Туристический центр "Магнит Байкал"
      
Пятница, 22.11.2024, 11:32
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход




Полезные статьи о Байкале

Главная » Статьи » Что в имени твоем, Байкал?


Великое смешение народов - 5
Хори-бурятские роды испытывали постоянное давле­ние со стороны монгольских феодалов, стремившихся пре­вратить их в своих данников. Это приводило к сопротив­лению со стороны хори. Видимо, не все их группировки участвовали в движении на меркитские и найманские зем­ли. В результате осколки хоринских родов оказались сре­ди многих народов — монголов, тувинцев, якутов, бар­гутов, словом, были разбросаны «по просторам Азии».
История не сохранила сведений о том периоде, когда хори находились в вассальной зависимости у ойратов. Известно, что позднее они перешли в подчинение к баргутам в качестве приданого ханской дочери, отданной замуж за сына баргутского хана. Еще позднее (об этом говорят лишь скупые и порою косвенные исторические сообщения) племя хори захватил восточно-монгольский Алтан-хан, время царствования которого было довольно продолжительным — с 1532 по 1582 г. Вероятно, в это время хори кочевали в Барге (Внутренняя Монголия — автономный район КНР).
В 90-х годах XVI в. хори были вассалами уже солон-гутского князя Бубэя и кочевали по-прежнему в Барге. Они предприняли попытку бежать оттуда, но через не­сколько лет их основная часть была насильно возвраще­на. Вскоре хори вновь бежали в Восточное Забайкалье и присоединились здесь к своим сородичам.
Постоянные преследования со стороны монголов и нападения на них улятов-хамниганов вынудили хорин­цев в начале XVII в. передвинуться через Кудару на остров Ольхон и на берега Северного Байкала, откуда они вернулись в Забайкалье лишь через 40 лет.
Такова историческая судьба основного ядра племени хори-бурят. Кроме ядра были и многочисленные оскол­ки. Один из осколков племени хоринцев вошел в состав якутского народа. Перипетии его судьбы прослеживают­ся опять же по якутским преданиям.
Из легенд Кангаласского улуса об эпохе Тыгына — повелителя якутов:
«Был человек по имени Хоро-Огонньоро; у него была красавица жена. Тыгын, желая овладеть ею, приказал истребить всю семью этого старика... Истребили всю семью..., но бесследно исчез один из мужчин... Бэрт-Хара со свадебным поездом направился домой. Когда до­ехали до северной Ытык-Хая, вдруг раздался свист летя­щей стрелы. Она вонзилась в середину его печени. Через два дня Бэрт-Хара умер от полученной раны».
«В древности хоринцы обладали несметным богатст­вом, имели множество скота. Однажды случилось боль­шое наводнение, которое унесло много хоринцев и их скота... Хоринцев ругают, говоря, что их предки когда-то поклонялись ворону. Во время наводнения предки хо­ринцев будто бы сидели без огня. В это время прилетел ворон, держа во рту огниво с мешочком для трута, и спустил это хоринцам. Поэтому, говорят, ворон стал бо­жеством хоринцев.
Затем в нашем районе многие говорят, что хоринцы происходят от 44 шаманов».
«Рассказывают, что якутов нашего Хоринского на­слега в древности было много. Разбрелись будто бы от потопа, некоторые тогда выехали в горы.
Хоринцы своими предками считают 44 шамана и 44 кузнеца».
«Тыгын был у якутов вроде царя. Он, по рассказам, уничтожил все потомство Хоро-Огонньоро и его самого. Старик, умирая, будто бы сказал: "Пусть в грядущем размножившиеся потомки хоринцев будут причиной ва­шей гибели!"
Затем еще рассказывают, что предок хоринцев убил Бэрт-Хара стрелой из засады на склоне Ытык-Хая».
«В древности Тыгын, собираясь идти войной на Бэрт-Хара, истребил предков современных хоринцев, чтобы окровавить свое оружие. От этого избиения спаслась только одна беременная женщина и родила ребенка в тайге, когда уже наступили холода. Она лежала на мо­розе чуть живая. В это время откуда-то с запада приле­тел неожиданно черный ворон, держа во рту огниво с мешочком для трута, и уронил свою ношу как раз над женщиной. Благодаря этому та женщина спаслась от не­минуемой смерти. Из ее ребенка впоследствии вышел смелый и храбрый воин.
Ввиду такой важной заслуги ворон стал божеством всех хоринских родов. Наши же малтинцы своим боже­ством считали орла.
Когда знаменитый Бэрт-Хара шел на угощение, уст­роенное Тыгыном, этот хоринец подстерег его и выстре­лил из лука. Умирая, Бэрт-Хара будто бы сказал: "Я умираю от руки хоринца"».
«Рассказывают, что во времена Тыгына жил человек по имени Хоро-Тойон, имевший пять сыновей и краса­вицу дочку. Тыгын хотел женить на этой деве своего сы­на, но те не соглашались. Когда эта дева плясала в мест­ности Ойуу-Хатынг, побрякивание ее металлического наряда было слышно у озера Сайсары. Сыновья этого старика, не желая выдать сыну Тыгына свою сестру и боясь его войска, бежали в разные стороны, кто на Ви­люй, кто на Олекму. У себя на родине остался только младший из братьев, который и стал предком современ­ных хоринцев». (Г. В. Ксенофонтов делает примечание, что события совершаются в смежных Хоринском и Багарацком наслегах Западно-Кангаласского улуса около г. Якутска.)



Категория: Что в имени твоем, Байкал? | Добавил: anisim (19.02.2011)
Просмотров: 3472 | Рейтинг: 5.0/9 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
<Сайт управляется системой uCoz/>