Туристический центр "Магнит Байкал"
      
Воскресенье, 22.12.2024, 12:21
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход




Полезные статьи о Байкале

Главная » Статьи » Что в имени твоем, Байкал?


Великое смешение народов - 6
Из легенд Борогонского улуса:
 
«Во времена Тыгына на восточном берегу озера Мюрю жил предок Хоринского наслега Тарбыах-Баай, очень богатый человек». (Далее рассказывается о том, что Ты­гын послал войско для грабежа, но наказал, чтобы посе­ление Тарбыах-Баая не трогали, так как он его друг. Тем не менее поселение было разгромлено, люди пере­биты, скот угнан, остался в живых только один та­бунщик.)
 
«По рассказам стариков, нашим предком (хорин­цев) был Тарбыах-Баай. Он был необыкновенно богат и жил со всеми в мире. У него было три сына, из которых одного зва­ли Ньылба, другого Ытырба, а имя третьего неиз­вестно.
 
Однажды самый младший сын, подросток 15 лет, об­ратился к отцу: «Отец, дай мне боевые доспехи, я чую, что идет к нам жестокий враг!»
 
Старик на это возразил: «Мы со всеми живем в мире, кто может на нас ополчиться?»
 
В ту же ночь внезапно напали воины Тыгына, самого Тарбыах-Баая убили, семью перебили, за исключением младшего сына и одной невестки-шаманки, которая, превратившись в рыжую безрогую и бесхвостую корову, бежала от побоища. Сын Тыгына Бёчёкё-Бёгё погнался было за коровой, но сам был убит стрелой младшего сы­на Тарбыах-Баая. После этого побоища хоринцы рассея­лись по разным местам: одни ушли в Кангаласский улус, другие — на Вилюй».
 
Из легенд о народе «хоро» у якутов Крайнего Се­вера:
 
«У нас иногда говорят — "хоринский язык". В стари­ну, по рассказам, был особый народ. Жил он при устье нашей реки (рассказчик разумеет р. Яну), говорил на особом языке. Было их великое множество: когда белая чайка перелетала через из становища, то она становилась будто бы желтой от их дыма. Пришла бабушка-оспа и всех их уничтожила. У нас есть местность под названием "Пепелище хорин­цев"».
 
«В древности в районе реки Индигирки проживал на­род хоро. Говорят, их было такое множество, что невоз­можно было и сосчитать их. Язык у хоро был особен­ный, никто из посторонних не мог понимать их. Этот многочисленный народ какими-то судьбами целиком вы­мер. Они будто бы проживали много раньше чукчей».
 
«Рассказывают, что в далекую старину жило племя хоро. Их было бесчисленное множество. Другие племена язык хоринцев не могли понимать».
 
«Давно в незапамятной древности жил народ хоро. По рассказам, хоринцы бежали откуда-то и прибыли в наш край вместе с чукчами. Этот народ проживал в рай­оне устья реки Яны. Местность Мыраас считается, по преданиям, их местожительством. Они все были люди рослые, видные собой и отличались хорошими нравами. Если над их местожительством пролетала белая чайка, то грудь ее от густого дыма принимала желтую окраску. Их язык был похож на гусиное гоготание.
 
Они имели своего хосуна, который отличался креп­ким телосложением, упрямым нравом и глубоким умом».
 
«В древности в Устьянском крае, как рассказывают, проживали люди, которые были известны под именем хоринцев. Они были многочисленны. Говорят также, что они отличались хвастливостью».
 
«В стране Хоро, где зимуют птицы, есть, говорят, старуха, которая с железной острогой охотится на птиц. Она будто бы захватывает своей острогой гуся, которого облюбует. "Дэгиэ"— железный стержень с крючком — служит у нас для захватывания рыбы. Эта старуха, рас­сказывают, имеет каменную шапку. Она живет там, где небо и земля сошлись вместе».
 
Из легенд Нюрбинского улуса:
 
«В нашем наслеге шесть родов, а именно: Хандайр, Быгына, Оматтоон, Кокуора, Асхар и Сортогор.
 
Предками якутов Хоринского наслега, по рассказам, являются два знаменитых шамана, отец и сын, которые переселились сюда из Якутского края. Отца-шамана зва­ли Тлистээх-Кытаанах, а сына Етегер-Тулаасын. Была еще дочь, тоже шаманка, Екюр-Удаган».
 
Сквозь пелену якутских легенд смутно очерчивается судьба хоринцев, попавших в чужие края и ведших смертельную борьбу за выживание. И эта судьба, как и у туматов, оказалась незавидной. Хоринцы в северных краях были, видимо, частично ассимилированы более сильными якутскими родами, а то и просто истреблены.
 
О том, что хоринцы некогда населяли территорию со­временной Якутии и вошли в состав якутского народа, свидетельствуют многочисленные топонимы с топофор­мантом хоро. Об этом пишет якутский исследователь то­понимии Багдарыын Сюлбэ, рассмотревший вслед за Н. К. Антоновым монголизмы в якутском языке. Он дает перечень монгольских родов, населявших некогда край,— хоро, туматы, боотулуу, нохой, чириктэй, баргыдай, сортул (сартыал), хатыгин и др. О местах их рас­селения рассказывают топонимы, и среди них очень много, буквально сотни, топонимов с основой хоро. При­ведем некоторые топонимы: Хоро, Хоро Уолун Сирэ — сенокосное угодье хоринца, Хоро Кублэ — озеро Хоро, Хоро Балагана — юрта Хоро, Хоро Колуйэтэ — озерко Хоро, Хоро урэгэ — речка Хоро, Хоро Кбрдугэнэ — озерцо Хоро, Илин Хоро — восточный Хоро, Хангалас Хорото Хоро Кангаласа, Хоро Тангара — божество Хоро, Чиллэ Хорото — Хоро речки Чилла, Хоро КыыЬа — девица Хоро, Хоро Кырдайа — речка Хоро, Хоро Алаапа — алас Хоро, Хоро Ойоопо — островок Хо­ро, Хоро Уолун Хайата — горка хоринца, Хоро Сыырда-ага — сырдах Хоро, Хоро Маара — поросшее кустарни­ком место хоринца, Хоро Кыыпын Квлуйэтэ — озерко девицы Хоро, Хоро Уолун Отого — заброшенное жилье хоринца, Хоролор Сэйылыктара — летники хоринцев. Эти топонимы рассеяны по всей территории Якутии.

 

 

Категория: Что в имени твоем, Байкал? | Добавил: anisim (19.02.2011)
Просмотров: 3629 | Рейтинг: 5.0/9 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
<Сайт управляется системой uCoz/>