Туристический центр "Магнит Байкал"
      
Воскресенье, 22.12.2024, 09:00
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход




Полезные статьи о Байкале

Главная » Статьи » Байкальская сторона ч. 1


Вниз по Курбе - 4
В любом доме семейского в чистом укромном месте хранилась чистая посуда для «табапгаика», инородца какого, «греховодника», случайного посетителя. Я не раз слышал и читал где-то осуждающие мотивы этого, вот-де какого мнения о посторонних! Но для такого отношения, кстати, давно исчезнувшего, была прос­тая, безобидная и совершенно необходимая основа. Семейские небольшими изолированными колониями были заброшены в неведомые края, где случались вспышки страшнейших заразных болезней: чумы, си­бирской язвы, туляремии, других природно-очаговых инфекций; местное население, как известно, вымирало и от прочих болезней.
Поэтому неизвестный какой по­сетитель угощался из отдельной посуды, которая после тщательно дезинфицировалась дымом «вереска», мож­жевельника. После посещения подозрительного, совсем чужого человека (которого никто не знает) окуривали этим дымом и дверные ручки. Здоровый труд и бережение от заразы сделали семейских здоровым, жизнестойким, трудолюбивым народом. Стремлением оградить себя от возможной какой заразы объясняется и то, что брать в руки дохлую мышь, иного зверька, птицу грех. Грех также есть зайца, вообще любую «лапу» и нераздвоенное копыто, лошадь то есть. «Ну, «лапу»,— понятно, грызуны и зайцы — хранители и разносчики заразы известные.
Есть же староверу ко­нину — такой же грех, как свинину — мусульманину. Это, конечно, не досужая выдумка основателей веры, такие запреты имели жизненно важное значение в какие-то исторические периоды. Я думаю, запрет се-мейскому есть конину — обычай не простой, он приве­зен староверами со своей древней родины — северных и центральных областей России. Лошадей у жителей лесов никогда не было столько, сколько у степняков, и дороже они для хозяина были намного.
Дороже не просто экономически, поскольку сено косить, овес се­ять надо было, а тем, что никакую работу в поле, в лесу ли не мог он сделать без лошади. Что было бы, если б какой хозяин, несерьезный ли, прижатый ли обстоятельствами, съел свою лошадь? Семейская община не могла допустить своего ослабления при жизни в суровых условиях, при надежде только на себя. Вера была строгая, но жили люди широко, хозяйст­венно по отношению к природным ресурсам. Казалось бы, попав в столь богатый край, люди начали бы грабить, хватать, запасать.
Наоборот, во всем была мера: в кедрачи раньше сентября не лезь, летом зверя не стреляй, пашне, чтоб всегда родила, отдых давай. Острова речные береги — там травы мало, пусть те­лята только пасутся. В праздники работать грех, блюсти посты и мясоеды — непременно. Один из авто­ров, геолог, подверг однажды в своей книге язвитель­ной критике эту ритмику потребления разного состава пищевых продуктов сибирским населением. Существо­вание недельной, месячной, годовой периодичности в потреблении еды разного состава, биологически зна­чимых веществ — грамотнейший подход к сохранению здоровья, долголетия и трудоспособности людей, это теперь доказано. И не случайно ритмика эта предпи­сывалась совершенно разными религиями своим ве­рующим. При оценке нашей всех таких установлений надо исходить из того, что отнюдь не глупее нас были законодатели прошлого. В существовании подобных запретов видна не глупость прошлого, а наше неуме­ние понять их историческую необходимость в опре­деленную эпоху.
Как видно, вся жизнь староверческого села под­чинялась строгой ритмичности: что, когда, где и как надо делать, а чего — нигде и никогда. Уставщик (служитель веры старообрядцев семейских раскольни­ков, староверов — что одно и то же) был дирижером всей хозяйственной и духовной жизни. Обычно им ста­новился очень знающий, грамотный, авторитетный че­ловек пожилого возраста. Это был обычный хозяин — пахарь, жил на своей усадьбе, своим трудом. Этим он выгодно отличался от православного попа, «мироеда».
Семейское село, как мне думается, это тщательно продуманная система, способная самостоятельно функ­ционировать сколь угодно длительное время (конечно, при существовании необходимого обмена), не истощая естественных природных ресурсов.
Категория: Байкальская сторона ч. 1 | Добавил: anisim (22.09.2011)
Просмотров: 1661 | Рейтинг: 5.0/10 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
<Сайт управляется системой uCoz/>