Автор: Елена Занина
Вода
Река Уда — одна из немногих, которая от истоков до устья неоднократно меняет свое название. В верхнем течении она носит название Уда, в средней части, с границей Нижнеудинского района, — Чуна, а после соединения с Бирюсой до впадения в Енисей — Тасеева. Вверх по реке пришли в XVII в. казаки, поставившие ясачное зимовье, а затем Покровский острог, из которого и вырос Нижнеудинск. Уда стала перводорогой в судьбе города и основой его имени.
Недалеко от бывшего острога и современного городского кладбища есть озеро — люди назвали его Мертвым. То ли потому, что здесь часто тонули, а дно «тинное», то есть местами начинает засасывать, и от него очень трудно оттолкнуться; то ли потому, что находится рядом с кладбищем. А может, в названии — память об «отмершем» рукаве Уды, поскольку озеро является последним его остатком. Летом сред мутной глади водоема на крупных плавающих листьях красуются ярко-желтые цветы кувшинок. С одной стороны озера — растянувшийся пригорок, покрытый сосняком — это бывший берег Уды, с другой — болотистая низменность. Метров через от озера — нынешняя Уда. По мнению В.П. Шахерова, бывший рукав реки вполне бы пригоден для пристанища казацких дощаников к острогу, что сыграло немаловажную роль при выборе места его основания. Но гораздо раньше, много тысячелетий назад, эти берега уже были обитаемыми. Комплексной экспедицией Иркутского университета в 1972, 1976 гг. проводились разведочные работы. На берегу озера были найдены фрагменты керамических сосудов. Наиболее интересные из них находятся в Иркутском и Нижнеудинском краеведческих музеях. В результате выветривания почв на песчаном склоне появляются все новые осколки керамики, выносимые на поверхность.
Уда — река горная, с порогами, каменистыми перекатами, которые резко переходят в глубокие затоны с подводными воронками. Для русских первопроходцев, приплывших сюда, чтобы обживать присаянские земли, это был нелегкий путь. По-видимому, по этой причине Нижнеудинск долгое время практически не рос.
Тракт
В середине XVIII в. через местечко прошел Московский тракт. Он стад erne одной дорогой, которая сыграла в судьбе города очень важную роль. Приток переселенцев из европейской части России способствовал перерастанию острожного населения в малый город. На острове между Удой и ее протокой Застрянкой возникла Подгорная слобода, которая стала расти и застраиваться очень быстро. В Подгорной слободе размещались основные присутственные места и была сосредоточена торгово-ремесленная жизнь. Здесь проживали купцы, чиновники, городовые казаки, крестьяне и поселенцы, останавливались следующие по тракту торговые караваны. Оживлению торговли и промысловой деятельности, росту населения способствовало и открытие в 30-х гг. XIX в. Бирюсинских золотых приисков. В слободе закупали припасы золотодобытчики, вербовались рабочие. Здесь же был построен и первый каменный Воскресенский храм.
Подгорная слобода превратилась в новый действующий центр города. В 1851 г. указом Сената Слобода была причислена к городу. Связь между правым берегом островной частью осуществлялась с помощью паромной переправы. Первый деревянный мост через Уду был построен только в начале XX века. Левобережная, не островная часть была сильно заболочена и считалась тогда не пригодной для проживания.
Магистраль
В 1897 г. в Нижнеудинск пришла железная дорога. Транссибирская магистраль прошла приблизительно в километре от левого берега Уды и сыграла особую роль в дальнейшем, уже индустриальном, росте города. Вокзальный район, который назывался просто Станцией, и Слободу разделяло болото, где часто тонули пасшиеся коровы. Могло ли болото стать преградой на пути цивилизации? Путеводная ниточка водовода прошла через болото.
Водовод был нужен для заправки паровозов, и его проложили в том же 1897 г. от Уды к железной дороге. Наряду с современными водопроводами он и по сей день обслуживает жителей привокзального района. Тогда же было построено паровозное депо, установлены генератор для электроосвещения, первая угольная котельная. Относительно возвышенные прилегающие к железной дороге места застраивались рублеными одноэтажными домами с усадьбами, обнесенными сплошными высокими заборами.
А дороги разветвлялись, влекли вглубь тайги, к сокровищам Саянских гор. В 30-х г. XX в. в Восточных Саянах были открыты месторождения залежей слюды. Благодаря удобному месторасположению Нижнеудинска на железной дороге в 1932 г. в городе начинает действовать первое крупное промышленное предприятие — слюдяная фабрика. Она постепенно выстраивалась на левом берегу Уды, где к концу столетия вместо первоначальных деревянных бараков возникли кирпичные многоэтажные корпуса. На слюдяной фабрике к 80-м годам работало около двух с половиной тысяч человек. Продукция этого предприятия считалась уникальной. Ее использовали в оборонной промышленности, металлургии, авиации и даже в освоении космоса.
В 30-е гг. в левобережной части города начали функционировать хлебозавод, промкомбинат, железнодорожное училище, были построены две школы и педучилище. Вместе с городом менялись и его прародительницы — дороги. В Нижнеудинске возникло автотранспортное предприятие, которое вытеснило гужевой транспорт. Позже был образован Нижнеудинский авиаотряд. В город приводили и воздушные пути.
В конце 60-х современный центр потихоньку начал застраиваться на отсыпанных местах деревянными домами. Жители до сих пор помнят, что это место было заболоченным настолько, что если проходил дождь, то болото превращалось в озеро - вечная мерзлота не давала воде просачиваться. По болоту протекал ручей, где ребятня на вилку ловила вьюнов и пескарей для кошек, сооружала из кочек запруды для купания. Летом на болоте зацветали жарки и куриная слепота, вили гнезда кулики. На сухих полянах дети играли в лапту. Иногда здесь располагались кочующие таборы цыган, так как с этих мест хорошо просматривалась округа. И тогда дети цыганские и местные играли вместе. Как только вечером на весь город раздавался гудок, извещающий о конце рабочего дня, детвора разбегалась по домам. Первые кирпичные многоэтажные дома появились в 50-60-х гг. именно в левобережной части города. Они строились на бутовом фундаменте, на сваях. Строительные площадки на болотистых местах отсыпали гравием с Уды и песком с горы Вознесенка.
Вознесенка и улица Карла Маркса
Гора Вознесенка — важное место в городском ландшафте. С нее виден весь город. Полтора века назад путешественник так описал открывшуюся панораму: «Утес ... высунулся мысом с городской стороны и возвышается на сто сажень, весь покрытый вековыми деревьями, плотно прижавшимися к скале. На вершине его красуется белая каменная часовня. Потом взоры ваши обратятся на ландшафт, раскинутый внизу горы, зеленые рощи, отражающиеся в реке. И если вы не художник, то верно в эту минуту пожалеете о своей бездарности. Поднимитесь на этот утес, высящийся перед вами, и вашим глазам откроется необозримый ландшафт, воспроизведение которого многих трудов и большого искусства потребовало бы от художника».
Давно уже нет белокаменной часовни на вершине утеса. Нет и самого утеса — до 50-х гг. XX в. здесь была каменоломня, и отвесные скалы исчезли под ударами кувалд. Но место это по-прежнему остается излюбленным среди горожан. Зимой с пологого склона ребятишки любят кататься на санках и лыжах. Весной на Вознесенке раньше, чем в других местах, выскакивают подснежники и зацветает багульник. Летом в ее окрестностях самые грибные места — маслята, опята, сыроежки, а кое-где растут голубика и брусника. К подножию горы, омываемой Удой, спешат накануне христианского праздника за вербой. Она тут особая — крупная и бархатная. Здесь же весь год бьет теплый ключ, и река не замерзает даже в сильные морозы. Крещение .поди приходят к Вознесенке за святой водой, а смельчаки в крещенскую ночь погружаются в воду, чтобы за-: пастись здоровьем на весь год. На краю горы стоит деревянный крест — память о часовне Вознесенского прихода.
Давно уже нет и Вознесенской церкви, которая стояла на идущей от горы улице Карла Маркса, до революции, естественно, — Вознесенской. В 2011 г. храму исполнилось бы двести лет. Из достопримечательностей церкви была известна чудотворная икона Ахтырской Божией Матери. Каменный собор имел три престола и звонницы-колокольни с главным колоколом и колоколами-подголосками. Колокола были сброшены и куда-то увезены. Только один маленький колокол еще немного послужил. Он висел у входа в городскую пожарную часть — его звоном дежурный на каланче сообщал о пожаре. После проведения телефона колокол увезли в Иркутск, в музей пожарного дела.
В 1938 г. собор Вознесения был разломан. Кирпичи пошли на строительство разных зданий, люди растаскивали его и на печи в дома. Остались пустырь и едва заметные следы каменной кладки. Когда в 1991 г. для жителей улицы прокладывали водопровод, вдоль нее были обнаружены захоронения, находившиеся некогда при церкви. Лет двадцать назад недалеко от этого места начали строительство школы — был заложен фундамент, сооружен каркас. Но наступил кризис, прекратилось финансирование, строительство перешло в долгострой. Сегодня конструкция нала непригодной для продолжения строительства. Из всего проекта смогли достроить только спортивный зал с душевыми.
Перепутье
Дороги могут благотворно повлиять на жизнь города даже тогда, когда они проходят вдалеке от него. Так случилось в 70-е гг. XX в., когда в Сибири началось строительство Байкало-Амурской магистрали. Там требовались здания контейнерного типа. В Нижнеудинске был построен выпускавший такую продукцию завод (ЗИЗКТ). В юго-восточной части города вместе с заводом возник и жилой микрорайон из стоквартирных пятиэтажек. В связи со строительством шло осушение заболоченных улиц левобережной части города, которая постепенно становилась новым административным центром Нижнеудинска. Городу опять становилось тесно в кольце проложенных дорог. Постройки поползли уже за линию Транссибирской магистрали.
Большие дороги открывают большие возможности. Но, связывая огромные пространства в единую нить, закручиваясь в один клубок, они создают и общую судьбу, избежать которой невозможно. По тем же путям-дорогам приходило в Нижнеудинск не только созидание, вместе со всей страной город пережил глубокий социальный и экономический кризис. Кондитерская фабрика, мебельная фабрика, слюдяная фабрика, ЗИЗКТ, мясокомбинат, молокозавод, едва пущенный в строй, и пивоваренный завод, который был основан еще в 1891 г., — все эти предприятия одно за другим сокращали производство, останавливались, превращались в общества с ограниченной ответственностью или становились банкротами, перепрофилировались. Закрылся аэропорт.
Предприятия Восточно-Сибирской железной дороги были едва ли не единственными в 90-е гг., где люди имели постоянную работу и относительно стабильный заработок. ВСЖД возводила жилые дома, в те трудные годы были построены кирпичный завод Дорстройтреста, Доржелезобетона. Сегодня на территории города расположено одиннадцать железнодорожных предприятий, где занято 4,6 тыс. человек, что составляет 27,6% от общей численности работающих. Работа в системе железной дороги считается среди горожан высокооплачиваемой и престижной.
В современном Нижнеудинске обращает на себя внимание множество частных магазинов, гармонично встроенных в первые этажи жилых домов. «Цены на жилье почти как в Иркутске!» — в зависимости от ситуации эту фразу горожане могут произносить иногда с разочарованием, а иногда и с гордостью за свою «почти равноценность» областному центру. В городе действуют медицинское и профессионально-техническое училища, несколько инновационных школ. В центре образования «Перспектива» можно заочно получить высшее образование от красноярских, иркутских, братского и других вузов, не выезжая за пределы города.
Работают библиотеки, радиотелецентр, Дом культуры, киноконцертный зал, музей, детская музыкальная и художественная школы с их филиалами, Дом народного творчества. Есть творческие коллективы со званием народных: театр «Экспромт», оркестр «Озорные наигрыши», духовой оркестр «Молодость», танцевальный коллектив «Талисман», эстрадно-духовой оркестр «Джаз-версия». Их руководители — все коренные нижнеудинцы, люди, по-настоящему привязанные к городу.
В теплое время года по вечерам в городском парке играет духовой оркестр, а в праздничные дни организуются массовые гулянья с выступлением детских и народных творческих коллективов. В выходные можно сходить в театр. Зимой работают катки и лыжная база. В железнодорожном профилактории «Истоки» для любого жителя города открыты тренажерные залы и бассейн, проходят спортивные состязания по волейболу, баскетболу, теннису. Молодежь, получая в области образование, зачастую возвращается и начинает обустраивать здесь свою жизнь, обзаводиться семьями. По пятницам только и успеваешь замечать свадебные кортежи разукрашенных иномарок. Утром под окнами слышно, как метут дворники, и просыпаешься с надеждой — город заботится о себе, значит, живет, растет, ему не безразлично....
|