Туристический центр "Магнит Байкал"
      
Понедельник, 23.12.2024, 12:43
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход




Полезные статьи о Байкале

Главная » Статьи » Что в имени твоем, Байкал?


Религия
Религия
 
Древней религией бурят является шаманизм. Он был по­теснен в XVII в. православием и особенно в XVIII в. ла­маизмом. В шаманистических воззрениях бурят, да и монголов, часто упоминаются обожествленные, возве­денные в ранг священных географические объекты, прежде всего реки (Селенга, Орхон, Онон), озера (Бай­кал), различные горы. Селенга, Онон, Байкал упомина­ются в древних шаманских рукописях как почитаемые объекты, которым следует брызгать кумысом и молоком. Так, в рукописи «Сутра кобыльих брызг», находящейся в Эджен Хоро (район Внутренней Монголии, КНР), сре­ди многих божеств указана Хан Далай-хатун, царица Хан-моря, т. е. Байкала. В связи с этим интересен факт почитания ольхонскими и байкало-кударинскими буря­тами в качестве духа-хозяина Байкала божества Аба-хатун. Это дух женской линии. Вместе с тем у бурят су­ществовало поверье о хозяине Байкала — Байгалай эжене, правящем всем, что происходит на море или возле него.
 
Почиталась бурятскими шаманистами и Ангара. Ша­маны считали ее священной, они приписывали ангар­ской воде целебные свойства. В их представлениях су­ществовал и дух-хозяин истока Ангары — Ангарайн амани эжен или Ама сагаан ноён. Однако в названии духа-хозяина истока Ангары у бурятских шаманов суще­ствовали значительные разночтения. Кроме указанных двух наиболее распространенных названий, имелись еще и такие — Буга-Саган-нойон, Гуртэ-Саган-зарин, Ама-Саган-нойон-мунгэтэ-зарин. Исток Ангары пользовался широкой известностью у бурят. Он был местом паломни­чества, местом, где произносились клятвы и давались присяги. Социальное значение истока и его выразителя в религии — духа Ангарайн амани эжена или Ама сага­ан ноёна — было громадным. В этом предназначении с ним соперничала лишь скала Буха-нойон в Тунке, близ бурятского селения Торы. Святость истока Ангары пере­няли от бурят и в определенной мере осознали и рус­ские, назвав выступающую в истоке из воды скалу Ша­ман-камнем.
 
Духа-хозяина имел также остров Ольхон — Ойхони эжен Хан-Хото бабая, который на острове располагал тремя призрачными дворцами и тридцатью тремя при­сутственными местами, где он со своими помощниками судил человеческие души и решал их участь. Он был в силах вернуть душу в больное тело или отправить ее в загробный мир.
 
Гора, мыс и бухта Аяя в северной части Байкала имели одного духа-хозяина — Эргэл-саган-нойона.
 
Возле Байкала или даже в нем, по представлениям бурятских шаманистов, обитают многочисленные водя­ные духи — ухан-хады.
 
Если обратиться к шаманизму якутов, которые испо­ведовали эту религию до прихода русских и затем были обращены в православие, то в богатом шаманском якут­ском пантеоне духов и высших существ, олицетворяю­щих собою начала добра и зла, нельзя найти имени, связанного с названием озера Байкал. Однако в шаман­ских обрядовых камланиях встречается слово «байгал» в его нарицательном значении — «море». Этот вопрос подробно рассмотрен Г. В. Ксенофонтовым. В шаман­ских мистериях упоминается «сиджинг байгал» — «по­ганое море», на дне которого гнездятся злые духи, при­чиняющие людям болезни. «Поганый байгал» всегда упоминается в значении северного холодного моря при выполнении обряда ныряния.
 
Особо выделяется один из шаманских обрядов, при­сущих шаманским камланиям северных якутов, занима­ющихся исключительно оленеводством. Этот второсте­пенный обряд, повторяющийся постоянно, по мнению Г. В. Ксенофонтова, дает очень многое для понимания истории якутов. Он заключается в следующем. Северные шаманы в конце своего камлания совершают торжест­венный обряд раздевания: снимают плащ, шапку, отда­ют помощникам бубен, сопровождая все это произноси­мыми стихами. Они воздают благодарение духам-по­мощникам, откликнувшимся на их призывания, и про­сят их разойтись. Затем особыми магическими действия­ми они замыкают себе челюсти, чтобы они не могли больше служить аппаратом для незримо витающих ду­хов. Вслед за этим происходит умывание шамана. Пени­ем особых куплетов он просит подать ему воду «дженкэ-рэ байгал ууТун» — «прозрачного байкала». По прави­лам эту воду шаману должен приподнести невинный, безгрешный отрок. Отрока, поднесшего воду для умыва­ния, шаман подвергает исповеди, вопрошая: «Не возился ли ты с имеющими долгие полы? Не якшался ли с име­ющими постели? Не ходил ли по пятам с имеющими одеяло? Не обнюхивался ли с имеющими подушки?». На все вопросы отрок-мальчик дает отрицательные ответы. И лишь теперь шаман разрешает ему лить воду на свои руки. При первом соприкосновении с водой шаман дер­гается, как от чего-то холодного. Поэтому его помощни­ки, обмакнув в воду пальцы, обрызгивают шамана. При­выкнув к воде, шаман умывается, не переставая при этом напевать: «Водою прозрачного байкала смыл дочи­ста свою грязь» и т. п.
 
Данный шаманский ритуал с водой «прозрачного байкала» Г. В. Ксенофонтов вполне обоснованно связы­вает с тем обстоятельством, что якуты некогда прожива­ли на берегах Байкала. Они, видимо, считали байкаль­скую воду священной, способной смывать грязь с шама­на после его общения с духами, и добрыми, и особенно злыми. Неспроста якутские шаманы упоминают и «сид-жинг байкал», так как в простонародной речи якутов Ледовитое море обычно называется Муустаах Байгал — Ледяной Байгал. Видимо, некогда название Байгал яку­тами было перенесено с озера Байкал на ледовитое море.
 
Шаманские верования, таким образом, говорят о том, что в шаманизме бурят (и монголов) образ Байкала или его отдельных частей представлен широко и свежо. У якутов подобного не наблюдается. Но у них (у север­ных якутов) в ритуалах сохраняется обычай умывания шамана водой «прозрачного байкала», что свидетельст­вует, несомненно, о былом знакомстве якутов с прозрач-новодным Байкалом.

 

 

Категория: Что в имени твоем, Байкал? | Добавил: anisim (19.02.2011)
Просмотров: 4318 | Рейтинг: 4.9/12 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
<Сайт управляется системой uCoz/>