Конечно, условия жизни и
работы сейчас изменились. Вырос, стал благоустроенным поселок Давше — центральная
усадьба заповедника. Есть аэропорт, почта, радиосвязь с кордонами и райцентром.
Есть метеостанция, станция фонового мониторинга, медпункт, начальная школа,
магазин. Микррорбита дает возможность смотреть передачи центрального
телевидения. Заповедник имеет современный транспорт: катер, мотолодки,
снегоходы «Буран», автомобили, трактора. Для наблюдения за тайгой, для борьбы
с лесными пожарами постоянно используется авиация.
Но при всех этих
достижениях транспортная проблема остается по-настоящему не решенной. Малая
авиация, обслуживающая заповедник, целиком зависит от капризов погоды, а
капризы здесь постоянные. К тому же давшинский аэропорт из-за малой загруженности
относится к категории нерентабельных не пользуется у пилотов популярностью.
В прежние годы летом
курсировал по Байкалу пароход «Комсомолец». Пароход не отличался быстроходностью
и комфортом, но, появляясь один раз в неделю, точнее в пять дней, на рейде давшинской
бухты, гарантировал хоть и не частую, но надежную связь с внешним миром. Шло
время, пароход обветшал и прекратил свои походы. Вместе со старым, добрым
«Комсомольцем» ушла для заповедника в прошлое и надежная морская связь.
Оторванность от большой
земли особенно остро чувствуется при затяжной ненастной погоде — в начале зимы
и весной. Тогда по месяцу и более можно ожидать самолета. И даже вертолет не может
прилететь по экстренному вызову.
Конечно, жизнь в
маленьком поселке, иногда месяцами отрезанном от мира, требует самоограничения,
выдержки, преданности делу. Мелочи в таких условиях нередко вырастают в
проблемы. Немалое значение имеет и психологическая совместимость: не случайно
периодически отмечалась большая смена людей. Были в истории заповедника и
мрачные страницы, когда руководящие посты занимали авантюристы и стяжатели (и
такое было!), стремившиеся не к науке, не к работе, а к тому, чтобы безнаказанно
грабить природу.
Жизнь в заповеднике
далеко не так идиллически безмятежна, как может показаться со стороны. Требование
соблюдения жесткого заповедного режима всегда было чревато конфликтами. У
конфликтов такого рода бывали не только внутренние, но и внешние причины. Так,
в шестидесятые годы территория Баргузинского заповедника была широко открыта
для туристов. Именно они и «организовали» в 1961 и в 1971 годах громадные
пожары, в которых погибли многие кедровники и чуть не сгорел поселок Давше. После
этого туристам разрешили лишь посещать небольшой музей природы на центральной
усадьбе.
По северному берегу
Байкала прошел БАМ. Осваиваются и другие районы рядом со «священным морем».
Правда, глобальное влияние человеческой деятельности в Баргузинском
государственном заповеднике ощущается пока слабо, он остается нетронутой,
девственной территорией. И все-таки требуются энергичные усилия, чтобы
сохранить в чистоте удивительное и прекрасное Подлеморье. Сохранить для
будущих поколений.
|