимости для застройки сов­ременного города, а в связи с невозможностью в рамках небольшого обзора полностью представить все памятники общественного строительства дореволюционного Иркутска. Но и рассмотрен­ные примеры наглядно убеждают нас, что об­щественное строительство города, особенно на предреволюционном этапе его развития, играло огромную роль в формировании архитектурно-художественной среды, в большинстве случаев являясь объектом воплощения новых вкусов и примером для подражания в гражданском строи­тельстве Иркутска.

Читать дальше

 

Категория: Памятники культуры Иркутска | Добавил: anisim (31.08.2009)
Просмотров: 6113 | Рейтинг: 5.0/10 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
<Сайт управляется системой uCoz/>