Туристический центр "Магнит Байкал"
      
Воскресенье, 24.11.2024, 11:02
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход




Полезные статьи о Байкале

Главная » Статьи » Что в имени твоем, Байкал?


Ураангхай-сахалар - 2
Интересным представляется сообщение о том, что близкое к «ураангхай» слово есть в корейском языке, где оно употребляется в значении «иностранец». Оно привлекает внимание в том плане, что в древности этим словом могли называть племена и роды пришлые, при­кочевавшие в данную местность из других краев. Эти пришлые племена и роды в случае мирных отношений с аборигенами могли, видимо, пользоваться определенны­ми правами в отношении охотничьих угодий, земель для выпаса скота. Слово в данном понимании могло быть международным, понятным любому жителю тайги и сте­пей Сибири. С этой позиции закономерными представ­ляются сведения из фольклора вилюйских якутов о пер­вых поселенцах, которые носили имена либо Ураангхай-Хаадыат, либо Ураангхай-Саха. Первая часть этих сложных имен подчеркивала, видимо, то обстоятельство, что эти люди были пришельцами в данных местах, «иностранцами», в то время как вторая их часть и была собственно именем.
 
Сами якуты в просторечии воспринимают слово «ураангхай» в значении «человек». Они часто говорят: «С каких мест ты, ураангхай?»; «Интересно, что за ура­ангхай пришел?»; «Какой это ураангхай сказал?»; «Ну и ураангхай!»; «Ну и ураангхай я, оказывается!»; «Тоже мне ураангхай»; «Оказывается, есть ураангхай такой же, как я».
 
В таком же понимании употребляется слово «уранкай» в фольклоре эвенков.
 
Немаловажно, что в якутских преданиях, где гово­рится об ураангхай, это слово не несет этнического зна­чения.
 
Все изложенное говорит о том, что нельзя по древне­му, сохранившемуся лишь в фольклоре самоназванию якутов отождествлять их с другими народами или искать между ними признаки былого родства.
 
Версия «ураангхай», таким образом, терпит пора­жение.
 
Версия «саха». О втором самоназвании якутов — саха — писалось достаточно много. Интерес исследова­телей здесь сводился, по существу, к двум момен­там: во-первых, выяснить значение слова и, во-вто­рых, определить этническую принадлежность древних якутов.
 
Вопрос о происхождении народа саха в последние го­ды подробно рассмотрен Е. С. Сидоровым, наметив­шим новую гипотезу его решения.
 
Исследователь отметил и ранние воззрения по этому вопросу. Этимологию слова «саха» некоторые тюрколрги выводили их тюркского jafla — «край, окраина, ворот». При этом его этническую приложимость объясняли тем, что якуты якобы составляли северную окраину гуннско­го объединения. Другие исследователи видели в якутах потомков древних саков, населявших в VIII—IV вв. до н. э. Среднюю Азию и Казахстан, которых персы назы­вали общим именем saka, а Геродот считал их азиатски­ми скифами. Основанием для связи якутов с древними саками служила созвучность этнонимов. Высказывалось и мнение, что в этнониме саха заключено имя главного божества якутов — Саха. В. В. Бартольд связывал саха с алтайскими сагайцами, входящими и ныне в состав ха­касов, основанием чему выступала опять созвучность эт­нонимов.
 
Е. С. Сидоров обосновывает связь этнонима «саха» с черными маньчжурами. Ход его рассуждений и построе­ний следующий. В древнеяпонских, древнекитайских и маньчжурских источниках обнаруживаются этнонимы, очень близкие к саха. В «Древних Фудоках» — геогра­фо-этнографических описаниях провинций Японии, со­ставленных в VIII в.,— упомянуты племена саэки и са-хэги, истребленные или ассимилированные древними японцами — ямато. Эти племена могли принадлежать волне переселенцев с Азиатского материка. В китайских династийных историях (618—906 гг). упомянуты среди народа шивэй поколения сайхачжэ или сайхэши, кото­рые относились китайцами к киданям. В состав народа шивэй входил также народ дахань, название которого на китайском языке означает «верзила, человек большого роста, молодчик». Обращает на себя внимание созвучие этнонимов: саха — сайха — дахань. В маньчжурских источниках XVII в. среди покоренных маньчжурами племен бассейна Амура названы сахарча, язык которых сходен с маньчжурским, и сахалянь. Сахарча обитали в низовьях Зеи, сахалянь — по Сунгари. Кроме того, сре­ди маньчжурских родов есть род сахалянь-аймань, на­звание которого созвучно якутскому саха-аймах, т.е. род саха, есть и род сахалча.
 
Далее Е. С. Сидоров рассматривает сообщения якут­ских преданий о ранних первопоселенцах, живших в бассейне Лены до прихода легендарных предков якутов Омогоя и Эллея. Кроме хоринцев и туматов предания называют среди ранних поселенцев племена хара-сагыл («черная лисица»), саха, сортол. Древнейшие саха и хара-сагылы, по мнению исследователя, могли быть дахань китайских источников или частью шивэй. Якутские пре­дания подчеркивают физические (порою фантастиче­ские) особенности саха: они «отличались продолговаты­ми головами и не имели бедер». Им вторят китайские источники: дахань были высокими и «достигали сажени и трех-четырех футов».
 
Что же означает термин «саха»?
 
В средние века у маньчжуров «саха» означало «охо­та, травля зверей, облава», близкое слово «сахалянь» — «черный, весьма темный, север». В современном эвен­кийском языке «саха» означает «серый, смуглый», к этому близко нанайское «сахарин» — «черный». Кроме того, маньчжурское «саха» в древности мог­ло употребляться в значении охотник, человек». В свя­зи с этим интересен факт из якутской охотничьей лек­сики, когда в словах-оберегах вместо слова «человек» употребляется слово «хара» — «черный». Так и слово «саха» в древности у якутов имело одно значение — «человек».
 
Древние саха по языку могли быть и монголо-, и тунгусоязычными. Не исключена даже их тюркоязычность.
 
Гипотеза Е. С. Сидорова привлекательна многими моментами. Она опирается на большой сравнитель­но-исторический материал и является, по сравнению с другими взглядами и мнениями, достаточно обос­нованной.
 
Даже беглое знакомство с историей возникновения двойного самоназвания якутов — ураангхай-саха, лишь слегка приподнимающее историческую пелену, позволя­ет убедиться в весьма сложном историческом пути якут­ского народа. Термин «ураангхай», оказывается, мало что дает для понимания этногенеза якутов, поскольку он обозначал лишь одно — пришлость народа. Термин «са­ха» дает больше информации, но она относится к тем далеким временам, когда еще не появились роды и пле­мена, определившие начало зарождения якутов как на­родности. В этом плане термин «саха» прибавляет лишь немногое к пониманию того вопроса, который составляет главную тему нашего повествования. И это немногое, тем не менее, для нас существенно, оно заключается в признании, что истоки слова «Байгал» надо искать не в языке племен, пришедших на Лену из Забайкалья и Приамурья, а в языке поздних племен, двинувшихся на Лену из Прибайкалья.

 

 

Категория: Что в имени твоем, Байкал? | Добавил: anisim (19.02.2011)
Просмотров: 4338 | Рейтинг: 5.0/10 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
<Сайт управляется системой uCoz/>