Хори-бурятские
роды испытывали постоянное давление со стороны монгольских феодалов,
стремившихся превратить их в своих данников. Это приводило к сопротивлению со
стороны хори. Видимо, не все их группировки участвовали в движении на
меркитские и найманские земли. В результате осколки хоринских родов оказались
среди многих народов — монголов, тувинцев, якутов, баргутов, словом, были
разбросаны «по просторам Азии».
История
не сохранила сведений о том периоде, когда хори находились в вассальной
зависимости у ойратов. Известно, что позднее они перешли в подчинение к
баргутам в качестве приданого ханской дочери, отданной замуж за сына
баргутского хана. Еще позднее (об этом говорят лишь скупые и порою косвенные
исторические сообщения) племя хори захватил восточно-монгольский Алтан-хан,
время царствования которого было довольно продолжительным — с 1532 по 1582 г. Вероятно, в это
время хори кочевали в Барге (Внутренняя Монголия — автономный район КНР).
В
90-х годах XVI в. хори были вассалами уже солон-гутского князя Бубэя и кочевали
по-прежнему в Барге. Они предприняли попытку бежать оттуда, но через несколько
лет их основная часть была насильно возвращена. Вскоре хори вновь бежали в
Восточное Забайкалье и присоединились здесь к своим сородичам.
Постоянные
преследования со стороны монголов и нападения на них улятов-хамниганов вынудили
хоринцев в начале XVII в. передвинуться через Кудару на остров Ольхон и на
берега Северного Байкала, откуда они вернулись в Забайкалье лишь через 40 лет.
Такова
историческая судьба основного ядра племени хори-бурят. Кроме ядра были и
многочисленные осколки. Один из осколков племени хоринцев вошел в состав
якутского народа. Перипетии его судьбы прослеживаются опять же по якутским
преданиям.
Из
легенд Кангаласского улуса об эпохе Тыгына — повелителя якутов:
«Был
человек по имени Хоро-Огонньоро; у него была красавица жена. Тыгын, желая
овладеть ею, приказал истребить всю семью этого старика... Истребили всю
семью..., но бесследно исчез один из мужчин... Бэрт-Хара со свадебным поездом
направился домой. Когда доехали до северной Ытык-Хая, вдруг раздался свист
летящей стрелы. Она вонзилась в середину его печени. Через два дня Бэрт-Хара
умер от полученной раны».
«В
древности хоринцы обладали несметным богатством, имели множество скота.
Однажды случилось большое наводнение, которое унесло много хоринцев и их
скота... Хоринцев ругают, говоря, что их предки когда-то поклонялись ворону. Во
время наводнения предки хоринцев будто бы сидели без огня. В это время
прилетел ворон, держа во рту огниво с мешочком для трута, и спустил это
хоринцам. Поэтому, говорят, ворон стал божеством хоринцев.
Затем
в нашем районе многие говорят, что хоринцы происходят от 44 шаманов».
«Рассказывают,
что якутов нашего Хоринского наслега в древности было много. Разбрелись будто
бы от потопа, некоторые тогда выехали в горы.
Хоринцы
своими предками считают 44 шамана и 44 кузнеца».
«Тыгын
был у якутов вроде царя. Он, по рассказам, уничтожил все потомство
Хоро-Огонньоро и его самого. Старик, умирая, будто бы сказал: "Пусть в
грядущем размножившиеся потомки хоринцев будут причиной вашей гибели!"
Затем
еще рассказывают, что предок хоринцев убил Бэрт-Хара стрелой из засады на
склоне Ытык-Хая».
«В
древности Тыгын, собираясь идти войной на Бэрт-Хара, истребил предков
современных хоринцев, чтобы окровавить свое оружие. От этого избиения спаслась
только одна беременная женщина и родила ребенка в тайге, когда уже наступили
холода. Она лежала на морозе чуть живая. В это время откуда-то с запада прилетел
неожиданно черный ворон, держа во рту огниво с мешочком для трута, и уронил
свою ношу как раз над женщиной. Благодаря этому та женщина спаслась от неминуемой
смерти. Из ее ребенка впоследствии вышел смелый и храбрый воин.
Ввиду
такой важной заслуги ворон стал божеством всех хоринских родов. Наши же
малтинцы своим божеством считали орла.
Когда
знаменитый Бэрт-Хара шел на угощение, устроенное Тыгыном, этот хоринец
подстерег его и выстрелил из лука. Умирая, Бэрт-Хара будто бы сказал: "Я
умираю от руки хоринца"».
«Рассказывают,
что во времена Тыгына жил человек по имени Хоро-Тойон, имевший пять сыновей и
красавицу дочку. Тыгын хотел женить на этой деве своего сына, но те не
соглашались. Когда эта дева плясала в местности Ойуу-Хатынг, побрякивание ее
металлического наряда было слышно у озера Сайсары. Сыновья этого старика, не
желая выдать сыну Тыгына свою сестру и боясь его войска, бежали в разные
стороны, кто на Вилюй, кто на Олекму. У себя на родине остался только младший
из братьев, который и стал предком современных хоринцев». (Г. В. Ксенофонтов
делает примечание, что события совершаются в смежных Хоринском и Багарацком
наслегах Западно-Кангаласского улуса около г. Якутска.)
|