В истории
архитектуры города культовые сооружения занимают одно из ведущих мест, но в
настоящее время остаются пока еще малоизученными. В общем ряду церковных
построек наиболее яркие и выразительные памятники эпохи барокко XVIII в. В это время
возведено значительное число великолепных церквей, которые нашли относительно
широкое освещение в специальных трудах исследователей архитектуры, - Спасская
церковь, собор Богоявления, Крестовоздвиженская и Троицкая церкви. В блеске
этих выдающихся памятников совершенно потерялись и были незаслуженно забыты
церковные постройки конца XVIII
— начала XX в.
А между тем в
Иркутске к началу нашего столетия существовало более 30 православных отдельно
стоящих храмов (не считая домовых, больничных, тюремных и других встроенных
церквей), из которых 24 было каменных. Всего в городе на сегодняшний день сохранилось
17 памятников церковного зодчества. К сожалению, и эти, когда-то
монументальные сооружения, игравшие важную роль в формировании городского
пространства, в наше время утратили свое значение. Часть из них перестроена до
неузнаваемости, с полной потерей венчаний (Владимирская церковь, Успенская
Вознесенского монастыря, Григория Неокесарийского, Входо-Иерусалимская), а
другие находятся в аварийном состоянии (Харлампиевская, Покровская,
Николо-Иннокентьевская, Князе-Владимирская). В настоящий текст не включены
материалы о разрушенных постройках.
По своим
художественно-стилистическим особенностям храмы Иркутска разделяются на группы,
каждая из которых представляет различные стилистические течения: древнерусское
зодчество, барокко, классицизм и эклектику. Наиболее своеобразны постройки
эпохи барокко в Иркутске, имеющие, в свою очередь, две разновидности:
«сибирское барокко» и позднее барокко. Стилистические особенности культовых памятников
отметим далее, по мере их описания, в хронологическом порядке.
На начальном
этапе, в первые десятилетия после основания острога, все церкви строились
деревянными. Архитектурный облик их был близок к постройкам русского Севера
(шатровые храмы) и центральных областей России (ярусные, кубоватые храмы).
Каменное
строение в городе началось с XVIII
столетия. Памятники этого периода, а к ним относятся Спасская церковь и собор
Богоявления, отражают стилистику русского зодчества середины XVII в. в сочетании с чертами «московского
барокко», постепенно проникающего в Сибирь. В отличие от столичных построек
используется традиционная, выработанная в деревянном зодчестве, планировочная
схема с продольно-осевым трехчастным решением. В фасадном убранстве
используется фигурный кирпич и изразцовый декор.
Спасская
церковь, 1706—1713 гг., была заложена в южной крепостной стене острога в 1706 г., освящение ее
состоялось в сентябре 1713 г.
В последние годы историком Н. М. Полуниной после кропотливых поисков в архивах
был установлен автор этой постройки. Им был мастер каменных дел Моисей Иванович
Долгих, работавший в Иркутске с 1701
г. М. И. Долгих не только возглавил строительство
церкви, но на его плечи легли все заботы и о разведке месторождений извести, и
о кладке стен, и о вытесывании фигурных кирпичей. Он был «единственным творцом
первых каменных строений Иркутска».
Объемное и
декоративное решение Спасской церкви исходит из зодчества середины XVII в., то есть она
сооружена по типу посадского храма. Несмотря на преемственность древнерусских
традиций, в постройке прослеживаются новые приемы. В Сибири в этот период
формируется новый композиционный тип храма в два этажа. Зимний и летний приделы
объединяются в одну церковь — «двуапартаментное» здание. Первоначально первый
этаж использовался под кладовую «мягкой рухляди» и воеводской казны, а позднее
был освящен в зимнюю церковь.
В одну ширину
с храмом устроена трапезная. В 1758
г. с западной ее стороны пристроена каменная ярусная
колокольня, увенчанная стройным шпилем. Колокольня придала Спасской церкви
монументальность, но в целом между старой частью здания и новой не ощущается
дисгармонии.
Декоративное
оформление фасадов выполнено в древнерусских формах. Характерно нарядное и
пластичное решение стены. Основное внимание уделяется оформлению наличников со
скульптурно выполненными рельефами. По-другому решено декоративное убранство
фасадов колокольни. Здесь мы встречаем характерные для «сибирского барокко»
вдавленные панно, многоступенчатые наличники, расчлененные лопатки.
Восточная
наружная стена церкви в начале XIX
в. украшена живописью, включившей три многофигурные композиции, сюжеты которых
были навеяны историей Иркутска.
Богоявленский
собор, 1718—1724 гг., первоначально был построен из дерева, но большой пожар
уничтожил строение, Вместо него & 1718 г. закладывается новый каменный храм, освященный
в 1724—1726 гг.
В отличие от
Спасской церкви объемно-планировочное решение собора получило несколько иное
решение. Он имеет четырехчастный план с последовательным расположением вдоль
оси алтаря, храма, трапезной и колокольни. С северной стороны размещается
теплый придел. Собор явилсякакбысвязующимзвеноммежду архитектурой древнерусского посадского
храма и приемами и формами барокко.
В середине XVIII в. объемное решение памятника
было усложнено пристроями еще двух приделов с южной и северной сторон храма.
В основе
композиции лежит сочетание двух вертикалей: ярусного храма — широкий восьмерик
на четверике (первоначально имевший пятиглавое завершение) — и шатровой колокольни.
Несколько разновысоких приделов живописно группируются вокруг основного объема.
Своеобразной особенностью собора является шатровое завершение колокольни, играющее
в силуэте памятника ведущую роль. Динамику шатра подчеркивают ряд кокошников в
основании, а также ряд уменьшающихся вверх слухов.
В декоративном
оформлении фасадов тесно переплелись мотивы древнерусского зодчества с
барочными элементами. Стены украшены нарядными наличниками различного рисунка
(в виде волют и фронтонов на полуколонках). Карниз имеет довольно сложную профилировку,
и в дальнейшем рисунок его будет часто повторяться в фасадном декоре храмов
группы «сибирское барокко».
Памятник имеет
уникальное для Иркутска декоративное оформление многоцветными поливными
изразцами с изображениями мифических животных, цветов, «Желто-зеленые переливы
изразчатых поясов в сочетании с богатым декором на фоне белых стен усиливают
праздничность и нарядность Богоявленского собора, придают зданию обаяние,
столь свойственное произведениям народного искусства».
В середине XVIII в., наряду со столичной
линией развития барокко, существует вторая, провинциальная. С 1740 до 1760-х
гг. происходит не только процесс становления, но и расцвета региональной школы
зодчества. Связано это с бурным ростом города, обусловленным его
торгово-промышленным развитием. В это время возводится целый ряд крупных и
богатых по отделке церквей: Крестовоздвиженская, Чудотворская (утрачена),
Знаменская, Тихвинская (утрачена), Троицкая, Владимирская.
Их архитектура
является местным вариантом барочного стиля, который принято называть «сибирское
барокко». Это направление сложилось под влиянием различных стилей барокко (украинского,
московского, петербургского), восточных мотивов декоративного убранства и традиций
местного прикладного искусства. В культовых сооружениях органически
соединяются объемные формы, характерные для московского барокко, с напряженной
пластикой храмовых завершений украинской церковной архитектуры. Декоративная
пышность и скульптурное понимание стены, занесенное с соседних восточных
стран, получило своеобразную местную трактовку орнаментального решения,
основанного на использовании комбинаций различных геометрических фигур:
квадратов, ромбов, крестов и др., характерных для искусства местных народностей.
Крестовоздвиженская
церковь, 1747—1758 гг. Никакая другая церковь не является столь загадочной и
не вызывает такого пристального внимания, как Крестовоздвиженская. Несмотря на
то, что исследователями архитектуры высказано много интересных соображений по
поводу стилистических особенностей храма, вопросов остается пока еще слишком
много. Нам ничего не известно ни об авторе этого сооружения, ни об этапах его
строительства. Неизученным остается семантическое значение уникальной декоративной
пластики фасадов.
Церковь была
построена на средства иркутского купца-морехода Федора Щербакова на Крестовском
холме, у подножия которого долгое время стоял древний деревянный крест.
Удачное размещение храма на возвышении, у пересечения главных улиц города,
обеспечивает цельное восприятие памятника среди сохранившейся деревянной
застройки. Даже сейчас церковь остается одной из главных доминант центра
города. Легко себе представить восприятие ее двести лет назад: одно-двухэтажные
домики поднимались от берега Ангары и логически завершались вертикалью ярусного
храма, словно выросшего из низкой застройки. Учет градостроительной ситуации
обусловил создание многоплановой композиции памятника с выразительными
силуэтами его венчаний.
Церковь
заложили в 1747 г.,
а в 1757 г.
был освящен главный холодный придел во имя Воздвижения Животворящего Креста
Господня.
Объемная
композиция отличается оригинальным решением с размещением двух приделов в
широкой трапезной. В наружных формах это отразилось в живописной компоновке
венчающих восьмериков приделов, носящих подчиненный характер по отношению к
главному храму. С западной стороны — вертикаль ярусной колокольни.
Несмотря на
жесткость планировочной схемы с продольно симметричным расположением вдоль оси
всех помещений, объемы памятника образуют живописную, пластичную группу. При
непосредственном созерцании памятника зритель, вследствие изменения ракурса,
получает все новые впечатления, позволяющие насладиться постепенностью
раскрытия образа церкви.
Традиционная
для Руси ярусность достигла невиданной изощренности форм. Двухсветный четверик
холодного храма завершается тремя контрастно убывающими малыми восьмериками.
Фигурный купол храма и грушевидные венчания восьмериков приделов имеют очень
сложный и напряженный абрис и пластику. В общей композиции церкви усматривается
ступообразный принцип, навеянный буддийской архитектурой.
Но свою
известность Крестовоздвиженская церковь получила все-таки не из-за интересного
объемно-планировочного решения, а благодаря уникальной декоративной пластике
фасадов. Обильная и богатая орнаментация заполняет все поле стены храма, почти
не оставляя свободных плоскостей. Сложнейшие узоры созданы различными
комбинациями геометрических фигур. Характер орнаментации и сама пластическая
трактовка стены вызывают ассоциации с восточными странами. Рисунок отдельных
деталей декора позволяет говорить также о значительном влиянии прикладного
искусства местных народностей и в связи с этим о возможно семантическом значении
орнамента, загадку которого еще предстоит решить.
В 1779 г. с северной стороны
трапезной был пристроен еще один придел. В 1860 г. старое крыльцо
церкви заменяется на двухэтажный притвор, выполненный в стиле ампир. В конце XIX в. изменили завершение
колокольни, но удачно найденные пропорции и рисунок покрытия не только не
исказили образ церкви, но и придали ей большую выразительность.
Знаменская
церковь, 1754—1794 гг. Знаменский женский монастырь возник в 1693 г. Петр I неоднократно требовал
ускорения христианизации нерусского населения Сибири и поэтому придавал
большое значение открытию монастыря в Иркутске. В 1708 г. он пожертвовал монастырю
Евангелие художественной работы с собственноручной подписью.
Из
комплексасохранившихся монастырских
построек рассмотрим выдающийся памятник каменного культового зодчества -
Знаменскую Церковь. При основании монастыря была возведена первоначально
деревянная церковь, но, выстроенная из сырого леса, она вскоре пришла в
ветхость и в 1727 г.
заменена на новую, тоже деревянную. Но и эта быстро обветшала, и в 1757 г. (по другим сведениям
в 1751 г.)
была заложена каменная Знаменская церковь. Строительство велось на средства
иркутского купца Ивана Бичевина. «Купцы, жертвовавшие средства на постройку
церквей, часто брали полную опеку и руководство по их возведению. Вследствие
этого художественное качество построек, по-видимому, определялось не только
заказчиком — Иркутским митрополитом и духовной консисторией, но и
купечеством, финансирующим строительство». Известно, что И. Бичевин построил
также на свои средства каменную Тихвинскую церковь (1754), в настоящее время
утраченную. Сравнивая архитектурный облик этих двух построек, действительно
видно, что в их композиционном решении много общего. Знаменская церковь
значительно меньших размеров v
имеет более стройные пропорции, в отличие от монументальной и торжественной
Тихвинской. Эти различия были предопределены функциональным назначением
построек и градоформирующими факторами: Знаменская церковь — скромная, изящная
в женском монастыре, Тихвинская — подчеркнуто нарядная и представительная на
главной площади города (ныне площадь им. Кирова).
Строительство
Знаменской церкви растянулось на долгие годы и после смерти И. Бичевина
продолжалось на монастырские средства.
Современныйоблик храмасложился в результатедополненияобъемной композиции на
протяжениивсегоXVIIIипервойполовины XIX вв.
различными пристроями приделов, притворов и крылец. Первоначальная
объемно-пространственная композиция отличалась лаконичностью и простотой.
Следуя традициям иркутских церковных построек, план имеет четырехчастное деление
с последовательным расположением вдоль оси восток-запад притвора, трапезной,
храма и алтаря. С северной стороны примыкает Николаевский придел (1760).
Главный престол во имя Знамения Пресвятыя Богородицы освящен в 1762 г. и занимает
четвериковое ядро церкви. В 1773—1787-е, 1790 гг. «иждивением разных
богомольцев» пристроен Казанский придел. Асимметрию и неуравновешенность планировочной
структуре придало возведение Преображенского придела (1794) с северной стороны
от центрального столпа. В 1830
г. к паперти церкви было пристроено новое каменное
крыльцо с двумя каменными палатками по бокам. В таком значительно измененном
виде церковь дошла до нашего времени.
Знаменская
церковь является переходной от бесстолпного приходского храма к типу традиционных
для Иркутска ярусных храмов с колокольней «в одной связи».
Архитектура
церкви еще близка древнерусскому зодчеству, это выражено в декоративном
оформлении фасадов — спаренные колонки в углах четверика, кудри в обрамлении
окон. Вместе с тем памятник несет элементы «сибирского барокко». Объемное
построение храма с малым восьмериком на четверике и барочными изломанными
кровлями в сочетании с ярусной колокольней характерно для иркутских церквей
этого стиля. Региональные особенности проявились в орнаментальной обработке
поверхностей стен, в скульптурном понимании архитектурных частей и элементов.
Применение развитых карнизных тяг, геометричных рельефных композиций,
составленных из сочетания простых фигур (ромбов, квадратов, окружностей),
придает специфику декоративному убранству. Вероятно, вследствие различного
образного содержания храма и колокольни, их стены имеют различный характер
оформления: пышный с преобладанием древнерусских традиций в храме и более
скупой геометрический — в колокольне.
В Знаменской
церкви переплетаются и синтезируются общерусские приемы с местными сибирскими
художественными традициями, и это определяет региональные самобытные особенности
памятника.
Троицкая
церковь, ?—1763 гг. (ул. 5-й Армии) наряду с Крестовоздвиженской является наиболее
ярким образцом «сибирского барокко» в Иркутске. Точная дата начала строительства
храма не известна. Скупые летописные строчки сообщают только, что в 1763 г. 5 мая был освящен
теплый придел во имя Рождества Богородицы. В то же время объем главного храма
находился еще в процессе строительства, которое задержалось из-за обвала каменного
свода. Освящение всей церкви состоялось в 1778 г.
Из общего ряда
построек «сибирского барокко» Троицкая церковь отличается прежде всего своим
необычным объемно-пространственным построением. В композиции здания
прослеживается связь с деревянными ярусными храмами с широким восьмериком,
получившим широкое распространение на территории Иркутской области в середине XVIII в. Над двухэтажным
четвериком храма возвышается массивный двухъярусный восьмерик, завершенный
куполом. Ярусная колокольня, незначительно превышающая по высоте храм, вместе с
приделами и алтарем композиционно подчинена ядру.
Памятник
отличает оригинальное декоративное убранство. Здесь даже ярче, чем в других
постройках, проявилась характерная черта «сибирского барокко» — синтез различных
архитектурныхтечений.Например, художественное оформление
наличников испытало на себе влияние не только древнерусской архитектуры (спаренные,
перевязанные колонки) и барокко (рисунок картушей), но также и местных
традиций устройства окон в многоступенчатых прямоугольных нишах. Четко
прорисованные карнизы с рядом профилированных сухариков, лопатки с вдавленными
панно различных геометрических форм — все это характерно для декоративного
убранства «сибирского барокко».
Владимирская
церковь, 1775 г.
(ул. Декабрьских Событий, 3), первоначально была возведена из дерева и лишь
спустя почти 60 лет заменена на каменную. Она строилась на средства иркутского
купца Якова Протасова.
Являясь
основным ориентиром при въезде в город по Московскому тракту, церковь формировала
важный градостроительный узел. Значимость постройки подчеркнута крупными размерами
и пятиглавием, не характерным для культовой архитектуры Иркутска. (Исключением
является Богоявленский собор, первоначально имевший пять глав на центральном
ядре.)
В основе
объемно-пространственной композиции лежит крупный, с четырьмя рядами окон
четверик под четырехскатной кровлей. Венчает храм двухъярусный малый восьмерик,
завершенный восьмилотковым покрытием, и более мелкие восьмерики, расположенные
над углами четверика. Покрытие четырехскатной кровлей (что указывает на плоское
перекрытие храма) настолько необычно для иркутских построек этого периода, что
дает право говорить о возможной перестройке венчающей части памятника.
Двухэтажная
трапезная соединяет храм с ярусной колокольней, представляющей трехъярусный
восьмерик на четверике. Ярус звона размещен не как обычно в верхней части, а в
средней трети восьмериков, верхняя же часть имеет чисто декоративный характер,
подчеркивая доминирующее значение церкви.
Декоративное
решение выполнено под влиянием местных художественных традиций. В фасадной
композиции в основном преобладают вертикальные членения, что значительно отличает
пластическое решение данной постройки от убранства других храмов «сибирского
барокко». Вертикальная направленность подчеркнута рисунком ступенчатых
наличников, рядами узких лопаток, расположенных в межоконных пространствах
стены. Впервые в Иркутске применяются наличники, вытянутые на два яруса окон
(третий и четвертый). Углы храма и трапезной имеют лопатки, заполненные исконно
сибирскими вдавленными рельефными панно крестообразной формы.
Постройка,
несомненно, является выдающимся памятником «сибирского барокко».
Градоформирующее значение церкви привело к новым решениям этого стилевого
направления, выразившемся в необычном построении пятиглавого храма и
оригинальной трактовке пластического решения.
В настоящее
время церковь утратила свои первоначальные формы в результате значительных
перестроек и представляет собой невыразительный четырехэтажный объем под шиферной
кровлей. Сильно пострадал и декор храма, лишь на плоскости стен апсиды частично
сохранились рельефные лопатки. Важное градостроительное положение церкви, а
также несомненные архитектурные достоинства требуют скорейшего воссоздания ее
первоначального облика.
Строительством
Владимирской церкви завершился один из наиболее ярких периодов в развитии
культового зодчества Иркутска, получивший название «сибирское барокко».