Монументальная пластика в городской среде всегда играла значительную роль, не только градостроительную, художественную, но и социальную. О значении, роли, функциях памятников монументального искусства писали многие известные ученые. Например, А. Э. Брикман в своей известной книге «Площадь и монумент» помимо скульптурного памятника рассматривает и такие формы монументальной акцентировки городского пространства как триумфальная арка, обелиск, колонна, фонтан и даже водяная струя фонтана в ее тектоническом качестве. Д.С. Лихачев, анализируя семантику садов и парков, отмечает роль монументальной пластики как одного из важнейших элементов синтеза садово-паркового искусства.
Несколько слов о социальной роли монументального искусства. Из всех искусств оно самое демократичное, доступное: чтобы увидеть монумент, не нужно идти в музей, достаточно выйти на улицу, площадь или прогуляться в парке. К сожалению, гуляя по Иркутску, можно натолкнуться на невыразительные малохудожественные изваяния, как,например, недавно появившаяся статуя на привокзальной площади в Иркутске-2 или странные архитектурные монументы — памятный въезд в Кировский район. Это практика «административного монументализма», когда чиновники от искусства пытаются одним махом решить и идеологические, и эстетические, и декоративные вопросы, выбрав самый простой способ: закупку через Художественный фонд или с помощью персональных заказов без совета с широкой общественностью. Однако есть в городе, на улицах и площадях, интересные, запоминающиеся объекты монументального искусства.
Они живут среди людей, у них своя судьба. Подчас к ним меняется отношение, порой меняются их названия. В начале 1900-х гг. было решено ознаменовать окончание строительства Транссибирской магистрали установлением трех памятников императору Александру III, считавшемуся в придворных кругах покровителем сибирской стройки. Первая мировая война и революция помешали выполнить этот план, были воздвигнуты лишь два монумента — в Петербурге и Иркутске. Автор столичного монумента — известный скульптор П. П. Трубецкой. На проект иркутского памятника был объявлен всероссийский конкурс. Победителем стал академик Роберт Романович Бах, автор бронзового памятника А. С. Пушкину в саду Царскосельского лицея и памятника М. И. Глинки в Москве. Памятник сооружался якобы на основе добровольной подписки, на самом деле под давлением нового генерал-губернатора, бывшего помощника шефа жандармов Пантелеева. Он буквально выколачивал деньги из иркутского купечества и горожан, чем вызвал всеобщее недовольство.
Памятник был открыт в 1908 г. Грузную, почти квадратную статую царя установили в сквере, на берегу Ангары. Р. Р. Бах создал памятник не царю, а целому историческому явлению... Особую историческую ценность представлял постамент — сложная архитектурно-художественная композиция на тему исторического прошлого Сибири. Потом статую царя убрали, а в 1964 г. монумент реконструирован по проекту архитектора В. Шматкова: достроен бетонный пирамидальный шпиль.
Несколько слов о терминах, связанных с монументальной пластикой. В современной литературе наблюдается некоторая терминологическая путаница. Наиболее точно эти понятия даны в книге vH. В. Воронова. В данной работе семантика терминологии взята у него. Н. В. Воронов дает четыре основных понятия: «памятник», подразумевая под этим словом сооружение, посвященное лицу или группе лиц; «монумент», трактуя его как произведение, увековечивающее то или иное событие, явление, а также героизм не конкретизированной группы лиц, например, пограничников, солдат-североморцев, отличающееся к тому же величественными формами; «ансамбль», имея в виду архитектурно-скульптурную композицию, посвященную событию, явлению и состоящую из ряда взаимосвязанных пространственно-пластических элементов; «декоративная скульптура», относя к ней работы, не имеющие мемориального характера и преследующие в основном цели эстетического освоения и украшения окружающей среды.
Памятник Александру III академика Р. Р. Баха является единственным произведением монументального искусства, сохранившимся с дореволюционного времени, если не считать надгробий. Несмотря на казенную «монументальность» композиции, имеется очень живое решение отдельных деталей памятника — скульптура, решетка ограды,что представляет ценность как в скульптурном, так и в архитектурном аспекте и является важным композиционным элементом планировки набережной. Очень удачно выбрано местоположение памятника; он находится в небольшой излучине речного берега и интересно воспринимается при подходе вдоль набережной Ангары, но лучший вид — при подходе с улицы К. Маркса1. Постамент приблизительно ориентирован гранями по сторонам света, все четыре фасада памятника примерно равнозначны. Он помещен на квадратном ступенчатом стилобате-цоколе и увенчан бетонным пирамидальным шпилем. На четырех гранях верхней части в нишах-полусферах помещены бронзовые скульптурные портреты известных государственных деятелей, оставивших свой след в истории освоения Сибири. На западной, обращенной к Ангаре грани находится бюст-горельеф графа Н.Н. Муравьева-Амурского, обрамленный, как и последующие горельефы, лавровым венком. Это генерал-губернатор Восточной Сибири с 1848 по 1861 гг. Его. активная деятельность была направлена на изучение и освоение огромного края. Он подписал в 1858 г. Айгунский договор с Китаем, определивший русско-китайскую границу по реке Амур.
На северной грани — горельеф Ермака, воина и дипломата, положившего начало присоединения Сибири к России, на южной грани — горельеф, посвященный М. М. Сперанскому, который с 1819 по 1821 гг. был сибирским генерал-губернатором и провел ревизию управления огромной территорией, а также подготовил ряд реформ («Учреждение для управления сибирских губерний», «Устав о инородцах»), имевших цель административного укрепления Сибири. Все три горельефа отличаются убедительностью, глубиной трактовки образа, отвечающим народным: представлениям о мужестве, мудрости и политической прозорливости. Пластический язык прост и лаконичен. На восточной стороне пьедестала — скульптурное изображение двуглавого орла с рас простертыми крыльями, держащего в когтях царский указ о начале строительства Транссибирской железной дороги, упрочившей экономическое, культурное, политическое и государственное единство Сибири с Европейской Россией.
Нижняя часть постамента обвита гирляндами, а на ее скошенных гранях помещены геральдические изображения, также обвитые лавровыми гирляндами с боков и с низа. На северо-восточном углу вписан бронзовый герб Якутской области в виде одноглавого орла, на северо-западном — помещено изображение двух вздыбленных единорогов. Это — герб Енисейской губернии, на юго-восточном — геральдическое изображение общесибирского герба в виде льва с мотыгой в когтях, а на юго-западном углу изображен бабр с соболем в зубах — герб Иркутска и Иркутской губернии. Изображения выполнены в технике плоского рельефа и помещены на геральдических щитах, увенчанных объемными коронами.
Следует отметить отделку памятника. Гранитный постамент имеет шероховатую поверхность и составлен из отдельных, относительно небольших блоков. Стилобат, напротив, имеет полированную поверхность и выполнен из крупных гранитных блоков... Монумент окружен оградой — чугунной решеткой замысловатого рисунка с растительными мотивами и многочисленно повторенным изображением Георгия Победоносца— герба Московского княжества. На гранитных столбах по углам установлены чугунные фонари.
Не обошла Иркутск традиция, начатая Петром I, возводить в России триумфальные ворота в честь военных побед или других важных событий. Прежде на Руси существовал обычай в память о крупных победах строить храмы. Так, в честь победы русских войск на Куликовом поле в Москве был построен храм Всех Святых на Кулишках, а в Иркутске в 1811—1813 гг.— Московские ворота {по проекту архитектора Кругли-кова1. Это величественное каменное сооружение было установлено на берегу Ангары в начале улицы Ланинской, ныне — Декабрьских Событий. Хотя Московские ворота сооружены в честь десятилетия со дня правления Александра I, жители Иркутска связывали их появление с победой русских войск над Наполеоном.
В 1858 г. недалеко от Крестовоздвиженской церкви были построены Амурские ворота (по проекту архитектора А. Е. Разгильдеева) в честь подписания Айгунского трактата с Китаем. К сожалению, и эти ворота не сохранились.
На церковных кладбищах появлялись мемориальные памятники. Один из интереснейших — надгробие великому русскому путешественнику и землепроходцу гражданину Г. И. Шелихову.
Оно сделано из серого уральского мрамора в Екатеринбурге. Перевезенное затем в Иркутск установлено на могиле в ограде Знаменского монастыря в 1800 г. По некоторым данным автор проекта — известный русский скульптор И П. Мартос.
В 1886 г. на могиле революционера-демократа, ученого и публициста А. П. Щапова, по проекту известного русского архитектора Г. В. Розена на средства Географического общества и по подписке иркутян был установлен памятник с проникновенной надписью: «Родина — писателю». Памятник приурочен с десятой годовщине смерти А. П. Щапова. Надгробие из местного песчаника имеет четкую вертикальную композицию, завершающуюся крестом.
Еще об одном надгробии. В 1904 г. в Иркутске умер известный сибирский просветитель М. В. Загоскин. Через два года на его могиле на Иерусалимском кладбище поставлен памятник из уральского мрамора (авторы проекта архитекторы К. В. Миттель и Цитнерович). Первоначально бронзовый барельеф был выполнен известным скульптором И. В. Жуковым, а в наши дни, ввиду утрат, создан вновь Б. Т. Горлачом.
В советский период монументальное искусство в Иркутске развивалось по традициям, свойственным всему советскому искусству. Это прежде всего Лениниана.
Остановимся на некоторых наиболее интересных памятниках В. И. Ленину. В скверике на углу улиц К. Маркса и Пролетарской в среде малоэтажной, каменной застройки конца XIX в. находится один из заметных памятников города — небольших размеров бюст. Автором его является народный художник СССР С. Д. Меркуров. Творчество этого выдающегося советского скульптора богато и многообразно. Он создал памятник К. А. Тимирязеву в Москве, памятник С.Г.Шаумяну, надгробие М. И. Калинину у КремлевскойстенывМоскве.Когдаумер В. И. Ленин, по заданию ЦК партии Меркурова привлекликснятиюмаскипокойноговождя. Ленинская темапрошлачерезвсе творчество Меркурова. Он автор памятника Ленину на канале им. Москвы и беломраморной скульптуры вождя в зале заседаний Большого Кремлевского дворца. История иркутского бюста весьма интересна. В 1924—1925 гг. скульптором были выполнены два одинаковых горельефа для Иркутска и Хивы. В Иркутск памятник попал, очевидно, в 1925 или 1926 гг. Упакованный в большой ящик, он долго лежал во дворе архива, располагавшегося тогда на углу улиц Горького и Сухэ-Батора. Ящик вскрыли случайно в начале 30-х гг. Но атрибутировать скульптуру оказалось невозможно, так как отсутствовали сопроводительные или пояснительные документы. Только через много лет, благодаря энтузиастам архитектору П. Г. Раковичу и краеведу А. Н. Граниной, был установленавтор инайденадополнительнаяинформация о памятнике. В 1934 г. памятник, вырубленный из цельного куска гранита, установили на невысоком постаменте в том же месте, где он находится и сейчас.
В 1985 г. проведена реконструкция сквера и под скульптуру подведен новый постамент из серого гранита на стилобате, в результате чего памятник был заметно поднят. За ним устроен цветник. Скульптура-бюст небольших размеров, форма лица, торса — детально проработаны и мягко моделированы, что резко контрастирует с поверхностью, обработанной грубым сколом. В. И. Ленин изображен в момент глубокого раздумья. Следует отметить, что в фондах Иркутского художественного музея хранится еще одна работа этого выдающегося советского скульптора — гипсовый бюст вождя, выполненный в 1924 г.
Другой памятник В. И. Ленину выполнен по проекту скульптора Н. В. Томского и архитектора Л. Г. Голубовского. Бронзовая скульптура отлита на заводе фигурного литья при монетном дворе в Ленинграде. Оригинал этого памятника автор сделал в 1940 г. для Воронежа, а авторский повтор — для Ленинграда, Вильнюса и Иркутска. Скульптура на четырехгранном гранитном постаменте установлена в центральной части города среди исторической застройки двухэтажных домов конца XIX в. Он четко просматривается с прилегающих улиц, расположен на продольной оси сквера. Широкая гранитная лестница связывает тротуар улицы и насыпную часть сквера вокруг монумента.
Все это весьма напоминает другие скульптурные изображения в нашей стране. Думается, что еще долго в нашей стране бюсты и статуи Ленина будут украшать парки, скверы и общественные места. Что поделать, от исторического прошлого не уйдешь.
Ленин изображен в момент произнесения речи: убедительная и точная портретная характеристика органично сочетается с широким образным общением. Скульптуру отличает ясный, пластичный выразительный силуэт. Это главный монумент города, очень значительна его градостроительная роль, так как он находится на пересечении двух главных улиц города.
Следующая тема советского монументального искусства, получившая развитие в Иркутске,— героико-историческая. Она представлена памятниками, монументами, мемориалами, которые посвящены героям революции и Великой Отечественной войны. Следует выделить монумент «Борцам революции» скульпторов Г. И. Мотовилова, М. Н. Нефедова, памятник А. П. Белобородову скульптора Г. И. Мотовилова; мемориальный комплекс «Вечный огонь» архитектора В. М. Федорина, художника В. Г. Смагина; мемориал «Борцам за власть Советов» архитектора С. Нечволодова, скульпторов В. Чемериса и Ряшенцева и ряд других. Здесь наметилась тенденция развития от портрета к обобщенному образу-символу, а в композиционном отношении — от станковой скульптуры к архитектурно-пространственным комплексам, где рельеф, игравший ранее в монументальном искусстве вспомогательную роль, становится основой композиционного решения.
Наиболее удачной работой этого направления является памятник Борцам Революции, установленный на горе Коммунаров 8 ноября 1940 г. Это произведение советского монументалиста Г. И. Мотовилова. Ученик замечательного русского скульптора С. Т. Коненкова широко известен как автор скульптурных групп для входа на станции метро «Электрозаводская», работал также над оформлением станций «Новокузнецкая», «Октябрьская», «Парк культуры». Творческим достижением Мотовилова явились рельефы и статуи на Волго-Донском канале им. В. И. Ленина, фризы портала нового здания МГУ, скульптура А. П. Чехова в Мелехове, Н. А. Некрасова в Ярославле, М. И. Кутузова в Смоленске.
Бронзовая скульптура отлита в Москве и установлена бригадой иркутских мастеров под руководством М.Н. Нефедова на могиле, где захоронены участники боев за советскую власть в Иркутске, Иркутской области. В этом пантеоне покоятся известные партизанские вожаки — Нестор Каландаришвили, Николай Бурлов, начальник особого отдела Иркутского ЧК Э. Белов, член Иркутского ревкома В. Литвинов и многие другие. Как выше указывалось, памятник установлен на вершине горы около главного входа в ЦПКиО (бывшее Иерусалимское кладбище) вблизи от Иерусалимской церкви и обращен к центру города. От подножия горы к нему ведет широкая многомаршевая лестница.Памятник представляет собой бронзовую трехфигурную скульптурную композицию на гранитном постаменте. Фигуры старого солдата, большевика и крестьянского парня под развернутым знаменем олицетворяютсилыреволюции.Вбольшевике просматриваетсяявноепортретноесходствос Н. Каландаришвили. На лицевой грани постамента — бронзовая доска с надписью: «Героям, погибшим за власть Советов во время восстания против колчаковщины в Иркутске 24 декабря 1919 — 4 января 1920 гг.» Северная и западная грани квадратного в плане постамента из светлого гранита отшлифованы, а южная и восточная — обработаны грубым сколом. По форме постамент напоминает кусок скалы.
12 июля 1953 г. на площади Труда в центре Иркутска появляется вторая работа Г. И. Мотовилова — бюст дважды Герою Советского Союза генералу Армии Афанасию Павлантьевичу Белобородову, уроженцу деревни Акинино-Баклаши, что под Иркутском. (Здесь, собственно, и нужно было установить этот бюст согласно постановлению правительства). В работе над памятником принял участие и архитектор Л. М,Поляков. Памятник представляет собой бронзовый бюст, установленный на гранитном постаменте. Композиция спокойная, отсутствует внешняя патетика. Художественноедостоинствопроизведения определяется высокой одухотворенностью образа, мудрой простотой скульптурных приемов, завершенностью исполнения. На гранитном постаментеимеетсянадпись — выдержка из указа Президиума Верховного Совета о присвоении А. П. БелобородовузванияГерояСоветского Союза (повторно).
8 мая 1975 г. был торжественно открыт Мемориальный комплекс, посвященный памяти воинов-сибиряков, павших в боях против немецко-фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны. Проект разработан архитектором В.М. Федориным, художником В.Г. Смагиным и инженером-проектировщиком В. Мавриной. Мемориал — архитектурно-ландшафтный комплекс, который расположен на Нижней Набережной реки Ангары в древнейшей части города вблизи самой старой постройки — Спасской церкви. Он включает в себя Вечный огонь — невысокое полированного гранита сооружение, квадратное в плане, значительных размеров, размещенное на насыпной платформе, с факелом в форме пятиугольной звезды в центре, с четырех сторон памятник оконтурен гранитным парапетом, а также стену крыла Дома Советов с именами иркутян-героев Советского Союза, погибших на фронтах Великой Отечественной войны, часть Детского парка с комплексом аллей и зеленых насаждений.
Центром композиции является Вечный огонь, от которого и пошло название мемориала. Вечный огонь доставлен в Иркутск от стен Московского Кремля с могилы Неизвестного солдата. Кроме того, была привезена капсула с землей, взятой с братской могилы на сороковом километре Ленинградского шоссе, где захоронены отважные защитники Москвы. У мемориала «Вечный огонь» есть бесспорные достоинства, но имеются и недостатки — отсутствие пилонов или стел, которые бы, с одной стороны, акцентировали пространство, а с другой — на них можно было бы написать имена погибших иркутян, как это сделано, например, в Новосибирске.
Несколько слов еще об одном скульптурно-архитектурном монументе, который, к сожалению, можно отнести к разряду не совсем удачных. Это архитектурно-скульптурный ансамбль «Борцам за власть Советов», который был открыт у южной стены Белого дома к празднованию 48-й годовщины Октябрьской революции на месте захоронения 92 солдат и красногвардейцев, погибших в декабрьских боях 1917 г. Авторами проекта являются С. Нечволодов, скульпторы В. Черемис и О. Рященцев. В ансамбль входит надгробие и памятник. Памятник — разносторонний прямоугольник в плане, на двух плоскостях которого — барельефы, а на двух других — надписи. На восточной стороне — динамичная четырехфигурная композиция: изображены женщина,, крестьянин-солдат с винтовкой наперевес, рабочий, протягивающий солдату руку помощи. Ниже находится склоненная скорбная фигура мужчины. В нише с противоположной стороны барельеф солдата с винтовкой в руке. На северной стороне выбита надпись: «Борцам революции, отдавшим жизнь за власть Советов». На южной стороне цитата В. И. Ленина: «Перед их памятником дадим клятву идти по их следам, подражать их героизму». Авторы использовали бетон, камень, мрамор. Но тем не менее при всей композиционной сложности и многоплановости содержательный и художественный уровень остается низким.
Более удачен, на наш взгляд, мемориал у Клуба железнодорожников по улице Профсоюзной (авторы О. Ряшенцев, Г. Пончуков, Н. Мухарян, П. Любославский). Мемориал состоит из двух частей — надгробия и памятника. На надгробии выбита надпись: «Здесь захоронены героические защитники власти Советов, погибшие в декабре 1919 — январе 1920 гг.» Памятник — горельефная скульптурная композиция из серого гранита. Изображены красноармеец в буденовке, рабочий и женщина. Импонирует ясность и лаконичность образов. На гранитном постаменте надпись: «Мы гибли, зная, что свободу людям сквозь все сражения пронесете вы».
В Иркутске развивается еще одна самостоятельная тема в монументальной скульптуре, посвященная деятелям науки и культуры, но особых достижений, здесь пока не имеется. Памятник Ю.А. Гагарину (автор Ю. Кузнецов), бюст А. М. Горького (скульптор М. Смирнов). Их содержание, художественные достоинства оставляют желать лучшего. Например, бюст А. Горького не увязан ни с тонким постаментом-столбом, ни с архитектурно-пространственной структурой сквера, а в недалеком прошлом иркутяне могли любоваться великолепным бюстом А. М. Горького, работы И. Д. Шадра, находящимся в небольшом скверике на углу улиц Сухэ-Батора и Горького. К сожалению, эта работа безвозвратно утрачена.
Следуетотметитьпоявляющиесянастенах иркутских домов мемориальные доски. Одна из самых интересных и самых старых расположена на доме на углу улиц К. Маркса и Фурье. Она мраморная, с бронзовым барельефом А. П. Чехова. На ней выбита надпись: «В этом доме с 4 по 11.06.1890 г. жил великий русский писатель А. П. Чехов» (в действительности же Чехов останавливался в доме по ул. Фурье, 1). Этот прекрасный барельеф выполнил известный советский скульптор Л. Н. Дубиновский, автор памятника Г. И. Котовскому в Кишиневе. Л. Н. Дубиновский в начале войны был эвакуирован в Иркутск, где прожил несколько лет. Однако мемориальные доски хорошего профессионального уровня в Иркутске редкость. В 1988 г. появились две удачные работы. На здании театра Юного зрителя установлена мемориальная доскадраматургу А. Вампилову (автор С. Нечволодов), а в Академгородке на здании института Земной коры — академику А. Н. Мелентьеву (скульптор Е. Скачков). Это примеры высокохудожественного рельефа, а в основном устанавливаются невыразительные штамповки.
Еще одна грань современного монументального искусства — реалии, предметный мир в сочетании с новым материалом — бетоном. Например, памятник — танк «Иркутский комсомолец», а также самолет на постаменте у авиазавода. Это явление в монументальном искусстве наблюдалось и ранее («Царь-колокол» в Кремле, пушка на площади героев Арсеналав городе Киеве и др.).
Следует отметить и еще один аспект монументальной пластики — въезды в города и населенные пункты, памятные знаки, отмечающие границы между районами. «Этот монументальный жанр находится как бы между собственно монументальной скульптурой и оформительским искусством». Эти памятные знаки неоднородны по своему архитектурно-художественному уровню. К удачным можно отнести въездной знак в Свердловский район и въездной знак в город Иркутск со стороны поселка Лиственичное.
Данная работа — попытка выявить и проследить тенденции развития монументальной пластики города Иркутска, в исторической среде которого может плодотворно существовать только высокохудожественное, выполненное на хороших архитектурных и градостроительных традициях монументальное произведение.
Недавний конкурс на монумент декабристам показал, что многие проекты страдают ложной патетикой, не всегда отражают идеи декабризма или не соответствуют исторической среде города. Но это лишь первый шаг, работа продолжается.
Практика «административного монументализма» должна уйти в прошлое. Видится лишь один путь — конкурсный, желательно анонимный, с привлечением широких общественных сил. В творчестве монументалистов поиск новых композиционных и художественных решений не всегда может быть удачен, и только конкурс может выявить наиболее удачные из них. Читать дальше