История частного каменного домостроения Иркутска начинается с середины XVIII в. Из летописи П. И. Пежемского и В. А. Кротова известно, что «...в 1745 г. построен в Иркутске частным лицом первый каменный дом, Полагают, что этот дом построен иркутским купцом Михайлой Ивановичем Глазуновым».
Каменное гражданское строительство развивалось крайне медленно. К концу XVIII в. в городе насчитывалось около полутора тысяч обывательских домов, из них каменных построек — всего около 20, включая городские службы и церкви. И на начало XIX в. единичные вкрапления каменных жилых домов в ткань деревянной застройки были исключительны уже фактом своего существования.
Интереснейший памятник жилой каменной архитектуры этого периода — Сибиряковский дворец (Белый дом). Точная дата постройки и автор неизвестны. Наиболее вероятное время строительства 1799—1804 гг. Авторство традиционно приписывают Дж. Кваренги либо его школе.
Первое описание дома дал известный путешественник А. Мартос, посетивший Иркутск в 1824 г. «...Между всеми зданиями в Иркутске Дом градского главы Сибирякова, на набережной Ангары построенный, занимает первое место, фасад оного величественен, и средний портик коринфского ордера очень пропорционален, причем нужно заметить, что купец Сибиряков строил по чертежам, прожектированным в С.-Петербурге».
Сохранилась опись, составленная губернским архитектором Кругликовым, согласно которой усадьба включала: главный каменный дом в три этажа, флигель каменный в один этаж, где находились людские покои и кухни, деревянный корпус амбаров, деревянный корпус конюшен, коровник, завозни и сенник с галереей.
Крупный каменный особняк выстроен в стиле классицизма, в рамках которого были выработаны законы композиции, основанные на традициях античности и эпохи Возрождения. В первую очередь это ясность и четкость замысла. Отсюда — логика соподчинения частей целому и друг другу, выверенность пропорций, симметрия, изящная строгость отделки.
Сибиряковский дворец — прекраснейшая иллюстрация воплощения этих законов. Здесь использована характерная трехчастная композиция с центральным на выносе портиком и небольшими боковыми крыльями. Великолепный шестиколонный портик коринфского ордера, несущий широкий фронтон, является основным архитектурным мотивом. Ему подчинено решение боковых крыльев, не имеющих вертикальных членений. В основании портика, в уровне первого этажа устроен ризалит, который служит как бы пьедесталом для колонн; для второго этажа — это балкон, на который выходят окна и двери парадного зала. Главный вход находится в центре ризалита. Таким образом, портик как наиболее богатая пластически насыщенная часть фасада выявляет важнейшие элементы дома: зал и главный вход.
Центральная часть дома, которую на главном фасаде выделяет портик, ясно прочитывается и в плане. Она отделена от боковых частей мощными капитальными стенами, а на заднем фасаде подчеркнута выступающим в уровне всех трех этажей ризалитом. В этой части дома на первом этаже размещается просторный вестибюль с аркадой и лестница, ведущая на бельэтаж. В бельэтаже, как это было принято в барских домах, находились богато декорированные и хорошо освещенные парадные помещения. Среди них размерами и центральным местоположением (в пределах средней части, над вестибюлем) выделяется большой двухсветный парадный зал, украшенный лепными карнизами и плафонами. На третий этаж ведет лестница, расположенная в дворовом ризалите. В боковых частях плана размещались жилые комнаты и службы.
Классические каноны использованы и в пластике отделки стен. Нижний этаж, задуманный как цоколь, утяжелен рустом. Здесь доминирует масса стены, тогда как и она, и двери — лишь заполнение мощных арочных проемов. Главная тема — напряжение конструкций, несущих всю тяжесть постройки.
Третий этаж, наоборот, наиболее легкий — стена и небольшие оконные проемы не декорированы. Часть фасада в уровне второго этажа выглядит легче первого — здесь нет имитации крупной кладки и тяжелее третьего — оконные проемы украшены богатым пластическим обрамлением. И если на третьем этаже окна и стена нейтральны, а на первом этаже преобладает тема стены, то на втором акцентируются окна, что решает и другую образную задачу — именно за окнами второго этажа находились наиболее значимые помещения.
В духе классицизма выдержано все декоративное убранство. Рустовка стен первого этажа завершается межэтажной тягой. Развитый сложнопрофилированный карниз включает модульоны и сухарики. Гладкий фриз по осям оконных проемов (и колонн в портике) украшен лепными венками. Оконные проемы второго этажа венчаются чередующимися прямыми и треугольными сандриками на кронштейнах окна в пределах портика имеют арочное завершение. Все лепные детали отличаются тонкой прорисовкой.
Строгая симметричность всего здания неожиданно нарушается балконом на боковом южном фасаде. Объясняется это тем, что в отличие от противоположного, северного, этот фасад выходил на парадный двор усадьбы и был виден с центральной улицы.
Решетки, ограждающие усадьбы и ворота выполнены позже по типовым чертежам 1811 г., составленным известными петербургскими архитекторами В. Стасовым и Л. Руско. До 1850 г. ворота украшали фигуры львов.
Здание выделяется в застройке Иркутска своими бесспорными архитектурными достоинствами, высоким профессионализмом и чистотой стиля.
Нетрадиционность каменного строительства, естественно, требовала использования проектов профессиональных архитекторов. Так, в самом конце XVIII — начале XIX в. в Иркутске появляется ряд каменных жилых зданий, построенных по проекту губернского архитектора Антона Ивановича Лосева,
В 1799 г. он строит двухэтажные каменные жилые дома купцов Киселева и Иванова; в 1800 г.— двухэтажный дом купца Дудоровского; в 1801 г.— дома купцов Лычагова и Медвеникова. Предположительно, сохранился дом Баснина (Свердлова, 35). Лосев активно использовал образцовые проекты, застройка по которым была обязательной в то время. Но, искусно варьируя немногочисленные, четко выработанные приемы, повторяя декоративные мотивы, Лосев достигает большой выразительности, что говорит о свободном, творческом владении профессией.
С творчеством Лосева, при подтверждении датировки, можно связать и историю возникновения особняка купца Солдатова.
Время строительства особняка купца Солдатова (ул. Гагарина, 56) можно отнести к концу XVIH в., так как на плане Иркутска 1792 г. отмечена схожая по очертаниям каменная постройка. А на плане 1829 г. за литером «Г» здание обозначено как «дом купца П. Солдатова». Известно, что в 1895—1902 гг. в нем проживал выдающийся русский геолог и географ В. А. Обручев.
Здание двухэтажное, с пониженным первым этажом. Со стороны двора примыкают более низкие постройки, частично заходящие на дворовые боковые фасады. Вход устроен на боковом южном фасаде.
В основе композиции главного фасада — выделенная лопатками центральная часть, украшенная трехчастными окнами и увенчанная парапетом. Первый этаж трактуется как цоколь: меньшая высота, горизонтальная расшивка стены, массивные наличники с гладкими сандриками небольших почти квадратных окон.
Зрительно увеличивает высоту второго этажа широкий межэтажный пояс, украшенный нишами. Высокие оконные проемы венчаются прямыми профилированными карнизами на подвышении, а средняя часть центрального трехчастного окна имеет арочное завершение, очертание которого повторяет и сандрик.
Немногосложная, но сочная и выразительная пластика фасада, умело найденные пропорции свидетельствуют о высоком профессионализме автора.
Несмотря на появление целого ряда каменных жилых зданий, обладающих высокой архитектурной ценностью, каменное домостроение в первой половине XIX в. не получило широкого, массового развития.
В 1823 г. в Иркутске было 1645 домов, из них частных каменных — 30; в 1836 г.— 1958 домов, из них каменных — 62 и т. д.
Такое пиететное положение каменного жилища сохранялось до последней третий XIX в. Почему же каменные постройки — более надежные, огнестойкие и долговечные — не получали длительное время достаточного распространения? Это прежде всего изобилие и дешевизна строительного леса при дефиците и дороговизне кирпича и кровельного железа (местная промышленность не могла на первых порах обеспечить достаточное количество этого материала); более высокая комфортность и гигиеничность деревянных домов; нехватка местных строительных кадров, а также и такой немаловажный фактор, как традиции — ив образе жизни, и в технике строительства.
Неудивительно поэтому, что и на первом этапе, и в последующее время каменное домостроение активно использовало объемно-планировочные решения, отработанные в дереве. Это закономерно при неизменности формы обживания, поскольку смена строительного материала сама по себе не означала еще возникновения новых композиционных приемов.
Естественно, что такая преемственность характерна для застройщиков среднего достатка. Свою роль здесь сыграло и использование образцовых проектов, регламентирующих лишь главный фасад, а планировочное решение и материал (!) отдавались на волю хозяина.
Вследствие эволюционного перехода от сельского к городскому образу жизни в деревянной архитектуре Иркутска сложились устойчивые объемно-планировочные приемы. Это — четкое функциональное деление жилой и хозяйственной зон с соответствующей ориентацией на улицу и двор; выделение сеней в самостоятельный объем и расположение его на границе функциональных зон на боковом дворовом фасаде; иногда наличие пониженного хозяйственного этажа — подклета и т. д.
Эта отработанная функциональная схема часто переносится на небольшие каменные постройки. В качестве примеров каменных жилых домов, выстроенных в традициях деревянной архитектуры, можно назвать следующие: ул. Байкальская, 6; Бабушкина, 6; Польских Повстанцев, 16; Декабрьских Событий, 9; Свердлова, 5; Карла Маркса, 3; Марата, 39; Горького, 19, 38 и т. д. Эти здания имеют различную датировку — начала — конца XIX в.
Байкальская, 6. Этот небольшой одноэтажный каменный на хозяйственном полуподвале жилой дом был построен, вероятно, в первой половине XIX в., так как на плане Иркутска 1834 г. обозначена близкая по очертаниям каменная постройка.
Поставленный большей стороной к улице, дом имеет два пристроя. К заднему фасаду примыкает развитая жилая пристройка (более поздняя), а к боковому юго-восточному дворовому фасаду пристроены сени с крыльцом. Боковое расположение входа, изолированного от улицы, предопределилось тем, что дом был усадебным, принадлежал одному хозяину. Внутренняя структура является результатом отношения помещений к улице и функциональным зонам усадьбы. Так, хозяйственные помещения различного назначения находятся в дворовой части дома, а жилые выходят на главный фасад.
Если объемно-пространственная композиция выполнена под влиянием традиций деревянной архитектуры, то во внешнем убранстве использованы элементы, свойственные каменному строительству — рустованные лопатки, фланкирующие главный фасад, подоконная тяга, лучковые сандрики на кронштейнах, венчающие небольшие оконные проемы и зрительно увеличивающие их размеры, ступенчатые ниши под окнами.
В настоящее время здание значительно перестроено с полным изменением интерьеров.
К. Маркса, 3 — это более поздняя постройка. Ориентировочная датировка — вторая половина XIX в., вероятно 1870—1890-е гг. Однако и здесь сохраняются те же планировочные принципы, функциональное зонирование, отношение к улице и двору. Это здание интересно тем, что соединяет в себе традиционные местные объемно-планировочные решения и приемы классицизма в декоративном оформлении фасадов.
Заметим, что богато декорировался, как правило, главный фасад и выходящий на парадный двор боковой (видимый с улицы), к которому примыкали сени с крыльцом.
В данном случае фасады украшены выступающим широким фризом с триглифами и метопами. Наличники высоких оконных проемов завершаются развитыми сандриками с сухариками. Нижние со свесами части наличников объединены профилированной тягой. Углы фланкированы рустованными лопатками. Все горизонтальные членения — различные тяги, карниз — выполнены из желтого тесаного камня, который, контрастируя с кирпичом, значительно оживляет фасады.
До революции дом принадлежал купцу Метелеву, сдававшему свои дома под учреждения и квартиры, С 1920 г. в здании располагается институт микробиологии и эпидемиологии.
Из каменных зданий, возведенных в традициях деревянной архитектуры, следует выделить особый тип — дом «переменной» этажности или разноэтажный дом. Рассмотренная выше объемно-планировочная схема в этом случае как бы получила дальнейшее развитие — в дворовой части домаустраиваетсядополнительный,хозяйственный антресольный этаж.
Неоднозначность уличного и дворового фасадов, отражающая сложность внутренней структуры дома, вызвана множеством причин, в том числе и спецификой обживания городского пространства. С одной стороны, развитие хозяйства, требующее расширения состава подсобных помещений, при ограниченности участка привело к повышению этажности дворовой части здания. С другой — ориентировочность на улицу парадных комнат с высокими потолками, а также сложившиеся представления о приличествующем городу облике дома нашли отражение в уличном фасаде, более крупномасштабном и респектабельном, чем дворовый.
Здесь можно привести следующие примеры: ул. Степана Разина, 26; Чкалова, 17; Дзержинского, 56; Пролетарская, 5 и т. д.
Степана Разина, 26. Это один из немногих сохранившихся каменных жилых домов допожарного (до 1879 г.) периода. В летописи Кротова записано, что в этом пожаре уцелели «...также дома Маслова, против почтовой конторы, спасенные хозяином заблаговременной сноской крыш...».
Дом «разноэтажный», так как в дворовой части устроен дополнительный антресольный этаж, а часть дома, выходящая на улицу,— одноэтажная, но с высоким эксплуатируемым чердаком, не имеющим оконных проемов. Вследствие этого увеличиваются размеры поля над окнами главного фасада до карниза, что придает фасаду некоторую монументальность. Поле это украшает высокий фриз с чередующимися розетками и ширинками. Над фризом проходит поя- сухариков.
Антресольный этаж значительно меньше основного по высоте. Небольшие его окна находятся на боковых и дворовом фасадах, а вход устроен с заднего фасада. Планировка традиционна — на главный фасад выходит высокий, хорошо освещенный зал, в дворовой части дома —-различные хозяйственные помещения, объем сеней примыкает к боковому дворовому фасаду.
Но в данной постройке не только общая композиционная схема выполнена под влиянием деревянной архитектуры, но и некоторые элементы декоративного убранства, в частности, оформление наличников.
Чкалова, 17. Время строительства — 80— 90-е гг. XIX в. Этот небольшой одноэтажный жилой дом также выстроен в традициях деревянной архитектуры — в дворовой части устроен жилой антресольный этаж с самостоятельным входом, сохранена характерная функциональная схема.
Примечательна пластика уличных фасадов (так как дом угловой, здесь два равноценных главных фасада), выполненная в формах каменной архитектуры: рустованные лопатки, членящие фасады по всей высоте, горизонтальные тяги, сандрики окон в виде лучковых фронтонов на кронштейнах. Важную роль в формировании композиции фасадов играет широкий фриз, проходящий в уровне антресоли и чердака. Верхнюю часть фриза занимает пояс из фигурных балясин, нижняя заполнена широкими филенками и нишками. В левой части бокового западного фасада фриз прорезают окна антресолей.
Примечательная деталь этого здания — обширный подвал, перекрытый массивными кирпичными Коробовыми сводами.
И еще один интересный пример домов этого типа — Дзержинского, 56. Выстроенное в конце XIX в. здание представляет собой одноэтажный каменный особняк с антресольным этажом в дворовой части и эксплуатируемым чердаком, выходящим на главный фасад. К боковому дворовому фасаду пристроены сени в двух уровнях. Второй уровень пристроя — традиционная веранда с арочным остеклением — выполнен в дереве. Неординарно решенный главный фасад выделяет эту постройку из ряда подобных. Его венчают три декоративных лучковых фронтона, придающие небольшому особняку представительный «дворцовый» характер. Лопатки делят фасад на пять равных прясел, в каждом из которых находится в первом уровне по высокому оконному проему, увенчанному пышным барочным сандриком, а во втором — три небольших окна с арочным завершением, помещенные в разомкнутых частях фронтонов.
Сформировавшись в деревянной архитектуре, композиционные решения переносятся в камень зачастую с сохранением специфических для деревянных построек деталей. В доме (ул. Свердлова, 7) во втором уровне сеней устроена «остекленная галерея» — излюбленный прием иркутян. Имитируют сплошное арочное остекление близко посаженные небольшие оконные проемы с лучковым верхом, объединенные массивными профилированными сандриками.
Рассмотренные выше объемно-планировочные схемы применялись на протяжении всего XIX столетия, хотя дальнейшее развитие города способствовало появлению новых типов жилых зданий.
60—70-е гг. отмечены в Иркутске высоким экономическим подъемом. Особую роль в этом сыграло развитие золотопромышленности. «Золотым веком для иркутского купечества были 70-е гг. XIX в., когда добыча золота на Ленских приисках достигла наивысшего для второй половины XIX в. подъема. Эти прииски находились тогда в руках иркутских купцов, получавших большие доходы...».
Однако процветание купечества не отразилось еще на облике Иркутска. В 1873 г. в Иркутске было всего 88 каменных домов.
Положение изменилось после пожара 1879 г. Этот самый страшный и опустошительный пожар практически уничтожил центральную часть города. По данным летописи уничтожены были 75 кварталов с 105 каменными и 3418 деревянными постройками.
Но высокий экономический потенциал позволил Иркутску не только быстро восстановиться, но и обрести качественно иную застройку — в камне.
В определенной степени этому способствовал появившийся после бедствия законодательный акт, который из противопожарных соображений предписывал обстраивать главные улицы города каменными домами. Административный указ оказался действенным не только благодаря наличию экономической базы, но и ввиду социальной целесообразности. В том же послепожарном постановлении предписывалось отводить первые этажи под торговые и другие общественные функции. В этом проявилась мудрая градостроительная логика — принадлежность центральной улицы и связанных с ней помещений городскому обществу в целом, а не отдельным лицам или учреждениям, использующим их для своих «внутренних» потребностей.
Интенсивное освоение центра юрода могла осуществляться только плотной и высокоэтажной (по критериям того времени), а следовательно — только каменной застройкой. И если нижние этажи предназначались для общественных нужд, то верхние отводились под жилье, которое часто сдавалось внаем. Такие дома, а их называли доходными, оправдывали дорогостоящее каменное строительство своей рентабельностью, сравнительно быстрой окупаемостью. Отметим, что слой людей сугубо городского образа жизни (без ведения приусадебного хозяйства) значительно вырос. Все это приводило к более интенсивному насыщению центра общественными функциями, которые поддерживались плотным жильем, что стимулировало качественно новое развитие города.
Немалую роль в развитии каменного жилища играла престижность. Строительство в столь дорогом материале мог позволить себе лишь весьма обеспеченный заказчик, и для купеческого города, каковым был Иркутск, каменный дом становится одним из атрибутов богатства, свидетельством благосостояния. Кроме того, существовала еще одна грань престижности. В камне в это время возводятся здания городского театра, вокзала, музея Географического общества, Русско-Азиатского банка и другие, ассоциирующиеся с ростом культуры и прогресса Дом, построенный в камне, стал символизировать выход на новый социально-культурный уровень.
Итак, с развитием города и с появлением новых форм обживания добавляется и новый для Иркутска тип жилища — доходный дом.
На композиционные их решения повлияли некоторые специфические особенности: стремление включить большее число квартир с относительно равными условиями для жильцов, отсюда равномерный ритм одинаковых окон, равная высота этажей, протяженность фасадов. Кроме того, дворовое пространство, использовавшееся в особняках для хозяйственных нужд и отдыха одной семьи, став пои анонимном наборе жильцов ничьим, сохраняет ценность лишь как новое место строительства.
Крупные доходные дома отличаются проработанностью фасадов, часто не меньшей, чем у общественных зданий,— обязывало положение: место в центре города, почти уникальность каждого и относительно высокий статус жильцов. В их архитектуре нет самодостаточности, камерности, «игры» объемов — того, чем характеризуются дома-особняки и небольшие доходные дома. Композиция фасадов принадлежит уже улице, акцентировка узловых фрагментов зависит не от внутренней структуры, а от градостроительной ситуации. Например, доходные дома по улице К. Маркса, 35, 37, 39.
Но более распространены в Иркутске были небольшие 2—4—6-квартирные, секционные жилые дома, доступные для рядового квартиросъемщика. Эти дома интересны прежде всего тем, что сочетают в себе достоинства и особняка, и многоквартирного дома. Располагаясь в основном не на главных улицах, они композиционно подчинялись общему пространственному строю окружения, возводясь как отдельно стоящие объемы. И зачастую, если здание получало дальнейшее развитие, появлялись жилые пристрой со стороны двора.
Характерные примеры: ул. Горького, 32; Лапина, 8; Чкалова, 15; Декабрьских Событий, 50 и многие другие.
Декабрьских Событий, 50 — небольшой двухэтажный, четырехквартирный доходный дом, поставленный вдоль улицы. Вход устроен с торца. Функциональное деление аналогично небольшим особнякам с ориентацией жилых комнат на главный фасад. Планы этажей идентичны.
Характерная черта главного фасада — равномерный ритм одинаковых окон, который подчеркивается и декором (тяга, повторяющая лучковые завершения оконных проемов, уступчатые свесы по осям простенков, а также пластичный выступ, обрамляющий окна второго этажа). К дворовому фасаду, перпендикулярно оси, примыкает развитый жилой пристрой с самостоятельными входами.
Потеря «своего» двора обусловила расположение входа на главном фасаде, с улицы. Например, Лапина, 8. Иногда это были и два входа, расположенные по обе стороны фасада,— Чкалова, 15. Примечательно, что в таком случае все квартиры имеют самостоятельный, изолированный вход.