Туристический центр "Магнит Байкал"
      
Четверг, 21.11.2024, 17:24
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход




Полезные статьи о Байкале

Главная » Статьи » Памятники культуры Иркутска


РЕЛИГИОЗНЫЕ СООРУЖЕНИЯ НЕПРАВОСЛАВНЫХ КУЛЬТОВ

 

Б. Т. Литвинов

 

РЕЛИГИОЗНЫЕ  СООРУЖЕНИЯ НЕПРАВОСЛАВНЫХ КУЛЬТОВ

 

Религия всегда являлась неотъемлемой частью культуры любого народа, она не могла не про­явиться и в архитектуре. Цель духовной архи­тектуры — создать обстановку, достойную со­вершающегося таинства и максимально соответ­ствующую происходящему здесь храмовому дей­ству, а поскольку природа религиозного чувства и обряды, через которые она реализуется, в раз­личных религиях неодинаковы, храмовая архи­тектура, представляющая собой синтез эмоцио­нального и функционального, также различна.

 

Иркутск, будучи многонациональным городом, имел в конце XIX в. римско-католическую при­ходскую церковь, лютеранскую кирху, синагогу и мусульманскую мечеть. До сегодняшнего дня не сохранилась лишь кирха, а другие религиоз­ные сооружения существуют, но с различной степенью утрат. В синагоге и мечети ведутся религиозные службы, в костеле — органный зал, иногда проводятся богослужения.

 

Эти здания имеют высокую художественную и историко-архитектурную ценность, выполняют значительную градоформирующую роль: римско-католическая церковь (иркутяне ее называют Польский костел) — уникальный для Сибири об­разец позднего неоготического стиля культового сооружения — одно из самых интересных зданий на площади им. Кирова, бывшей Тихвинской. Си­нагога и мечеть находятся на ул. К. Либкнехта (бывшая Саломатовская), где сохранилось боль­шое количество памятников архитектуры второй половины и конца XIX в., и являются украше­нием старой части города.

 

Многие  общественно-политические выступле­ния в Польше против царизма сопровождались ссылкой участников в Сибирь. Особенно боль­ших размеров они достигли в период националь­но-освободительных восстаний     1830—1831 и 1863—1864 гг. В результате последнего восстания в Сибирь было сослано около 20 тысяч человек. Основанный в 1826 г. костел на протяжении почти всего XIX в. стал одним из мест сбора по­литических ссыльных. Первоначально на камен­ном  фундаменте  соорудили деревянное здание с   пристроями   по бокам, общей площадью 64 кв. сажени (около 290 кв. м). Портик глав­ного фасада выходил на Тихвинскую площадь. Резной   алтарь   выполнил   польский   ссыльный Игнаци Эйхмиллер, казненный в 1872 г. за по­щечину генерал-губернатору Н. П. Синельнико­ву. В центральном двусветном зале со сто­роны входа был устроен балкон (хоры), где сто­ял орган в пять октав — небольшой одномануальный инструмент. Игра на нем сопровождала праздничные службы.

 

Каменное здание костела возведено после по­жара 1879 г., в огне которого погибло перво­начальное деревянное. Автором проекта, утверж­денного в 1881 г., был архитектор Юзеф Тамулевич. Здание сооружено иркутскими мастерами в 1883 г. Внутренняя отделка исполнена по ри­сункам и под наблюдением польского ссыльного художника и столяра В. Н. Коперского. Сохра­нился образец его работы — резная деревянная решетка на балконе хоров. Она реставрирована в 1978 г. Б. Корогодом и до сих пор украшает главный зал. Костел стоит в начале улицы Сухэ-Батора; несмотря на рядом расположенное четырехэтажное административное здание, он имеет в целом благоприятное окружение, его вы­сокий стройный силуэт с высотой шпиля более 30 м хорошо просматривается с ряда видовых то­чек.

 

Основу объемно-пространственной компози­ции костела составляет высокий двухэтажный объем храма под подъемистой двускатной кры­шей, на западе заканчивающийся величественным трехчастным порталом со вздымающимся ввысь готическим восьмигранным шатром, окруженным фиалами. С востока примыкает трансепт (попе­речный неф), в средней части — перерезанный более высоким объемом центральной апсиды. Обогащают композицию готические башенки по углам западного портала, оформленные уступами щипцы торцевых стен, а также многочисленные пилоны контрфорсов, раскрепощающие стены костела. По верху кровли храма проходит ажур­ная литая чугунная решетка. Храм делится на три нефа двумя рядами колонн. Здесь примене­но интересное конструктивное решение: в каче­стве опор нефов использовались литые чугунные колонны, полости которых для большей прочнос­ти заполнялись бетоном.

 

Декоративное убранство фасадов выполнено в кирпиче и отличается разнообразием. Верх храма и алтарной части обведен аркатурным фри­зом, более грубый фриз завершает стены тран­септа. Пилоны контрфорсов украшены нишами и Филенками и завершены двускатными кровель­ками. Стрельчатые окна обрамлены перспектив­ными наличниками, которые украшают столяр­ные заполнения с мелкими членениями перепле­тов, а при реставрации восстановлено цветное остекление. Особенно богато убран западный портал: его углы и контрфорсы завершены фиа­лами, уступчатый верх украшает аркатурный фриз. Входную дверь обрамляет перспективный портал, а над ним, в центре щипца, находится готическая «роза» в круглом окне. Покрытие всех кровель из черного железа окрашено сури­ком. На шпиле колокольни сохранилось старое завершение короной с латинским крестом.

 

В 1938 г. костел прекратил свое существова­ние как религиозное учреждение. Долгие годы здесь размещалась Восточно-Сибирская студия кинохроники. Здание пришло в упадок, никаких реставрационных восстановительных работ не проводилось. В результате зданию нанесен ог­ромный ущерб. В какой-то мере состояние его было поправлено в результате ремонтно-реставрационных работ в течение 1974—1978 гг., про­водимых под руководством архитектора Г. А. Вязуновой.

 

В апсиде после реставрации размещен орган фирмы «Вольфганг Шукке — Ортель Гебау» (ГДР), имеющий 27 регистров и два мануала.

 

Ансамбль мусульманской мечети включает следующие постройки: старое деревянное здание, новое каменное здание, флигельную деревянную постройку. Целостность комплекса подчеркива­ла ограда с резными воротами и калиткой (ныне утрачены). Старое деревянное здание мечети, ве­роятно, было построено во второй половине XIX в. и, по словам муллы, служило как мечеть вплоть до окончания строительства нового ка­менного здания. До 1927 г. здание использовалось общиной верующих для различных целей, з частности, как школа. Есть открытка с изобра­жением мечети, изданная в 1899—1903 гг., с над­писью: «Татарское училище». В настоящее время это здание используется под жилье. От мечети остался основной объем фареса — квадратное в плане строение под четырехскатной кровлей с небольшими фронтонами. Судя по архивным фотографиям и открытке, на кровле была башня-минарет.

 

Со слов муллы, новое каменное здание мечети было построено в 1897 г. на средства верую­щих мусульман. Участок земли в 516 кв. саже­ней пожертвован крестьянами Казанской губер­нии Зайфулой и Шейхулой Шафигулиными для строительства минарета, а затем и мечети. Ме­четь имела традиционную для сооружений му­сульманского культа трехчастную планировоч­ную структуру: сунет, фарес и михраб. Цент­ральным объемом является фарес кубический (место для моления) под четырехскатной кров­лей с пятигранным выступом — михрабом. Михраб ориентирован на Мекку, то есть на юго-за­пад, с противоположной стороны к фаресу примыкает низкий объем — сунет а (помещение для сбора верующих, он знаменовал переход от мир­ской суетности к духовности), расположенный под двускатной кровлей с вальмой. Вальмой же охвачен высокий объем нижней части минарета: два каменных четвериковых яруса сохранились, а два верхних деревянных восьмериковых — утра­чены.

 

Фарес хорошо освещен с двух сторон боль­шими окнами с эффектными полукруглыми за­вершениями и разделен тканевой перегородкой на две половины: мужскую и женскую. Ароч­ный проем соединяет фарес с михрабом, где на­ходится  кафедра — минбор. Декор интерьеров небогат: лепные тяги и розетки с растительным орнаментом.  Большой художественный интерес представляет пластика фасадов, выполненная из местной разновидности песчаника — «скровичного камня». Блоки от 40 до 60 см уложены на лицевой поверхности стен рядами с разделкой швов в шахматном порядке. Через ряд проходит чередование гладко обработанных и ребристых, имеющих крупно-зернистую поверхность блоков. Судя по архивным видам, эти ряды различались по цвету. Затейливая кладка стен венчается про­филированным карнизом из того же материала. Окна равнозначны и по всем фасадам обрамле­ны широкими наличниками. Декор минарета бо­гаче и сложнее: широкими филенчатыми пиляст­рами фланкируются утлы, а круглые световые проемы обрамляются квадратом, наложенным на квадрат таким образом, что вокруг проема обра­зуется восьмиугольная звезда.

 

Синагога была построена в 1881 г. на пожерт­вования прихожан еврейской общины по проек­ту иркутского архитектора В. А. Кудельского. Синагога представляет собой двухэтажное зда­ние крупных размеров под вальмовой кровлей с небольшим куполом, хотя с главного фасада здание представляется небольшим, компактным и уютным. Секрет состоит в планировке: сина­гога имеет Т-образный план. Главный объем, выходящий на улицу К. Либкнехта, примерно равен объему, уходящему в глубь квартальной застройки, и не виден с улицы. Синагога отста­ет от красной линии улицы на 8 метров, что Усиливает восприятие незаурядности постройки. Красная линия была фиксирована каменными во­ротами, выполненными в том же стиле, что и лом, и забор (ныне утрачены).

 

Пластика фасадов богата и разнообразна. Индивидуальность художественного и архитектурного облика достигается противопоставлением арочных дверных и оконных проемов с треуголь­ными фронтонами и межэтажным поясом, акцентирующими вертикальное и горизонтальное члене­ние фасадов. Углы главного фасада украшены рустом. Декоративная пластика интерьера практи­чески утрачена. С 1924 по 1981 гг. религиозные службы не велись. Здание на протяжении полу­века переходило из рук в руки, в результате чего произошло значительное искажение перво­начального облика и планировочной структуры. В настоящее время служба идет на втором эта­же (первый используется управлением бытового обслуживания под производственные и склад­ские службы). Помещение для службы находит­ся в дворовом объеме и имеет три нефа. У вос­точной стены находится «ковчег завета» со свит­ками Торы и перед ним кафедра — возвышение для чтения священного писания.

 

Все три объекта — памятники истории и куль­туры, имеющие высокую художественную и историко-архитектурную ценность. Но это прежде всего культовые сооружения. Храм — духовный мост, объединяющий носителей той или иной культуры, вероисповедания. А поскольку, как отмечалось выше, храм — это синтез эмоциональ­ного и функционального, следовательно, его должно использовать по назначению — вести ре­лигиозную службу.

Читать дальше



 

Категория: Памятники культуры Иркутска | Добавил: anisim (31.08.2009)
Просмотров: 5993 | Рейтинг: 5.0/10 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
<Сайт управляется системой uCoz/>