Стойкость барочных традиций сохраняется и в конце XVIII в. В то же время начинается новый этап в развитии культовой архитектуры города. В этот период в связи со строительством столбовой Московской дороги теснее становятся культурные связи с городами Урала {Соликамск, Верхотурье) и северо-востока страны (Тотьма, Устюг). Постройки каждого из этих регионов, имея свой собственный почерк, одновременно находятся в контакте с остальными. Объясняется это тем, что в конце XVIII в., как и в прошлые годы, сохраняется ориентация на какой-либо образец или строительство по подобию уже существующих церквей. Разумеется, при этом учитывались местные условия, и каждая из них становилась индивидуальной и неповторимей, неся вместе с тем черты, свойственные своей эпохе. Например, в иркутских храмах значительно сильнее, чем на Урале или Севере, выражены барочные настроения, а венчающие части имеют сложную и напряженную форму.
Каменные храмы, возведенные в Иркутске в конце XVIII в., представляют интереснейшее явление в истории развития церковного зодчества. Обладая крупным масштабом, эффектностью объемного построения, остротой силуэта, они образуют стилистически единую группу памятников эпохи позднего барокко. Кроме того, необходимо отметить, что архитектурный облик этих храмов решающим образом повлиял на культовое строительство в городах и селах Иркутской епархии. Такие церкви, как Харлампиевская, Благовещенская (1785, утрачена), Преображенская, Вознесенский собор Вознесенского монастыря (1747—1767, утрачена), надолго определили особенности и пути развития церковного зодчества Восточной Сибири.
Объемное решение построек этого периода отличается некоторой вариантностью устройства храма с широким или малым восьмериком. Своеобразие придает их декоративное убранство — оно значительно отличается от оформления памятников предыдущего этапа. Основной мотив — барочные картуши или плоские рамочные наличники со своеобразным рисунком восточного характера.
Харлампиевская церковь (она же Михаило-Архангельская), 1777—1779 гг. (ул. 5-й Армии, 59)__наиболее значительная постройка этого периода. Говоря о ней, необходимо обратиться к аналогам. Их мы находим на севере России в городе Тотьме (церкви Рождества-Христова и Входо-Иерусалимская) и на Урале в Великом Устюге (Никольская и Преображенская церкви). Эти памятники барокко, созданные в 70—90-е гг. XVIII в., несомненно, явились образцом для подражания при строительстве храмов Иркутска.
Первоначальная композиция церкви складывалась из двух вертикальных объемов храма и колокольни. Трехсветный четверик храма возвышался над двухэтажной трапезной и алтарем и завершался малым световым восьмериком с барочной главкой. Ярусная колокольня типа восьмерик на четверике завершалась куполом со стройным шпилем. С северной стороны располагается двухэтажный придел. Вход в церковь первоначально осуществлялся через парадное крылечко. В 1860 г. это крыльцо заменено на. двухэтажный притвор, выполненный в стиле поздний классицизм.
Декоративное оформление фасадов представлено в позднебарочных формах. Над осями оконных проемов расположен рельефный орнамент. Рисунок его состоит из криволинейных элементов и складывается в силуэт, напоминающий восточные головные уборы.
Другой характер имеет рисунок картушей первого этажа, он идентичен орнаменту тотьменских храмов (Входо-Иерусалимскому и Рождественскому). Орнамент представляет собой часть кладки стены (в отличие от рисованных или лепных картушей), выступает над ее поверхностью обрамляется лекальным кирпичом. По поводу орнаментального мотива картушей и зашифрованной информации в них интересное предположение высказывает С. Зайцев: «Картуш является символом мореплавания и открытий... он перекочевал на стены храмов с мореходной карты». Активноестроительствохрамов этого типа в 60—90-е гг. XVIII в. как в Тотьме, так и в Иркутскеотразилоуспехикупцов,мореходови промышленников и дало изумительный результат в архитектуре — «русский стиль морских открытий». В храмах, возводимых на их средства «безусловно нашел отражение пафос разносторонней деятельности просвещенного русского купечества XVIII в. с его помыслами и стремлениями, далеко перешагнувшими границы Российской империи. С этим связана подчеркнутая парадность, представительность архитектурного облика церквей, отличающихся богатым и пышным узорочьем фасадов, особой высотностью объемно-композиционногопостроенияи устремленностью всех форм вверх, которые как бы взлетают в безграничныепросторынебасвоими стройными и изящными силуэтами»2.Остается добавить, что Харлампиевская церковь построена на средства иркутского купца Б. Балашкина. В конце XVIII в. бароккоуступило место классицизму не только в столице, но и во многих других городах. В Иркутске же, со свойственной провинции консервативностью, все еще возводятся барочные храмы. Но в то же время постройки этого периода знаменуют как бы переходный этап от барокко к классицизму. Одной из таких построек является Преображенская церковь.
Преображенская церковь, 1795—1798, 1811 гг. (ул. Тимирязева, 58), как и все предшествующие церковные постройки, возводится на средства иркутских купцов — Игнатьева С. Я. и Сухих. Предполагалось, что «церковь строена быть для мастеровых кузнецов», вероятно, поэтому ее отличает довольно скромный архитектурный облик и располагается она не в центральной части города, как все остальные церкви, а в рабочем предместье. Место под постройку губернатор предписал указать губернскому архитектору А. Лосеву. Возможно, проект был также заказан ему же. Строительство велось достаточно быстро, и в 1798 г. был освящен Ильинский придел, другой придел во имя архидиакона Стефана окончен в 1802 г. Возведение же главного храма во имя Преображениярастянулось до 1811 г.
Композиционная схема памятника варьирует сформировавшуюся барочную систему ярусного храма — четырехчастного в плане, с двумя ярусами восьмериков на четверике: широким нижним и малым венчающим на куполе. Обширная трапезная, включающая в себя приделы, соединяет храм и высокую трехъярусную колокольню, увенчанную стройным шпилем. В плане здание имеет пластичную форму за счет скругления западных стен приделов, а также полукруглых апсид. Оригинальной особенностью интерьера является связь между трапезной и храмом, осуществленная посредством конусовидной «горловины», расширяющейся в сторону храма и перекрытой коробовым сводом. Этим приемом достигнута обособленность алтарей в приделах трапезной.
Постройку отличает очень скромный фасадный декор, в котором барочные мотивы сочетаются с элементами классицизма. Плоские рамочные наличники полуциркульных окон, заглубленных в ниши, имеют криволинейные очертания, напоминающие по своему рисунку картуши верхних окон Харлампиевской церкви. Влияние классицизма ощущается в форме и пропорциях восьмилоткового (почти сферического), четко вычерченного венчания. Поверхности стен оставлены абсолютно гладкими, ранее они были окрашены, что контрастировало с белыми узкими пилястрами и наличниками. В целом постройка знаменует угасание барокко и переход к новому стилю.
Кроме церкви сохранились ограда и дровяной навес (1848). Весь ансамбль занимает центральное место в композиции историко-мемориального комплекса «Декабристы в Иркутске».
В конце XVIII в. строительство ведется и в Вознесенском монастыре.
Вознесенский монастырь возник в 1672 г. на левом берегу реки Ангары (современный поселок Жилкино). Основателем монастыря был. старец Герасим, им же и была сооружена первая монастырская деревянная церковь во имя Вознесения Господня. После довольно сильного пожара 1679 г., когда погорели все строения, монастырь восстанавливается вновь старцем Исайей, кроме новой Вознесенской церкви им строится еще и Тихвинская (сохранявшаяся и чтимая как святыня до 30-х гг. XX в.). В середине — конце XVIII в. деревянные постройки монастыря заменяются на каменные и возводятся следующие церкви: Вознесенская (1749—1767), Успенская (1780—1783), Смоленская (1795—1809, 1837), Сретенская надвратная (1816—1823). Соборная Вознесенская церковь еще раз перестраивается в 1863—1872 гг. В настоящее время из церковных построек монастыря сохранились лишь стены Успенской церкви.
Успенская церковь Вознесенского монастыря, 1780—1783 гг. (ул. Полярная, 76),— уникальная постройка церковного назначения, встроенная в южную каменную стену монастыря, она органично вливалась в нее своими объемами. К сожалению, современное состояние церкви не позволяет достаточно точно воссоздать ее первоначальный облик. Но в фондах Иркутского государственного объединенного музея сохранилась уникальная гравюра с изображением общего вида монастыря в конце XVIII в. На рисунке Успенская церковь расположена в юго-восточном углу и «составляет восточной и южной стеною продолжение ограды». Она представляет собой почти кубический одноэтажный объем под четырехлотковым покрытием с широкими полицами. Венчает ее малый восьмерик, по своим пропорциям скорее напоминающий восьмигранную шейку, завершенную куполком с очень маленькой главкой.
Некоторые дополнительные данные можно почерпнуть из летописи монастыря: «длиною в 13, а шириною в 8 ½ сажень. Она заложена в мае 1780 г., а освящена 19 октября 1783 г. Церковь сия состоит из двух приделов, соединяемых одним иконостасом, из коих первый во имя Успения Божией Матери, а второй во имя Преподобного Сергия Радонежского». В 1874 г. к западной стене храма пристраивается обширная монастырская трапезная, остатки стен которой сохранились до наших дней.
Совершенно необычно для Иркутска решение алтарей с двумя равнозначными цилиндрическими апсидами с веерными кровлями, увенчанными мелкими главками. Оригинально также ассимметричное размещение оконных проемов в южной стене церкви. Заглубление окон в ниши характерно для барокко, венчание храма также барочных очертаний.
Декоративное убранство сохранилось только на фасадах апсид и представлено профилированным карнизом малого выноса, украшенного сухариками и наличниками.
Несмотря на значительные утраты, Успенская церковь является своеобразным и необычным памятником в ряду церковных построек Иркутска и должна быть восстановлена вместе с другими сохранившимися монастырскими строениями (кельи, школа, гостиница и др.).
Строительством Успенской церкви завершился типологический ряд ярусных барочных храмов Иркутска. Она выполнена в позднебарочных формах с декоративными элементами, не характерными уже для предыдущих храмов, и знаменует собой переход от архитектуры XVIII в. с местным своеобразным колоритом к более общей для всей России архитектуре.
В начале XIX в. происходит стилистический перелом в архитектуре провинции, и барокко уступает, место классицизму. Связано это, в первую очередь, с введением строгой регламентации строительства. Руководство по возведению строений переходит к квалифицированным архитекторам. Местные школы прекращают свое существование, вливаясь в общее русло развития русской архитектуры. В Иркутске в проектировании культовых сооружений участвуют архитекторы: А. И. Лосев, А. Васильев, Деев, А. Кругликов.
Ряд исследователей Иркутска отмечают незначительное количество памятников классицизма в культовой архитектуре города. Проведенные автором исследования позволяют опровергнуть это заблуждение. Анализ старых фотографий, гравюр и зарисовок помог восстановить облик большинства церквей. В связи с этим необходимо отметить, что классицизм нашел широкое применение в культовой архитектуре города и лишь значительная утрата памятников этого стиля вводит в. заблуждение. Утрачены церкви: Борисо-Глебская, Косьмихинская, Успенская (городская), Смоленская Вознесенского монастыря.
В конце XVIII в. в Иркутск определяется первый губернский архитектор Алексеев. Его учеником и последователем стал коренной иркутянин А. Лосев, окончивший навигационную школу, в которой кроме географии, геометрии, астрономии и других наук изучали также и архитектуру. С марта 1799 г. А. И. Лосев становится губернским архитектором. С его именем связано становление классицизма в Иркутске, по его проекту строится первая в городе церковь в стиле классицизма.
Церковь Григория-Неокесарийского, 1802 г. (пер. Краснофлотский, 5), заложена в ограде Троицкой церкви и стоит от нее только в четырех саженях. Это первая в Иркутске церковь с ротондальной основой. В настоящее время здание сильно перестроено, но сохранился проект А. Лосева, по которому можно восстановить памятник в его первоначальных формах. На протяжении всего XIX в. церковь подвергалась значительным перестройкам. Так, в 1829 и 1830 гг. ее повредили большие наводнения, обрушившиеся на город. В 1836 г. в связи с ветхим ее состоянием из церкви выносится вся утварь, и она запечатывается до 1845 г. В 1879 г. церковь попала в зону знаменитого иркутского пожара, уничтожившего всю центральную часть города. Сохранился недатированный рисунок церкви, уже значительно перестроенной и утратившей четкую ротондальную композицию, характерную для проекта Лосева.
В настоящее время это одноэтажный каменный компактно-центрический храм с ротондой ядра и четырьмя примыкающими к ней равновысокими объемами. Построенный по проекту, первоначально храм завершался полусферическим куполом с небольшой главкой. После переделок ядро было увенчано восьмилотковым основное помещение, всегда доминирующее в объемах. Вероятно, такой необычный облик постройка получила в результате приспособления жилого дома под церковь. На расположение храма в данном случае скромно указывает лишь небольшой четверик, врезанный в двускатную кровлю и увенчанный барочным куполом с главкой.
Декоративное оформление церкви решено в формах провинциального классицизма с отзвуками барокко. По углам четверика установлены одноэтажные портики на колоннах тосканского ордера.
Еще одна интересная особенность этой постройки — стены ее выполнены не только из кирпича, но и частично из дерева. Деревянные стены имеют двухэтажная паперть и апсида придела святого Ермолая, причем они оштукатурены и побелены под камень
Состояние Покровской церкви в настоящее время внушает глубокие опасения, так как она до сих пор используется под промышленные мастерские завода. Между тем она отличается своим оригинальным объемно-планировочным решением, при котором массивная ярусная колокольня, вместившая в себя придел, является центром композиции.
В архитектуре этой постройки отразился переходный период от барокко к классицизму, и поэтому в ней сочетаются приемы и формы двух стилистических направлений — барокко и классицизма. Вместе с тем в венчающих частях колокольни и храма мы видим еще последние отзвуки местных традиционных мотивов иркутского культового зодчества. В 1988 г. производственной группой по охране памятников при Иркутском управлении культуры предложено принять храм под государственную охрану как памятник архитектуры республиканского значения.
В начале XIX в. классицизм в Иркутске начинает занимать более прочное положение. Кроме церкви Григория-Неокесарийского по проекту А. Лосева возводится Борисо-Глебская церковь тюремного замка (утрачена). Следующей постройкой этого стиля явилась Входо-Иерусалимская церковь, построенная по проекту томского губернского архитектора Деева.
Входо-Иерусалимская церковь, 1820—1835 гг. (ул. Коммунаров).Первая каменная церковь на Входо-Иерусалимскомкладбищепостроенана средства купца М. Сибирякова в 1793—1795 гг. К середине XIX в. церковь значительно обветшала и частично была разрушена землетрясением. Кроме того, эта небольшая одноэтажная кладбищенская церковь не удовлетворяла городским нуждам, и в1867 г.епархиальное начальство приказывает разобрать храм. Вопрос о строительстве нового храма поднимался еще в 1817 г.— преосвященный Михаил, епископ Иркутский, обращался к губернатору, чтобы последний распорядился «О сочинении плана с фасадом и сметой на предполагаемую к строению церковь». Проект был составлен томским губернским архитектором Деевым, и 23 сентября 1820 г. была заложена новая каменная Входо-Иерусалимская церковь, Строительство велось чрезвычайно медленно, это, вероятно, было связано с повреждением конструкций в 1823 г.— обрушился свод в уже почти отстроенной церкви. Интересное отношение по этому поводу поступает губернатору от Духовной Консистории,— в нем указывается непричастность духовных властей к случившейся аварии: «строение церкви отнесено было к обязанностям градской думы, епархиальное же начальство не имеет людей, сведущих в архитектуре».
Наконец только в 1830 г. заканчиваются основные строительные работы (без внутренней отделки). Иконостас для новой церкви выполнялся по рисунку, составленному иркутским архитектором А. Васильевым. Надо отметить, что авторский надзор за выполнением внутренних работ велся очень тщательно. При нарушении мастерами цветовой гармонии в окраске иконостаса Васильев сразу приостановил работы до полного исправления этих погрешностей. В1835 г. Иркутская губернская строительная комиссия произвела освидетельствование построенного храма. При этом было отмечено, что в целом церковное здание «и мера его подлина и... согласны с планом,проектированнымархитекторомДеевым», но в устройстве внутренних столбов, а также фасада допущены некоторые изменения, к сожалению, не указывается, какие именно. Освящение готовой церкви состоялось 25 июля 1835 г. Первоначально она имела один придел, что было чрезвычайно неудобно, если учесть обрядовую функцию кладбищенской церкви. При необходимости ежедневного богослужения храм не мог быть закрыт даже для мелкого ремонта и побелки. После убедительных просьб священнослужителей к церкви в 1890 г. с южной и северной сторон пристраиваются два придела, что позволило, во-первых, расширить площадь храма, а во-вторых, решить вопрос с поочередным ремонтомприделов. К сожалению, выиграв с функциональной стороны, постройка значительно проиграла с эстетической. Ранее изящная, с двумя открытыми портиками с южной и северной сторон, она потрясла свои логически выстроенные формы и обросла массивными объемами приделов,
В настоящее время церковь представляет собой одноэтажную постройку, перекрытую одной общей для всех объемов кровлей. Утрата венчающих частей храма и колокольни изменили ее облик до неузнаваемости.
Первоначальная объемно-пространственная композиция была очень выразительна благодаря контрастному сочетанию массивного храма, увенчанного восьмилотковым куполом, и стройной ярусной колокольни. Построение церкви и ее отдельных частей было необычно для культовой архитектуры Иркутска предшествующих этапов и явилось отголоском общерусского развития классицизма. Архитектура Входо-Иерусалимской церкви резко выделяется своей профессиональностью и связью с постройками столичных зодчих.
Фасадный декор постройки строг и лаконичен. Оконные проемы, лишенные наличников и украшенные только сандриками, простой антаблемент, колонные портики с трех сторон — все это характерно для зрелого классицизма, дошедшего в Иркутск лишь к 30-м гг. XIX в.
Просуществовав почти полстолетия, классицизм в Иркутске сдает свои позиции стилизаторству. Последней постройкой этого периода является Николо-Иннокентьевская церковь, в которой под воздействием новых стилистических тенденций уже прослеживается отход от приемов и форм классицизма.
Николо-Иннокентьевская церковь (она же Глазковская), 1859—1866 гг. (ул. Профсоюзная, 45а), возведена в Глазковском предместье, расположенном на левом берегу Ангары.
Причиной строительства послужило прошение жителей селения, ранее причисленных в приход Троицкой церкви, расположенной в центре города, за рекой. В осенний и весенний периоды при отсутствии переправы через Ангару прихожане были лишены возможности посещать церковь и в связи с этим обратились в Иркутскую духовную консисторию с просьбой разрешить построить свою церковь. Преосвященный Евсевий, управляющий в то время Иркутской епархией, благословил строительство церкви, но поставил условие, чтобы церковь была каменная. В целях экономии решили колокольню делать деревянной оштукатуренной, а сам храм каменным небольшим — однопрестольным, посвященным двум святым Николаю Чудотворцу и Иннокентию, первому епископу Иркутскому, Другим непременным условием для строительства являлось также представление на рассмотрение в Иркутскую губернскую строительную комиссию плана и фасада здания. В 1858 г. комиссией утвержден проект церкви и архитектором Бельневским выбрано удобное место для строительства храма.
Строительство велось довольно скоро, и уже через год 21 сентября 1859 г. церковь была освящена. Но небольшой однопрестольный храм оказался мал для довольно обширного селения, и спустя четыре года после освящения с северной стороны церкви пристраивается Успенский придел, освещенный в 1866 г. Средства на возведение храма пожертвовал «тамошний житель» И. С. Могилев, им же были поставлены позолоченный резной иконостас и новая утварь.
В дальнейшем на долю Николо-Иннокентьевского храма выпало немало невзгод. В 30-е гг. XX в. разобрали колокольню и венчающие части храма. Более низкий объем притвора надстроили вторым этажом и все сооружение перекрыли общей металлической кровлей. Затем здание передали в ведомство иркутской киносети для устройства в нем кинотеатра, в результате чего последовала значительная внутренняя перепланировка. В настоящее время он находится в заброшенном аварийном состоянии.
Все предшествующие культовые постройки эпохи классицизма имели в завершении ротонду. Композиция Николо-Иннокентьевской церкви имеет другое построение, в ее основе лежит сочетание ярусной четвериковой колокольни под колпаком с кубическим объемом храма под двускатной кровлей с малым венчающим восьмериком. В плане продольная осевая композиция получила ассимметричное решение с пристроем северного придела. Постройка имеет скупой фасадный декор. Плоскости стен расчленены лопатками с прямоугольными филенками, простые рамочные наличники обрамляют оконные проемы.
Михаило-Архангельская церковь Вознесенского монастыря, 1872—1876 гг.
В трех верстах к западу от монастыря, на монастырской земле был основан скит. Здесь был заложен деревянный храм во имя архистратига Михаила, освященный 27 июня 1876 г. Но в 1898 г. возле самого скита была проложена железная дорога и основана большая станция Иннокентьевская (ныне Иркутск-2). Мысль о ските была оставлена, но церковь продолжала существовать. В настоящее время храм находится в ведении общины верующих и продолжает использоваться по своему первоначальному назначению.
Постройка выполнена в формах запоздалого классицизма в сочетании с традиционными приемами деревянного зодчества. Ярусная четвериковая колокольня и ярусный же храм типа восьмерик на четверике с крупной главой представляют объемно-пространственную композицию, типичную для деревянного церковного зодчества Иркутской епархии. В то же время она несет элементы, характерные для второй половины XIX в.,— эклектичное обращение к формам древнерусского зодчества. Об этом свидетельствует форма утрированно увеличенной главы храма.
Стилевая направленность культовой архитектуры Иркутска конца XIX — начала XX в. типична для всей русской архитектуры данного периода. Постройки этого времени, начиная от стилизаторско-эклектических (XIX) до модерна (XX), во многом восприняли традиции древнерусского зодчества. Наиболее распространеным было стилизаторство в духе древних московских построек. Храмы отличаются крупномасштабностью построения, богатым декоративным убранством с применением излюбленных приемов в виде килевидных кокошников, шатров, лукоеичных глав. Модерн в Иркутске в культовых постройках представлен только одной церковью — деревянной Петро-Павловской и принял довольно своеобразный характер. В этом здании открытый сруб стен контрастирует с декоративными деталями венчаний храма и колокольни, стилизованными в духе древнерусского зодчества,
К сожалению, утрачен наиболее яркий памятник этого периода — Кафедральный собор, возведенный в 1895 г. Памятник являлся выдающимся образцом стилизаторско-эклектического направления. В настоящее время сохранилось только две каменные церкви этого направления — Казанская и Князе-Владимирская.
Казанская церковь, 1885—1892 гг. (ул. Баррикад 34) была построена в Ремесленной слободе потомственным гражданином А. М. Сибиряковым. Основание ее заложено 27 июля 1885 г., аоконченостроительствососвящением трех приделов в 1892 г.
Объемно-пространственнаякомпозиция постройки резко отличается от всех предшествующих ей культовых зданий города.Симметрию центрической структуры плана нарушает только пристрой колокольни с западной стороны. Объем церкви в целом компактный, расчленен на ряд соподчиненныхобъемов,сгруппированных вокруг центрального столпа. Ядро храма завершается двенадцатигранным барабаном с граненым куполом. Более низкие приделы, апсиду и колокольню венчают одинаковые по форме восьмигранные барабаны в форме беседок под куполами. Подобное композиционное решение, когда различные по функциональному назначению части получают совершенно одинаковую трактовку объемов и планов, является новым для иркутских церквей. До сих пор всегда четко прослеживалось деление храма и алтаря, а также приделов. В Казанской церкви в простую привычную логику построения культового сооружения привнесены новые мотивы,усложняющие прочтение функционального назначения частей. Еще большее усложнение объемной композиции придает расположение по диагоналям ядра дополнительных башенок, завершенных шатрами. Причем эти башенки расположены за приделами восьмерикового в плане храма.
Декор фасадов обилен и выполнен в сложныхформах«стилевой»архитектурыконца XIX в. и во многом использует византийские формы. Модульоны, спаренные колонки, лучковые кокошники, филенки различных очертаний образуют насыщенную ткань декора.
Казанская церковь является одной из немногих сохранившихся построек стилевой архитектуры конца XIX в. Она является вертикальной доминантой среди окружающей ее малоэтажной застройки и поэтому сохранила свое важное значение в планировке города, зрительно связывая отдельные его районы.
Князе-Владимирская церковь, 1888—1895 гг. (ул. Каштаковская, .52), возведена на средства иркутского купца В. А. Литвинцева и поэтому получила в народе второе название — Литвинцевская. Начало строительства было приурочено к ознаменованию 900-летия крещения Руси. Храм заложен 15 июля 1888 г. в день торжественного празднования и ровно через семь лет окончен как снаружи, так и внутри. 16 июля 1895 г. освящен главный престол храма во имя Святого равнопрестольного князя Владимира. 20 и 30 июля были соответственно освящены приделы — правый в честь иконы Богоматери Споручницы грешных; левый — во имя святого Архиепископа Критского и мученицы Ирины.
Закончив строительство, В. А. Литвинцев думал просить разрешения устроить здесь мужской монастырь и при нем школу, но смерть не дала ему осуществить эти планы. Мужской монастырь при церкви был открыт только в 1903 г. на средства, им завещанные, но в 1920 г. закрыт, а в церкви расположена лаборатория геологоуправления.
Церковь имеет оригинальную объемно-пространственную композицию. Она является единственной нефной постройкой Иркутска, В плане это компактный прямоугольник, расчлененный столбами на 15 ячеек (девять одинаковых центральных и по три более узких с восточной и западной сторон). Объемное решение храма еще более необычно. Читать