К
тюркскому Тенгис позже монголы стали присоединять свое слово «далай» — «море».
В монгольской летописи «Алтан тобчи» («Золотое сказание»), датированной серединой
XVII в., в эпизодах из монгольской истории, где. в «Сокровенном сказании» было
только «Тенгис», появляется «Тенгис-далай». Да и само изложение событий
усложняется. Сначала говорится, что «Бортэ-Чино-а переправился через
Тенгис-далай по направлению к северу и прибыл в землю Дзад». Здесь он женился
на незамужней девушке по имени Гоа-Марал. Затем Бортэ Чино-а и Гоа-Марал, «переправившись
через Тэнгис-далай, поселились около Бурган-Галдуна».
Второй
раз о Тенгис-далае в «Алтан тобчи» говорится при описании церемонии возведения
Темучжина на хаганский престол и провозглашения его Чингис-хага-ном: «Сын
Неба... Чингис-хаган весь мир собрал воедино вплоть до Тэнгис-далая...». Это
упоминание моря весьма примечательно. Напомним некоторые события монгольской
истории на момент избрания великого хагана. Только что разгромлены меркиты,
жившие по Селенге и в Баргучжин-Токуме. Установлены союзнические взаимоотношения
с кереитами, возглавлявшимися Ван-ханом и населявшими земли по Орхону, с
близкими соседями — тайджиутами и Джамухой, предводителем племени
чжарчжирадай. Мирные отношения сохраняются с татарами, занимавшими земли к
юго-востоку от озера Далайнор. К этим историко-географическим условиям никак
не подходит версия о том, что под Тенгисом или Тенгис-далаем следует понимать
озеро Далайнор. А вот версия о Байкале вполне соответствует. Чингисхан объединил
монголоязычные племена, жившие на землях вплоть до Байкала. Несколько позже,
буквально через год — в 1207
г., сын великого хагана Джочи раздвинет и эту границу,
пройдет с войском через Байкал (видимо, зимой) и приведет к покорности многочисленные
лесные народы — ойратов, бурятов, бархунов, урсутов, хабха-насов, ханхасов,
тубасов.