Иркутский авиазавод (директор
А. Иосилович) буквально накануне войны в 1940 г. получил важное
правительственное задание — начать производство бомбардировщиков Пе-2.
Это был современный
двухмоторный скоростной самолет, превосходивший немецкие бомбардировщики типа
«хейнкель» и «юнкере». Перед самой войной была закончена сборка самолета и он
был передан на летные испытания. В январе 1942 г. коллектив завода
получил новое задание — наладить выпуск бомбардировщиков Пе-3, а с августа 1942 г. начать серийное
производство бомбардировщиков Ил-4.
Создание новых типов
самолетов потребовало пересмотра всей прежней технологии и организации
производства. Конечно, внедрение новых технологических процессов давалось
непросто.
Инженерам-технологам, техникам
и другим специалистам приходилось работать в очень трудных условиях,
преодолевая голод и холод, усталость и болезни.
С целью экономии бензина
заводчане стали отправлять самолеты не своим ходом, как раньше, а по железной
дороге. Это потребовало дополнительных усилий. На заводе был создан
монтажно-сборочный участок, а в Москве — демонтажный.
Руководил им молодой техник
Б.И. Беляков. Для транспортировки самолет разбирали, помещали его части в
погрузочные рамы и контейнеры, а моторы укрепляли в вагонах.
В 4 —5 часов утра
заканчивалась погрузка, после этого рабочие, участвовавшие в демонтаже,
оставались в цехе для короткого 3 —4-часового отдыха, а по гудку первой смены
приступали уже к своей основной работе. Таким образом, в дни отправки самолетов
(а это повторялось 2 — 3 раза в неделю) демонтажники работали 20 часов в сутки.
Выпуску бомбардировщика Ил-4
правительство уделяло большое внимание. На завод директору генерал-майору В.И.
Абрамову несколько раз звонил И.В. Сталин и требовал увеличить выпуск
самолетов. Не раз приезжал на завод и конструктор СВ. Ильюшин.
|