Путешествие через Сибирь 1733-1743 гг.
Автор: Иоганн Гмелин
<.„> Мы ехали из
Усть-Кута почти все время в направлении между западом и юго-западом, в некоторых
местах река имела большие повороты. По дороге мы встретили довольно много
деревень, которые были очень малы и часто всего состояли из одного дома. Ибо
горы подходят к самому берегу, и в некоторых местах, где нет гор, находится
густой лес. Ни один сибирский крестьянин не рискует устроить пашню там, где
она не приготовлена уже самой природой. Должно быть свободное поле с хорошим
черноземом, или по крайней мере там должно быть совсем мало деревьев.
Следовательно, только в таких местах могут быть деревни, а так как редко в
одном месте бывает земли поболее, чем нужно, чтобы содержать крестьянина и его
семью, то и деревни обычно состоят только из одного дома. Во всех деревнях,
мимо которых мы проезжали, мы заметили, что крестьяне много занимаются ловлей
белок, которые в этих местах очень часто встречаются. Способ, которым пользуются
при их ловле, не очень труден. Это происходит через ловушку, которая называется
плашкой. Две тяжелые доски одинаковой величины кладут друг на друга и в одном
конце так скрепляют, что верхнюю от нижней в другом конце по желанию можно приподнять.
Между этими двумя досками в том конце, где они расходятся, вставляется тонкая
деревяшка высотой приблизительно в 4 дюйма; эта деревяшка имеет приблизительно в
середине вырез, и между этим вырезом и нижней доской вставляется для большей
чувствительности еще деревяшка покороче. Эта деревяшка тоже имеет вырез, и на
нем покоится другая тонкая деревяшка, положенная по длине доски и заканчивающаяся
примерно в середине доски. К этому концу привязывают кусок сушеной рыбы для
приманки, ибо ни мясо, ни свежая рыба для этого не годятся. Ловушка ставится
на дерево, и белка, когда добирается до приманки, убивается верхней доской.
Некоторые крестьяне имеют тысячи таких ловушек, и главная добыча идет с
начала марта до середины апреля. Те, которые занимаются ловлей с большим
рвением, в это время живут в лесу, чтобы все время готовить ловушки. Для этой
цели многие строят себе в лесу зимние хижины. Те, которые довольствуются меньшим,
особенно если ловушки расставлены вблизи, каждые пять-шесть дней идут из своей
деревни, чтобы осмотреть ловушки и снова их насторожить. Как выгодна эта
ловля, можно легко видеть из того, что многие рабочие нанимаются крестьянами на
год и довольствуются третьей частью пойманных белок вместо жалованья. Если же
нанимать в этих местах рабочих за деньги, то они редко берут меньше 20— 25
рублей в год, и еще надо им дать еду. Продажа пойманных белок не затрудняет
крестьян, и хотя эти белки и не лучшего сорта, иркутские купцы их прилежно
скупают и чуть ли не дерутся из-за них. За тысячу белок дают 27 рублей. Так как
крестьяне часто находят в ловушках белок-летунов, то бывает, что они в связки
настоящих белок примешивают летучие, что покупатель не сразу замечает, так как
нет такой привычки, чтобы развязывать все связки. Но обман легко заметить, так
как эти два вида белок почти ничего общего, кроме названия и способа
передвижения по деревьям, не имеют. Форма тела у одного совсем иная, чем у
другого, и летучие белки похожи больше на крысу. Отличаются они между собой
главным образом тем, что между передними и задними лапами имеют мех шириной
свыше дюйма, который они могут распустить и ослаблять, и поэтому могут немного
летать. Хвосты их не такой длины, как у белки, и цвет их больше отдает желтым,
чем черным -<..>
<...>Этот острог
(Балаганский.— Ред.) еще до постройки Иркутска был заложен в виде четырехугольника...
В нем имеется канцелярия, дом приказчика, несколько хижин, церковь и две
металлические пушки. Вне острога в сторону суши имеется около 60 домов,
заселенных отчасти служивыми, отчасти купцами; и это довольно видные дома с высокими
окнами и светлыми комнатами. Купцы имеют хороший достаток. Так как летом многие
купцы прибывают сюда по пути в Иркутск, недалеко от реки построен дом, где
несколько лавок, которые, однако, сейчас заперты, и их открывают только тогда,
когда проезжающие купцы хотят торговать.
|