Наряду с доходными домами, как бы привнесенными новой градостроительной культурой, продолжали строиться и особняки, более традиционные для города. Однако доходные дома не казались чужеродными, а особняки архаичными. Два образа жизни и, соответственно, два способа освоения пространства были в Иркутске равноправными и достаточно актуальными.
Архитектурные решения особняков зависели от возможностей и вкусовых предпочтений владельца. Наиболее выразительные и яркие — крупные купеческие.
Например: особняк Колыгиной (ул. К. Маркса, 47), особняк Бревнова (ул. Степана Разина, 40), особняк Первунинских (ул. Чкалова, 38), особняк Винника (ул. Российская, 23) и другие.
Дом Н. С. Котельникова, 1856—1859 (ул. Фурье, 2) построено по проекту профессионального иркутского архитектора А. Е. Разгильдеева. н летописи П. И. Пежемского и В. А. Кротова отмечено, что «...в мае месяце (1856) по Большой улице в Благовещенском приходе начат строением большой каменный дом с лавками иркутского купца Николая Семеновича Котельникова с братьями...» А уже в 1857 г. дом упоминают в числе красивейших зданий города (летопись Романова Н. С).
Угловая постановка здания обусловила Г-образный план со скошенным внешним углом и развитыми боковыми крыльями. Фасады не одинаковы — на главную улицу (К. Маркса) выходит более протяженный, но композиционно они схожи, так как построены по единому принципу.Каждый фасад фланкирован ризалитами с венчающими разомкнутыми лучковыми фронтонами, которые придают дому особый колорит, фронтоны украшены круглыми окнами с декоративным лепным обрамлением. В местах соединения фасадов (между ризалитами) — скошенный угол стены с главным входом в торговые помещения в первом уровне и балконом во втором. Таким образом, угол дома, подчеркнутый ризалитами боковых фасадов, является основным архитектурным акцентом.
Первый этаж — торговый. Известно, что помещения у Котельникова арендовали различные купцы. Например, Второе продавал здесь мануфактурные и суконные товары. Витринные оконные проемы, центральный угловой вход — характерные атрибуты торгового здания.
Второй этаж, отделенный широким межэтажным поясом с нишами, имеет более жилой характер. Оконные проемы с лучковыми сандриками украшены лепными навершиями тонкого рисунка.
Плиты выделены лопатками, которые в уровне первого этажа расчленены в виде квадратов, а во втором уровне украшены филенками. Венчает здание фриз, решенный в виде пояса стилизованных балясин.
Особняк купца Винника, начало XIX в. (ул. Российская, 23). В начале XIX в. женой ссыльного Володимирова, бывшей мещанской дочерью, был построен крупный каменный особняк. Он представлял собой двухэтажное на высоком цоколе здание с Г-образным планом. Со стороны двора к нему примыкала каменная же пристройка, в которой, вероятно, находился вход.
Иркутское городское общество отказалось записать семью ссыльного в городское сословие, и дом с торгов купил купец М. И. Дехнев. Известно также, что в середине XIX в. им владел купец Павел Мокеевич Герасимов, а летом 1866 г. усадьбу со всеми постройками приобрел купец первой гильдии Яков Савельевич Домбровский. Он провел частичные изменения, и через пять лет усадьба со строениями оценивалась в 14 500 руб. против 12 тысяч руб. в 1820 г. В пожаре 1879 г. все постройки выгорели, и ДомброЕский восстанавливает здание на основе проекта (1880), подписанного архитекторами В. А. Кудельским и Э. Я. Гофманом. Проект, включающий поэтажные планы, главный фасад, разрез, генплан, был реализован с частичными, изменениями.
В начале XX в. усадьбу приобрел купец Ицко Яковлевич Винник. Он пристроил к зданию в дворовой части дополнительные каменные помещения. В усадьбе разместил теплицы, а также чутуннолитейное и механическое производство.
Согласно проекту Кудельского дом имеет уже П-образный план, а со стороны двора (с юго-запада) к нему примыкает жилой пристрой. Планы этажей идентичны. На главный фасад выходят парадные комнаты, разделенные капитальными стенами. Внутри комнаты украшены лепными карнизами и плафонами. Внутренней планировке соответствует симметричная трехчастная композиция главного фасада с выделенным ризалитом в средней части.
Особую выразительность особняку придает богатый и разнообразный декор. Причем в убранстве преобладают интенсивные горизонтальные членения: различные тяги, широкий орнаментальный межэтажный пояс и развитый фриз со своеобразными модульонами, некогда венчавшие здание (в 50-х гг. был надстроен третий этаж). Насыщенностью декора и высотой выделен второй этаж как более значимый. Так, ленточные наличники здесь усилены сложнопрофилированными Пассивными лучковыми сандриками с лепными украшениями над ними, в этом же уровне особо — каннелированными лопатками по осям простенков — акцентирован ризалит, а на фризе, композиционно принадлежащем второму этажу, пространство между модульонами украшено лепными листьями и гроздьями винограда. Здесь же, в пределах ризалита был балкон с ажурной решеткой (утрачен).
Главный фасад фланкирован лопатками, выполненными с разбивкой в виде квадров. Фигурные кронштейны выполнены в технике керамического литья.
В 1950-х гг. была проведена реконструкция, но в целом, несмотря на несколько строительных периодов, здание остается одним из интереснейших образцов каменной жилой архитектуры Иркутска последней четверти XIX в.
Особняк Колыгиной, 1881—1883 гг. (Дом офицеров).
На углу улиц К. Маркса и Декабрьских Событий расположен величественный особняк в два этажа, принадлежащий некогда купчихе Христине Яковлевне Кольпиной и построенный по проекту иркутского архитектора В. А. Кудельского.
Здание было занято покоями Колыгиной и частично сдавалось в аренду под торговые заведения и Обществу приказчиков.
Дом имеет достаточно сложную планировочную структуру, так как неоднократно достраивался и перепланировывался, но основная, первоначальная его часть — прямоугольная в плане двухэтажная постройка с выделенной центральной частью — простая и ясная.
Главный фасад по духу напоминает ренессансное палаццо. Он ориентирован на центральную улицу города — Большую (К. Маркса). Фактурными рустованными лопатками фасад делится на три части. В центральной из них выделен венчающийся фронтоном ризалит с главным входом и балконом над ним. Второй уровень ризалита обогащен по осям простенков четырьмя пилястрами коринфского ордера. Ризалит композиционно обозначает главные помещения дома — обширный вестибюль с парадной лестницей и великолепно декорированный парадный зал.
Монументальность фасада достигается благодаря сплошной рустовке поверхности стены, оживляемой применением контрастно различных по фактуре рустов. Именно так выявлены лопатки. Прием фактурного контраста развит и на обрамлении оконных проемов.
Особняк Бревнова В. К. (ул. Степана Разина, 40).
Этот небольшой изящный особняк выстроен по проекту иркутского архитектора Н. И. Бойкова в характерном для того времени стиле модерн.
Здание двухэтажное на полуподвале со свободной ассимметричной планировкой и сложной объёмно-пространственной структурой. Первый этаж — кирпичный, второй — деревянный, но оштукатуренный и в своем декоративном убранстве имитирующий каменные формы.
Образное решение главного фасада наиболее интересно. Выразителен второй этаж — он имеет более парадный, «дворцовый» характер, который проявляется и в высоких оконных проемах, и в обилии декора. В обрамлении окон — высокие, богато украшенные сандрики, тесно без интервалов связанные с лепниной фриза и кронштейнами. Кронштейны же развитые, почти переходящие в лопатки, в узловых своих местах фиксированы маскаронами — изображениями женского лица.
Есть маскароны и на первом этаже, но уже в виде львиной головы. Первый этаж, хотя и менее декорированный, но не менее выразительный, решен в ином характере — более интимном, как это ни странно для нижнего уровня. Такой характер придают и любопытные завершения оконных проемов — в виде занавесей — и фактура открытой кирпичной кладки, заменяющая излишне тяжелый для этого дома руст.
Стилизованные растительные мотивы, изображения мифологических персонажей и животных свойствены непрерывному, перетекающему декору стиля модерн.
Парадный вход устроен на главном фасаде. Широкая мраморная лестница ведет на второй этаж, в просторный вестибюль. Интерьеры особняка в основном сохранили свой первоначальный облик: паркетные полы, выполненные из различных пород дерева, резные двери, подшивной дубовый потолок в спальне с сильно заглубленными филенками и розеткой токарной работы в центре, лепные украшения.
Каменная жилая застройка Иркутска XIX — начала XX в. поражает разнообразием — где ярко выраженным, где скромным, нюансным. В чем же причины этого разнообразия?
Во-первых, архитектура каменного жилища Иркутска не достигла уровня канонизации, сохранив во многом свой переходный характер: от дерева к камню, от усадебного дома к доходному, от деревенского типа к городскому. Во-вторых, архитекторы, определяя форму дома, всегда стремились учесть условия участка, центральная улица или второстепенная, двор или улица, «непрямоугольность» трассировки, характер окружающей застройки — все эти отличия места, его особенности отражались на композиции здания. В-третьих, каменная застройка Иркутска сравнительно гибко отвечала на динамику изменений хозяйственно-бытовых и социально-культурных потребностей заказчика: относительно невысокие здания (а значит, менее громоздкая конструкция) и наличие приусадебного участка (резервная территория) обеспечивали свободу маневра для пристроек, надстроек, перепланировок и других изменений при сравнительно небольших затратах.
Однако, несмотря на это разнообразие, каменное жилище органично входило в ткань города и наряду с другими постройками придавало Иркутску неповторимые своеобразие и колорит.