Туристический центр "Магнит Байкал"
      
Пятница, 22.11.2024, 06:31
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход




Полезные статьи о Байкале

Главная » Статьи » Что в имени твоем, Байкал?


Великое смешение народов - 2
Рашид-ад-дин, подробно расматривает племена, так или иначе вовлеченные в события, связанные с началь­ными этапами формирования Монгольской империи. Он пишет о собственно тюркских и собственно монгольских племенах, а также «о тюркских племенах, которых в данное время называют монголами, но в древности у каждого из них было особое имя и прозвание». Он отме­чает, что многие народы «для своего величия и достоин­ства» считают полезным называть себя монголами. В со­ставе монголов называет джалаиров, татар, ойратов, меркитов. Однако в отношении последних его позиция не всегда последовательна: в другом месте он подчерки­вает, что меркиты «не монголы и не уйгуры». Меркиты, по Рашид-ад-дину, делятся на четыре ветви: уйкур, мудан, тудаклин и джиюн. Рашид-ад-дин указывает, что по Ангаре живут найманы, в Баргуджин-Токуме — несколько племен: баргуты, кори, туласы и туматы.
Здесь же обитало множество лесных племен. И среди этого «множества» Рашид-ад-дин особо отмечает урян-катов, описывая их быт и нравы гораздо подробнее, чем других племен. Лесные урянкаты, в отличие от «нелес­ных» урянкатов, жили в стране, где много гор и лесов, их юрты всегда были в лесу, они носили одежду из кожи животных. Они не держали быков и баранов, но разво­дили горных быков и горных баранов, а также прируча­ли джейранов, доили у них молоко. У лесных урянкатов большим несчастьем считалось пасти баранов. Когда отец или мать ругали за что-нибудь дочь, то грозили ей тем, что отдадут ее человеку, у которого она будет хо­дить за баранами. Жилища свои — навесы и лачуги — лесные урянкаты делали из коры березы и других де­ревьев. В пищу употребляли березовый сок, заменявший им воду. Жизнь свою они считали вполне счастливой.
О судьбе лесных урянкатов Рашид-ад-дин пишет следующее: «...в августейшую эпоху Чингисхана и его великого рода те пределы стали юртом других монголь­ских племен и они [урянкаты] смешались с другими монголами».
Рашид-ад-дин также упоминает об урянкатах: «Это лесное племя [находится] в пределах Баргуджин-Току-ма, там, где обитают племена: кори, баргут и тумат; они близки друг к другу. Их племена и [племенные] ветви, как то было упомянуто в предшествующем разделе, не есть коренные монголы». В Баргуджин-Токуме бывают чрезмерные холода, там падает много молний. В связи с этим у урянкатов есть такой обычай: при грозе и молниях они ругают и небо, и тучи, и сами молнии, крича на них. Животных, убитых молнией, не едят. В этом обычае они отличаются от здесь же живущих монголов: последние страшатся молнии и в страхе сидят в ки­битках.
Исторически сложной оказалась судьба не только урянкатов, но и меркитов, найманов, туматов, хори, ойратов. Рассмотрим кратко основные ее моменты, так как знание истории народов, некогда населявших райо­ны, прилегающие к Байкалу и близкие к нему, может помочь нам определить возможность проникновения, за­имствования отдельных слов и слоев лексики из одних языков в другие. У монголов еще со времен Есугай-батора, отца Чингисхана, сложились резко враждебные отно­шения с меркитами (удуитами), населявшими районы среднего и нижнего течения Селенги и страну Баргуджин-Токум, под которой понимались территории, непос­редственно прилегающие с востока к Байкалу, и бассейн Баргузина. По соседству с ними в бассейне Уды, правого притока Селенги, жили хори-туматы, по Баргузину — баргуты, а по берегам Северного Байкала, по-видимому, эвенки.
«Сокровенное сказание» ярко освещает основные эта­пы взаимоотношений монголов с меркитами.
Есугай-батор некогда отбил девушку у проезжавшего мимо его кочевий меркита, который вез ее себе в жены. Эта девушка — Оэлун — и стала матерью будущего по­корителя мира.
Когда Чингисхан еще только собирал в степях едино­мышленников, меркиты напали на его улус и учинили разбой. Они искали молодого хана, чтобы покончить с ним. Но тому удалось бежать на высокий и покрытый лесом Бурхан-Халдун, где он отсиживался несколько дней. Оэлун и молодая жена Чингисхана Борте спаса­лись бегством от преследующих меркитов на повозке, запряженной быком. И вдруг у повозки сломалась ось. Налетевшие меркиты увезли с собой Борте. Опомнив­шийся от страха Чингисхан собрал своих разбежавшихся воинов, пригласил с войском соседей — кераитского Ван-хана и Чжамуху с его верной дружиной. Объеди­ненное войско спешно переправилось на связанных пло­тах через Хилхо (Хилок) и дружно ударило по меркит-скому улусу. Но вождь меркитов Тохтоа был предуп­режден рыболовами и охотниками и бежал вниз по Се­ленге, в сторону Баргучжинскую, бросив свой улус.
Враждебное отношение меркитов к монголам предоп­ределило ряд военных кампаний, предпринятых Чингис­ханом, чтобы разбить и уничтожить своих врагов. Осенью 1204 г. Чингисхан в сражении разбил войско меркитов. Побежденные, но еще окончательно не слом­ленные меркиты во главе с предводителем Тохтоя бежа­ли на запад. Часть меркитов осталась и засела в крепо­сти. Чингисхан поручил одному из своих темников осаждать крепость, а сам во главе войска стал преследо­вать убегавших. Зима застала Чингисхана на южных склонах Алтая. Весной 1205 г. он перешел через Алтай и в верховьях Эрдыша (Иртыша) нагнал меркитов. За это время они успели объединиться с найманами. В первом же сражении был убит Тохтоа, войско меркитов и най­манов бежало. Меркиты направились к тюркоязычным кыпчакам, найманы — к тюркоязычным сартаулам. Чингисхан с войском возвратился в родные степи.
Однако и после этого воинственные меркиты не дают монголам покоя. И только в результате похода Субэдэя меркиты были окончательно побеждены.



Категория: Что в имени твоем, Байкал? | Добавил: anisim (19.02.2011)
Просмотров: 3596 | Рейтинг: 5.0/9 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
<Сайт управляется системой uCoz/>