Туристический центр "Магнит Байкал"
      
Воскресенье, 22.12.2024, 10:42
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход




Полезные статьи о Байкале

Главная » Статьи » Что в имени твоем, Байкал?


Мифы, легенды, песни - 3
Восторженно воспевают Байкал в преданиях ольхонские буряты. В одном предании рассказывается о высо­ком небе, о широком водном просторе, о необъятной земле вокруг Ольхона. В другом, наиболее архаичном по содержанию, повествуется об оборотнях-первопредках.
...С восточно-северного неба, с желтой земли спусти­лись птицы. Съев падаль, они не могли подняться на не­бо и стали людьми. Птицы-люди зашли к отцу Ольхо­на — хозяина острова Ольхон. Отца они не застали до­ма. Переночевав, они родили не человека, а яйцо, уди­вились этому. Устроили гнездо и положили яйцо, из ко­торого вылупился и полетел беркут. Его назвали Шубуу ноен — глава птиц...
Байкал часто упоминается в бурятских песнях. Так, в песне агинских бурят поется:
Храброго нашего предка
            Местожительство — Байкал.
            Нашего племени предка Родина — на Ольхоне .
Обратимся теперь к якутскому фольклору.
Якутские легенды и предания повествуют о переселе­нии откуда-то с юга Омогоя и Эллея — предводителей древних якутских родов. Иногда в них непосредственно называется место, откуда якуты пришли на Лену,— районы Прибайкалья, Средняя Лена. В одной из легенд, записанной в XVIII в. Я. Линденау, довольно точно оп­ределяется место, где жили Омогой и Эллей до переселе­ния,— местность Кобуолуур на Лене, ниже села Качуг-ского.
В большинстве якутских преданий и легенд Байкал не фигурирует, и лишь в отдельных из них говорится о Байкале как месте древнего обитания якутов. Вот одно из таких преданий.
...Старики рассказывают: на востоке, у Охотского мо­ря, обитал когда-то якутский род. Весь род истребили, напав, вражеские племена, уцелел лишь один Омогой-Баай-господин; с женою, двумя дочерьми и двумя работ­никами он убежал на север.
В то же время на юге, у Байкал-озера, расселился другой якутский род и возникло отдельное государство, названное Урянхай. Урянхайский царь приказал убивать всех стариков, кто дожил до восьмидесяти лет.
Один родович-урянхаец, именем Эр-Соготох-Эллей, не послушав приказа, скрыл своего отца-старика вось­мидесяти лет: запрятал его в суму и так укрывад три го­да. Когда же на государство Урянхай напали братские (буряты), вещий старик сказал сыну: «Эр-Сого-тох-Эллей, пойдем на север, где течет большая река, Леной называется!». Долго шли беглецы, и, когда пока­залась Лена, большая река, умер отец Эр-Соготох-Эл-лея. Перед смертью велел он сыну спуститься вниз по течению, на север,— там предопределено было Эллею найти Омогой-Баай-господина и взять его дочь себе в жены.
Эр-Соготох-Эллей сделал плот и поплыл вниз по Лене...
С этим историческим преданием перекликается дру­гая якутская легенда, в которой рассказывается о.про-зрачноводном море Баягале, на дне которого была видна драгоценная золотая чаша и сидящая возле нее дева редкой красоты. Безумной страстью к деве, а еще боль­ше к золотой чаше воспылал правитель здешних мест. Он посылал юношей на дно морское за чашей и девой, но никто из них не возвращался. А в те далекие времена существовал обычай умерщвлять стариков, доживших до преклонного возраста. И вот один юноша так горячо лю­бил своего отца, что нарушил жестокий обычай предков и спрятал слепого отца. Когда очередь идти на дно мор­ское дошла до юноши, отец сказал ему, что золотая ча­ша и красавица находятся вовсе не на дне морском, а на высокой горе над морем. Они лишь отражаются в про­зрачном море. И юноша, вняв отцовскому совету, взо­шел на высокую гору, где и нашел чашу и деву. После этого правитель бесследно исчез, а в народе перестали умерщвлять стариков.
В сказках якутов, как сообщает В. Л. Серошевский, встречается морской царь Байгал ырахтагы.
В якутских народных песнях слово «байагъал» упот­ребляется в нарицательном значении. Одну из таких пе­сен — «Зима» — приводит С. В. Ястремский. Вот отры­вок из нее.
...О чем сказать мне вещие слова?
            С ровнями из лежащей коры,
Окруженная широким и глубоким морем-владыкою,
С текучей водою в основании.
Землею посредине,
Переслоенная песком,
Покрытая травою,
Широкая, прекрасная страна!...
С большой любовью и великой нежностью якуты в песнях поют о реке Лене. В одной из таких песен поет­ся, что Лена питается водами трех морей.
За этой громадной водяной трубой —
ее главным стержнем наблюдал-стоял:
воды ее, как русский жемчуг,
вниз (по руслу) плавно текут.
Из девятипроточного Туха-моря
образовалась она, оказывается,
у восьмипроточного Араат-моря
создана была она, оказывается,
из семипроточных глубин Энгирэ (Анкары) моря
вскормлена была она, оказывается...
Поясним указанные в песне моря. Туха байагал — это, по Э. К. Пекарскому, озеро Байкал, Араат байалаг — море, находящееся на западной стороне сказочной земли, местожительства богатырей племе­ни айыы; Энгирэ далай — это, конечно, опять же Байкал.
Следует отметить, что в якутских песнях для обозна­чения моря употребляется и слово «далай».
Слово «байагал», и опять же в нарицательном значе­нии, встречается в якутских песнях, рассказывающих об устройстве мироздания.
С седалищем из тундрового моря, с зависимостью от северного моря, с окраинами из западного моря, с краями из южного моря, с ободком из восточного моря... средняя цветущая страна моя.
В нарицательном значении слово «байагал» можно встретить в якутских пословицах и поговорках: «Кто живет около океана, у того ноги мокнут» (т. е. характер страны отражается и на жителе); «Голова — что море, хвост его — что пространство (или трясина)» (о людях, ведущих много рискованных предприятий, исход кото­рых предвидеть нельзя).
Таким образом, у бурят существует значительно больше легенд, связанных с Байкалом, нежели у якутов. Вместе с тем бросается в глаза, что и в бурятских, и в якутских легендах озеро-море называется одинаково. Оба народа в мифах, преданиях, сказках, песнях назы­вают районы Прибайкалья родиной своих предков. Од­нако бурятский фольклор гласит, что Прибайкалье всег­да было родиной бурят, якуты же называют его своей давней родиной.



Категория: Что в имени твоем, Байкал? | Добавил: anisim (18.02.2011)
Просмотров: 3895 | Рейтинг: 4.9/8 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
<Сайт управляется системой uCoz/>