Туристический центр "Магнит Байкал"
      
Понедельник, 25.11.2024, 11:06
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход




Полезные статьи о Байкале

Главная » Статьи » Что в имени твоем, Байкал?


Послесловие
Послесловие
 
Владимир Даль, оценивая положение со словарным фон­дом языка у некоторых европейских народов, говорил, что у этих народов «язык давно перепотрошен на все ла­ды и каждое слово его перебрано и перещупано в паль­цах». Так и мы, следуя совету знаменитого ученого, «перебрали» и «перещупали в пальцах» только одно слово, стараясь проследить его истоки, найти язык и на­род, его породившие. И в этом слове, в его истории, от­крылись нам исторические судьбы многих сибирских на­родов. В нем видятся целые века, целые эпохи, скупо или даже совсем не обозначенные фактами и хронологи­ческими датами, фольклорные образы. За словом стоят сами народы, вышедшие некогда из единой общности и многоязычные, ибо надо было общаться с рядом живу­щими соседями, говорившими по-иному. История слова поведала нам об эпохе «великого смешения народов», когда роды и племена в результате политики монголь­ских феодалов, создававших империю, делились, соеди­няясь с осколками и частями других родов и племен и смешивая языки, быт и культуру. В них уже зарожда­лись черты будущих народностей. За словом проступает облик народов, живших вокруг Байкала.
 
Слово, как и человек, живет в сообществе себе по­добных, выполняющих одинаковые функции, но имею­щих различное смысловое значение. Вместе с тем у него есть «собратья»— синонимы, слова другого звучания, но с тем же смысловым значением. Такими синонимами к слову «байгал» выступают «далай» и «тэнгэс». Интерес­но, что у монголов и якутов существуют парные, а не троичные синонимы: у монголов — далай и тэнгэс, у якутов — байгал и далай. Существование парных синонимов является, по-видимому, отражением тех далеких исторических периодов, когда племенам и родам прихо­дилось жить в соседстве, общаясь друг с другом. Харак­терно и то, что в парных синонимах одно слово является родным для данного языка (народа), другое — приобре­тенным, заимствованным. Родными для якутов и монго­лов являются соответственно байгал и далай, а заимст­вованными — далай и тэнгэс. И через тэнгэс эта цепь перекидывается к тюркским языкам (казахскому, кир­гизскому и др.), в которых неоспоримо признается пер­вично тюркская основа этого слова.
 
Знать все о Байкале — таково стремление науки, ибо он принадлежит всем. И это не случайно: у всех на­родов всех времен сибирское озеро-море вызывало удив­ление, восхищение, восторг. Недаром на всех языках его название имеет только один смысл — море.
 
История появления слова «байгал» для обозначения моря, большого количества и обилия воды и, наконец, океана тесно переплетена с проблемами этнической ис­тории двух народов — якутов и бурят. В связи с этим приобретает значение проблема этногенеза народов. Эта проблема основывается на трех «китах»: этногенетиче-ских преданиях (историческом материале), лингвистиче­ских данных и антропологических свидетельствах. Доля участия каждого из трех компонентов в этногенезе может быть различной. В проблеме этногенеза якутов, характеризующейся, по сравнению с другими народа­ми Сибири, наибольшей полнотой информации, основ­ные выводы полностью совпадают по всем трем ком­понентам. Это объясняется тем, что в данном случае исследовались этнические процессы сравнительно не­глубокой древности, отстоящие от нашего времени на одно тысячелетие, много на полтора. Наиболее до­стоверен и убедителен исторический материал, свиде­тельствующий о происхождении якутов от курыкан, проживавших в районах Северного Прибайкалья и За­байкалья. Принадлежность якутского языка к семье тюркских языков также доказывает «южную гипотезу» якутского этногенеза. В антропологическом плане этот народ изучен недостаточно полно, но имеющиеся мате­риалы говорят о принадлежности его к центрально-ази­атской группе популяций, к которой также относятся буряты и тувинцы.
 
Сложнее обстоит дело с проблемой этногенеза бурят. Исторический материал здесь неоднозначен и противоре­чив. Язык полностью связан со своей основой — мон­гольским языком. Антропологические материалы свиде­тельствуют о делении этого народа на две группы, при­чем у бурят западного ареала сходство устанавливается с тюркоязычными народами, а у бурят восточного ареа­ла — с эвенками. По нашему мнению, следует при­знать, что протомонгольское ядро (хори), на основе ко­торого позднее формировалась бурятская народность, из­давна проживало в Ближнем Забайкалье. На этнической истории бурят в сильной степени сказались ассимиляци­онные процессы с тюрками и эвенками. Под давлением монгольских феодалов хори осваивали меркитские и найманские кочевья, испытывая постоянное давление с их стороны.
 
Чтобы освободиться от зависимости, бурятские пле­мена вынуждены были прибегать к постоянным переме­щениям (нередко в союзе с другими племенами) по об­ширным степным и лесостепным пространствам Цент­ральной Азии, чему способствовали кочевой образ жиз­ни и приспособленное к этому хозяйство.
 
Анализ происхождения слова показывает, что многие вопросы истории и этногенеза сибирских народов оста­ются еще не исследованными. Как явствует из предыду­щего изложения, совершенно неизученными остаются вопросы сравнительного анализа языка, быта, культуры, фольклора тех родов и племен, которые волею судьбы оказались включенными в состав разных народов. Инте­ресно знать, к примеру, все особенности языка и этно­графии группировок хори, существующих среди якутов, баргутов, монголов, или группировки сагайцев в среде хакасов. Требует более детальной проработки и этниче­ский термин «урянхайцы» (урянкаты, ураангхай).
 
Неоспоримо, что в изучении ранней истории сибир­ских народов существуют объективные трудности, свя­занные прежде всего с отсутствием у них письменности или с ее утратой, что обусловливает крайнюю скудность или даже полное отсутствие документального историче­ского материала.
 
При изучении самого раннего периода освоения Си­бири, и в частности районов Прибайкалья и Забайкалья, русскими землепроходцами важное значение имеют пер­вичные документы русских — записки, отписки, чело­битные. Многие из этих материалов введены в научный оборот, опубликованы, но здесь еще немало неизвестно­го. Так, мы не знаем первичных материалов, которые легли в основу «Чертежной книги Сибири» С. У. Реме­зова, хотя деятельности русского картографа посвящены многочисленные статьи и монографии. Эти материалы могли бы пролить дополнительный свет на историю ос­воения Прибайкалья русскими и, возможно, на истоки слова «байгал».
 
Байкал — уникальное явление природы. Как природ­ный объект он представляет громаднейшую ценность для всего человечества. В связи с этим особую окраску при­обретают и все вопросы, так или иначе связанные с ним. И решение этих вопросов должно стоять на уровне са­мых высоких и гуманных принципов интернационализ­ма, претворяемых в жизнь в условиях социалистическо­го общества.

 

 

Категория: Что в имени твоем, Байкал? | Добавил: anisim (19.02.2011)
Просмотров: 3993 | Рейтинг: 5.0/9 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
<Сайт управляется системой uCoz/>