Автор: Олег Жилкин
Первые поселения в районе современной Листвянки относят к началу XVIII века. В чертежной книге 1701 г. уже значится Никольская часовня, от которой и пошло название поселения. Через поселок проходили торговые караваны на восток, и путники останавливались здесь для отдыха и молитвы.
В 1725-1730 гг. в Лиственичном появляются дома иркутских цеховых мещан. Своим названием поселок обязан деревьям, в изобилии произрастающим в его окрестностях. Лиственница — очень прочное дерево, из которого в Сибири издавна строили дома. Известно, что листвянскую лиственницу использовали при строительстве Иркутского понтонного моста в 1891 г., — из нее делалась подводная часть понтонов.
Селились в Лиственичном люди вольные, самочинно захватывая казенные земли, сооружая на них дома и хозяйственные постройки. К середине XIX в. здесь уже стояли пароходная пристань, таможня, склады. Население состояло большей частью из мещан, занимающихся рыбной ловлей, рубкой и продажей леса, извозом. Таможня брала пошлину за провоз товаров из Китая.
Начало строительства Кругобайкальского участка Транссибирской магистрали дало поселку мощный импульс развития. Лиственичное превращалось в базу пароходства и судостроения на Байкале. К началу XX столетия население выросло до полутора тысяч человек. Примета времени — появление в составе жителей ссыльных, чиновников и дворян. Помимо таможни, церкви и церковно-приходской школы в поселке имелись почта, телеграф, школа при железнодорожных мастерских.
В 1904 г. поселок получил официальный статус, образовав с селом Никольским особую «Лиственичненскую» волость.
В 1930-м Лиственичное вошло в состав Слюдянского района.
В 80-е гг. жители Листвянки оказались горожанами — поселок стал частью Октябрьского района Иркутска.
Сейчас поселки Листвянка, Никола и Большие Коты объединены в Листвянское муниципальное подразделение в составе Иркутского района. Если Никола практически смыкается с Листвянкой, то Большие Коты находятся в 17 километрах пути по воде летом или по льду зимой.
Визитная карточка
Уже несколько десятилетий Листвянка имеет неофициальный статус визитной карточки Иркутской области.
Построенный в начале 60-х гг. Байкальский тракт связал поселок с областным центром. Спешили к приезду в Иркутск правительственной делегации, возглавляемой президентом США Эйзенхауэром. Визит сорвался, но тракт закрепил за собой значение VIP-магистрали, по которой считали необходимым прокатить делегации самого разного уровня. Некогда утомительный путь превратился в приятную часовую прогулку на автомобиле.
Здесь, в Листвянке, Байкал впервые открывается для путешественников, уже подготовленных к тому, что они соприкоснутся с чем-то необыкновенным. И все же встреча больше напоминает столкновение: дорога делает резкий поворот — и неожиданно на фоне окружающих гор открывается панорама Ангары, плавно и величественно вытекающей из переполненной чаши Байкала. У свидетеля, присутствующего при акте рождения реки, невольно возникают мысли о сакральности этого места и особой значимости поездки на Байкал в личной судьбе.
Байкал придает статус, наполняет смыслом человеческую деятельность, какой бы ничтожной она ни казалась. Даже строительство Байкальского целлюлозного комбината внесло свою лепту в раскрутку бренда. Фильм «У озера» так настойчиво доказывал эффективность очистительных сооружений комбината, что навсегда зародил у многомиллионной аудитории Страны Советов тревогу за будущее Байкала. Политическая активность иркутян на заре перестройки проявлялась в форме экологических митингов в защиту Байкала. Сегодня экологические организации Иркутска уже уверенно действуют в политическом поле.
В то же время девственность природы, чистота глубин Байкала были теми вечными ценностями, в мощной тени которых смирялись честолюбивые порывы, сознание обретало устойчивость, душа — мир и покой. Этот мотив не раз служил резонатором художественного творчества местных писателей, художников, музыкантов. В Листвянке появляется картинная галерея В. Пламеневского и свой Театр песни.
Никольский храм в Листвянке пользуется особой любовью у иркутян. Сюда привозят из города крестить детей, здесь проходят венчания молодых. Сложившаяся репутация «чистой церкви», отмеченной печатью особой благодати, обеспечивает приток в храм не только благочестивых прихожан, но и туристов. Только здесь можно увидеть предупреждающие надписи на английском языке.
Опытный гид обязательно упомянет о том, что храм построен в XIX в. купцом Сибиряковым в честь его чудесного спасения на бурных водах Байкала.
Здесь снималась знаменитая сцена венчания декабриста Ивана Анненкова с француженкой Полиной Гебль в фильме «Звезда пленительного счастья».
Наука на Байкале
Созданный в середине XIX в. в Иркутске Восточно-Сибирский отдел Русского географического общества заложил основы систематических научных исследований Байкала. Научно-исследовательские экспедиции изучают флору и фауну озера, проводят геологические изыскания. С развитием пароходства на Байкале и началом строительства Транссиба встала необходимость проводить на озере гидрографические исследования, а также организовать здесь метеослужбу.
В 1897 г. Комитетом Сибирской железной дороги было постановлено отпустить средства на устройство и содержание наблюдательной станции в Лиственичном.
В 20-е гг. XX в. в Лиственичном создается лимнологическая станция, ставшая впоследствии базой для создания Лимнологического института Академии наук СССР. В 60-е здесь строятся четырехэтажное здание института и несколько трехэтажных жилых домов для его работников: гидробиологов, гидрохимиков, гидрологов.
Коллекция экспонатов музея института пользуется славой, но ознакомиться с ней могут не все. Это придает институту и поселку романтический флер таинственности и некой избранности, что прекрасно вписывается в сложившийся миф о священном Байкале.
Футуристическое сооружение, построенное на вершине возвышающейся над Листвянкой горы, издали привлекает взгляд сверкающей белизной. Это астрофизическая обсерватория.
Из Листвянки в космос устремлено гигантское око солнечного телескопа. Присутствие этого объекта обеспечивает прямую связь поселка с Вселенной и, таким образом, научно подтверждает его притязания на исключительный статус.
В начале 90-х ветра перемен донеслись и до Листвянки. Вместе с резким сокращением выделяемых на науку денежных средств окончательно изменился вектор развития поселка. Создаваемая здесь с 20-х гг. исследовательская база приходила в упадок. Необходимость поиска дополнительных ресурсов финансирования вынудила обратиться к туризму. Открыл свои двери для широкой публики элитный Байкальский музей. Научно-исследовательские суда отправились в туристические круизы.
Узкая прибрежная полоса стремительно застраивалась. Сносились деревянные домики, а на их месте возводились громоздкие кирпичные особняки. Причал Листвянки захватил стихийный рыбный рынок. Рядом поставили свои лотки торговцы сувенирами. Рыбу коптили, не отходя от торгового места. Чад от десятков мини-коптилен застилал небеса. Мусор не убирался, его сваливали прямо здесь, у прибрежных камней, принося дедушке Байкалу пластиковые жертвы. Иностранные туристы стали морщить носы и поговаривать о том, что Листвянка напоминает Диснейленд в стране третьего мира. Впрочем, большая их часть прибывала в поселок транзитом — на один, максимум два дня. Их дальнейший путь лежал на Ольхон, в Монголию, Китай либо в обратном направлении — на запад.
Появились также и другие торговые точки. Здесь можно выбрать любой ноутбук на свой вкус. Затем не представляет особого труда его купить. Расплатиться можно как наличными средствами, так и кредитными картами.
Туризм
Листвянка переживала нашествие «наших». В последние два-три года появилась традиция приезжать сюда на выходные и праздничные дни из Иркутска и соседних с ним городов. Наши люди весьма неприхотливы. Их не смущает ни каменистый берег, ни частые ветра. Зимой лед в окрестностях поселка пестрит компаниями, «брызгающими» духам Байкала. Свои жертвы они закусывают омулем горячего копчения, расстелив газетку на капотах своих авто. «Что за интерес, — раздражается местный житель, водитель маршрутного такси, безуспешно пытаясь припарковать свое авто на центральной улице поселка, — приехать сюда, встать и жрать?»
Байкальский тракт, ведущий в Листвянку, из-за большего количества регулярно случающихся на нем дорожно-транспортных происшествий, в народе окрестили дорогой смерти.
Впрочем, центральная улица поселка также рискует снискать себе дурную славу. За один год погибли два владельца самых заметных на улице строений: «домика Барби» и «У медведей». На окраине поселка, на крутом берегу, вот уже несколько лет горемыкой-сиротой стоит недостроенный трехэтажный дом из красного кирпича, хозяин которого закончил свои дни в славном городе Братске, так и не успев узаконить свою постройку.
После того как государство отказалось от централизованного регулирования туризма, в набирающую обороты индустрию включились рядовые граждане, предлагая услуги по размещению, питанию и развлечению гостей. Это не могло не отразиться на структуре населения, на качестве его жизни, на внешнем облике поселка.
Одними из первых ситуацией воспользовались предприниматели средней руки, те, кто имел в собственности клочок земли, дом, небольшой пункт питания или морское судно.
«Я в Листвянке уже 12 лет. Раньше в табачном бизнесе работал. Потом чувствую, надоедать стала эта суета. Передал дела жене, купил участок, начал строиться. Сам я кабанский3, детство в деревне прошло, поэтому все делал своими руками. Года три строил. Жена зарабатывала, я вкладывал. Теперь вместе работаем. Со стороны работников не нанимаем, дети помогают. Вот построил несколько домиков, баню, столовую — вроде как своя деревня у меня. Когда строиться начал, сразу понял — на ветрах стоим. Можно погоду на день предсказывать, смотря по тому, дует ветер с Байкала, с горы или с леса. Я и домики свои по названию семи ветров на Байкале назвал.
Больших денег здесь не заработаешь. Многие из тех, кто начинал, уже года через два бросали. Сезон — три месяца, остальное время лапу сосешь. Нужно любить эту работу. Я здесь отдыхаю, и людям у меня нравится — тишина. Байкал из окна видать, кладбище под боком. Им ведь что надо — в домике деревянном заночевать, в баньке попариться, водки простой выпить, с хозяином поговорить. Кто в отдыхе понимает, в гостиницу стандартную не пойдет.
В Листвянке много иркутян живет. Вот брат мой троюродный себе дом здесь купил. Прописался. Для бизнеса это выгодно — у сельских районов налоговые льготы. Вкладывает понемногу в дом. Работников сюда вывозит в качестве поощрения» (А.Г., 45 лет).
Жители Листвянки издавна промышляли извозом. Сегодня всякий приехавший на Байкал турист мечтает прокатиться на корабле. Спрос на услуги перевозчиков год от года возрастает. Костяк Байкальской флотилии составляют частные владельцы рыболовных судов типа «Ярославец», переделанных под прогулочные катера. Капитаны судов, как правило, не профессиональные моряки. Для них бизнес однажды стал образом жизни. Жизни фартовой, кочующей, подвластной капризам погоды.
«Я корабль взял в 97-м году. Дешево взял. Повезло мне. Правда, все пришлось менять. Дно обшивать по новой, каюту приваривать, корму. Управлять учился сам. Документы мне помогли сделать. Я дипломированный капитан! Корочки — Благовещенской мореходки. А у меня 8 классов образования на самом деле. Да зачем оно? Я в ИВАТУ три года проучился, бросил. Из моих друзей никто по специальности не работает. А у меня вообще даже трудовой книжки нет. Меня дядька устроил в видеосалон на вокзале. Тогда самые популярные видеосалоны на вокзале и в аэропорту были. Хорошие деньги делали. Потом челноком стал. Году в 91-м первый раз поехал в Югославию. Потом в Китай поехал. Тоже по турпутевке. Челночил до 94-го года. Хорошие тогда деньги делали. Мне вообще по жизни как-то везет. Сейчас только корабль, ну еще микроавтобус один на маршруте бегает. Я отцу купил, чтобы не скучал. Дом построил в Пивоварихе. Там соток двадцать земли. Участок до кризиса купил за пять с половиной тысяч долларов. Есть небольшой участок в Листвянке — тоже надо строить.
Пока жена не родила, вместе на корабле ходили. Она за матроса и за повара. Пацану год и два месяца, бегает уже везде. На корабле боимся, что лоб себе расшибет. Это фотографии старшего сына — на Чивыркуе. Там туристы щуку поймали метр двадцать длиной.
Вот поездка была! Группа банкиров из Москвы. Пообещали, если сделаешь нам хорошую рыбалку, сверху штуку баксов заплатим. Но что-то не везло им я в берег стукнулся, потом моя на них наорала — ну, думаю, какая там штука, но потом, когда уезжали, говорят: спасибо, Андрюха, и тысячу сверху дают. Москвичи — нормальные клиенты. С них там, оказывается, фирма посредническая 11 тысяч за круиз взяла. Они, когда узнали, что я из этих денег получаю всего две с половиной, удивились — как так?
Со мной тут француз один одно время ходил — вот тот скупой. Сейчас свой корабль купил. Но он, правда, и выручал меня заказами. Так он каждую шоколадку считает. Приехал из Франции — там, видимо, не состоялся, купил квартиру за «Интуристом», таскает своих французов круглый год. Жена у него наша бурятка — иняз закончила. Уже бухтит — во Францию хочу. Конечно, там все развлечения, а здесь куда кроме кабака пойдешь?
На корабль тоже денег много надо. Я его оформил как маломерное судно. Пожарникам надо заплатить, СЭС, мазут сдаем — тоже надо тысячи две отдать. Сейчас еще требуют, чтобы не сбрасывали воду из туалета. А у меня емкость на 300 литров
— это на три дня для 10 человек. Тогда должны оборудовать места приема по всему берегу. Да ерунда все это. Байкал — он мощный, все переработает. Это все естественные отходы. А вот если дня три продержать, то это уже яд, ну или там мазут если сливать, да и то все равно же мазут в Байкал с водой из двигателя попадает — его волна к берегу весь прибивает.
Вообще народ на Байкале разный встречается. Я как-то подвозил туриста — он неделю в палатке один жил. Как так — неделю совсем один? «А мне нравится», — говорит. Все люди разные...» (владелец корабля Андрей, 42 года).
|