Оно приняло различные формы,
как зародившиеся накануне войны, так и возникшие в военное время: движения
многостаночников, совместителей профессий, двухстаночников и многостаночников,
комсомольско-молодежных и фронтовых бригад.
В течение всего первого периода
войны на предприятиях города регулярно проводились стахановские вахты, ударные
пятидневки, фронтовые шестидневки. Нередко выполнение двух и более норм было
следствием работы над срочными заказами. Слесарь завода имени Куйбышева Иванов
двое суток не выходил из цеха, изготавливая срочный заказ. Справившись с заданием
на 200 %, он после четырехчасового отдыха вернулся в цех для выполнения нового
заказа.
Завоевали звание
пятистаночников в первый же месяц войны слесари станции Иркутск-I
Нубаников и Рассказов, сварщица депо Иркутск-II
Денисова.
На Восточно-Сибирской железной
дороге среди машинистов много было последователей новосибирского машиниста Н.А.
Лунина, призывавшего к экономии топлива и запасных частей, к ремонту паровоза
методом кооперированных бригад.
Весьма эффективной формой
организации стахановского труда, производственного обучения и воспитания
молодежи были комсомольско-молодежные бригады, возникшие еще до войны, и фронтовые
бригады, которые появились осенью 1941 г.
Уже в первые месяцы войны
заставили говорить о себе бригады Алеулова (Ленинский район), Миронова
(Иркутский дрожзавод), Карнаухова (слюдяная фабрика), Юдина (завод имени
Куйбышева).
По итогам Всесоюзного
соревнования за высокие производственные достижения иркутские предприятия
получили всесоюзные премии, знамена Государственного Комитета Обороны
(слюдфабрика, завод имени Куйбышева), а также премии наркоматов и ВЦСПС.
В то же время нельзя не
отметить, что в глубоком тылу нередко совершались настоящие трудовые подвиги,
не предусмотренные никакими формами соревнования, возникшие стихийно, идущие
от патриотических побуждений скорее покончить с фашистскими захватчиками.
|