О
близком родстве баргутов с монголами говорит следующий факт их современной
истории. Часть баргутов Внутренней Монголии (род шинэ-барга) в середине 40-х
годов откочевала на территорию МНР. Поселившись в Восточном аймаке, баргуты
здесь полностью слились с халха-монголами. Они не отделяют себя от монголов, к
которым они близки по культуре.
С
баргутами связаны топонимы края, приуроченные к Баргузинской долине,— река
Баргузин, ее протока Баргуткан (эвенкийское название), поселки Баргузин и
Усть-Баргузин, горный хребет Баргузинский, урочище Баргутские Ямы.
Рассматривая
историю племен, населяющих в древности Прибайкалье и Забайкалье, Ц. Б.
Цыдендамбаев высказал интересное мнение о том, что байырку и баргуты — это
один и тот же народ, но первое название принадлежит тюркам, а второе —
монголам. Отмечая, что в древности тюрки имели обыкновение называть инородные
племена своими, тюркскими названиями, представлявшими собой простой перевод
самоназваний этих племен, исследователь обращает внимание на то любопытное
обстоятельство, что слово «байырку» по своему смысловому значению — «примитивный,
стародавний» — на тюркском языке вполне сходно с монгольским словом «барга» —
«грубый, примитивный, стародавний, патриархальный». Кроме того, он указывает,
что тюрки называли баргутов байыркы, не приводя, правда, доказательств этому
утверждению.
Если
версия Ц. Б. Цыдендамбаева об идентичности байырку и баргутов верна, то из
этого вытекает весьма важное для нашего вопроса следствие, а именно: название байырку не могло
выступать прототипом названия Байгал, поскольку
народность байырку монголы называли иначе — баргуты. Отсюда следует вывод о
неправомерности рассмотренного древнетюркского варианта.
«Великое
смешение народов», как говорил В. Г. Короленко, затронуло весь сибирский юг.
Здесь нет народа, который бы не прошел через горнило этого «смешения». Племена
и роды делились, распадались совсем по иным границам, нежели границы родов и
племен или языковых сопряжений. Т. М. Михайлов, вслед за Б. Я. Владимировым,
считает такую раздробленность родов и племен следствием вовлечения лесных
народов Баргуджин-Токума в новую, «тысячную» организацию монголов. От этой
организации, по его мнению, у бурят осталась система десятичных подразделений
— «двадцатки», «сотни», «тысячи», — сохранявшаяся в общественной жизни вплоть
до XX в.
Вместе
с тем можно утверждать, что раскол родов и племен шел по классовым границам. И
это вполне понятно, ибо в степях Центральной Азии родился новый общественный
строй — феодализм. Он возник еще во времена хуннов, которые, продвинувшись в
Европу, как отмечал Ф. Энгельс, принесли новую общественную формацию,
способствовав падению рабовладельческой Римской империи. Феодализм получил
дальнейшее развитие в период создания Монгольской империи. Он оказывал
жесточайшее давление на окружающую периферию, жившую в условиях патриархально-родового
строя. Естественно, старое сопротивлялось новому, что видно на примере
покорения монголами лесных племен Сибири. Когда Джучи оказался в краях,
населенных лесными племенами, он потребовал вассальной зависимости прежде всего
у родоначальников и племенных вождей. Те, как и следовало ожидать, пришли к
согласию. И преподнесли монгольским феодалам дань — «подарки». Но не всегда
эту зависимость принимали сами племена. Предводители туматов, например, тоже
ездили к монгольскому двору с изъявлениями покорности, однако племя боролось с
монголами до конца, пока не было полностью уничтожено.
Вассальная
зависимость от монголов была неприемлемой для живущих в родах и общинах
скотоводов и охотников. Они и поднимались, видимо, с родовых кочевий,
объединялись с аналогичными группами других племен и в поисках лучшей жизни
уходили в иные края. В результате этническая картина Южной Сибири оказалась
исключительно пестрой. Вот поэтому среди бурят есть родовые группы урянхатов,
некоторые бурятские роды несут отчетливые признаки тюркского (якутского)
происхождения, а среди якутов существуют родовые группы хоро (хоролоры,
хоринцы).
В
союзы и объединения зачастую вступали разноязычные племена. Языковой признак в
то время не имел существенного значения, поскольку тюркские и монгольские
языки были близкими в силу недавнего отделения от тюрко-монгольской общности.
Все
это объясняет этническую неоднородность не только бурят, но и якутов.
|