Уже в августе 1941 г. в Иркутск стали
приходить первые эшелоны с оборудованием фабрик и заводов, сырьем, рабочими и
служащими. Эшелоны с грузами прибывали вплоть до 1943 г.
Согласно плану Всесоюзного
совета по эвакуации Иркутская область приняла 22 крупных предприятия, около 10
трестов и сырьевых баз.
На завод тяжелого
машиностроения имени В.В. Куйбышева прибыло оборудование и кадры с Ново- и
Старокраматорского машиностроительных заводов с Украины.
Причем эвакуация была организована
весьма успешно. Еще 27 июня 1941
г. директор Старокраматорского завода Песчаный издал
приказ направить пассажирским поездом из Златоуста и Челябинска большую группу
рабочих (24 человека) с поручением «связаться с заводскими и городскими организациями,
а также с частным сектором по подготовке жилья для приезжающих семей и принять
меры по разгрузке оборудования и его хранению». А вскоре стали прибывать и
эшелоны.
Станки и машины, связанные с
производством проката, были использованы для расширения завода. Монтаж
основного оборудования завершился к маю 1942 г. Из 618 единиц оборудования в апреле
было введено в эксплуатацию 397.
Наибольшие трудности возникли
с обеспечением эвакуированных рабочих и служащих жильем. Часть временно
осталась жить в вагонах, другие расселились в заводских домах за счет
уплотнения жителей. Иркутяне проявили отеческую заботу об украинских
машиностроителях, которых война заставила покинуть обжитые места.
Вторым крупным предприятием,
эвакуированным в ноябре 1941
г. в Иркутск, был Московский авиационный завод № 39. Его
оборудование разместилось на производственных площадях авиационного завода №
125.
|