С сентября 1943 г. завод стал выпускать
самолеты Ер-2 и Ер-2 ОН (особого назначения). Эти самолеты совершали
беспосадочные перелеты из Иркутска до Москвы, что было в то время рекордом.
Использовались такие самолеты для связи с партизанскими районами.
Во время войны состав рабочих
и служащих завода пополнялся молодыми рабочими, потребность в которых была
настолько велика, что приезжали работать на завод молодые люди из соседних областей.
Так, в феврале 1942 г. вместе с новой
группой прибывших учеником обрубщика литейного цеха поступила тюменская
комсомолка Мария Цуканова. С марта 1942 г. она уже стала приемщицей, а с мая —
контролером 4 разряда. В июле 1942
г. ее призвали в ряды Военно-Морского Флота. Имя Героя
Советского Союза Марии Цукановой золотыми буквами вписано в историю Великой
Отечественной войны.
Война наложила свой отпечаток
на жизнь и быт рабочих и служащих завода. Уже упомянутый Б.И. Беляков
вспоминает: «Был установлен режим военного времени: 11-часовой рабочий день и
работа без выходных. В жилом поселке ввели светомаскировку, изъяли
радиоприемники, ввели карточки на хлеб и продукты, уплотнили жилые помещения.
Моя семья — 4 человека — была переселена из 28-метровой в комнату почти
наполовину меньше».
В одной из таких уплотненных
квартир в семье эвакуированного из Москвы слесаря авиазавода 25 апреля 1944 г. родился Трубников
Вячеслав Иванович, бывший в 1996 — 2000 гг. директором службы внешней разведки,
генералом армии.
Огромную нагрузку принял на
себя с первых же дней войны железнодорожный транспорт. Он выполнял воинские
перевозки и перевозку эвакуированных грузов и людей с запада на восток.
На транспорте был введен
особый график военного времени. Стал практиковаться пуск спаренных и сдвоенных
поездов, возросли скорости движения. Каждые 20 минут требовалось пропускать
поезда с грузом и людьми.
Если в июле 1941 г. при задании 750 километров в
сутки Восточно-Сибирская дорога выполняла только 700, то в последней декаде
октября средняя суточная скорость достигла 850 километров.
Воинские эшелоны, как правило,
двигались со скоростью курьерских поездов. Были перевыполнены основные
показатели использования паровозов в паровозных депо Иркутска-I и
Иркутска-Сортировочного.
|