Автор: Анна Спиридонова
Когда—то место, где сейчас расположен Куйтун, его обитатели прозвали холодным, студеным («до прихода русских там много бурят перемерзло»). В официальных текстах подчеркивают, что название Куйтун (по-бурятски «хыйта, хыйтан») означает обширные степные пространства, представляющие собою пастбища и пахотные земли. Именно плодородие почвы стало основной причиной заселения этих мест.
Крестьяне попадали в Сибирь двумя путями: «по указу» — отобранные местной администрацией, они вместе с семьями переводились в Сибирь, или «по прибору» - то есть за счет вербовки добровольцев, желающих переселиться на новые места. В годы столыпинской реформы бывало, что семьи, которые ехали на Дальний Восток, останавливались в Куйтуне на ночевку и оставались тут навсегда — их бросали. Власти, обещавшие помощь, на жалобы и вопросы отвечали коротко: «Чем вам тут не земля?» Имея весьма ограниченные ресурсы, эти люди буквально на пустом месте возводили дома, упорно трудились на земле, которая становилась своей. Тем более что земля была на редкость богатой. Позднее, уже в советские времена, Куйтун называли Сибирской Кубанью.
По данным мониторинга, который ежегодно проводится администрацией Иркутской области, в 2006 г. в Куйтунском районе зарегистрирован самый высокий в регионе уровень бедности.
Куйтун слагается из детских воспоминаний, рассказов родных и знакомых, живущих в нем и уехавших оттуда, коротких сюжетов в местных СМИ, сведений из официальных источников. Каждый раз, когда я приезжаю в Куйтун, он предстает немного другим — не таким, каким я его ожидаю увидеть. Хмурый и уставший - зимой, зеленый и, в одночасье, помолодевший за счет приехавшей на каникулы ребятни — летом.
Две дороги — один путь
Если посмотреть на карту Куйтунского района, отчетливо видно, как переплетаются между собой две жирные линии — железная дорога и Московский тракт. Это пути развития региона, значимые пути в жизни многих жителей, в том числе и проезжающих мимо.
Поселок Куйтун — районный центр, находится посередине между Иркутском и Тайшетом, на одной из артерий России — федеральной автомагистрали М-53 Красноярск—Иркутск, более известной как Московский тракт. В поселке проживает треть населения района1.
История знает Московский тракт как кандальную дорогу. Через Куйтун тянулись переселенцы, и порой они оставались жить тут навсегда. В Куйтуне была создана система извоза, в которой принимало участие все население притрактовой полосы. Московский тракт стал обрастать домами, магазинами, построили почтовую станцию, церковь, и он стал центральной улицей поселка — Трактовой. Сегодня это улица Красного Октября.
Строительство Транссибирской магистрали подтолкнуло развитие экономики и культуры Куйтуна, связало его с другими областями и регионами России.
С приходом железной дороги динамично меняется численность и социальный состав населения. Появляются первые рабочие — строители магистрали: солдаты, каторжники, вольнонаемные, крестьяне и путейцы, обслуживающие дорогу.
Сегодня железная дорога создает рабочие места не только для своих специалистов, она привлекает к себе предприимчивых бабушек с семечками, таксистов. На электричке приезжают в «город Куйтун» люди из близлежащих сел и деревень. Тогда он превращается в «деловой» центр — люди спешат решить личные вопросы, делают необходимые покупки. Поток проезжающих не иссякает никогда. Они появляются и со стороны Московского тракта — транзитные пассажиры, следующие своими маршрутами, предприниматели из соседних населенных пунктов, которые возле дороги разворачивают торговлю.
Район, прилегающий к железной дороге, многие жители Куйтуна считают самым спокойным, чистым и красивым. Район, прилегающий к Московскому тракту, самым активным, и называют его центром. У центра есть свои, негласно установленные «часы работы». Наиболее оживленные — с 11 до 12 часов дня. Воскресенье - выходной, центр становится малолюдным и тихим. И тракт воскресным днем почти замирает.
В названиях улиц звучит ритм революции. Увековечены годовщины Октября: сороковая, тридцать первая, тридцать шестая, двадцать вторая. Есть и семьдесят лет Октября. Подряд идут улицы Коминтерна, Мира, Свободы. И много именных — Ленина, Карла Маркса, Крупской, Свердлова, Урицкого, Бурлова, Желябова, Кржижановского.
Куйтунское время
По сравнению с Иркутском, время в Куйтуне даже в часы пик течет сонно и размеренно. В магазинах можно наблюдать уникальное для городского жителя явление: получасовое стояние очереди из трех человек. Продавец не только обслуживает покупателя, но и ведет с ним беседу, переговаривается с очередью, может завязаться разговор и внутри самой очереди. Обсуждают местные новости, товар, погоду, сериалы - что угодно. Все друг друга знают. С продавцом важно иметь хорошие отношения - она может обслужить без очереди или, когда нет денег, дать товар в долг.
Куйтун живет с оглядкой на прошлое. До наших дней сохраняются дома купцов: узкие, высокие окна, старинные, в рост коня, покосившиеся ворота. Заметно, что многие вывески остаются без изменений годами.
Жители поселка отмечают две волны прироста населения Куйтуна — в 50-е и 80-е гг. В 50-60-е Куйтун преобразился благодаря развитию производства, строительству новых домов и появлению городских благ: «Мы жили тогда с энтузиазмом. Все строилось, появилось телевидение, все работало...», «У нас были богатые предприятия. Зверосовхоз участвовал на Лондонском пушном аукционе...». В честь сельского хозяйства, которое было гордостью района, строящиеся улицы называли именами Вавилова, Мичурина, Тимирязева.
Благополучие восьмидесятых связывают с внедрением механизации на сельхозпредприятиях и развитием местной промышленности — лесопереработки. Кто-то вспоминает, что делали доступную мебель, кто-то говорит о том, что была возможность достать по блату импортные вещи. Кажется, что восьмидесятые годы навсегда остались в памяти нескольких поколений жителей района золотым временем, с которым они обречены сравнивать свой сегодняшний день.
В начале 90-х гг. государство предприняло попытку возвратить землю в частное пользование. Колхозы и совхозы стали реорганизовываться, распадаться.
Часть предприятий, пройдя этапы неизбежных реорганизаций, смогла устоять. Сегодня наиболее успешными предприятиями района считаются СПК «Труд» и «Годовщина Октября». Фермерское движение, которое должно было встать на место прежних форм хозяйствования, надежд не оправдывало. Период становления пережили единицы. Их фамилии известны всему району: хозяйства Черкуновых, Свисту новых. Местные жители предпочитают встать на учет в центре занятости, нежели сменить образ жизни и заниматься сельским хозяйством.
Самыми престижными и перспективными местами работы в Куйтуне считаются банк, милиция, Пенсионный фонд, социальная защита, налоговая служба.
Людей, сумевших в новых условиях организовать свое дело, объединяет дорога. Сегодня вдоль тракта сосредоточены объекты сферы услуг: магазины, автозаправки, авторемонтные мастерские, кафе, остановка междугородных автобусов. Развивается и интернет-бизнес. «У местных жителей нет денег лишний раз платить за ремонт автомобиля, стараются все делать сами. А вот у проезжих много что может по пути произойти, поэтому выгодно здесь организовывать сервис» (работник автосервиса, 45 лет).
Проезжему человеку Куйтун покажется весьма благополучным поселком. На Московском тракте — лучшее асфальтовое покрытие, яркие, интригующие названия, игровой клуб. Но за фасадом — серые стены некрашеных домов, запущенность, грязь. Такое чувство, будто нет в доме хозяина, он ушел и по каким-то причинам не вернулся. «Раньше был особый мир... Вечером идем после субботника, Куйтун — чистый, свежий, дышит. Мне жаль, что он сейчас такой: дома повалены, брошены, деревья стоят несчастные».
Деревьев в поселке действительно много. Летом покосившиеся и некрашеные дома и заборы тщательно маскируют тополя, ранетки, черемуха, сирень, березы.
Вода куйтунская
Куйтунская вода — особенная. Она непригодна для употребления в пищу — слишком много в ней содержится примесей, слишком жесткая. Мыло практически не образует пены. На каждой улице есть колодец, многие жители имеют скважину для личного пользования у себя во дворе. Но эта вода, как правило, расходуется на хозяйственные нужды, например, на полив огорода, стирку.
Питьевой водой Куйтун снабжается по водоводу из села АН-завод, к домам ее доставляют водовозки. Те, кто имеет личный транспорт, могут съездить на колонку или водокачку самостоятельно. Аббревиатура АН в названии села — Александр Невский, имя которого дали винокуренному заводу, построенному здесь в 1862-1866 тт. Чистая родниковая вода тех мест обладает необходимой мягкостью, и, в отличие от куйтунской, ее называют живой.
Питьевая вода в доме запасается впрок, хранится около недели и расходуется бережно.
Храм
Многие говорят, что хотели бы видеть в поселке православный храм. Православный приход располагается в здании бывшего детского сада. Этот факт смущает респондентов: «Я туда сына в сад водила, а ходить молиться я туда не буду». У кого есть возможность, те ездят в церковь в Тулун.
Китай-город
Одна из обсуждаемых тем в поселке — лес и Китай. Практика лесопользования — тема закрытая. Она порождает множество слухов и упреков в адрес многих инстанций, чиновников. Люди недовольны тем, как осуществляются лесозаготовки.
Если судить по объявлениям, на плане поселка появился новый район — Китай-город. Его часто указывают вместо обратного адреса. На лесозаготовке и пилораме работают в основном выходцы из КНР. Если в Иркутске китаец — «терпимый чужак», то в Куйтуне его образ воспринимается как источник опасности: он «нагло», по-варварски «ворует» гордость Куйтуна — его лес, он зарабатывает деньги, в то время как местный житель вынужден находиться на учете в центре занятости. Создается впечатление, что китайцы, проживая на окраине поселка, вторглись в личное пространство каждого жителя: «Китайцев стало слишком много». Актуальная тема выражается в ироничных частушках: «Не гордитесь, мужики, что вас очень мало. Нам китайцев привезли четыре самосвала!» Несмотря на то что в самом поселке китайцы встречаются редко, их появление вызывает недовольство. Диалог на заправке — китаец на ломаном русском что-то спрашивает у работника, та, не понимая его, отвечает: «Учите русский язык!» Рядом стоящий мужчина злобно кидает: «Ага, скоро мы тут будем учить китайский!»
Характер куйтунца противоречивый. В его радушии и гостеприимстве воплотился Московский тракт с хлебом-солью принимающего мира. С другой стороны, он - житель мира сельского, консервативного и закрытого. Любому новому человеку трудно здесь стать своим.
Куйтунские горожане
Сами жители, кажется, испытывают затруднения в ответе на вопрос, что же такое их поселок — город или деревня?
В Куйтуне живут семьи, которые переехали из города заниматься сельским хозяйством. Немало и тех, кто приехал в Куйтун из деревни в поисках лучшей жизни.
«Городская жизнь» Куйтуна началась 26 сентября 1957 г., когда он приобрел статус поселка городского типа. Городской статус лишает педагогов надбавок, увеличивает тарифы на электроэнергию, но мало касается образа жизни. По сути, в Куйтуне нес сельское — быт, культура, труд, внешний облик.
Но городской статус поднимает самооценку жителей поселка: «Куйтун стал современный. Посмотрите, какие красивые у нас стали магазины. Предприниматели стараются, обустраивают территорию... Развивается наш поселок!» (частный предприниматель, 40 лет).
«Сейчас изменилось мышление жителей, стали мыслить прогрессивно, современно...» (работник сферы культуры, 35 лет).
«Куйтун стал модным. Появился большой выбор модной одежды, такой же, как в Иркутске, Саянске и других городах. Можно многое себе позволить. Но все равно городских видно, они отличаются от куйтунских... Городские более раскованны...» (продавец, 23 года).
«Куйтун для меня — цивилизация. Я долгое время жила в деревне, где вообще ничего не было. Тут мой ребенок может ходить в детский садик, заниматься в музыкальной школе. А особенно я люблю с мужем вечером съездить в магазин. Мне нравится, что магазины долго работают, мне нравится вечерний Куйтун!» (служащая, 27 лет).
«Для меня Куйтун — это вдохновение... Я люблю эти улицы, они прекрасны, особенно зимой! Я люблю земляков, это очень сильные и открытые люди. А наши березы достойны самых красивых эпитетов. Во мне есть внутренняя любовь к своему месту» (работник сферы культуры, 50 лет).
За последнее время в поселке действительно многое меняется: строится новый больничный комплекс, появился доступ в Интернет, работают сотовая связь, местное телевидение. Называя свой поселок городом, люди совсем не по-городскому воспринимают язык телевидения. Сотрудница телекомпании рассказывала, что после рекламной кампании одного магазина на студию обрушился шквал звонков от жителей, интересовавшихся не товаром, а работой. Основой рекламного ролика, транслируемого по телевидению, стал слоган: «Нужен хозяйке помощник и друг: тостер, миксер и утюг». Местные телезрители поняли, что хозяйка — управляющая магазином (ее все прекрасно знают) — нуждается в помощниках. Значит, можно устроиться к ней на работу.
Сейчас культурная жизнь бурлит именно там. 'Гам есть лаже пионерская организация. Знаете, иногда пионеры приезжают к нам и принимают участие в праздниках... так трогательно и красиво, я всегда на них любуюсь» (куйтунец, 40 лет).
Когда спрашиваешь у местных ребятишек о важных местах поселка, дети, кроме школы называют библиотеку. Деревянное здание библиотеки стоит почти в центре Куйтуна. Внутри уютно, чисто, несмотря на летнюю пору, посетителей достаточно много. Она является не только местом сбора и хранения книг, здесь регулярно проходят книжные выставки, вечера.
Гордятся культурностью Куйтуна:
«По сравнению с Тулунским и Зиминским районами, в Куйтунском районе уровень культуры намного выше. У нас выше не только уровень культуры населения, у нас больше людей, которые связаны с культурой и искусством. Например, у нас даже есть профессиональная династия Сизовых в селе Кундуй, они все заняты в сфере культуры» (В.П. Хоров, директор краеведческого музея).
Гордятся селом Каразей: «Если во Франции есть Париж, то у нас есть Каразей».
Отличают родной поселок от соседей — городов Тулуна и Зимы. Некоторые заявляют, что Куйтун и Зиму объединяет только грязь на улицах. Кое-кто припоминает, что зиминское ОАО «Окинское» рассчитывается с долгами бывшего совхоза «Куйтунский». О духовной близости, о родственниках и знакомых умалчивается, разговоры о Зиме и Тулуне лаконичны. Немножко зависти: «У них там есть производство, кое-какая промышленность, а у нас нет, поэтому все в упадке», немножко иронии: «Недавно была в гостях, включаю телевизор, а там бегущая строка — «Продается мерин. Иванов Иван Иванович». II помер телефона. Вы можете себе такое представить? У нас такого никогда не будет!».
В поселке много разговоров о том, что Куйтунский район пытаются поделить и что успешные предприятия уходят в подчинение Тулуну, а Сбербанк якобы собираются передать в управление зиминцам, налоговая и совхозы «уходят в Саянск». Если к перспективам связей с молодым Саянском относятся терпимо, то к Тулуну и Зиме — нет. Отношение к Саянску почти как к родственнику, которому многое прощается
Считается, что Саянск строили куйтунские жители, и строили сто таким, каким хотелось видеть город своей мечты. У многих там живут родственники, друзья, знакомые, одноклассники. Свидетельством тому поговорка: «В Саянске палку кинь - в куйтунского попадешь!» Связывают не только родство и дружба, многие приезжают в Саянск за товарами и услугами, которых недостаточно в их родном месте. Некоторые переезжают на постоянное место жительства из Куйтуна в Саянск, и наоборот.
О прошлом и настоящем Куйтуна жители говорят с горячностью. Пристрастно оценивают себя и своих соседей, подчеркивают достижения, убеждают в особой значимости родного поселка. Слышится уверенность человека, имеющего глубокие корни, твердо знающего, что жизнь, какой бы трудной она ни была, строится и проходит на земле, а не в дорожной пыли.
|