Наша национальная магистраль
Адмирал Макаров говаривал, что главным своим фасадом
Россия выходит на Северный Ледовитый океан.
Образное определение. Но фасад — наружная сторона. В
обиходной речи укоренилось выражение: а что за красивым фасадом?
У нашего северного фасада все без обмана. Он и сам не
наряден, красота его для многих мрачновата, краски скупы. Он не обещает сладкую
жизнь.
Многотрудными путями пионеров Севера были океан да
реки, несущие ему воды из глубин сибирской земли. И от давних отписок служилых
людей, ходивших к Мангазее, до современных оперативных сводок штаба арктического
мореходства через столетия повторялись жалобы на слишком короткое полярное
лето.
Реки в низовьях поздно очищаются ото льда и рано
покрываются его броней. В морях Северного Ледовитого океана, за исключением
Баренцева — его утепляет Гольфстрим, — свободная летняя навигация так
коротка, что ее и навигацией называть неловко…
После войны, с опорой на ее выстраданный и оплаченный
жертвами опыт, складывалась новая смелая концепция полярного судоходства.
Прежняя, в сущности, основывалась на терпеливом
выжидании благоприятных условий: ждать, пока ветры разредят льды, ждать, пока
откроется проход через проливы, ждать погоду, благоприятствующую ледовой
разведке.
И эта тактика терпения и пассивного выжидания была
неизбежной при относительной немощи или маломощности технических средств.
Однако постепенно она стала изживать себя. Сама жизнь требовала перехода к
активным действиям в сложных ледовых условиях.
Продление навигации на Северном морском пути было
определено партией как важная государственная задача. В первую очередь, —
на западном участке, от Мурманска до Енисея. Именно здесь к полярной трассе
тяготеют Тимано-Печерский территориально-производственный комплекс, нефтяная и
газовая Тюмень с выдвинутым далеко на север полуостровом Ямал, а также комплекс
Большого Норильска.
Норильску и его водным воротам — Дудинке понадобились
навигации небывалые, круглогодичные, с одним лишь неизбежным перерывом: когда
во время паводка порт оказывается под водой.
Впервые существенно продлить навигацию удалось на
рубеже шестидесятых и семидесятых годов. В 1970 году теплоход «Гижига» пришел в
Дудинку последним рейсом не в октябре, как обычно, а ноябрьской ночью. В конце
декабря он возвратился в Мурманск. Еще через год «Индигирка» появилась на
дудинском рейде в канун новогодних праздников.
Атомные гиганты распределили между собой наиболее
трудные участки магистрали. Но Енисейский залив и низовья реки были для них
недоступны. Только подключение относительно неглубоко сидящих ледоколов
«Капитан Николаев», «Капитан Сорокин», а позднее и специального речного
ледокола «Капитан Чечкин» замкнуло цепочку.
«Капитан Сорокин» блестяще провел через океан два
дизель-электрохода в самый «мертвый сезон». Сдав в Дудинке предназначенный
Норильску груз, суда приняли на борт металл и без особых происшествий вернулись
с ним в Мурманск.
А потом была круглогодичная навигация 1978–1979 годов.
В ту зиму держались «космические» морозы, температура
падала до минус 57–60 градусов. Дерево трескалось и раскалывалось. Металл
крошился. Моряки сберегали тепло, покидая внутренние помещения через
единственный тамбур, оборудованный, как сени в северных сибирских избах.
Укрывали лицо мигом обледеневающими масками.
На трассе Мурманск — Дудинка некоторые суда неделями,
а то и месяцами были скованы льдами, непробиваемыми даже для «Арктики», побывавшей
в 1977 году у полюса. Какие там караваны: кое-где возле Ямала «Арктика» и
атомоход «Сибирь» с трудом могли вести по одному судну.
Но сегодня можно уже твердо сказать: в Западном
районе, на линии Мурманск — Дудинка, при активных действиях в самых трудных
условиях круглогодичная навигация — реальность,
Сложнее с Восточным районом Северного морского пути.
В западной части океана довольно много островов,
образующих заслон, препятствие для движения ледяных массивов. Восточный же
район почти не прикрыт островами, и колоссальные поля льдов иной год начинают
передвигаться без помех чуть ли не от полюса к главным путям кораблей.
Впрочем, и на восточном участке Северного морского
пути удалось сделать немало.
|