Восторженно
воспевают Байкал в преданиях ольхонские буряты. В одном предании рассказывается
о высоком небе, о широком водном просторе, о необъятной земле вокруг Ольхона.
В другом, наиболее архаичном по содержанию, повествуется об
оборотнях-первопредках.
...С
восточно-северного неба, с желтой земли спустились птицы. Съев падаль, они не
могли подняться на небо и стали людьми. Птицы-люди зашли к отцу Ольхона —
хозяина острова Ольхон. Отца они не застали дома. Переночевав, они родили не
человека, а яйцо, удивились этому. Устроили гнездо и положили яйцо, из которого
вылупился и полетел беркут. Его назвали Шубуу ноен — глава птиц...
Байкал
часто упоминается в бурятских песнях. Так, в песне агинских бурят поется:
Храброго
нашего предка Местожительство — Байкал. Нашего племени предка Родина — на
Ольхоне .
Обратимся
теперь к якутскому фольклору.
Якутские
легенды и предания повествуют о переселении откуда-то с юга Омогоя и Эллея —
предводителей древних якутских родов. Иногда в них непосредственно называется
место, откуда якуты пришли на Лену,— районы Прибайкалья, Средняя Лена. В одной
из легенд, записанной в XVIII в. Я. Линденау, довольно точно определяется
место, где жили Омогой и Эллей до переселения,— местность Кобуолуур на Лене,
ниже села Качуг-ского.
В
большинстве якутских преданий и легенд Байкал не фигурирует, и лишь в отдельных
из них говорится о Байкале как месте древнего обитания якутов. Вот одно из
таких преданий.
...Старики
рассказывают: на востоке, у Охотского моря, обитал когда-то якутский род. Весь
род истребили, напав, вражеские племена, уцелел лишь один Омогой-Баай-господин;
с женою, двумя дочерьми и двумя работниками он убежал на север.
В
то же время на юге, у Байкал-озера, расселился другой якутский род и возникло
отдельное государство, названное Урянхай. Урянхайский царь приказал убивать
всех стариков, кто дожил до восьмидесяти лет.
Один
родович-урянхаец, именем Эр-Соготох-Эллей, не послушав приказа, скрыл своего
отца-старика восьмидесяти лет: запрятал его в суму и так укрывад три года.
Когда же на государство Урянхай напали братские (буряты), вещий старик сказал
сыну: «Эр-Сого-тох-Эллей, пойдем на север, где течет большая река, Леной
называется!». Долго шли беглецы, и, когда показалась Лена, большая река, умер
отец Эр-Соготох-Эл-лея. Перед смертью велел он сыну спуститься вниз по течению,
на север,— там предопределено было Эллею найти Омогой-Баай-господина и взять
его дочь себе в жены.
Эр-Соготох-Эллей
сделал плот и поплыл вниз по Лене...
С
этим историческим преданием перекликается другая якутская легенда, в которой
рассказывается о.про-зрачноводном море Баягале, на дне которого была видна
драгоценная золотая чаша и сидящая возле нее дева редкой красоты. Безумной
страстью к деве, а еще больше к золотой чаше воспылал правитель здешних мест.
Он посылал юношей на дно морское за чашей и девой, но никто из них не
возвращался. А в те далекие времена существовал обычай умерщвлять стариков,
доживших до преклонного возраста. И вот один юноша так горячо любил своего
отца, что нарушил жестокий обычай предков и спрятал слепого отца. Когда очередь
идти на дно морское дошла до юноши, отец сказал ему, что золотая чаша и
красавица находятся вовсе не на дне морском, а на высокой горе над морем. Они
лишь отражаются в прозрачном море. И юноша, вняв отцовскому совету, взошел на
высокую гору, где и нашел чашу и деву. После этого правитель бесследно исчез, а
в народе перестали умерщвлять стариков.
В
сказках якутов, как сообщает В. Л. Серошевский, встречается морской царь Байгал
ырахтагы.
В
якутских народных песнях слово «байагъал» употребляется в нарицательном
значении. Одну из таких песен — «Зима» — приводит С. В. Ястремский.
Вот отрывок из нее.
...О
чем сказать мне вещие слова? С ровнями из лежащей коры,
Окруженная
широким и глубоким морем-владыкою,
С
текучей водою в основании.
Землею
посредине,
Переслоенная
песком,
Покрытая
травою,
Широкая,
прекрасная страна!...
С
большой любовью и великой нежностью якуты в песнях поют о реке Лене. В одной из
таких песен поется, что Лена питается водами трех морей.
За
этой громадной водяной трубой —
ее
главным стержнем наблюдал-стоял:
воды
ее, как русский жемчуг,
вниз
(по руслу) плавно текут.
Из
девятипроточного Туха-моря
образовалась
она, оказывается,
у
восьмипроточного Араат-моря
создана
была она, оказывается,
из
семипроточных глубин Энгирэ (Анкары) моря
вскормлена
была она, оказывается...
Поясним
указанные в песне моря. Туха байагал — это, по Э. К. Пекарскому, озеро Байкал,
Араат байалаг — море, находящееся на западной стороне сказочной земли,
местожительства богатырей племени айыы; Энгирэ далай — это, конечно, опять же
Байкал.
Следует
отметить, что в якутских песнях для обозначения моря употребляется и слово
«далай».
Слово
«байагал», и опять же в нарицательном значении, встречается в якутских песнях,
рассказывающих об устройстве мироздания.
С
седалищем из тундрового моря, с зависимостью от северного моря, с окраинами из
западного моря, с краями из южного моря, с ободком из восточного моря... средняя
цветущая страна моя.
В
нарицательном значении слово «байагал» можно встретить в якутских пословицах и
поговорках: «Кто живет около океана, у того ноги мокнут» (т. е. характер страны
отражается и на жителе); «Голова — что море, хвост его — что пространство (или
трясина)» (о людях, ведущих много рискованных предприятий, исход которых
предвидеть нельзя).
Таким
образом, у бурят существует значительно больше легенд, связанных с Байкалом,
нежели у якутов. Вместе с тем бросается в глаза, что и в бурятских, и в
якутских легендах озеро-море называется одинаково. Оба народа в мифах,
преданиях, сказках, песнях называют районы Прибайкалья родиной своих предков.
Однако бурятский фольклор гласит, что Прибайкалье всегда было родиной бурят,
якуты же называют его своей давней родиной.
|