Иконостасы
относятся к недвижимым памятникам истории и культуры, будучи произведениямимонументально-декоративногоискусства.
На сегодняшний
день в какой-то мере восстановить ансамбль возможно только в одной из
иркутских церквей — Крестовоздвиженской. Этот уникальный памятник сибирского
барокко спасло то, что в его помещении решено было устроить антирелигиозный
музей. Для атеистической пропаганды могли понадобиться иконостасы, и три из
пяти, находящихся там, не стали разрушать, как это было сделано во всех
остальных иркутских храмах. Сюда стали свозить из закрываемых церквей иконы,
предметы культового обихода. Антирелигиозный музей просуществовал всего семь
лет. В 1943 г.
религиозная община добилась права возобновить богослужение.
В
Государственном архиве Иркутской области сохранилось несколько описей имущества
Крестовоздвиженской церкви, из которых для нас особенно ценна опись 1809 г. В ней перечисляются
не только иконы, кресты, богослужебные сосуды, книги, колокола, но и описываются
росписи стен, выполненные в XVIII
в. Опись дает прекрасный материал для изучения ее первоначальных интерьеров и
произведений искусства второй половины XVIII в.
Как видно из
документа, алтарь Троицкого храма (в 1858 г. переименован в Крестовоздвиженский, это
название сохраняется до нынешнего времени) внутри был расписан красками на
клею: «...в своде изображение сошествия святого духа на апостолов, на горнем
месте Спасителя, на откосах горнего окна Григория Богослова и Василия
Великого, на откосах же окошек полуденного Иоанна Златоуста и Александра
Цареградца, Сиверного Сильверстра, папыримскогои Спиридона
Тримифутского, в кружале над царскими вратами ангела». Алтарь
Крестовоздвиженского придела (переименован в 1858 г. в Успенский)
«...расписан красками в своде и прочих местах по стенам, на окошке в четырнадцати
стуках разных изображений образа, на горнем месте Спасителя с двумя ангелами,
держащими потиры». Скорее всего, и алтарь Успенского придела(переименован в 1858 г. в Троицкий)
тожебылрасписан, но в описи отсутствуют листы 4 и 5, где об этом приделе идет
речь. Опись также фиксирует росписи в Троицком и Успенском приделах (нынешнее название)
и на паперти,«котораярасписанаразными красками на клею, на своде по стенам на всех откосах изображения
разных притчей ветхого и нового завета».
В 1812 г. эти росписи, видимо,
были частично, а возможно, и полностью переписаны. В июне этого года иркутяне
цеховой Степан Дмитриевич Романов и мещанин Алексей Петрович Мыльников взяли
подряд на живописные работы в Крестовоздвиженской церкви. По контракту в Троицком
храме (ныне Крестовоздвиженском) мастера должны были расписать «...собственными
красками по приличности где должно по стенам святыми образами», как укажет
заказчик, в Успенском (ныне Троицком) приделе «...по стенам снизу доверху изобразить
пятнадцать картин с paмами
какие... назначены будут», в Крестовоздвиженском (ныне Успенском) приделе
«...покрыть стены красками вкруг окошек каймы или булурдеры, равно и на своде
вверху Спасителя или что назначено будет». В 1986 г. реставратором О. Ю.
Педаясом были расчищены отдельные небольшиефрагментыросписей,свидетельствующиеовысокойхудожественностифресок.
Эта же опись 1809 г. помогла в настоящем
собрании икон выделить те произведения, которые в XVIII в. принадлежали
Крестовоздвиженской церкви. Самую большую ценность представляют три иконостаса,
созданные в 1750-е гг.
Здание Иркутской
Крестовоздвиженской церкви заложено в 1747 г., строилось 11 лет. В 1758 г. освящены два храма:
4 июня храм Троицы (ныне Крестовоздвиженский), 11 сентября (по другим данным 11
октября) — придел Крестовоздвиженский (ныне Успенский). Через два года—13 декабря
1760 г.—
освящается Успенский (ныне Троицкий) придел.
Главный
Крестовоздвиженский иконостас, имеющий в высоту 14 м и 6,5 м в ширину, состоит из
четырех чинов (рядов), в каждом из которых фигурные доски икон располагаются в
два ряда. Праздничный (нижний) чин имеет полный набор двунадесятых праздников.
Апостольский и выше его пророческий чин включает в себя по двенадцать образов
апостолов и пророков. Венчает иконостас живописно-скульптурная композиция:
фигурная доска с семью живописными сценами страстей Христовых, окаймленных
растительным орнаментом в барочном стиле. На фоне этих сцен резные из дерева
скульптуры Распятия Христова с предстоящими Богоматерью и Иоанном Богословом, а
также два ангела, держащие корону над головой Христа. Всего в Крестовоздвиженском
иконостасе 63 иконы и 5 скульптур.
Придельные
иконостасы по размеру гораздо меньше главного: высота каждого 5,5 м, ширина 3,5. Оба
решены как единый ансамбль, как две половинки целого. Каждый из них имеет семь
рядов икон по четыре иконы в каждом ряду: местный чин занимает два ряда,
праздничный чин — один ряд, три ряда вверху посвящены образам пророков в
Успенском иконостасе и образам апостолов в Троицком иконостасе. Венчают
иконостасы по три иконы: в Успенском иконостасе на темы ветхого завета
(«Саваоф», «Моисей с израильтянами переходит Червленое море» и «Передача
Моисею скрижалей»), в Троицком — на темы нового завета («Снятие с креста», «Воскресение
Христово», «Тернение Христа»). В каждом из придельных иконостасов по 30 икон.
Судя по
времени освящения храмов работа над двумя иконостасами Крестовоздвиженским и
Успенским велась одновременно (их освящение разделяет всего три месяца), третий
иконостас — Троицкий —создавалсявтечениедвухлет.
Несмотря на
целенаправленные архивные поиски имен мастеров, выполнивших эти иконостасы,
написавших для них иконы, найти еще не удалось. Единственное, что пока можно
утверждать: это были очень талантливые художники. Рассматривая иконы всех трех
иконостасов, улавливаешь несколько творческих индивидуальностей, среди
которых особо выделяются два. Один писал иконы для главного
Крестовоздвиженского иконостаса. Другой — для двух придельных. У каждого из них
были помощники. Причем эти мастера были единомышленниками — чувствуется
цельность не только каждой иконы, но и каждого иконостаса, а также всего
ансамбля трех иконостасов.
1-й мастер,
руке которого принадлежит большинство икон праздничного чина (более сложные
по композиции), местного, а также апостольского и пророческого чинов, очень
ярко проявил свое мастерство в четырех небольшого размера иконах,
расположенных в нижнем ряду местного чина: «Избавление Николой трех мужей от
казни», «Усекновение главы Иоанна Предтечи», «Бегство в Египет», «Жертвоприношение
Авраама». Он прекрасно владеет новыми средствами выразительности, без труда
передает движение, сложные ракурсы персонажей, создавая интересные композиции
на сложной формы фигурных досках.
2-й мастер
выполнял иконы для придельных иконостасов — Успенского и Троицкого. Он имел
свою манеру письма, отличную от почерка первого мастера, предпочитая создавать
форму не пятном, а мазком. Иконы «Лествица Иакова», «Пророчество Гедеона о
зачатии», «Пророчество Елисея о кресте», «Явление Моисею неопалимой купины»
поражают удивительой легкостью, с какой этот мастер умеет передавать большие
пространства, стихию облаков, листочки на изящных деревьях, бытовые
подробности.
Исследователи
иркутской архитектуры отмечают, что памятники эпохи барокко представляют собой
переплетение нескольких локальных ветвей барокко — московского, северного и украинского.
В иконописных произведениях отмечаются те же моменты. Во-первых, прежде всего
замечается сильное влияние Украины, что проявляется в особенностях иконографии
(«Виленская Богоматерь», «Численская Богоматерь» и т. Д.), в типаже ликов,
манере написания роскошных расшитых одежд, списанных с современности (иконы
архидьяконов Стефана и Лаврентия на диаконских дверцах всех трех иконостасов),
в лепном орнаменте, который имел широкое распространение в первой половине и
середине XVIII в. на
Украине и Белоруссии.
В написании
некоторых икон чувствуется влияние творчества северных художников. В собрании
икон Крестовоздвиженской церкви есть подписная и датированная 1756 г. икона «Сретение»,
созданная Василием Колмогоровым, которая находит стилевые аналогии в иконах
всех трех иконостасов.
Находя эти
разные влияния, истоки, корни, которые питали творчество иконописцев, создававших
уникальные иконостасы иркутской Крестовоздвиженской церкви, видишь, как все они
переплелись, переплавились в своеобразный художественный феномен. Представляется,
что в артели иконописцев существовала дружеская, особо эмоционально-приподнятая
творческая атмосфера, в результате которой мастера стали единомышленниками.
Каждый раз, соприкасаясь с иконами, физически это ощущаешь.
Большое
количество прекрасных икон в стиле барокко, украшавших не только иркутскую
Крестовоздвиженскую церковь, а также иркутские Чудотворскую, Тихвинскую, Троицкую,
Владимирскую, Харлампиевскую, Благовещенскую, Знаменскую, дают основание для
определения Феномена в живописи XVIII
в.—«иркутское барокко».