Туристический центр "Магнит Байкал"
      
Суббота, 23.11.2024, 20:40
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход




Полезные статьи о Байкале

Главная » Статьи » Что в имени твоем, Байкал?


Мифы, легенды, песни - 1
Мифы, легенды, песни
 
В мифах и легендах часто описываются те природные явления и объекты, с которыми человеку приходилось сталкиваться. Особенно это относится к тем природным объектам, которые поражали воображение человека сво­ими размерами, величием и другими качествами. Поэто­му мы вправе ожидать, что в «преданьях старины глубо­кой» может упоминаться Байкал, и не только упоми­наться — в них следует ожидать проявления отношения народов к озеру.
В бурятских мифах и легендах часто говорится о Байкале. Широко известна, к примеру, сказка-легенда о старике Байкале и его дочери — красавице Ангаре. Она звучит так.
...У седого Байкала, дожившего до почтенного стар­ческого возраста, было много сыновей — Баргузин, Ан-га, Сарма и другие — и всего одна дочь — юная Анга­ра. Любил дочь старый Байкал, лелеял, заботился о ней. Но пришло время выдавать дочь замуж. И вот во владе­ния Байкала со всех сторон потянулись женихи. Приска­кал на коне быстрый и вспыльчивый Иркут, приехал за­думчивый красавец Алят. Но никто из них не нравится юной деве. И вот однажды темной ночью Ангара бежит из отчего дома к могучему богатырю Енисею. Узнав о побеге дочери, Байкал в гневе выхватил из прибрежных скал камень и бросил его вслед беглянке, чтобы прегра­дить ей дорогу. Но Ангара обходит препятствие, с еще большей силой устремляется к Енисею. Повстречавшись, Ангара и Енисей обрели счастье. Брошенный Байкалом камень лежит и поныне, его называют Шаманским камнем...
Близкая по сюжету сказка-легенда о старике Байка­ле и красавице Ангаре есть у эвенков.
У бурят существуют многочисленные легенды и пре­дания, действие в которых развертывается непосредст­венно на берегах Байкала. И везде озеро-море называет­ся одинаково — Байгал. Это название встречается в ми­фе-легенде о Бухе нойоне, шаманках Асуйхан и Хусуй-хан и родоначальниках бурятских племенных объедине­ний Булагате и Эхирите, в легендах-преданиях об осно­вателях племен Бурядае и Хоридае и о Баргу-баторе, родоначальнике бурятских родов.
Перескажем некоторые из них.
...Прародитель хоринских бурят — Хоридой — был простым охотником. Вместе с двумя другими охотника­ми-товарищами он жил и охотился на северной стороне Байкала. Охотники кормились мясом убитых зверей и птиц. Как-то Хоридой задержался на охоте и вернулся в общий балаган позже своих товарищей. Те же, придя рано, сварили оставшееся от прежней охоты мясо — шесть шейных позвонков. Пять позвонков они съели, а шестой оставили Хоридою. Вернувшись, как и его това­рищи, с охоты без добычи, Хоридой возмутился тем, что его обделили в еде. Он сказал: «Шейных позвонков ос­тавалось шесть, а потому мне следует два позвонка, а не один. Мы живем вместе и должны все делить поровну. Так как вы меня обидели теперь, то я не желаю более жить с вами!». И он ушел от своих товарищей, перейдя по льду на южную сторону Байкала. Здесь он стал тоже охотиться. Однажды, бредя по берегу озера, он увидел купающихся женщин, которые, выйдя из воды, оделись, превратились в белых лебедей и улетели. В следующий раз Хоридой спрятался в кустах. Когда лебеди прилете­ли, сняли свои одежды и, превратившись в прекрасных дев, стали купаться, он выскочил из укрытия и взял од­ну лебяжью одежду. Девы наконец вышли из воды. Две из них оделись, превратились в лебедей и улетели, а од­на осталась. Она сделалась женой Хоридоя и прожила с ним долгое время. У них было одиннадцать сыновей, от которых произошли одиннадцать хоринских родов, и шесть дочерей. Однажды Хобоши-хатун, так звали жену Хоридоя, спросила у него, куда он дел ее лебяжью одеж­ду. Тот ответил, что лебяжья одежда до сих пор цела и находится недалеко. Хобоши-хатун упросила Хоридоя принести одежду, чтобы примерить ее и вспомнить бы­лое. Хоридой подумал, что они столько лет прожили вместе, имеют столько детей, что теперь нет опасности. Он принес лебяжьи одежды. Хобоши-хатун надела их на себя и стала летать по юрте. Затем она вылетела из юр­ты через дымовое отверстие. Когда она вылетела, то в это время в юрте одна из дочерей гнала тарасун. Заме­тив, что мать улетает через дымовое отверстие и исчеза­ет, дочь схватила ее грязными от сажи руками за ноги и пыталась удержать. Ноги стали черными, но Хобоши-ха­тун выдернула их из рук дочери и улетела. Она, кру­жась над юртой, дала напутствие своей семье: «Вы, зем­ные жители, оставайтесь на земле, а я, небесная, полечу на небо, на свою родину! Весной и осенью, когда лебеди летят к северу и обратно, делайте обряд в мою честь!». С тех пор хоринцы и поклоняются своему защитнику от злых духов — белому лебедю...
Как отмечает Д. С. Дугаров, весной, когда из южных стран прилетали лебеди, хори-бурятки совершали обряд встречи своей прародительницы. Услышав крик лебеди­ных стай, пролетающих над юртой, женщина выбегала из юрты одетой в безрукавку-уужи и головной убор и из деревянного ведра-тотхуура деревянным ковшом брызга­ла молочную пищу вверх навстречу и вослед улетавшим лебедям. При этом она обязательно произносила такие слова:
Птица лебедь, прародительница моя.
Березовая моя коновязь.
С дальней-предальней стороны
По дороге небесной, воздушной,
В добром ли здравии возвратились?
Мы же, люди младшего подразделения
Батнайското рода,
В нашем западном Тугнуе
В достатке и благополучии живем.
Из лучшей части
Белой пищи нашей отведав,
К прозрачному Байкалу пожалуйте.
 
Такой обычай, по сведению Д. С. Дугарова, бытует у восточных бурят-хоринцев, у западных бурят — алар-ских и тункинских хонгодоров, а также в родах хангин, шарайд, гушад, шошоолог.

 

 

 

 

Категория: Что в имени твоем, Байкал? | Добавил: anisim (18.02.2011)
Просмотров: 6924 | Рейтинг: 4.9/8 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
<Сайт управляется системой uCoz/>