А потом уже ими заполнялись
пулеметные ленты и проводились стрельбы. За день через руки девушки-контролера
проходило по три партии патронов.
Немалую часть среди нового
пополнения рабочего класса составили подростки — бывшие школьники городских
школ № 9, 34, 37, железнодорожных школ № 39, 42, 87.
С уходом на фронт
отцов-кормильцев они вынуждены были бросать учебу и становились бойцами
трудового фронта, а часть подростков после непродолжительной учебы в
ремесленных училищах и школах ФЗО пополнила кадры промышленных и транспортных
предприятий.
Приход на производство большой
массы молодых рабочих привел к омолаживанию кадров. На заводе имени Куйбышева,
например, на 1 апреля 1942 г.
более 50 % рабочих было моложе 30 лет.
Большинство работавших там к 1943 г. имело стаж работы
всего 1 год. Конечно, квалификация их была невысокой. Поэтому рабочие 2 — 3
разряда на заводе в это время составляли 48,8 %, 4 —6 разряда — 43,8 % и 7 — 8
разряда — всего 7,4 %.
Положение несколько спасали
старые рабочие-пенсионеры, вернувшиеся на производство с началом войны. Как правило,
они возвращались на предприятия, на которых проработали по 20 — 30 лет.
Их знания и опыт
использовались в первую очередь при обучении молодых рабочих, женщин и подростков.
В связи с этим в военное время особое распространение получили различные формы
индивидуального и бригадного ученичества. Опытные рабочие добивались в этом
немалых успехов.
Так, на заводе имени Куйбышева
мастер Соболь в 1941 г.
обучил разным профессиям 84 человека, мастер Остроушко подготовил 17
квалифицированных рабочих, каждый из которых сдал экзамены на уровне не ниже 4
разряда. Мастера Каштанов, Кулик, Сологуб обучили в 1942 г. по 25 — 30 учеников.
В 1943 г. кадры промышленности
военного времени в основном сложились, и с этого времени было обращено особое
внимание на повышение их квалификации: увеличились сеть кружков техминимума,
число стахановских школ. Только в Ленинском районе в 1943 г. работало 162 школы.
|