Послушаем
еще одно бурятское предание.
...Давным-давно
на земле жил Хон тайжи хан. Он имел пестрого быка, похвалявшегося своей
непревзойденной силой. Его призывы и хвастовство услышал молоденький бычок,
принадлежавший западным хатам (духам). Когда этот
сивый бычок подрос, то он вступил в схватку с пестрым быком. Выбрав ровное место,
они стали бодаться. Там, где упирались их задние ноги, в степи образовались
горы; там, где упирались их передние ноги, возникли в степи бугорки. Силы
пестрого быка постепенно стали иссякать. Поджимая хвост, он стал пятиться.
Среди
наблюдавших бой быков находилась дочь Хон тайжи хана. Увидев, как пятится их
пестрый бык, она взяла палку и ударила ею сивого быка по голове. Силы сивого
быка стали падать, и пестрый бык его победил. Сивый бык, побежденный, удалился,
шатаясь, на седые гривы Саян. Там, где он сгибал спину, вырастали сосны и
пихты, там, где он качался из стороны в сторону, выросли березы и тальники.
Наконец он превратился в каменное изваяние, которое и сейчас стоит в Торах, в
долине Иркута.
Сивый
бык был зол на дочь Хон тайжи хана. Чтобы отомстить ей, он, сделав очищение,
силой своего волшебства познал ее три раза в три года, и она родила трех
сыновей.
Вскоре
после состязания быков дочь Хон тайжи хана забеременела. Родители ничего не
могли понять, как это могло случиться, когда их дочь не. знала ни одного
мужчины. Они решили, что это наваждение злых хатов.
Когда
пришло время, дочь Хон тайши хана родила прекрасного мальчика. Но хан не хотел
признавать своего внука. Он распорядился положить мальчика в железную люльку,
заковать ее толстыми железными обручами, привязать к стреле и выстрелить
подальше, на северный берег Байкала. Как было решено, так и сделали.
Стрела
с железной люлькой перелетела широкий Байкал и упала в яму, выкопанную быком в
степи. Кругом ничего не было, лишь невдалеке у горы убого лепились десять юрт
атаганова и двадцать юрт хотогонова родов.
Сивый
бык, находясь в Саяне, догадался, что его первый сын лежит в железной люльке в
степи, в яме. Он поспешил туда и накормил ребенка.
В
бурятских родах были шаманки: Асуйхан в атага-новом и Хусуйхэн в хотогоновом
роде. Они жили вдовами, а вдов, не имевших детей, обычно умерщвляли. Шаманок
давно хотели умертвить, но они упорно предсказывали, что,
по откровению тэнгэринов
(божеств), у них должно быть по сыну. Им верили, поэтому откладывали исполнение
обычая.
Однажды
шаманки принесли жертвы белому небожителю Заяну саган тэнгэри и узнали от
него, что Асуйхан найдет сына в яме, вырытой в степи быком, что Хусуй-хэн
найдет сына в щели берега Байкала. Шаманки созвали родственников и объявили им
об этом.
На
другое утро шаманки нашли в степи в яме железную люльку. Возле ямы пасся сивый
бык. Шаманки хотели взять люльку, но бык бросился на них. Шаманки ушли ни с
чем.
Шаманки
снова устроили жертвоприношения. Жертвы боги приняли. И когда они снова пошли
в степь, то сивого быка там уже не было. Шаманки взяли люльку, но никак не
могли снять с нее толстые железные обручи. Они принесли жертвы отцу
небожителей Эсэгэ малан тэнгэри. Тот разъяснил им, что нужно исполнить обряд
укладывания ребенка в люльку. Для этого нужно было собрать всех родственников,
заколоть большого жирного барана, наготовить именного мяса: бедренную кость,
грудинку, тазовую кость, лопатку, сердце, печенку, селезенку и брюшину,
приготовить колыбель и молоток.
Асуйхан
легла в постель роженицы, Хусуйхэн стала повивальной бабкой и ухаживала за ней. И затем они выполнили обряд укладывания ребенка в люльку. .Мальчика назвали
Булагатом. Асуйхан души не чаяла в приемном сыне. Ребенок рос здоровым и
крепким.
Однажды
сын ушел играть и целый день не приходил. Вернулся он поздно вечером. Когда
стали его расспрашивать, он рассказал, что играл на берегу Байкала с мальчиком
и девочкой, такими же, как он.
Асуйхан
рассказала об этом Хусуйхэн, и обе они решили поймать мальчика и девочку,
чтобы усыновить их. Они напекли вкусных лепешек, нагнали водки и все это дали
Булагату с тем, чтобы он угостил своих новых друзей.
Когда
еда была разложена на берегу моря на белом войлоке, из пенистого моря вышли
мальчик и девочка. Они подсели к Булагату на белый войлок. Тот предложил им
угощение. Они с удовольствием стали есть лепешки и пить водку. Когда они
опьянели и легли спать, шаманки подбежали и схватили вместе с войлоком мальчика
и девочку. Не успели они далеко отбежать от берега, как мальчик проснулся. Он
закричал человеческим голосом: «Высокое Небо-отец, Широкая Земля-мать, спасите
меня!».
На
его отчаянный зов откликнулся Байкал и чуть не захлестнул шаманок высокой
волной. В это время девочка выскользнула из их рук и ушла в море. Мальчика
шаманки сумели удержать.
Когда
они принесли пойманного мальчика в дом, то в постель роженицы легла Хусуйхэн.
Позвали родственников, и вновь был исполнен обряд укладывания ребенка в
люльку. Мальчика назвали Эхиритом...
В
другом предании, схожем по сюжету с только что приведенным, рассказывается о
том, что младшая дочь тайжи хана забеременела от бурхана, спустившегося с неба
на землю и искупавшегося в Байкале вместе с дочерьми тайжи хана. Дочь тайжи
хана сама заказала кузнецу железную люльку, лук и стрелу. Родив сына, она
положила его в люльку, привязала люльку к концу стрелы и выстрелила в северную
сторону Байкала, говоря при этом: «Сотворившие и создавшие, возьмите свое
дитяти!». Стрела упала в яму, выкопанную быком. Далее в предании повторяется
описание усыновления мальчика шаманкой Асуйхан, появление второго мальчика.
Здесь есть и некоторые дополнения. Девочка, ушедшая в воды Байкала, сделалась
покровительницей водной стихии Байкала. Ее зовут Далайн эжен Абай Саган ха-тан
— хозяйка моря Абай Саган госпожа.
|