Туристический центр "Магнит Байкал"
      
Пятница, 22.11.2024, 07:18
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход




Полезные статьи о Байкале

Главная » Статьи » Что в имени твоем, Байкал?


Великое смешение народов - 7
Якутские предания рассказывают также о том, что род хоро имел предводителя Улуу Хоро — Великого Хо­ро. Они сообщают, что Улуу Хоро был очень богат, что он прибыл с большим количеством людей и скота с вос­тока и что он имел знаменитого быстроногого быка.
Хоринцы были довольно широко расселены в крае. Они дошли до реки Яны, где стали известны как род айбин — от имени Айба, которое носил глава янских хоринцев (коринцев). Русские в XVII в. выделили здесь целую Хоринскую (Коринскую) волость. В начале XX в., как сообщает Багдарыын Сюлбэ, наслеги хоро были отмечены в Борогонском, Верхне-Вилюйском, Западно-Кангаласском, Сунтарском улусах, деревня Хо-ро — в Олекминской инородческой управе, роды хоро — в Борогонском, Верхне-Вилюйском, Западно-Кангаласском, Мегинском, Намеком, Средне-Вилюйском улусах.
Следует сказать несколько слов о судьбе еще одного народа, некогда населявшего Баргуджин-Токум,— баргутов. Баргуты, в отличие от других племен, во времена монгольской экспансии оказались в привилегированном положении. Этому способствовали узы родства, сложив­шиеся издавна между баргутами и племенами, из кото­рого происходил Чингисхан. Известно, что дед Чингис­хана, Бартан-багатур, был женат на Сунигал-фуджин из племени баргутов. Среди великих эмиров Чингисхана числился Джэдай-нойон, мать которого была баргуткой. После смерти отца Джэдай-нойон воспитывался у своих баргутских родичей, дважды спасавших его, кстати гово­ря, от верной смерти. Эмир участвовал в военных похо­дах монгольских войск, а потомки его позднее занимали важные государственные посты в Иране.
Узы родства вовлекли, видимо, баргутов в тесный со­юз с монголами. Баргуты никогда не воевали с Чингис­ханом, никогда не выказывали враждебности к монго­лам. Поэтому их племя не делилось на части, их не от­давали в рабство, не ставили в зависимость от других племен. Баргуты «следовали путями побратимства», пи­шет Рашид-ад-дин. Со временем их кочевья оказались в степях Внутренней Монголии.
Баргуты находились в тесных связях с племенами, которые позднее вошли в состав бурятского народа. Об этом рассказывают предания бурят о легендарном бога­тыре далекого прошлого Баргу-баторе, предания о происхождении отдельных бурятских родов. Некоторые из преданий передавались от бурят русским. И в них сохра­нились утверждения о тесном родстве бурят с баргутами. Послушаем одно из русских преданий — «О родослов­ной баргузинских бурят».
...Наши баргузинские буряты с нами в большой дружбе живут. Мы разговариваем по-бурятски, они с на­ми — по-русски. Наши предки хорошо знали, откуда буряты произошли. Давно это было. Все баргузинцы так рассказывают про ту старину. Вот слушай.
Испокон веков наши прадеды и деды еще рассказыва­ли, что здешние места были заселены задолго до прихо­да русских, когда и березки тут не росли, бурятами. Все наши буряты родом с Лены, и сейчас там их родня жи­вет. Бурят Бухэ Сованов; что сразу за Иной живет, и по сей день рассказывает: шестнадцатое поколение бурят народилось от тех предков, которые цервыми в Баргузин пришли. Род Совановых теперь сотни по­колений имеет. Все буряты, которые недалеко от Кара-лика живут, в Ясах, произошли от рода баргутов. Пре­дки их сначала на Ангаре жили, потом на Лену пере­шли, а с Лены на Верхнюю Ангару попали, потом на Витим пришли, с Витима на Баргузин прикочевали. Так оно раньше и было, старики напраслину не расска­зывали.
Помню, как тут мой другой хороший сосед, Бадма Дылгыров, про свою родню говаривал, так он до десято­го поколения своих стариков почти всех на уме держал. Теперь таких рассказчиков мало осталось. Те, кто поученее да грамоту получили, те про бурятское потомство, наверно, в книгах читают. А мы, старики, все на память свою стариковскую надеемся...
Буряты нередко брали в жены женщин-баргуток. Об этом рассказывают родословные предания хогоевского и онгоевского родов племени булагатов (в записях и изда­нии СП. Балдаева): «Дочь Тоглока родила сына, назва­ли мальчика Обогоном. Он был женат на девушке-баргутке. Она ролила ему трех сыновей: Хогоя, Онгоя и Онхотоя. Жили они в долине реки Куды (Худайн гол) и приносили жертву хозяевам гор Ухэр Манхай и Удэгэ Бэлеэн». «Жена Онгоя Мудай была родом из Барги. Она была большой шаманкой, имела все регалии шаманского достоинства. Ее возили не только по соседним улусам и родам, но даже в Кудинскую долину. Она похоронена на горе Улангин Ундэр...»
Осколки племени баргутов есть среди других наро­дов. Так, баргуты явились предками одного из трех главных объединений современных тянь-шаньских кир­гизов — ичкиликов. Среди бухарских узбеков существо­вал род боргут (бургут, баргут). В списке монгольских родов, некогда населявших Якутию, Багдарыын Сюлбэ отметил род баргыдай.



Категория: Что в имени твоем, Байкал? | Добавил: anisim (19.02.2011)
Просмотров: 4130 | Рейтинг: 5.0/9 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
<Сайт управляется системой uCoz/>