Туристический центр "Магнит Байкал"
      
Понедельник, 23.12.2024, 04:00
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход




Полезные статьи о Байкале

Главная » Статьи » Что в имени твоем, Байкал?


Великое смешение народов - 4
Туматы, как и урянкаты, были вытеснены из родных кочевий. В последующие века они оказались на террито­рии современной Тувы, в соседстве с сойотами (урян­хайцами). Будучи племенем крупным и воинственным, они здесь дважды поднимались на борьбу против монго­лов-завоевателей, но оба раза неудачно. В результате были почти поголовно истреблены. От племени туматов в Туве осталось лишь название одного горного хребта — Тумат-тайга.
Рашид-ад-дин сообщает, что часть туматов покорил и подчинил себе Чингисхан, другая же часть их ушла на север. Вот эта другая часть туматов связала свою судьбу с якутским народом. Однако исторических сведений о судьбе туматов, ушедших в северные края, по существу, нет. За их отсутствием пусть говорят легенды и предания. Однако в якутских преданиях сведения о туматах, особенно о времени их появления в северных краях, скудны и противоречивы. Но все-таки дадим слово якут­ским преданиям.
Из легенд Мархинского улуса:
«Предками вилюйских якутов считаются четыре бра­та: Быркынгаа-Боотур, Кулугур, Нуоралльыма-Бэлгэтэ и Тойук-Булгудах. Их мать родом была из племени тумат».
Из легенд Сунтарского улуса:
«Здесь, на Вилюе, раньше жил иноплеменный народ по имени тумат. Среди них была сильная и мужествен­ная девушка, которая наряду с мужчинами участвовала и в перестрелках из луков. Звали ее Джаардаах. Однаж­ды она узнала, что свои же люди хотят ее убить. Поэто­му, сев на плот, она бежала вниз по реке Вилюю. До­плыв до Лены, она пошла по берегу вверх. Вскорости она набрела на место, где жил отец Тыгына. Так как она была очень красива, отец Тыгына оставил ее у себя побочной женой. Тыгын был сын от прежней главной жены. От Джаардаах родилось четыре сына: Быркынгаа-Боотур, Тойук-Булгудах, Босхонг-Бэлгэтии и Ала-Кырсын».
«В древности, как рассказывают, жило одно племя по имени тумат. Пришли тунгусы и всех их перебили. Только одна девушка по имени Джаардаах спаслась бег­ством... От нее родились четыре сына: Быркынгаа-Боо­тур, Тойук-Булгудах, Ырыа-Боотур, Босхонг-Бэлгээти».
Из легенд Хочинского улуса:
«На Нюрбе имелись 10 урас тунгусов, известных под именем нюрбачан. Из тальниковой коры они вязали сети и питались рыбой.
Однажды пришли люди из племени тумат в составе 20 урас и истребили всех нюрбачан. Уцелела только од­на девушка. Она, захватив с собой одну сеть из тальни­ковой коры длиной в четыре-пять саженей, села на бере­стяную ветку и поплыла вниз по Вилюю. Один из ту­матов погнался было за ней, но его окликнули свои, говоря:
"Одна дева для нас не опасна, зачем зря го­нишься?".
Дева эта кормилась ловлею рыбы, которую ела в сы­ром виде, так как не имела огня. Доплыла до Лены... Приплыла она к Муиньану, отцу Тыгына... Муиньан сделал ее женой-коровницей и поселил отдельно. Роди­лись от нее три сына и одна дочь. Старшего звали Той­ук-Булгудах, среднего... Босхонг-Бэлгэтин, младшего — Сююрюк-Быркынгаа» (позднее братья в виде мести за уничтожение, нюрбачан истребили туматцев, живших «между озером и рекой [Вилюем ] на пригорке с сосновым бором»; из врагов спасся только один, которому братья сообщили, что они — потомки той девицы из нюрбачан, которая некогда спаслась бегством на берестянке).
Из приведенных отрывков из легенд видно, что по­томки туматов так или иначе (хотя бы по материнской линии) выступали в роли родоначальников некоторых якутских родов. Во всех легендах племя туматов обяза­тельно гибнет.
Подобные сведения из якутских преданий легли в основу интересного исторического романа якутского писателя Далана «Глухой Вилюй», в котором показа­на судьба племени туматов, погибающего в горниле межплеменных междоусобиц и кровной вражды.
Так что судьба туматов, некогда ушедших в север­ные края, была не менее трагичной, чем судьба туматов, оказавшихся в горах Алтае-Саянского нагорья.
Однако вернемся к хори-туматскому союзу, к его второй составной части — к исторической судьбе хори, хоринцев.
Раскол хори-туматского союза привел к тому, что хо-ринцы, входившие в союз, получили для своих кочевий земли найманов, т.е. районы Приангарья. Об этом есть сведения в китайской летописи «Мэнгу-ю-муцзи». Пле­мя хори получило относительную самостоятельность, найманские земли оно осваивало совместно с монголами. То, что монголы не разделили племя хоринцев на части, как они обычно поступали, способствовало сохранению последних как единого племени, хотя его состав посто­янно обновлялся за счет включения иноплеменных этни­ческих группировок.
Зависимость хоринцев от ойратов сохранялась. Вме­сте с тем они подчиняли и ассимилировали тюркские ро­довые группировки, поэтому их этнический состав ме­нялся. Среди хори-бурят существует исконно хоринская группа, в которую входят коренные галзутский, шарайтский и гутчитский роды и образовавшиеся из разных группировок хуасаевский и кубдутский роды. Среди них есть и поздняя хоринская группа, состоящая из харганаевского, худайского и хальбинского, а также присоеди­нившихся к ним бодонгутского, батанаевского и цаганского родов.
Таким образом, племя хори было не по своей воле втянуто в сферу экспансионистских устремлений мон­гольских феодалов. Хори не могли подобно туматам под­няться на борьбу с монголами, поскольку были родст­венны последним и их состав постоянно пополнялся ис­конно монгольскими группировками. Поэтому движение хоринских родов к западу следует рассматривать как по­следствие политики монгольских феодалов. Меркитские и найманские кочевья занимались и осваивались бурят­скими родами под внешним давлением. Это была не простая экспансия бурят, как это рассматривает М. Н. Мельхеев, а вынужденная миграция под давлени­ем монголов. Возможно, перед бурятами стояла дилем­ма: либо подчиниться монгольским феодалам, либо раз­делить судьбу урянкатов и туматов.



Категория: Что в имени твоем, Байкал? | Добавил: anisim (19.02.2011)
Просмотров: 4540 | Рейтинг: 5.0/9 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
<Сайт управляется системой uCoz/>