История и этногенез бурят и якутов
Ответить
на вопрос о том, какому языку — бурятскому или якутскому — принадлежит слово
«Байкал», в какой-то мере могут помочь сведения о происхождении, этногенезе
этих народов.
Оказывается,
что далекие предки у бурят и якутов были общими или, по крайней мере, состояли
в узах общей государственности, общей культуры. В качестве таковых
рассматриваются курыканы (курумчинцы).
Первыми
сведениями о курыканах наука обязана Якову Линденау, участнику Великой Северной
экспедиции, организованной в 1745
г. Российской Академией наук. Во время поездки на Байкал
Я. Линденау обнаружил на реке Лене древнее укрепление, которое, по его мнению,
заселяли якуты до их передвижения вниз по Лене. Он же отыскал в долине Лены
древние наскальные рисунки. Значительный интерес к древним памятникам был
проявлен исследователями XIX в. Интенсивно изучались в это время городища,
поселения, стоянки, пещеры, могильники, писаницы. Значительный вклад в изучение
древней культуры был внесен Н. Н. Агапитовым, И. Д. Черским. В исследованиях Н.
Н. Агапитову^ помощь оказывал выдающийся бурятский исследователь М. Н.
Хангалов. Памятники, приписывавшиеся в то время предкам якутов, в особую
культуру выделил М. П. Овчинников и назвал ее курумчинской.
Изучение
памятников курумчинской культуры продолжалось и в XX в. С этим периодом
исследований связаны имена Б.Э. Петри, Т.И. Савенкова, П.П. Хороших, Г.П. Сосновского, В.И. Подгорбунского, A.П.
Окладникова, М.П. Грязнова, Э. Р. Рыгдылона, B.В. Свинина, И.В. Асеева и др.
Ареал
курумчинской культуры имеет своим центром Байкал, берега которого были заселены
в то время довольно густо. Он распространяется на низовья Селенги, бассейн
Баргузина, Иркута, Ангары (до Балаганска), Лены (от верховий до Жигалово).
Чем
же занимались курумчинцы?
Характерное
их занятие — выплавка железа и его обработка. Добытую руду курыканские
плавильщики укладывали в горн послойно с древесным углем. Уголь зажигали и
вручную приводили в действие меха. На дне торна оседал металл, и шлаки выпускались
из горна через специальное отверстие. Полученное губчатое железо было еще
невысокого качества. Поэтому его снова нагревали и проковывали, освобождая от
остатков шлака. Так достигалось высокое качество сыродутного железа, содержание
в нем металла доходило до 99,43 %, оно становилось прочным и ковким.
Из
железа делались ножи, наконечники стрел и копий, предметы домашнего обихода. В
стоянках курыкан обнаружены обломки чугунных котлов. Курыканы умели выплавлять
чугун и отливать из него котлы. В Иркутске в 1937 г. интересное
исследование провел Д. Н. Лев. Он сделал химический анализ хранящихся в
краеведческом музее чугунных котлов и наплавок на них. Как известно, сыродутное
железо получается при температуре 600—700°, а чугун — при более высокой температуре,
не ниже 1200—1250°. Следовательно, чтобы вылить чугун из металла или сделать
наплавку на него, надо было уметь получать очень высокую температуру. Это
достигалось с помощью специальных сопел, изготовленных из особой огнеупорной
глины. Находимые в курыканских стоянках сопла обычно сильно деформированы,
что указывает на то, что они подвергались воздействию высокой температуры.
Курумчинцы
занимались также скотоводством, особенно разведением лошадей, и земледелием, в
том числе орошаемым. Определенное место в их хозяйстве занимали рыболовство и
охота. Курумчинцы обрабатывали кости и рога, изготовляя из них украшения,
наконечники стрел, псалии, накладки на луки, колчаны. Накладки колчанов обычно
орнаментировались резьбой, которая затиралась черной краской, т. е. как бы
инкрустировалась. У курумчинцев было развито и керамическое производство,
хотя изготовляемые ими сосуды не отличались особым качеством.
Курумчинцы
вели полуоседлый образ жизни. Какую-то часть года они жили в городищах, представлявших
собой четырехугольные поселения, обнесенные с трех сторон валами и рвами и
ограниченные с четвертой стороны обрывистыми склонами. Иногда стены городищ выкладывались
из камня.
Кроме
стоянок, поселений и городищ, известны ку-рыканские могильники, подробно
охарактеризованные И. В. Асеевым.
Еще
более века назад Н. Н. Агапитов открыл по западному берегу Байкала каменные
стены. Спустя полвека П. П. Хороших отметил также сторожевые вышки на мысах
Хатырхей, Хальтэ, на горах Сахюртэ, Мухортэ, Имыл-галдаш (последняя открыта в 1880 г. И. Д. Черским).
Предназначение каменных стен, сооруженных на гористых мысах рядом с Байкалом,
представляется во многом загадочным. Выяснить их предназначение было целью
специального исследования Э. Р. Рыгдылона. Он склонился к мнению о том, что это
были стойбища-убежища более или менее оседлых скотоводов и охотников.
Сооружение каменных стен он датировал VI—X вв.
Высоким
был и уровень культуры курумчинцев. Об этом можно судить по наскальным
рисункам-писаницам, результаты изучения которых описаны А. П. Окладниковым.
Среди наскальных рисунков встречаются рунические надписи. В Прибайкалье
найдено восемь древних надписей на древнетюркском языке, выполненных
орхоно-енисейским руническим письмом. Именно на основе этих надписей был
сделан вывод о тюркском происхождении курумчинцев. Однако этот вывод не
бесспорен. Дело в том, что текстов пока найдено очень мало. Это короткие
надписи, в одну-две строки, в строке несколько слов, а порою даже отдельные
знаки. Часть надписей не поддается прочтению или не может быть представлена
связным текстом. По мнению Э. Р. Рыгдылона и П. П. Хороших, в рунических надписях
обнаруживаются не только якутские и хакасские языковые элементы, но и элементы
бурятского языка.
|