«Бессмысленный проект самоубийства»
Итак, Северный полюс…
Давно стремились к нему люди, и могилами многих
славных были отмечены их пути. Смельчаки шли с разных направлений. Они
передвигались различными способами. После их походов остались дневники и книги,
то полные веры, то проникнутые отчаянием. Нансен вдумывался в каждую страницу,
сопоставлял, сравнивал, искал ошибки, оценивал удачи, отделяя случайные от завоеванных.
Издавна среди китобоев и путешественников, которым
удавалось проникать в высокие широты, шел спор: одни говорили, что дальше по
пути к полюсу — открытое море, другие — что огромные ледяные поля. Как бы
примирив оба взгляда, англичанин Уильям Парри в начале XIX века отправился к
полюсу на корабле, взяв с собой шлюпки на полозьях. Покинув свою «Хеклу»,
моряки впряглись в лямки. Лед не был гладким. И, главное, он медленно
дрейфовал, причем иногда к югу, унося путешественников назад. Парри и его люди
тридцать пять дней волокли шлюпки к полюсу, но не достигли 83° северной широты.
Попытку повторяли английские, американские, немецкие
экспедиции.
Потерпели неудачу верившие в приполюсное открытое море
Кент Кэн и Исаак Хейс. Корабль Кольдевея был раздавлен льдами, «Полярис» Холла,
покинутый людьми, исчез во мраке полярной ночи.
Фритьоф был подростком, когда на двух кораблях ушел в
плавание Джордж Нэрс. Экспедицию отлично снарядили. Английские газеты уверяли,
что если Северный полюс вообще досягаем, то Нэрс дойдет до него.
Но Нэрс не дошел. Санная партия на собачьих упряжках с
огромным трудом проникла до 83°20′ северной широты. Потеряв нескольких человек,
она повернула назад. По пути на родину Нэрс с первого пункта, где был телеграф,
поспешил оповестить мир: Северный полюс недосягаем.
Те экспедиции, которые снаряжались позднее, не
прибавили много нового. Опыт был накоплен, метод сложился, средства
определились. Если отбросить частности, то любая экспедиция, в общем,
действовала так: сначала корабль пробивался как можно дальше на север и там
зимовал. Весной, как только заканчивалась полярная ночь, с него отправлялась в
сторону полюса санная партия. Она проходила, сколько хватало сил и
продовольствия, затем поворачивала обратно.
Но, думалось Нансену, был ли этот установившийся метод
единственно возможным и правильным?
С тех пор как Фритьоф увидел на льдине возле «Викинга»
кусок сибирского плавника, необычная полярная экспедиция сначала неясно, потом
все отчетливее стала рисоваться его воображению. Фритьоф возвращался к мысли о
такой экспедиции снова и снова, думал о ней во время гренландского похода.
Постепенно у него созрел план, который он обнародовал в 1890 году, а затем
принялся осуществлять.
Соотечественники горячо поддержали национального
героя, собрали часть денег для дорогостоящего ледового плавания. Но, выступая
затем во многих городах Европы, Нансен слышал мало похвал и много возражений.
Осенью 1892 года, когда подготовка к экспедиции шла
полным ходом, Нансен приехал в Лондон, один из мировых центров географической
науки. Ему предстояло выступить на заседании Королевского географического общества
перед ветеранами Севера, увенчанными славой и озлобленными неудачами, отдать
свой окончательный план на суд тем, кто сохранил веру в могущество человека, и
тем, кто утратил ее в минуты горьких раздумий.
Председатель дал слово гостю.
Нансен начал с обзора неудач экспедиций к полюсу.
Корабли проникали в Арктику недостаточно далеко для того, чтобы санная партия
смогла по дрейфующим льдам преодолеть остающееся пространство.
— Мы должны искать новые пути, — продолжал
Нансен. — Если мы попытаемся сделать своими союзниками те силы природы,
которые были нашими противниками, то найдем наиболее верный путь к полюсу.
Бесполезно идти против течения, как это делали прежние экспедиции. Мы должны
искать попутное течение. Только экспедиция «Жаннетты», по моему глубокому убеждению,
была на верном пути, хотя и не по своей воле и желанию.
Нансен напомнил трагическую историю экспедиции
военно-морского флота Соединенных Штатов Америки.
«Жаннетта» была затерта неподалеку от острова Врангеля
и почти два года дрейфовала вместе с уносимыми течением льдами. В 1881 году
судно при сжатии было раздавлено северо-восточнее Новосибирских островов.
Команда затонувшего корабля во главе с Де Лонгом пошла по дрейфующим льдам к
устью Лены. Дошли немногие — голодная смерть косила людей.
А три года спустя возле юго-западного берега
Гренландии, следовательно, за тысячи километров от места гибели судна, совсем в
другом районе полярного бассейна, эскимосы неожиданно наткнулись на следы
погибшей «Жаннетты». Бумаги, подписанные начальником экспедиции Де Лонгом,
брюки с меткой одного из матросов и другие вещи американской экспедиции лежали
на большой плавучей льдине.
|